«Дети войны»
творческая работа учащихся (краеведение) по теме
Краеведческие чтения
«Помнит мир, спасённый о войне, о каждом годе, лете, ночи, дне…»,
посвящённые Дню Победы в годы Великой отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedch._chteniya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»
Тема: «Дети войны»
Краеведческие чтения
«Помнит мир, спасённый о войне, о каждом годе, лете, ночи, дне…»,
посвящённые Дню Победы в годы Великой отечественной войны
Материал подготовлен членами
краеведческого кружка
МОУ «СОШ с. Александровка 3-я
Калининского района
Саратовской области».
Руководитель: учитель
географии С.А. Арбузова
- 1 -
(Выбегает девочка с цветами и поёт).
«Выглянуло солнышко,
Блещет на лугу.
Я навстречу солнышку
По траве бегу.
И ромашки белые рву я на лету.
Я веночек сделаю, солнышко вплету» -2 раза
Раздаётся взрыв, гул. Девочка кричит: «Мама!». Звучит музыка, дети выходят в военной форме.
1. Шло детство, поспела клубника…
Нам день обещал тишину,
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей, наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слёз удержать не могла.
2. И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик,
И было нам детям непросто
Понять этой скорби язык.
Война надвигалась столько.
Родной закручинился кров…
3. Война обрушилась на детей так же, как на взрослых – бомбами, голодом, холодом, разлуками. Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными.
4. Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: Фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.
54 тяжелобольных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в тебердинское ущелье.
5. Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детдома.
Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.
6. В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то эсесовцы бросали живых детей в раскалённые печи.
- 2 -
7. Что может быть страшнее смерти ребёнка? Дети на войне… есть поговорка: «На войне детей не бывает, те, кто попали на войну, расстались с детством навечно. Но дети в ту суровую пору были не только жертвами, они становились защитниками своей Родины.
8. В эти годы порой казалось,
Что мир детства - навек опустел,
Что не вернётся радость
В сёла, где дом без стен.
9. Ушли на фронт отцы, сыновья, братья и мужья. Вместо них стали работать жены, матери, дети. Каждый старался помочь фронту.
10. На фронте решается всё, что мы здесь можем сделать? Мы ещё малы.
11. Я думаю, что мы тоже можем помочь фронту.
12. Чем?
13. Я пойду помогать в поле, буду собирать колоски, работать на току в
с. 3 Александровка.
14. Дети нашего села помогали убирать урожай, старались, чтобы ни одно зёрнышко не оставалось на поле, ходили собирать колоски.
15. Савранская Александра Алексеевна родилась в с. 3 Александровка. Когда началась война, она была молоденькой девчонкой. Помнит, когда отец уходил на фронт, то приказал брату: «Смотри, Петя, за мужика остаёшься. Мамку береги, сестрёнок тоже». Петя робко кивал головой, утыкаясь в грудь отца, а Шура сидела в крепких папиных руках. Мама сильно плакала и приказала со двора никуда не уходить. А дети смотрели на улицу, по которой, рыдая, шли люди, провожая своих родных на войну, а возможно и на смерть.
В то время, когда отец с другими солдатами сражался с фашистами, дети помогали маме, которая появлялась дома только к ночи, уставшая и измученная от работы. Петька стал настоящим кормильцем семьи. А у Шуры тоже была ответственная работа: огород прополоть, воды натаскать, за коровой ходить, доить, да за младшими сестрёнками и братишками следить. Откуда же у этой молоденькой девочки брались силы, чтобы ворот колодца крутить? Ведь если железный «баран» вырвется из рук, то убьёт сразу. А однажды мама больная пошла на работу. Шура упросила её, чтобы пойти вместе с ней. А дома
по - хозяйству оставили младшую сестрёнку. Так впервые Шура стала работать на прицепе. Хрупкими ручонками она бралась за рычаги, чтобы поднять лапки культиватора, лемеха плуга, очищала забившиеся от мусора и соломы бороны. Она забывала про усталость. Правда есть хотелось почти всегда. Но эта тема была запретной, даже самые маленькие молчали. Тех подростков, которые
- 3 -
работали в поле, кормили клёцками и пареным зерном. Шура заворачивала пареное зерно и приносила домой младшим братишкам и сестрёнкам. Скоро привыкли и к голоду. Но мамины слёзы Шура не забудет никогда. Правда она их прятала, плакала тайком. Но когда получила похоронку, мама громко рыдала. Вот так и прошло детство Савранской Александры Алексеевны. К 65-летию Победы она получила юбилейный знак «Труженица тыла».
16. Кагаева Александра Николаевна родилась в 1930 году в с. 3 Александровка. Отец ушёл на фронт на третий день войны. А она вместе с мамой и шестью братьями и сёстрами остались в маленьком доме рядом с рекой Баланда. Отец писал редкие письма, и она понимала, что папка вернётся не скоро. Александра, как и другие подростки, стала помогать в с/х работах, на прицепе, работала на току, возила зерно на лошадях от комбайна, вручную сортировали, веяли зерно. Во время работы на прицепе поднимали бороны, сеяли зерно. Александра работала почти наравне с взрослыми: с утра до позднего вечера. Вместе со старшим братом мама рыла окопы, а Александра оставалась работать и дома, и в поле. Хрупкие руки, худенькое тельце, подкашивающиеся ноги выдерживали всё. Она понимала, что в тылу от них зависит многое, ведь на фронте ещё тяжелее, там смерть, кровь, искалеченные люди.
Однажды от усталости Александра оступилась, и нога попала в колено прицепа. Оторвало часть стопы, но Шура даже не смогла громко заплакать, а только слёзы катились по щекам и крепко сжались тонкие губёнки. А в голове прокрутилось. Как я буду помогать младшим, маме? Шура лишилась часть конечности, ей сделали протез. Но сильная духом она не смогла сидеть без дела дома. Александра продолжала работать в хозяйстве по силе возможности - на току, поваром.
Действительно, те ребята, которых застала война, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова.
17. В годы войны в наше село приезжали эвакуированные женщины, вместе с детьми из разных мест Украины.
У меня братишка новый,
Новый братик лет пяти.
Он сказал мне:
18. «Я приехал,
Буду здесь теперь расти».
19. Я хорошего такого не встречала малыша,
У него в руках тетрадка, два моих карандаша.
У него в тетрадках пушки, по две с каждой стороны.
Я спросила: «Ты откуда?» Он ответил:
- 4 -
20. «Я с войны».
На войне летали пули у меня над головой,
А потом вернулись наши – оказалось, я живой.
Ты теперь моя сестра, мне, наверное, спать пора.
Ты скорей мне руки вымой, я не вымытый с утра».
21. Дети и война… . Это страшное сочетание и сегодня обжигает, останавливает, предостерегает, потрясает людей. Многие мальчишки и девчонки отдали своё детство – настоящее солнечное, с книжками и играми, смехом и праздниками. Отдали, чтобы Земля осталась землёй людей, у которых жизнь должна начинаться с книжек, игр и праздником.
22. Да будет светлый жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей
Земле достаточно убитых.
23. Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
(Дети уходят)
Савранская Александра Алексеевна
родилась в с. 3 Александровка. Когда началась война, она была молоденькой девчонкой. Помнит, когда отец уходил на фронт, то приказал брату: «Смотри, Петя, за мужика остаёшься. Мамку береги, сестрёнок тоже». Петя робко кивал головой, утыкаясь в грудь отца, а Шура сидела в крепких папиных руках. Мама сильно плакала и приказала со двора никуда не уходить. А дети смотрели на улицу, по которой, рыдая, шли люди, провожая своих родных на войну, а возможно и на смерть.
В то время, когда отец с другими солдатами сражался с фашистами, дети помогали маме, которая появлялась дома только к ночи, уставшая и измученная от работы. Петька стал настоящим кормильцем семьи. А у Шуры тоже была ответственная работа: огород прополоть, воды натаскать, за коровой ходить, доить, да за младшими сестрёнками и братишками следить. Откуда же у этой молоденькой девочки брались силы, чтобы ворот колодца крутить? Ведь если железный «баран» вырвется из рук, то убьёт сразу. А однажды мама больная пошла на работу. Шура упросила её, чтобы пойти вместе с ней. А дома
по - хозяйству оставили младшую сестрёнку. Так впервые Шура стала работать на прицепе. Хрупкими ручонками она бралась за рычаги, чтобы поднять лапки культиватора, лемеха плуга, очищала забившиеся от мусора и соломы бороны. Она забывала про усталость. Правда есть хотелось почти всегда. Но эта тема была запретной, даже самые маленькие молчали. Тех подростков, которые
работали в поле, кормили клёцками и пареным зерном. Шура заворачивала пареное зерно и приносила домой младшим братишкам и сестрёнкам. Скоро привыкли и к голоду. Но мамины слёзы Шура не забудет никогда. Правда она их прятала, плакала тайком. Но когда получила похоронку, мама громко рыдала. Вот так и прошло детство Савранской Александры Алексеевны. В 2010 году к 65-летию Победы она получила юбилейный знак «Труженица тыла».
Кагаева Александра Николаевна
родилась в 1930 году в с. 3 Александровка.
Отец ушёл на фронт на третий день войны. А она вместе с мамой и шестью братьями и сёстрами остались в маленьком доме рядом с рекой Баланда.
Отец писал редкие письма, и она понимала, что папка вернётся не скоро. Александра, как и другие подростки, стала помогать в с/х работах, на прицепе, работала на току, возила зерно на лошадях от комбайна, вручную сортировали, веяли зерно. Во время работы на прицепе поднимали бороны, сеяли зерно. Александра работала почти наравне с взрослыми: с утра до позднего вечера. Вместе со старшим братом мама рыла окопы, а Александра оставалась работать и дома, и в поле. Хрупкие руки, худенькое тельце, подкашивающиеся ноги выдерживали всё. Она понимала, что в тылу от них зависит многое, ведь на фронте ещё тяжелее, там смерть, кровь, искалеченные люди.
Однажды от усталости Александра оступилась, и нога попала в колено прицепа. Оторвало часть стопы, но Шура даже не смогла громко заплакать, а только слёзы катились по щекам и крепко сжались тонкие губёнки. А в голове прокрутилось. Как я буду помогать младшим, маме? Шура лишилась часть конечности, ей сделали протез. Но сильная духом она не смогла сидеть без дела дома. Александра продолжала работать в хозяйстве по силе возможности - на току, поваром.
Действительно, те ребята, которых застала война, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"
Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель Л.В. Шатилова, объявила о ра...
дети войны и дети мира
Прошло ровно 70 лет, как весь мир с огромным облегчением вздохнул: закончилась Вторая Мировая, которую мы называем Великой Отечественной Войной. Эта беда коснулась практически каждого уголка зем...
Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"
В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....
Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)
Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....
Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста
Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....