Презентация "Татарстан"
презентация к уроку по краеведению (5 класс) по теме

Данная презентация поможет учителю, преподающему  курс "Краеведение" в 5  классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatarstan.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района Саратовской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

                     Балаковского муниципального района

                413800, Саратовская область, г. Балаково, ул. Факел Социализма, 9 б тел.: (8 8453) 44-03-80, факс 44-43-33

Фестиваль

 методического творчества

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТОЛЕРАНТНОСТИ

                                         

                  

Работу выполнила

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 2»

Щербинина Елена Александровна

 ТЕМА:  Татары на Волге. Интересные обычаи. Историческая справка. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Нравственные идеалы, утверждаемые в сказках, легендах, преданиях: «Мудрый старик», «Завещание», «О кривой березе» и др.

Возрастная группа:  учащиеся  5-6 классов.

Форма:  мастер-класс

Цель мероприятия:

-воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения;

-воспитание гражданственности, патриотизма;

-выявление творчески одаренных детей, расширение их кругозора.

Задачи :

-ознакомление детей с культурными традициями  татар, как эффективное средство изучения истории народов  Поволжья, воспитание этнического самосознания и межнациональной толерантности.

-воспитание у обучающихся уважения к одноклассникам другой национальности;

-развитие коммуникативных навыков .

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, презентация Microsoft Office PowerPoint-2007, буклеты,фонограммы народной музыки, национальные костюмы, альбомы.

Ожидаемые результаты: повышение познавательной активности учащихся, развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к людям других национальностей.

                                                           

 Уважаемые коллеги,  вы знаете, что  в нашей области проживают люди разных национальностей: русские,  украинцы, белорусы, мордва, казахи, башкиры и многие другие. Сегодня мы познакомимся с представителями другой национальности-татарами.

Известно ль вам, как реки возникают,

Откуда силу вешнюю берут?

Сольются капли- и ручей сверкает.

Ручей к ручью- и волны в берег бьют.

И, пробивая путь, вода несется,

Бурлит поток, могуч, неутомим,

В нем звёзды отражаются и солнце,

И горы расступаются пред ним.

И знает капля каждая в теченье,

Хоть капля слабосильна и мала,

Что с сестрами своими в единенье

Она и вес, и силу обрела.

Так мы, народы родины любимой,

Союза нерушимого сыны-

Сплочённостью своей неодолимой

И волею единою сильны.

ТАТАРЫ- изначально  название монгольского племени 11-12 века. Говорили на монгольском языке ( монгольская языковая группа алтайской языковой семьи). Термин «ТАТАРЫ» впервые встречается в китайских летописях именно для обозначения северных кочевых соседей. Позже становится самоназванием многочисленных народностей, говорящих на языках тюркской языковой группы алтайской языковой семьи. Татары( самоназвание- татар), этнос, составляющий основное население Татарии(Татарстана)-1765 тыс.человек(1992). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской  и др. областях Татарами называются также тюрко-язычные общности Сибири(сибирские татары), Крыма(крымские татары) и др. Общая численность в Российской Федерации-(без крымских татар)-5,52 млн.человек(1992).  Общая численность 6,71 млн.человек.(слайды )

В татарском языке выделяются  три диалекта-западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Письменность до 1928 года основывалась на арабской графике, а в период 1928-1939 годов- на латинице, а затем на основе кириллицы.

Религия-мусульманство. Верующие татары  в основном мусульмане-сунниты, группа кряшен-православные.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.

Этноним татар  стал распространяться среди монгольских и тюркских племён Центральной Азии и юга Сибири с 6 века. В 13 веке во время завоевательных походов Чингиз- Хана, а затем Батыя татары появляются в Восточной Европе и составляют значительную часть населения Золотой Орды. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами называла себя прежде всего верхушка общества,  впоследствии этноним «татары» стал переходить в простонародье. (Слайды)

 ХОЗЯЙСТВО ТАТАР.

 В конце 19-начале 20 веков основой традиционного хозяйства волго-уральских татар было пашенное земледелие  с трехпольем в лесных и лесостепных районах. Землю обрабатывали двузубой сохой и тяжелым плугом(сабаном), в дальнейшем применяли более усовершенствованные сохи. Основными культурами были озимая рожь и яровая пшеница, овес, горох, чечевица. Животноводство имело стойлово-пастбищный характер. Выращивали мелкий рогатый скот, кур, коней, кряшены разводили свиней. Развито было пчеловодство, а в степной зоне- бахчеводство. Рыболовство носило любительский характер. Среди ремесел у татар значительную роль играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла. (Слайды)

                                                 

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ТАТАР.

Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубахи туникообразного кроя, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом. Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался. Поверх камзола мужчины надевали длинный просторный халат, подпоясывались кушаком. В холодное время носили стеганые на вате или меховые бешметы, шубы. Головным убором мужчин была тюбетейка,  поверх неё в холодную пору надевали меховую или стеганую шапку, а летом войлочную шляпу. Женские уборы различались мноообразием- разнотипно богато украшенные шапочки, покрывала, полотенцеобразные головные уборы. Женщины носили много украшений- серьги, подвески к косам, нагрудные  украшения, перевязи, браслеты, при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками, а мишари с онучами. (Слайды с изображением татарской одежды)

ПИЩА ТАТАР.

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища: супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Пшеничная мука использовалась как заправка для различных блюд. Популярна была лапша домашнего приготовления, её варили в мясном бульоне с добавлением масла, сала, кислого молока. К лакомым  блюдам относился баурсак- шарики из теста, вареные в сале или масле. Разнообразны были каши из чечевицы, гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо употреблялось разное- баранина, говядина, птица. Впрок готовили тутырма- колбасу с мясом, кровью и крупами. Из теста делали бэлэши- с мясной начинкой. Разнообразны были молочные продукты: катык-особый вид кислого молока, сметана, корт-сыр и др.Овощей ели мало, но  с конца 19 века заметную роль в питании татар стал играть картофель. Напитками были чай, айран( смесь катыка и воды). Праздничным напитком был ширбэт- из фруктов и растворенного в оде мёда. Ислам обуславливал запреты на свинину и спиртные напитки. (Слайды)

До чего же хороши в Татарстане бэлэши!

Хворост- просто объеденье,

К чаю чем не угощенье!

А чак- чак какое чудо!

Насладитесь этим блюдом!

Раз попробуешь- полюбишь

Вкус его ты не забудешь!

И не спутаешь никак

Другой шедевр- баурсак!

Много яств в татарской кухне,

И напитки тоже есть,

Просто времени не хватит

Все сегодня перечесть!

У татар своя культура,

У башкир она своя.

Мы живем в любви и дружбе,

Это ж Родина моя!

Каждая народность имеет свою культуру, накопленную десятилетиями, обряды,  национальные праздники. Одним из самых  значимых праздников является Сабантуй.(Слайды).

 « Сабантуй»:

Сабантуй- веселый праздник,

Это всем давно известно.

Сколько игр и зрелищ разных!

Приходите- интересно!

Хорошо, когда все видно,

А немного опоздал,

И уже до слез обидно,

И уже до слез завидно!

Кто-то больше увидал!

Я успел к борьбе и бегу,

Посмотрел футбольный матч,

А потом катал в телеге

Нас, ребят, один силач!

Видел, как на шест взбирались:

Приз висел, ого, какой!

Самовар!

Да зря старались:

Где же снять одной рукой!

Тут я зазевался малость-

В поле скачки начинались-

Здесь толпа стеной стояла

Проскользнуть не удалось.

Так и надо мне, зевале:

Из-за спин смотреть пришлось!

-Эге- гей- кричу-

Скажите,

Кто хоть будет победитель?

Проворчал болельщик зло:

«Снова синее седло!»

Синее? Я страшно рад,

Это же мой старший брат!

«Кто-то много понимает!»-

Я шепчу из-за спины.

Синих седел не бывает,

То  жокейские штаны!

Сабантуй- веселый праздник,

Это всем давно известно,

Столько игр и зрелищ разных!

Приходите, интересно!

Каждый народ  свято хранит произведения устного народного творчества. И  сегодня мы познакомимся со сказкой «Завещание»:

      Жил, говорят, в далекие времена старик. Было у него три сына. Перед смертью позвал старик к себе старшего сына и сказал ему:

— Сынок, коль сможешь, строй дом в каждой деревне. Затем подзывает среднего сына:

— А ты, сын мой, кушай сладко всю жизнь. И младшему сыну напутствие дал:

— Почаще женись.

Ладно. Умер старик. Сыновья его стали думать да гадать, как же им завещание отца исполнить. Старший тревожится: как же ему в каждой деревне дом построить? Средний решил отправиться по белу свету искать самые вкусные кушанья. Младший размечтался, как он будет много раз жениться.

Вот однажды приходит к ним старец. Поздоровался, о житье-бытье стал расспрашивать.

      Жизнь-то не из легких оказалась, бабай,— сокрушается старший из братьев.— Отец перед кончиной наказывал в каждой деревне дом выстроить. А я пока не выполнял отцовского наказа.

Средний говорит:

— А мне отец советовал кушать вкусные яства. Младший сын тоже в сторонке не остался:

— А мне отец завещал: «Почаще женись, мол». Хочу отцовскому совету следовать, да ничего у меня не получается.

Старец выслушал, что ему три брата рассказали, и говорит им:

— Эх, сынки, ведь вы неправильно истолковали отцово завещание. Он ведь вам что советовал: «строй в каждой деревне дом» — значит «приобрети себе в каждой деревне друзей, с друзьями легче прожить на свете», «кушай сладко всю жизнь» — это так надо понимать: «если еда трудом добывается, то даже ржаной хлебушко слаще всего окажется», «почаще женись» — значит, это так: «постоянно ищи себе работу, станешь тогда о жене крепче скучать, а вернешься — словно вновь женился». Вот ведь оно как. Отец завещал вам трудом рук своих жизнь налаживать.

Сказав это, старец ушел. С того дня братья стали, как было им подсказано, выполнять отцовское завещание.(Слайды)

Стихотворение Пасарби Цекова «РОССИЯ- МАТЬ»

Как солнце щедрое в небесной сини

Из века в век  не устает сиять,

Так согреваешь нас и ты, РОССИЯ,

Для ста народов ты- родная мать.

Необозримы светлые просторы

Цветущей, нестареющей земли.

И тундра, и тайга, и наши горы

С тобою вместе счастье обрели.

И мой народ вскормила ты, РОССИЯ,

Нас приняла в единую семью.

За все тебе сыновнее спасибо,

РОССИЯ- мать, я гимн тебе пою.

Ты раскрываешь нам свои объятья,

Радушия тебе не занимать,

Мы все- одна семья, навеки- братья,

С тобой мы навсегда, РОССИЯ- мать!

И в заключение предлагаю помотреть слайды современного Татарстана. (Слайды).

Используемая литература: 

1.Духовный мир татарского народа. –Китап, 2003

2.Ф.Губайдуллина. Практический материал для учащихся –5-6 классов средней школы по предмету «Культура Татарстана».

3.Лингво-культурологический словарь для школьников. Диалог языков и культур. – Китап, 2003

4.А.Аксельрод, Е.Любарская. Мир различий. Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ. – фонд гуманитарных проектов и технологий «Толерантность», 2004

5.Бетти  Э.Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М.: Изд-во “Бонфи”, 2001

6.Словарь иностранных слов. Издание девятое, исправленное. Москва “Русский язык” 1982

7.Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. – М.: Алгоритм, 2004.

Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.historytat.ru/

http://bulgar-portal.ru/

http://www.erudition.ru/referat/ref/id.16185_1.html