Россия – все, чем я живу.
методическая разработка по краеведению по теме
Россия – все, чем я живу.
Символика Российского государства
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.
В формировании патриотических чувств школьников одно из ведущих мест принадлежит государственной символике. Обращение к ней в воспитательной работе со школьниками является одним из непреложных условий формирования у них национального самосознания, основанного на сплоченности вокруг общенациональных ценностей.
Данное мероприятие знакомит младших школьников с символами государства: Государственным Флагом, Гимном и Гербом РФ; развивает познавательную деятельность детей. В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с историей возникновения и изменения Герба родного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_vse_chem_ya_zhivu.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы
Россия – все, чем я живу.
Символика Российского государства
Цели: знакомство детей с символами государства; пропаганда героической истории и славы России; воспитание патриотизма и преемственности поколений; развитие познавательной деятельности детей; развитие сценических способностей детей.
Оборудование: видеопрезентация с изображениями гербов и флагов России разных лет; плакаты, рисунки с изображениями символов государства, портрет Петра 1, репродукция иконы Георгия Победоносца. Магнитофон, аудиозаписи гимнов России разных лет, песни «Варяг».
Педагог : Прошу всех встать.
Звучит гимн Российской Федерации.
(После того как звуки гимна смолкают, все садятся.)
Ученик 1: Нам есть, чем гордиться, и есть, что беречь, –
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя! А.Ахматова
Ученик 2: Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнут ложь т грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли с
Названьем кратким «Русь». С.Есенин
Педагог : Наверное, каждый человек, способный ощутить себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая стихи и песни, посвященные родной земле… Сегодня мы с вами поговорим об истории нашей страны, ее символах и задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли ее, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело.
У каждой страны есть свои символы, свое лицо… Видим изображение Эйфелевой башни – сразу представляем Францию, статую Свободы – США. Символы России – Московский Кремль и Красная площадь, храм Василия Блаженного, знамя Победы.… Называешь их – и словно переворачиваешь одну за другой страницы истории, каждая из которых – подвиг народа, его извечное стремление к счастью, добру, братской любви, к вершинам духа. (Параллельно идет показ иллюстраций.) Какие еще символы страны мы знаем.
Ученик 3: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Эти символы занесены в Конституцию России и называются государственными.
Ученик 4: Рассмотрим рисунок Государственного герба России. «Герб» в переводе с немецкого – наследие, наследство. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом три короны. В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.
Ученик 3: Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означает силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.
Ученик 5: Упал снаряд. И совершилось чудо:
На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.
В сиянии возвышенного лика
Простер десницу грозную свою.
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею. Автор неизвестен
(Обращается внимание детей на репродукцию иконы Георгия Победоносца.)
Ученик 3: У разных народов можно найти легенду о храбром юноше и злом драконе. Возле города, где жили веселые и трудолюбивые люди, появился дракон. Трудно было противостоять его коварству и силе. Тогда стали приносить в жертву юных девушек. Когда настал черед царской дочери, на ее защиту встал отважный юноша. Он сумел поразить чудовище и освободить возлюбленную…
Ученик 4: Такую же историю рассказывает житийная литература о Георгии Победоносце.… Это реальный исторический персонаж – уроженец Каппадокии (территория современной Турции), принявший мученическую смерть во время гонения христиан. О нем говорится как о воине знатного происхождения, которого пытались принудить к отречению от веры во Христа.
Ученик 5: Так, где же тут знаменитая битва с драконом?
Ученик 4: Сейчас расскажу! Согласно старинным текстам, посвященным Георгию Победоносцу, этот святой победил дракона вовсе не копьем, а именем Иисуса Христа, т.е. молитвой, после чего привел покорившееся чудовище в город. Как зло покорилось беззлобию, так и пораженные горожане, увидевшие чудо, отвергли языческую веру и приняли христианскую.
Ученик 5: Но почему святой Георгий так часто изображается с копьем?
Ученик 3: Все просто. Копье поражающее страшного дракона, , символизирует слово Божие, разящее зло в самое сердце. В России в 14 веке изображение всадника с копьем появилось на эмблеме Москвы.
Ученик 4: Да, образ Георгия Победоносца – древний символ. Кстати, старинная русская серебряная монета – копейка – получила свое расхожее название именно благодаря изображенному на ней копьеносцу, который пронзает змея – олицетворение коварного зла.
Педагог : Теперь поговорим о Государственном флаге, развевающемся над Большим Кремлевским дворцом. Это бело-сине-красное полотнище. Мы отмечаем 22 августа День Государственного флага России. Кто знает, что означают цвета нашего флага?
Ученик 1: Красный цвет символизирует человеческие достоинства: отвагу, доблесть, героизм. Белый и синий – это цвета Русской православной церкви. Синий следует понимать, как стремление к небу, постоянство, верность; белый – благородство, совершенство. Бело-сине-красный национальный флаг впервые был поднят на кораблях Российского флота при Петре 1. (Показывает портрет Петра 1.)
Педагог : А как же красное знамя? Каково его значение в современной России?
Ученик 2: Красное знамя – атрибут Вооруженных сил России. С ним наша армия прошла долгий и героический путь в Великой Отечественной войне, одержала историческую победу над самой сильной армией в мире, собравшей военно-технический потенциал и людские ресурсы со всей Европы.
Педагог : У Военно-морского флота тоже есть знамя. Это бело-голубой Андреевский стяг. (Показывает изображение Андреевского стяга.) Кстати, кто знает, откуда пошло это слово – знамя? А происходит оно от однокоренных «знаменье», «знак»… О боевом знамени, героизме и жертвенности наших воинов нередко слагались песни, которые не предаются забвению.
Звучит песня «Варяг» на слова Е. Студенской.
Педагог: Есть ли кроме герба и флага иные государственные символы?
Ученик 6: Гимн страны. Он исполняется в особо торжественных случаях (при встречах и проводах глав государств, проведении парадов, больших государственных праздников). Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.
Ученик 7: «Гимн» в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня или похвала, исполняемая в особых случаях. Гимны как торжественные песнопения зародились в древности. – явление молодое: самому старому национальному гимну, использованному в качестве национального и государственного символа, чуть более четырех веков.
Ученик 6: В разные годы в России исполнялись разные гимны, каждый из них соответствовал своей эпохе.
В 1833 году царь Николай 1 поручил написать музыку для гимна. Всемирно известный скрипач, дирижер и композитор А.Ф.Львов, сочинив мелодию, поспешил к В.А.Жуковскому, который и написал к ней сочинение «Боже, царя храни». Вот эти слова: Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам.
(Звучит музыка.)
Ученик 7: Львов, действительно, как говорится, «попал в точку»: простая, яркая и запоминающаяся мелодия стала находкой для гимна и признанной классикой жанра.
Ученик 6: В период после Октябрьской революции в качестве гимна был утвержден «Интернационал» со словами:
Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой идти готов… (Звучит музыка.)
Ученик 7: В 1943 году Советская армия, отбросившая гитлеровцев на Запад, готовилась преследовать их по Европе. Правительство поставило вопрос о смене гимна, и в Европу наши войска вошли под звуки нового гимна. В 1944 г. 1 января по радио впервые прозвучал гимн на музыку А.В.Александрова, слова С.В.Михалкова и Эль-Регистана. Приведем текст гимна:
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила на веки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Великий, могучий Советский Союз. (Звучит музыка.)
Ученик 6: Прошли годы, распался СССР, и страна опять оказалась без гимна. В 2000 г. 28 декабря на «Радио Россия» прозвучала в качестве гимна музыка «старого» варианта гимна.
Ученик 7: В новое тысячелетие Россия вступила с утвержденными символами государства: двуглавым орлом в качестве герба, трехцветным флагом и гимном на музыку А.В.Александрова и слова С.В.Михалкова. (Желательно иметь фонограммы этих произведений.)
Ученик 8: У нашего города тоже есть свои символы.
Герб Озёрского района Московской области
Первоначально Герб Озёрского района был утверждён 20 февраля 1996 года Решением №24/23 районного собрания совета депутатов. (демонстрируется герб города Озеры). Позже герб был несколько переработан и утверждён 4 сентября 2001 года решением Совета депутатов Озёрского района . Этот исправленный герб внесён в Государственный геральдический регистр под №715.
Авторы герба: Игорь Сметанников, Константин Моченов, художник Роберт Маланичев.
Официальное описание герба: "Щит разделён начетверо; первая и четвёртая четверти пятикратно чешуйчато пересечены, первая - лазурью и серебром; четвёртая - серебром и лазурью; во второй, зелёной четверти - золотой сквозной ромб, в третьей четверти, также зелёной, - золотая головка колоса; поверх всего - золотое, на коротком древке с копейным наконечником и кистями знамя с чёрным жаворонком.
Жаворонок, изображение которого заимствовано с центрального щитка родового герба графов Скавронских, чей род с 1727 года владел здешними землями более ста лет, вестник рассвета, показывает, что район и город одними из первых в Подмосковье встречают рассвет - район расположен на юго-востоке области. Лазоревые и серебряные волнообразные пояса символизируют природные особенности - реку Оку, многочисленные озёра, расположенные на территории района, делая герб "гласным". Лазурь - символ чести, преданности, истины, чистого неба. Серебро - символ простоты, мудрости, мира и взаимосотрудничества. Сквозной ромб (челнок) характеризует район как текстильный, получивший своё развитие благодаря текстильным мануфактурам. Золотой колос указывает на наличие сельского хозяйства в районе. Золото - символ прочности, величия, богатства, интеллекта, великодушия. Зелёный цвет полей указывает на обилие в районе лесных массивов. Зелёный цвет - символ весны, радости, надежды, жизни, природы, а также символ здоровья.
Герб города Озеры.
Герб города Озёры Московской области составлен по правилам и традициям геральдики и отражает исторические, культурные, социально-экономические и иные местные особенности города. Описание: в зеленом поле над пересеченной оконечностью, серебряной, обремененной семью вписанными и соприкасающимися веретенами в цвет поля, и лазоревой - фигура в виде трех отчасти сливающихся серебряных безантов (один и два), и поверх неё - три золотых колоса (без стеблей), сложенные веерообразно и пронзающие насквозь серебряную фигуру, так что остины возникают из-за нее.
В настоящее время городское поселение Озеры является административным центром района, в котором наравне с сельскохозяйственной направленностью (свыше 1/3 территории района – пашни), высоко развит и промышленный сектор производства. Историко-культурным центром, основной достопримечательностью городского поселения Озёры является храм святой Троицы.
Обоснование символики герба города Озёры.
Фигуры герба и его цвета перекликаются с гербом района, символизируя их родство и взаимную поддержку. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду. Серебро - символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, примирения. Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения. Золото - символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая.
Серебряная фигура, выложенная из трех кругов (в геральдике - безантов) в центре герба многозначна: - символ святой Троицы и аллегория пойменных озер, давших название городу. Голубая оконечность - символ реки Оки. Колосья - символ сельскохозяйственной промышленности города, а веретена - символ ткацкой промышленности города. Серебряный пояс украшенный веретенами, напоминает славянский орнамент, что символизирует дружеские связи городского поселения с белорусским городом побратимом Столбцы (Минская область).
Педагог : Государственные символы, с которыми мы сегодня ознакомились, должен знать каждый из нас. Они не просто вобрали в себя историю народа и его традиции. Эти символы достались России дорогой ценой. Будем ли мы уважать наше наследие, защищать и беречь его, как это делали наши предки, покажет время.
Здесь мне хочется вспомнить слова философа, который говорил о том, что легко и приятно любить Родину в дни ее величия и славы, но достоин уважения тот, кто служит ей в дни скорби и испытаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символы России. Россия всё -чем я живу.
Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....
Россия. Страна, в которой я живу.
Данную презентацию можно использовать при знакомстве детей с Россией, св символами страны....
Сценарий мероприятия "Я живу и горжусь Россией!"
сценарий внеклассного мероприятия...
"Вечной памятью живы" коррекционно - развивающее занятие по развитию познавательной сферы, приобщению к истории и значимым патриотическим традициям России.
«Вечной памятью живы» коррекцинно-развивающее занятие по познавательной сфере ...
Сценарий классного часа "Россия - все, чем я живу!" посвященного празднованию Дня Конституции
Сценарий классного часа «Россия – все, чем я живу!»,посвященного дню Конституции...
Я живу в России на планете Земля
Письмо президенту...
Методическая разработка "Россия все, чем я живу"
Воспитать чувства патриотизма, единства, сплоченности, согласия, уважения к истории своей страны, толерантности на примере героической борьбы русского народа с иностранной интервенцией....