Рабочая программа по курсу "ИсториияБашкортостана"
рабочая программа (краеведение) по теме
Рабочая программа составлена для изученя факультативного курса "История Башкортостана" как основной школе, так в учреждениях среднего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rb.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сибайский педагогический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина История Башкортостана
Для специальности
050305- «Дошкольное воспитание»
Сибай - 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знание истории и культуры родного края – один из важнейших источников воспитания патриотических чувств, осознанного отношения к истории своей родины, формирования у учащихся широкого взгляда на прошлое Башкортостана и его народов.
Знания по истории Башкортостана способствуют гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Поэтому необходимость изучения курса «История Башкортостана» очевидна.
В программе рассматриваются хронологический период с древнейших времен до настоящего времени, затрагиваются основные события, повлиявшие на формирование Башкортостана, а также его социально-экономическое развитие, в результате чего учащиеся получают целостную картину истории родного края.
При изучении необходимо использовать межпредметные связи с Историей Отечества.
Целями курса являются:
- создать целостную картину жизни Башкортостана с глубокой древности до наших дней.
- показать основные хронологические события истории и особенности разных периодов развития Башкортостана.
- способствовать развитию умений самостоятельной работы с краеведческими источниками.
- способствовать патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся.
В результате изучения учебной дисциплины
студент должен знать:
— основные этапы истории Башкортостана, факты, даты, события и имена исторических деятелей;
— достижения нашей республике в экономике, культуре, науке и т.д.;
— место и роль в РБ в России и мире;
— особенности республики, его населения, культуры.
Студент должен уметь:
1 определить отличительные черты каждого исторического периода в жизни Башкортостана;
- уметь использовать исторические источники, краеведческие справочники, использовать для самостоятельной работы над историей Башкортостана;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам отношения к истории родины.
Программа курса рассчитана на объем 36 учебных часов.
В программе планируются самостоятельные работы, определены требования к знаниям и умениям учащихся по каждой теме
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов | |
всего | самост. и практич. работы | |
Введение Раздел I: История Башкортостана с древнейших времен до конца XIX в. Тема 1.1 Первобытно-общинный строй и его разложение на территории Южного Урала. Тема 1.2. Древние башкиры Тема 1.3. Башкортостан в составе Золотой Орды Тема1.4.Присоединение Башкортостана к Русскому государству Тема 1.5. Социально-экономическое развитие Башкортостана в середине XVII-XVIII вв. Тема 1.6. Народы Башкортостана в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Тема 1.7. Участие народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 г. Тема 1.8. Кантонная система управления Тема 1.9. Крестьянская реформа в Башкортостане и его пореформенное развитие. Раздел II: Башкортостан в XX веке Тема 2.1. Башкортостан в начале XX в. Тема 2.2. Участие Башкортостана в Великой Отечественной войне Тема 2.3. РБ в период перестройки и демократизации общества Тема 2.4. Современный Башкортостан | 1 2 4 2 2 2 4 2 2 2 4 4 4 4 | 1 1 1 1 1 1 1 |
Итого | 39 | 7 |
Примерное содержание учебной дисциплины
Введение
Значение изучения истории РБ, содержание курса
РАЗДЕЛ I: ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX В.
Тема 1.1 Первобытно-общинный строй и его разложение на территории Южного Урала
Древнейшее заселение Южного Урала. Каменный век. Начало распада первобытно-общинного строя. Бронзовый век. Железный век. Древнейшие государства на Южном Урале. Оседлые скотоводческо-земледельческие племена.
Студент должен знать:
-типы археологических культур, которые были на Южном Урале;
-основные археологические памятники на территории Урала (Шульганташ, Филипповский курган);
-протогорода древней цивилизации на Южном Урале (Аркаим);
-какие скотоводческо-земледельческие племена заселили территорию Южного Урала.
Студент должен уметь:
- работать с картой;
- находить на карте археологически памятники на Южном Урале;
- проследить эволюцию человека и первобытного общества на территории Южного Урала.
Тема 1.2. Древние башкиры
Происхождение башкир. Этногенез башкир. Ранние башкиры. Этноним «башкорт». Башкирские племена. Территория расселения. Культура. хозяйство и общественный строй башкир IX-XII вв.
Студент должен знать:
- заселение Урала тюркскими племенами;
- этногенез башкир;
- происхождение этнонима «башкорт»;
- хозяйство древних башкир.
Студент должен уметь:
- выделить признаки развития башкирских племен;
- проследить за этногенезом башкир;
- объяснить происхождение этнонима «башкорт».
Тема 1.3. Башкортостан в составе Золотой Орды
Завоевание Башкортостана татаро-монголами. Последствия татаро-монгольского завоевания. Культура, социальная структура, налоги, повинности. Борьба за освобождение.
Студент должен знать:
- причины и этапы завоевания Башкортостана Золотой Ордой;
- последствия завоевания: изменения в этническом составе, условия быта, поборы и повинности башкир;
- в период завоевания.
Студент должен уметь:
- раскрыть истоки и знание борьбы с иноземными захватчиками;
- соотносить исторические события, происходящие в Башкортостане с теми же процессами на Руси;
- выделить причины признания башкирских ханов.
Самостоятельная работа: сообщение «Утверждение ислама среди башкир»
Тема 1.4.Присоединение Башкортостана к Русскому государству.
Причины и ход присоединения. Условия принятия подданства и историческое значение присоединения.
Студент должен знать:
- причины присоединения Башкортостана к Русскому государству, особенности присоединения;
- основные условия присоединения;
- переход зауральских башкир под власть русского царя после завоевания Западной Сибири;
- значение присоединения.
Студенты должны уметь:
- выделять причины, особенности, основные условия и значение присоединения Башкортостана к Русскому государству;
- работать с исторической картой, как с источником знаний.
Тема 1.5. Социально-экономическое развитие Башкортостана в середине XVII-XVIII вв.
Территория. Население. Хозяйство. Общественный строй. Административное управление.
Студент должен знать:
1 территорию Башкортостана, население;
- административное устройство;
- хозяйство башкир, основные занятия, общественный строй, башкирские феодалы
Студент должен уметь:
знать карту, отмечать на ней территорию Башкортостана.
Самостоятельная работа: составить таблицу « Башкирские восстания в XVII-XVIII вв.»
Тема 1.6. Народы Башкортостана в Крестьянской войне 1773-1775 гг.
Причины массового участия народов Башкортостана в Крестьянской войне. Начало. Первый этап. Поражение главных повстанческих сил весной 1774 года. Второй этап (апрель – июль1774 г.). Третий этап (июль 1774-1775 гг.). Подавление восстания. Значение. Итоги.
Студент должен знать:
1 причины массового участия народов Башкортостана в Крестьянской войне 1773-1775 гг.
- народных героев - Салавата Юлаева, К. Арсланова, И.Баиметова;
- подавление восстания;
- значение участия народов Башкортостана в Крестьянской войне.
Студент должен уметь:
- раскрыть значение крестьянской войны;
- составлять развернутые характеристики героям крестьянской войны из Башкортостана.
Тема 1.7. Участие народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 г.
Участие башкирских, мещарских, тептярских и казачьих полков в военных действиях русской армии. Боевые действия башкирских полков в заграничных походах.
Студент должен знать:
- какие башкирские полки действовали в Отечественной войне 1812 г.;
- в каких военных действиях участвовали башкирские полки;
- значение участия Башкортостана в Отечественной войне 1812 г.
Студент должен уметь:
- работать с картой;
- показать роль и значение башкирского народа в разгроме армии Наполеона.
Тема 1.8. Кантонная система управления
Структура кантонной системы управления в Башкортостане. Чиновничья иерархия. Военная служба и другие повинности.
Студент должен знать:
- структуру кантонной системы;
- повинности, которые несли башкиры в пользу Русского государства.
Студент должен уметь:
- объяснить суть кантонной системы;
- рассказать административный строй в Башкортостане.
Тема 1.9. Крестьянская реформа в Башкортостане и его пореформенное развитие.
Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Расхищение башкирских земель. Башкирская деревня в пореформенный период. Помещичьи и крестьянские хозяйства. Развитие промышленности. Рост городов. Изменение социального состава населения.
Студент должен знать:
- подготовку крестьянской реформы в Башкортостане;
- отмену крепостного права в Башкортостане;
- развитие промышленности в пореформенном Башкортостане;
- изменение социального состава населения;
- итоги реформы.
Студент должен уметь:
- самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях;
- сравнивать, как протекли реформы 60-80-х гг. в Башкортостане с Россией.
РАЗДЕЛ II: БАШКОРТОСТАН В XX ВЕКЕ
Тема 2.1. Башкортостан в начале XX в.
Социально-экономическое развитие Башкортостана в начале XX в. Революция 1905-1907 гг. Башкортостан в годы Февральской и Октябрьской революций. Установление советской власти, преобразования большевиков в Башкортостане. Образование Башкирской АССР.
Студент должен знать:
- социально-экономическое развитие Башкортостана в начале XX в.;
- последствие революции 1905-1907 гг., ее особенности в Башкортостане;
- прохождение Февральской и Октябрьской революций в Башкортостане, установление советской власти;
- Образование Башкирской АССР;
- О личности Заки Валиди.
Студент должен уметь:
- раскрывать социально-экономическую обстановку накануне революций;
- называть причины революций и их последствия в Башкортостане;
- сравнивать события в России и Башкортостане.
Тема 2.2. Участие Башкортостана в Великой Отечественной войне
Участие воинов Башкортостана в ВОВ. 116 Кавалерийская дивизия. Герой Советского Союза – Башкирского Зауралья. Перестройка экономики Башкортостана на военный лад. Наука, здравоохранение, культура, образование для фронта.
Студент должен знать:
- участие воинов Башкортостана в основных событиях ВОВ;
- помощь тыла Башкортостана фронту;
- путь 116 Кавалерийской дивизии;
- героев Советского Союза Башкортостану;
Студент должен уметь:
- раскрыть значение участия башкирского народа в войне;
- пользоваться справочной литературой, периодической печатью для получения информации;
- составлять доклад об участниках войны.
Самостоятельная работа: реферат «Участник ВОВ из моего района»
Тема 2.3. РБ в период перестройки и демократизации общества
Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере республики. Переход в 1985 г. к политике перестройки. Движение за изменение правового статуса Башкортостана. Принятие Декларации о государственном суверенитете РБ. Подписание договора между Башкортостаном и Российской Федерацией «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий». Принятие Конституции РБ и выборы Президента и нового Парламента.
Студент должен знать:
- договорной характер отношений Республики Башкортостан и Российской Федерацией;
- декларацию о суверенитете;
- принятие Конституции РБ.
Студент должен уметь:
- выделять причины принятия суверенитета в Башкортостане;
- значение суверенитета для народов, проживающих на территории республики
Тема 2.4. Современный Башкортостан
Современное положение экономики Башкортостана. Правовой статус республики. Социальное развитие. Управление государством.
Студент должен знать:
- современное развитие Башкортостана;
- структуру управления республикой;
- экономическое развитие РБ.
Студент должен уметь:
- оценивать современное развитие республики;
- находить информацию из периодической печати.
Самостоятельная работа: найти политинформацию о современном Башкортостане из периодической печати.
Список использованной литературы
- Кульшарипов М.М. История Башкортостана. XX век. Учебник для 9 кл. Уфа: Китап, 2001 – 178 с.
- Мубинова З.Ф. История и культура Башкортостана с древнейших времен до XIX в. Методическое пособие для учителей. – Уфа: НМЦ «Эдвис», 2004 – 149 с.
- Мубинова З.Ф. История и культура Башкортостана XX век. Методическое пособие для учителей. – Уфа: НМЦ «Эдвис», 2003 – 180 с.
- Зарипов А.Б. Юго – восточный Башкортостан. 1917-1922 гг. – Уфа: Изд-е БГУ, 2001 – 213 с.
- Хисаметдинова Ф.Г., Ураксин З.Г.: История и культура Башкортостана: Учебное пособие для учащихся среднего профессионального образования. – Уфа, 2000. – 380 с.
- Кульшарипов М.М. У истоков суверенной республики (к 80-летию объявления автономии Башкортостана). – Уфа, Изд-е БГУ, 1997 – 64 с.
- Советская Башкирия. Исторические очерки / Под ред. Р.Г. Кузеев, А.И. Харисова, отв. ред. Б.Х. Юлдашбаев. – Уфа: Китап, 1957 – 371 с.
- История Башкортостана с древнейших времен до 60- х гг. XIX в. / Под ред. Х.Ф. Усманов. - Уфа: Китап, 1996 – 520 с.
- Хрестоматия по истории Башкортостана. Ч. II. 1917 -2000 гг. Учебное пособие / Сост. Ф.Х. Гумеров. – Уфа: Китап, 2001 – 608 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...