« А был ли мальчик?» (по повести Л.Д. Басовой «Зойка и пакетик»)
методическая разработка (краеведение, 7 класс) по теме
Разговор об удивительной повести, в которой наша местная писательница Басова Людмила Дмитриевна поднимает проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.d.basova.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
«А был ли мальчик?»
(тема выбора по повести
Л.Д.Басовой
«Зойка и Пакетик»)
Смолякова Н.А.
учитель русского языка и литературы.
МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»
Тема: « А был ли мальчик?» (по повести Л.Д. Басовой «Зойка и пакетик»)
Цель: - на примере героев повести «Зойка и Пакетик» показать последствия
необдуманных поступков, определение жизненной позиции героев;
- развитие логического мышления, усиление коммуникативных
свойств речи, обогащение и усложнение словарного запаса;
- воспитание чувства любви к ближнему;
Оборудование:
выставка книг Л.Д.Басовой, фотографии, дипломы.
Эпиграф: «Чем меньше равнодушных, тем
больше шансов спасти Пакетика»
Ход урока.
1.Слово учителя, беседа.
«Детство – самая счастливая пора».
-Можете ли вы, ребята, согласиться с этим утверждением?
-Как вы думаете, можно ли слово «счастливая» в данном предложении заменить словами «безоблачная», «беспроблемная»?
Действительно, это только кажется, что в детстве все безоблачно. На самом деле и в детстве очень много проблем. И проблемы эти особенно трудны, потому что маленький человек сталкивается и с радостью, и с горем впервые. И часто забавная игра незаметно переходит в серьезные проблемы, решать которые приходится самим детям.
Мы познакомились с рассказом Евгения Носова «Тридцать зерен», в котором увидели, что каждый человек – индивидуальность, что каждый человек несет ответственность не только за себя, но и за тех людей, которые его окружают, и поэтому должен оценивать последствия своих поступков.
Сегодня я хочу предложить вам поговорить об удивительной повести, в которой вслед за Е.Носовым наша местная писательница Басова Людмила Дмитриевна поднимает проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает.
2. Рассказ подготовленного ученика о Л.Д. Басовой ( прием творческого чтения – способствует развитию читательского восприятия):
Людмила Дмитриевна Басова родилась в 1940 году в Душанбе в Таджикистане. Окончила Таджикский государственный университет (вечернее отделение). Работать стала с 17 лет, в газете прошла путь от корреспондента до ведущего журналиста. Писала судебные очерки, материалы на тему морали, была очень известна и популярна в республике. Рассказы начала писать в начале 60-х годов. Публиковалась поначалу в газетах и литературных журналах «Памир» (Душанбе), «Звезда Востока» (Ташкент), «Москва» (Москва)
В 1980 году вышла первая книга рассказов «Слова на снегу», потом в издательстве «Детская литература» вышел сборник повестей и рассказов «Зойка и пакетик». Рецензент, представлявший Людмилу Басову союзному читателю, писал о ней: «Само материнство водит рукой писательницы Людмилы Басовой. Она пишет о явлениях горьких, болезненных, потому что знает все дело в любви. Любовь рождает жизнь, нелюбовь – жизнь убивает. И поэтому нельзя молчать о зле, чтобы оно торжествовало. Людмила Басова срывает личины, под которым обычно скрывается зло…»
Людмила Дмитриевна много переводила с таджикского, книги таджикских писателей выходили в ее переводе практически во всех престижных центральных издательствах: «Советский писатель», «Художественная Литература» и др., публиковалась в журнале «Дружба народов» Так в союзных республиках обычно зарабатывали русские литераторы, самим им в центр пробиться было довольно трудно из-за уродливой национальной политики.
Развал Союза приняла как великое потрясение, как трагедию: «Проснуться однажды утром за границей – это весьма острое ощущение, но далеко не из приятных…» А потом была гражданская война, бесконечные проводы родных, друзей.
С 1994 года Людмила Дмитриевна живет в селе Новом. «До последнего не хотели уезжать из Душанбе, всю войну там пережили, все надеялись, что как –то образуется. Просто уже корнями вросли в Таджикистан, у меня не только могилы родителей, но и бабушки с дедушкой там остались. Там родились все мои трое детей. Пока политики не сделали то, что они сделали, прекрасно уживались с таджиками. В писательском доме, где мы жили, только наша семья была русской, да одна смешанной: у дочери поэта Мирзо Турсун-заде муж русский. А жили все, как родные, прощались очень тяжело. Но уехать все же пришлось».
В настоящее время Людмила Дмитриевна состоит во Владимирской писательской организации как член Союза писателей России, публикуется во всех практически газетах как независимый журналист, а также в альманахе «Владимир», в литературно- художественном и краеведческом сборнике «Годова гора».
В 2000 году Людмила Дмитриевна стала победителем конкурса «Вместе». На фотографии председатель Фонда защиты гласности и Союза журналистов России Алексей Симонов вручает Л.Д. диплом победителя Всероссийского конкурса «Вместе» (о проблемах беженцев), учрежденного Верховным комиссариатом ООН. Справа – американец Джозеф Гардни – представитель ООН.
А в 2001г. – лауреатом конкурса «Вопреки». Решением областной писательской организации Людмиле Дмитриевне Басовой присуждена литературная стипендия, учрежденная Е. Шараповым.
3. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы поговорим о повести Л.Д. Басовой «Зойка и Пакетик». Попытаемся вместе ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока. (Обращается внимание на тему)
2. Свободная беседа (развивает речь, мышление, активизирует внимание).
- Интересно ли было читать повесть?
- Какие эпизоды вы считаете самыми яркими?
- Что осталось непонятым?
- Какие чувства вы испытали, читая повесть?
4. Анализ и интерпретация прочитанной повести.
- Почему повесть называется «Зойка и Пакетик», хотя, как вы заметили, Пакетику отводится очень мало страниц? ( проблемный вопрос).
Работа в группах. Задание : составить кластер.
1 группа – круг общения Зойки
2 группа – круг общения Пакетик
5. Эвристическая беседа.
- Почему рассказ начинается со знакомства с собакой Альфой?
( только собаке главная героиня Зойка могла доверить все свои мысли)
- Зойка очень легко говорит неправду. Как вы думаете, является это случайностью?
Задание: Найдите в тексте эпизоды, которые являются доказательством.
( стр.5 – учительнице « понимаете, сегодня ночью… сердце так схватило. Я говорю «скорую, а она »- нет, и все тут…
Стр.6 – матери «Мамочка! Прости, что срываюсь. Просто у нас «окно». Анна Сергеевна заболела, а мне так хотелось именно утром тебя поздравить…
Стр.20.- Мама! Я иду к Оле Киселевой. Классная попросила позаниматься с ней математикой…)
(-
Нет, это не случайность. Неискренность отношений родителей, ложь отца, который каждый вечер уходит «выгуливать» собаку, постоянная занятость матери воспитанием чужих семей)
- Вернемся к кластерам и посмотрим, что представляет круг общения Зойки и Пакетика. ( зачитывается круг общения Зойки, затем Пакетика.)
- Что объединяет Зойку и Пакетика? (барак)
- Чей круг общения шире? (конечно же, Зойкин)
- Но чувствует от этого Зойка себя счастливее?
(- Нет, поэтому ее тянет в барак, так как она не находит той теплоты, искренности, честности дома. Ее тянет к Пакету, который был искренен с ней, который радовался ее появлению, был счастлив видеть ее).
- А платила ли Зойка такой же любовью Пакетику?
(- Нет, она ничего не сделала, чтобы помочь ему, вытащить его из этой «ямы» «…смотрела с жалостью, как, стесняясь и не умея справиться с голодом, жадно ел Пакетик, какие у него маленькие , грязные, с въевшимися цыпками ручонки. Не повезло Пакетику – живет со старой, глухой, почти выжившей из ума бабкой да непутевой сестрой, которая таскается по пьяным компаниям, всюду прихватывая за собой братишку…
Но эту жалость к Пакетику Зойка в себе не любила. Она размягчала ее, заставляла думать о том, о чем думать не хотелось.»
- Зойкино равнодушие убило Пакетика. Не думая о последствии, именно она приносит в барак эфир. « Кто-то у нее из барачных просил достать эфир. Вату к носу, морду в целлофан – и полный балдеж»
- «… Зойка хватает его за руки. Они совсем холодные. Что же он не отвечает! Да ведь у него пакет на голове, вот почему он молчит. Зойка срывает пакет, запах эфира разливается в воздухе…»
Вывод: Да, любовь рождает жизнь, а нелюбовь жизнь убивает. Страшен тот факт, что о мальчике больше никто не вспомнит. И остается страшное ощущение: а был ли мальчик?
- Как вы думаете, а для чего автор вводит в повествование дневник девочки военного времени?
(-Это дневник маленькой девочки, в котором она описывает трудную жизнь в годы войны, молодых ребят – солдат, за которыми она ухаживает в госпитале, о том, как страшно видеть их смерть.
- Автор вводит этот дневник для того, чтобы читатель мог увидеть проблемы детей в голодное военное время и сравнить с теми проблемами, которые создают себе ребята в настоящее время.)
- Вы догадались, чей это дневник?
( Анны Сергеевны, учительницы русского языка и литературы)
- Прочитаем последний эпизод повести.
- Случайно ли автор приводит свою героиню в дом Анны Сергеевны?
(- Только «эти чистые синие глаза » могли понять Зойку. И, закрывая повесть, хочется верить, что Зойкина жизнь с этой минуты должна измениться, она обязательно сделает правильный выбор!)
6. Чтение стихотворения Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя…»
7. Вывод.
« Не оставляй же, читатель, никого – ни друга своего, ни встречного человека со злом один на один. Вставай рядом. Чем меньше равнодушных, тем больше шансов спасти Пакетика».
4.Домашнее задание:
подготовить устное сообщение на тему: «Современность
проблемы, поднятой Л.Д.Басовой в повести «Зойка и Пакетик»»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядный материал_Ноты скрипичного и басового ключа_вариант 1
Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио...
Наглядный материал_Ноты скрипичного и басового ключа_вариант 2
Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио...
Наглядный материал_Ноты скрипичного и басового ключа_вариант 3
Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио...
Инструкционно - технологическая карта "Заваривание чайного пакетика в чашке".
Инструкционно - технологическая карта заваривания чайного пакетика в чашке....
Конспект мастер-класса "Бонбоньерка для чайных пакетиков в виде чайника. Скрапбукинг"
Бонбоньерка для чайных пакетиков....
Приготовление гречневой каши из пакетика на уроке СБО.
Урок представлен в виде презентации "Приготовление гречневой каши из пакетика". Работа проводится на интерактивной доске.....
Мастер-класс "Домик для чайных пакетиков"
мастер-класс "Домик дя чайных пакетиков"...