Мастер-класс "Они хотят, чтобы их понимали"
учебно-методический материал

Царенкова Людмила Васильевна

Данный материал предназначен для педагогов, родителей, окружающего социума, воспитывающих, обучающих и просто живущих вместе и рядом с незащищённым слоем населения - дети, старики и люди с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал заставляет задуматься каждого человека о своём поведении среди слабых и незащищённых людей, переосмыслить "самого себя" и на психологическом уровне повзрослеть (созреть) для создания сильного, равнозначного, неравнодушного и главное воспитанного общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЛИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН»

Мастер-класс

«Они хотят, чтобы их понимали»

Подготовили:

Дмитриева Ольга Владимировна,

учитель-логопед

МКОУ «Илирская СОШ №2»

Царенкова Людмила Васильевна,

учитель-дефектолог

МКОУ «Илирская СОШ №2»

п. Прибрежный 29.11.2024 г.

1 слайд

Тема: «Они хотят, чтобы их понимали»

Цель: привлечение внимания учителей и родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ к проблемам обучения детей с особенностями.

Задачи: 

1. Дать представление о проблеме образования особенного ребёнка в рамках введения новых ФГОС.

2. Развивать способность к поиску возможных решений проблем в обучении особенных детей.

3. Воспитывать чувство сострадания, понимания, гуманности в отношениях с особенными детьми.

Участники: учителя школ, родители (законные представители) обучающихся с ОВЗ.

Ожидаемый результат: осознание и принятие основных принципов обучения особенных детей гостями мастер-класса.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презент-пульт, компьютер, презентация (сопровождающая мероприятие), звуковые колонки, симфония П.И. Чайковского «Щелкунчик» (Танец Феи)», мультфильм «Особенные дети», листы бумаги Ф-А4, шаблон человека, ручки, карандаши простые, карандаши цветные (фломастеры), магниты, карточки с заданиями для игры, шарф (завязывать глаза), корзина с цветами (цветы выполнены детьми с ОВЗ и их родителями), брошюры, маркеры (для рефлексии).

Ход мастер-класса

Начало мастер-класса сопровождает музыкальный фон – Пётр Ильич Чайковский «Танец Феи» (гости мероприятия собираются, рассаживаются по местам).

Ведущие представляются собравшейся публике.

Ведущий 1. Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас. Вам всем известно, что 2024 год объявлен в России Годом семьи. Много мероприятий было посвящено данному тематическому направлению, о семейном счастье, радости, сложившихся семейных ценностях и традициях. А как же быть семьям, где член семьи имеет отличия, порой даже очень серьёзные отличия? Как таким семьям жить полноценно?

2 слайд

Проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ, которая станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения, весьма актуальна – «Они хотят, чтобы их понимали».

Необходимость её решения продиктована тем, что мы – взрослые должны выводить в большую жизнь гуманного человека. Это во многом определит успешность жизненного пути наших детей.

3 слайд

И начало нашего мастер-класса мы хотели бы начать со стихотворения, автором которого является педагог-дефектолог из Оренбурга Калиман Наталья Адамовна, посвященное её ученикам и их семьям.

МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА

Мир «особого» ребёнка
Интересен и пуглив. 
Мир «особого» ребёнка
Безобразен и красив. 
Неуклюж, порою странен, 
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка. 
Иногда он нас страшит. 
Почему он агрессивен? 
Почему он так закрыт? 
Почему он так испуган? 
Почему не говорит? 
Мир «особого» ребёнка –
Он закрыт от глаз чужих. 
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих!

Ведущий 2. А, сейчас мы предлагаем Вам разделиться на две группы, чтобы продолжить наше мероприятие.

4 слайд

Первое, что мы Вам предлагаем – это изобразить на бумаге себя со своими индивидуальными особенностями (цвет глаз, волос, оттенок предпочитаемого цвета одежды и т.д.), в помощь Вам предложен шаблон человека (участники групп получают шаблон человека; на основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. (1минута)).

Инструкция для участников:

  1. Перед вами шаблон человека. Обведите и дорисуйте его. Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги).
  2. Дорисуйте элементы, чем они могут отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз).

Посмотрите, какие человечки получились у Вас, нет ни одного похожего. Давайте сделаем выставку из Ваших работ (участники размещают свои работы на доске).

5 слайд

Ведущий 1. Степень зрелости и наивысшей точки воспитанности социального общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения, а именно к детям, старикам и людям с ограниченными способностями здоровья.

Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с ОВЗ (и инвалидностью). Дети с ограниченными возможностями здоровья оторваны от общества и своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить и играть как обычные дети. Именно поэтому дети с ОВЗ нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в школе. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования при реализации новых ФГОС.

Ведущий 2. Давайте попробуем разобраться, чем же инклюзивное образование и воспитание отличается от обычного.

6 слайд

Представим себе, что обычный ребёнок вот такой «кругленький цилиндрик». Ходит в обычную школу, с обычными учителями – у нас круглые цилиндрики для круглых отверстий.

7 слайд

Ребёнок с ОВЗ – «колышек квадратный» получает специальное воспитание и образование. Тогда всё подогнано под этот квадратик, созданы квадратные отверстия, для «квадратных колышков» – специальные школы, специальные учителя.

8 слайд

Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться.

9 слайд

При этом система адаптируется к потребностям ребёнка.

Ведущий 1. Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нём взаимодействуют все участники образовательного процесса – это учителя: психолог, дефектолог, логопед, врачи, администрация ОО и, конечно же, родители. Но центральной фигурой всегда остаётся ребёнок.

В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

10 слайд

- дети с нарушениями слуха (не слышащие и слабослышащие);

- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);

- дети с тяжелыми нарушениями речи;

- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с умственной отсталостью (интеллектуальным недоразвитием).

Сейчас, в настоящее время детей с ОВЗ, к сожалению, становится всё больше и к основным видам нарушений добавляются новые спектры такие как:

- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом);

- дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

11 слайд

Ведущий 2. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного, гибкого подхода и предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.

Многие из Вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счёт хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребёнка с инвалидностью или с ОВЗ как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребёнка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть и дружить.

Ведущий 1. И, сейчас, для закрепления, мы предлагаем Вам выполнить практическое задание, а точнее немного поиграем!

Ведущий 2. Уважаемые коллеги предлагаем вам по группам выполнить некоторые предложенные задания:

12 слайд

1-й стол (зрение)

Игра «Слепой и поводырь».

Один из пары участников будет играть роль незрячего, а другой – помощника.

Задание «незрячему». «Закрой, пожалуйста, глаза и ни в коем случае не подглядывай. Ты должен будешь встать с места, подойти к доске, написать на ней своё имя, вернуться на своё место».

Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь. И ещё следил, чтобы твой товарищ не подглядывал».

        По окончании игры задаются вопросы:

Вопросы к «незрячему»:

  • Что ты чувствовал?
  • Что ты делал?
  • Трудно ли было? Если трудно, то, когда?
  • Что для тебя было самым трудным?

Вопросы к помощнику:

  • Хотелось ли тебе помочь?
  • Если хотелось, то, когда?

Вопросы ко всей аудитории:

  • Что вы видели?
  • Где ему было трудно?
  • Когда ему больше всего требовалась помощь?
  • Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
  • С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением?

13 слайд

2-й стол (слух, речь (глухонемые))

Игра «Узнай новость».

Дать листок со словосочетанием или предложением одному из участников сценки (глухонемому), (на размышление 1 минута, затем показать без помощи слов написанное).

«Человеку плохо на улице».

Вы (прохожий – второй участник сценки) понимаете, что он немой. Ваши действия.

Один из пары участников будет играть роль глухонемого, а другой – прохожего.

Вопросы к глухонемому человеку с нарушением речи:

  • Что вы делали?
  • Сложно ли было передать предложение, не пользуясь речью?

Вопросы к помощнику:

  • Что вы делали?
  • Как вы поняли, что хотел сказать человек?
  • Сложно ли было понять, что хотел сказать «глухонемой»?

Вопросы ко всей аудитории:

  • Что вы видели?
  • Где ему было трудно?
  • Когда ему больше всего требовалась помощь?
  • Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
  • С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением?

14 слайд

Ведущий 1. Какой мы можем сделать вывод? Люди с ОВЗ не должны чувствовать себя ущемлёнными, ведь не зря в нашем мастер-классе прозвучали слова, что созревшее воспитанное общество – это общество, которое готово принять и принимает людей с ОВЗ без предвзятостей. В таком обществе люди с ОВЗ не выделяются, а, наоборот, вливаются в него как в единое целое. Сейчас приведём пример с доказательством того, что вне зависимости от того – обычный ты человек или человек с индивидуальными особенностями, невозможно быть похожим на другого человека.

15 слайд

Ведущий 2. На коррекционных занятиях для детей и родительском собрании «Семейные ценности – залог успешного воспитания» были проведены мастер-классы по изготовлению цветка «Семейка» – участники данных мероприятий изготавливали цветок по одной технологии, а все цветы получились разные (демонстрация корзины с цветами), так и люди – взрослые и дети, все одного строения, но все со своими индивидуальными особенностями (цвет глаз, волос, количеством пятёрок в дневнике и т.д.), Вы подтвердили этот факт нарисовав самих себя (возвращаемся к выставке рисунков силуэтов человека). Посмотрите на Ваши рисунки, нет ни одного одинакового. Именно поэтому, осознав значимость доказанной закономерности, мы все должны быть гуманны, принять данный факт за неизбежное и отношения между людьми в семье и в жизни в целом улучшатся, станут намного добрее. (Реплики гостей мероприятия).

16 слайд

Ведущий 1. Мы предлагаем посмотреть мультфильм «Особенные дети» для закрепления полученной информации (трансляция видеоролика с мультфильмом).

Ведущий 1. Какой можно сделать вывод по сюжету мультфильма? (Ответы гостей мероприятия).

17 слайд

Мы дарим Вам памятки.

Ведущий 1. Закончить наш мастер-класс мы хотим мудрой притчей…

        18-22 слайды

Притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

23 слайд

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди.

24-27 слайды

Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка.

28 слайд

Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.  

29 слайд

Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочёл владыка и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже…

Действительно, всего три слова, но они являются основополагающими для каждого уважающего себя и окружающих человека. Ведь все люди хотят, чтобы их понимали.

Ведущий 2. На этом мы заканчиваем наше выступление.

30 слайд

Ведущий 1. Благодарим за внимание! Счастья Вам и Вашим семьям!

31 слайд

И просим Вас оставить отзыв о полученных впечатлений (рефлексия; отзывы гостей мероприятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий утренника "Мы хотим чтоб от народа не страдала бы природа"

Экологический утренник.Аудитория смешанная....

Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?

Советы родителям о правильном отношении к ребенку как ученику...

Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?

Советы родителям о правильном отношении к ребенку как ученику...

Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?

Советы родителям о правильном отношении к ребенку как ученику...

Памятка для родителей "Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?"

Памятка для родителей "Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?"...