Мастер-класс "Они хотят, чтобы их понимали"
учебно-методический материал
Данный материал предназначен для педагогов, родителей, окружающего социума, воспитывающих, обучающих и просто живущих вместе и рядом с незащищённым слоем населения - дети, старики и люди с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал заставляет задуматься каждого человека о своём поведении среди слабых и незащищённых людей, переосмыслить "самого себя" и на психологическом уровне повзрослеть (созреть) для создания сильного, равнозначного, неравнодушного и главное воспитанного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Они хотят, чтобы их понимали" | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЛИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН»
Мастер-класс
«Они хотят, чтобы их понимали»
Подготовили: |
Дмитриева Ольга Владимировна, |
учитель-логопед |
МКОУ «Илирская СОШ №2» |
Царенкова Людмила Васильевна, |
учитель-дефектолог |
МКОУ «Илирская СОШ №2» |
п. Прибрежный 29.11.2024 г.
1 слайд
Тема: «Они хотят, чтобы их понимали»
Цель: привлечение внимания учителей и родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ к проблемам обучения детей с особенностями.
Задачи:
1. Дать представление о проблеме образования особенного ребёнка в рамках введения новых ФГОС.
2. Развивать способность к поиску возможных решений проблем в обучении особенных детей.
3. Воспитывать чувство сострадания, понимания, гуманности в отношениях с особенными детьми.
Участники: учителя школ, родители (законные представители) обучающихся с ОВЗ.
Ожидаемый результат: осознание и принятие основных принципов обучения особенных детей гостями мастер-класса.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презент-пульт, компьютер, презентация (сопровождающая мероприятие), звуковые колонки, симфония П.И. Чайковского «Щелкунчик» (Танец Феи)», мультфильм «Особенные дети», листы бумаги Ф-А4, шаблон человека, ручки, карандаши простые, карандаши цветные (фломастеры), магниты, карточки с заданиями для игры, шарф (завязывать глаза), корзина с цветами (цветы выполнены детьми с ОВЗ и их родителями), брошюры, маркеры (для рефлексии).
Ход мастер-класса
Начало мастер-класса сопровождает музыкальный фон – Пётр Ильич Чайковский «Танец Феи» (гости мероприятия собираются, рассаживаются по местам).
Ведущие представляются собравшейся публике.
Ведущий 1. Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас. Вам всем известно, что 2024 год объявлен в России Годом семьи. Много мероприятий было посвящено данному тематическому направлению, о семейном счастье, радости, сложившихся семейных ценностях и традициях. А как же быть семьям, где член семьи имеет отличия, порой даже очень серьёзные отличия? Как таким семьям жить полноценно?
2 слайд
Проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ, которая станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения, весьма актуальна – «Они хотят, чтобы их понимали».
Необходимость её решения продиктована тем, что мы – взрослые должны выводить в большую жизнь гуманного человека. Это во многом определит успешность жизненного пути наших детей.
3 слайд
И начало нашего мастер-класса мы хотели бы начать со стихотворения, автором которого является педагог-дефектолог из Оренбурга Калиман Наталья Адамовна, посвященное её ученикам и их семьям.
МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА
Мир «особого» ребёнка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих!
Ведущий 2. А, сейчас мы предлагаем Вам разделиться на две группы, чтобы продолжить наше мероприятие.
4 слайд
Первое, что мы Вам предлагаем – это изобразить на бумаге себя со своими индивидуальными особенностями (цвет глаз, волос, оттенок предпочитаемого цвета одежды и т.д.), в помощь Вам предложен шаблон человека (участники групп получают шаблон человека; на основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. (1минута)).
Инструкция для участников:
- Перед вами шаблон человека. Обведите и дорисуйте его. Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги).
- Дорисуйте элементы, чем они могут отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз).
Посмотрите, какие человечки получились у Вас, нет ни одного похожего. Давайте сделаем выставку из Ваших работ (участники размещают свои работы на доске).
5 слайд
Ведущий 1. Степень зрелости и наивысшей точки воспитанности социального общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения, а именно к детям, старикам и людям с ограниченными способностями здоровья.
Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с ОВЗ (и инвалидностью). Дети с ограниченными возможностями здоровья оторваны от общества и своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить и играть как обычные дети. Именно поэтому дети с ОВЗ нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в школе. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования при реализации новых ФГОС.
Ведущий 2. Давайте попробуем разобраться, чем же инклюзивное образование и воспитание отличается от обычного.
6 слайд
Представим себе, что обычный ребёнок вот такой «кругленький цилиндрик». Ходит в обычную школу, с обычными учителями – у нас круглые цилиндрики для круглых отверстий.
7 слайд
Ребёнок с ОВЗ – «колышек квадратный» получает специальное воспитание и образование. Тогда всё подогнано под этот квадратик, созданы квадратные отверстия, для «квадратных колышков» – специальные школы, специальные учителя.
8 слайд
Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться.
9 слайд
При этом система адаптируется к потребностям ребёнка.
Ведущий 1. Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нём взаимодействуют все участники образовательного процесса – это учителя: психолог, дефектолог, логопед, врачи, администрация ОО и, конечно же, родители. Но центральной фигурой всегда остаётся ребёнок.
В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:
10 слайд
- дети с нарушениями слуха (не слышащие и слабослышащие);
- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);
- дети с тяжелыми нарушениями речи;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с умственной отсталостью (интеллектуальным недоразвитием).
Сейчас, в настоящее время детей с ОВЗ, к сожалению, становится всё больше и к основным видам нарушений добавляются новые спектры такие как:
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом);
- дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
11 слайд
Ведущий 2. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного, гибкого подхода и предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.
Многие из Вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счёт хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребёнка с инвалидностью или с ОВЗ как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребёнка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть и дружить.
Ведущий 1. И, сейчас, для закрепления, мы предлагаем Вам выполнить практическое задание, а точнее немного поиграем!
Ведущий 2. Уважаемые коллеги предлагаем вам по группам выполнить некоторые предложенные задания:
12 слайд
1-й стол (зрение)
Игра «Слепой и поводырь».
Один из пары участников будет играть роль незрячего, а другой – помощника.
Задание «незрячему». «Закрой, пожалуйста, глаза и ни в коем случае не подглядывай. Ты должен будешь встать с места, подойти к доске, написать на ней своё имя, вернуться на своё место».
Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь. И ещё следил, чтобы твой товарищ не подглядывал».
По окончании игры задаются вопросы:
Вопросы к «незрячему»:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Трудно ли было? Если трудно, то, когда?
- Что для тебя было самым трудным?
Вопросы к помощнику:
- Хотелось ли тебе помочь?
- Если хотелось, то, когда?
Вопросы ко всей аудитории:
- Что вы видели?
- Где ему было трудно?
- Когда ему больше всего требовалась помощь?
- Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
- С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением?
13 слайд
2-й стол (слух, речь (глухонемые))
Игра «Узнай новость».
Дать листок со словосочетанием или предложением одному из участников сценки (глухонемому), (на размышление 1 минута, затем показать без помощи слов написанное).
«Человеку плохо на улице».
Вы (прохожий – второй участник сценки) понимаете, что он немой. Ваши действия.
Один из пары участников будет играть роль глухонемого, а другой – прохожего.
Вопросы к глухонемому человеку с нарушением речи:
- Что вы делали?
- Сложно ли было передать предложение, не пользуясь речью?
Вопросы к помощнику:
- Что вы делали?
- Как вы поняли, что хотел сказать человек?
- Сложно ли было понять, что хотел сказать «глухонемой»?
Вопросы ко всей аудитории:
- Что вы видели?
- Где ему было трудно?
- Когда ему больше всего требовалась помощь?
- Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
- С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением?
14 слайд
Ведущий 1. Какой мы можем сделать вывод? Люди с ОВЗ не должны чувствовать себя ущемлёнными, ведь не зря в нашем мастер-классе прозвучали слова, что созревшее воспитанное общество – это общество, которое готово принять и принимает людей с ОВЗ без предвзятостей. В таком обществе люди с ОВЗ не выделяются, а, наоборот, вливаются в него как в единое целое. Сейчас приведём пример с доказательством того, что вне зависимости от того – обычный ты человек или человек с индивидуальными особенностями, невозможно быть похожим на другого человека.
15 слайд
Ведущий 2. На коррекционных занятиях для детей и родительском собрании «Семейные ценности – залог успешного воспитания» были проведены мастер-классы по изготовлению цветка «Семейка» – участники данных мероприятий изготавливали цветок по одной технологии, а все цветы получились разные (демонстрация корзины с цветами), так и люди – взрослые и дети, все одного строения, но все со своими индивидуальными особенностями (цвет глаз, волос, количеством пятёрок в дневнике и т.д.), Вы подтвердили этот факт нарисовав самих себя (возвращаемся к выставке рисунков силуэтов человека). Посмотрите на Ваши рисунки, нет ни одного одинакового. Именно поэтому, осознав значимость доказанной закономерности, мы все должны быть гуманны, принять данный факт за неизбежное и отношения между людьми в семье и в жизни в целом улучшатся, станут намного добрее. (Реплики гостей мероприятия).
16 слайд
Ведущий 1. Мы предлагаем посмотреть мультфильм «Особенные дети» для закрепления полученной информации (трансляция видеоролика с мультфильмом).
Ведущий 1. Какой можно сделать вывод по сюжету мультфильма? (Ответы гостей мероприятия).
17 слайд
Мы дарим Вам памятки.
Ведущий 1. Закончить наш мастер-класс мы хотим мудрой притчей…
18-22 слайды
Притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
23 слайд
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди.
24-27 слайды
Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка.
28 слайд
Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.
29 слайд
Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочёл владыка и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже…
Действительно, всего три слова, но они являются основополагающими для каждого уважающего себя и окружающих человека. Ведь все люди хотят, чтобы их понимали.
Ведущий 2. На этом мы заканчиваем наше выступление.
30 слайд
Ведущий 1. Благодарим за внимание! Счастья Вам и Вашим семьям!
31 слайд
И просим Вас оставить отзыв о полученных впечатлений (рефлексия; отзывы гостей мероприятия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий утренника "Мы хотим чтоб от народа не страдала бы природа"
Экологический утренник.Аудитория смешанная....
Памятка для родителей "Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?"
Советы родителям, дети которых учатся в школе....
Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?
Советы родителям о правильном отношении к ребенку как ученику...
Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?
Советы родителям о правильном отношении к ребенку как ученику...
Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?
Советы родителям о правильном отношении к ребенку как ученику...
Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?
Как подготовить домашнее задание....
Памятка для родителей "Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?"
Памятка для родителей "Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?"...