памятка для родителей " Особенности воспитания детей с РАС"
учебно-методический материал

Гунченко Светлана Викторовна

«Особенности воспитания детей с РАС» - при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям - родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом вы будете развивать сенсорное развитие – зрение, осязание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Особенности воспитания детей с РАС» - при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям - родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом вы будете развивать сенсорное развитие – зрение, осязание.

Дети с аутизмом требуют многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;

- вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр, например, лото, домино, мозаика, пазлы;

 - когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;

 - во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;

 - играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в игры, где есть четко установленные правила. Повторять такую игру нужно много раз и сопровождать это своими комментариями;

 - аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица другу друг;

 - старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям. Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте поощрить своего малыша;

 - для того, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем это плохо или хорошо.

Памятка для родителей «Игры в семейном кругу»

Побудить играть со сверстниками в жмурки, или же с любимой игрушкой (если ребенок не хочет общаться со своими сверстниками, пусть сначала лишь наблюдает за игрой со стороны). Для начала вы частично накрываете игрушку (мишка) одеялом и спрашиваете: «Где мишка?», а потом убираете одеяло и показываете игрушку. Затем смотрите, может ли ребенок сам найти игрушку. Постепенно накрываете все большую часть игрушки, и, наконец, закрываете ее полностью.

Прятать игрушки под прозрачные банки, а впоследствии - под непрозрачные. Так, когда ребенок сидит за столом, можно спрятать игрушку, что издает звуки, под стол и активно двигать ею. Время от времени поднимать игрушку, показывать ребенку и снова прятать. В конце концов, он потянется за ней.

Если ребенок выбрасывает игрушки, стоит возвращать их; таким образом, ребенок понимает, что игрушки продолжают существовать, даже когда она их не видит.

Катать машинки, шарики, мячики и т.д. по трубам, чтобы ребенок видел, как игрушка исчезает в трубе и появляется с другого конца. Подведите ребенка к играющим детям, а затем предложите сделать это именно с вами и группой детей.

Играть в «проползание через тоннель» и другие игры, в которых надо исчезнуть и появиться.

Предоставить ребенку возможности исследовать разнообразные, в том числе необычные виды окружающей обстановки. Используйте «подсказки». Всеми возможными способами давайте ребенку понять, что будет осуществляться в ближайшее время. Это поможет ему быстрее изучить режим дня и лучше понимать мир вокруг себя. Эффективно для этого использовать фотографии или предметы-символы. Предупреждайте ребенка о том, что собираетесь делать, простыми словами. Рекомендуется использовать в аналогичных ситуациях одни и те же слова. Также стоит использовать невербальные подсказки: например, перед тем как идти на улицу, берите один и тот же мячик, или же перед каждым принятием пищи звоните в колокольчик. В конце каждой игры или занятия можно включать музыку как сигнал, что пора заканчивать игру и убирать игрушки. –

Когда ребенок овладеет различными видами подбора предметов, переходите к выбору предмета из группы. Попросите ребенка выбрать из группы предметов определенный объект. Например, поставьте перед ним машинку, книгу, чашку и попросите дать вам чашку. Тренируйтесь сначала с реальными предметами, а впоследствии с карточками. Впоследствии делайте то же самое, но вместо называния предмета укажите его цвет, форму или размер. Играйте с ребенком в «магазин» используя различные предметы.

- Читайте ребенку детские стишки и пойте песенки - ритм и рифма способствуют развитию как речевых навыков, так и навыков чтения.

Невозможно научить ребенка сразу всему, лучше сначала сосредоточиться на одном наиболее посильном навыке, очень постепенно подключая его к простейшим операциям в других бытовых ситуациях.

Процесс усвоения ребенком с РАС бытовых навыков является длительным и постепенным, требует большого терпения от окружающих людей. Пошаговая система дает возможность быстро и эффективно обучать ребенка с расстройствами аутистического спектра определенным навыкам. Каждый навык необходимо последовательно разделить на шаги - от простого к сложному. Помощь взрослого постепенно уменьшается в объеме.

 - Проведения с ребенком специально организованных сенсорных игр - создание эмоционально положительного настроя при обязательном участии взрослого. Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

 - возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

 – получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

 – внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт. Виды сенсорных игр:

 1. Игры с красками: «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный обед», «Разноцветные льдинки».

2. Игры с водой: «Переливание воды», «Открывай! – закрывай!», «Бассейн», «Озеро», «Море», «Купание куклы», «Игры с мыльными пузырями», «Тает льдинка».

3. Игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Вкусная кашка».

4. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной).

5. Игры со звуками: «Послушаем звуки», «Постучим, погремим!», «Найди такую же коробочку», «Свистульки», «Звуки природы».

 6. Игры с ритмами: «Потопаем ножками», «Похлопаем ладошками». «Попрыгаем как зайчики» и т.п. 

7. Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Тормошение, возня», «Догоню-поймаю», «Змейка», «Самолетики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Советы родителям по воспитанию детей"

Памятка знакомит родителей с заповедями воспитания детей....

Памятки для родителей. О воспитании детей.

о воспитании трудолюбия у детей в семье...о создании благоприятной семейной атмосферы...о воспитании доброты......

Памятка для родителей: "Особенности закаливания детей"

В материале изложены основы закаливания детей....

Памятка для родителей по воспитанию детей

Памятка родителей по воспитанию детей...

Памятка для родителей о воспитании детей

Памятка для родителей о поведении детей дома и в школе...

Памятка для родителей по воспитанию детей

В помощь классному руководителю при работе с классом и родителями обучающихся...