Нейроупражнения как средство повышения ресурсов урока.
учебно-методический материал
Материал включает выступление в сопровождении слайдовой презентации, в которых поясняется характер и содержание нейроупражнений, виды их и способы применения в коррекционном уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_vystupleniya_na_pedsovete.odt | 30.73 КБ |
nerouprazhneniya_kak_sredstvo_povysheniya_resursov_uroka.odp | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Нейроупражнения как средство повышения ресурсов урока
1. Не секрет, что год от года усложняется картина интеллектуальных нарушений обучающихся коррекционных школ, общий уровень развития крайне низкий, недоразвитие речи многообразно и выраженно, дети испытывают трудности с коммуникацией и взаимодействием с окружающей средой, обучение затруднено.
В настоящее время в педагогических сообществах, в подборах методических пособий очень часто встречаются материалы с приставкой «нейро» - упражнения, гимнастика, тренажеры. Чем объясняется такая популярность, востребованность этого направления и как эти упражнения могут быть применимы в коррекционном обучении детей с интеллектуальной недостаточностью?
Нейрогимнастика – это комплекс многофункциональных упражнений для совершенствования мозговой деятельности и направленные на разностороннюю тренировку мозга. Это средство активизации межполушарного взаимодействия, объединение левого и правого полушария в единую, целостно работающую систему.
Нейроупражнения и нейроигры – средства активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей. (левое — логическое мышл-е, речь; правое — образное мышл-е, креативность, усвоение инф-ции на слух)
Нейроупражнения активно применяются и в работе с детьми с ОВЗ. Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью плохо запоминают информацию, не могут сосредоточиться, не владеют самоконтролем, затрудняются в усвоении букв и цифр, с большим трудом осваивают чтение, моторно неразвиты. А использование на уроках нейрогимнастики и нейроигр помогает решить эти проблемы.
2. Классификация нейроупражнений
Комплексы нейроупражнений представлены несколькими видами. в зависимости от проблем, которые необходимо решить в процессе занятий, и возраста ребёнка.
Вот некоторые из них:
• двигательные — помогают наладить синхронную работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, ориентацию в пространстве, навыки письма и чтения;
• глазодвигательные — развивают межполушарное взаимодействие, облегчают восприятие информации во время учёбы;
• для развития мелкой моторики — способствуют развитию интеллекта;
• артикуляционные — для развития речевой моторики;
А также дидактические нейроигры и упражнения для использования на уроках.
Одна из важнейших целей применения нейроупражнений - это активизация развития речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать слухоречевое внимание детей;
- развивать нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребенка;
- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Принципы выполнения нейроупражнений
-цикличное повторение элементов в заданном ритме
-последовательное усложнение инструкции;
-переход к более сложному заданию после полного усвоения предыдущего этапа.
Нейрогимнастика
а) для малышей (начальные классы)
У детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью крайне низок уровень развития моторики (общей и речевой), подражательных способностей, развития мыслительной деятельности в целом и речи, как инструмента мышления, в частности. Поэтому игры и упражнения для крупной и мелкой моторики, правильной артикуляции очень важны в этом возрасте для .
- «Ладушки» («Ладошки и хлопок»)
С этой игрой знакомы все родители: начиная с классического варианта (хлопок — хлопок двумя руками с партнёром — хлопок — хлопок правой рукой с правой рукой партнёра и наоборот), можно наращивать сложность и добавлять новые комбинации (например, перекрёстные хлопки обеими руками с партнёром).
Ещё одна интерпретация известной игры — «Ладошки и хлопок». Это упражнение можно выполнять в одиночку: хлопки в ладоши чередуются с поворотами кистей рук (одна рука расположена ладонью к лицу, вторая — тыльной стороной, затем после хлопка необходимо поменять руки).
-«Клювики»
Руки малыша — «клювики»; ладонь одной руки раскрывается, а кончики сложенных пальцев другой руки «клюют» в середину раскрытой ладони. Затем соединяем «клювики», а потом повторяем предыдущее движение, сменив руки.
-«Ухо-нос»
Одной рукой ребёнок берётся за мочку уха, второй — за кончик носа, затем меняет руки.
«Кулак-ребро-ладонь»
Руки ребёнка лежат на столе. Сначала он сжимает ладонь в кулак и слегка касается стола; затем делает то же самое ребром ладони; и, наконец, кладёт руку на стол ладонью вниз. Взрослый подсказывает, какое движение нужно выполнить, чтобы малыш не запутался. Повторив упражнение несколько раз одной рукой, можно переходить ко второй. Постепенно скорость увеличивается, упражнение выполняется обеими руками и без подсказок взрослого.
«Капитан»
Одна рука сжата в кулачок, большой палец поднят вверх. Вторую руку поднести ко лбу козырьком. Затем поменять руки. Постепенно усложнять упражнение, добавив хлопок.
«Барабанные палочки»
Руки сжать в кулачки; на одной руке вытянуть указательный палец, на другой — указательный и средний. Указательным пальцем одной руки слегка ударить по пальцам другой руки, затем хлопком сменить руки.
«Колечко»
Кончик большого пальца поочерёдно соединить с кончиками всех остальных пальцев от указательного до мизинца и обратно. Выполнять упражнение сначала одной рукой, затем другой, и, наконец, обеими руками одновременно.
«Хлопок-кулак-щелчок»
Хлопать в ладоши, затем стучать кулачками друг о друга, и по очереди щёлкать пальцами обеих рук. Выполнять упражнение несколько раз.
«Путаница»
Одной рукой массировать живот, совершая круговые движения ладонью вокруг пупка. В это время ладонью второй руки похлопывать или поглаживать себя по голове. Затем поменять руки.
б) Предлагаемые далее упражнения помогают более старшим школьникам улучшить память и концентрацию внимания, а также снять мышечное напряжение.
«Зеркальное рисование»
Взять лист бумаги и два карандаша или фломастера. Мысленно провести посередине вертикальную линию, чтобы разделить лист на две половины. Рисовать одновременно два рисунка, зеркально-симметричных друг другу.
«Король-орёл»
Поочерёдно касаться подушечками больших пальцев обеих рук кончиков остальных пальцев: одной рукой — начиная с мизинца, а другой — начиная с указательного пальца.
«Привет-окей»
Соединять кончики большого и указательного пальцев левой руки, изображая жест «Окей». Указательный палец другой руки поднять вверх, большой палец расположить перпендикулярно указательному. Быстро поменять руки.
в) Далее предлагаются варианты нейроупражнений, которые будут способствовать развитию речи, мыслительных процессов, будучи использованными на различных учебных предметах и этапах уроков (интерпретация предлагаемых упражнений может варьироваться).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нейроупражнения и нейроигры – средства активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.
Виды упражнений, влияющих на развитие речи двигательные — помогают наладить синхронную работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, ориентацию в пространстве, навыки письма и чтения; глазодвигательные — развивают межполушарное взаимодействие, облегчают восприятие информации во время учёбы; для развития мелкой моторики — способствуют развитию интеллекта; артикуляционные — для детей с задержкой речевого развития; дидактические нейроигры и упражнения
Нейроупражнения для начальных классов «Ладушки» («Ладошки и хлопок») «Клювики» «Ухо-нос» «Ребро-ладонь-кулак» «Капитан» «Барабанные палочки» «Колечко» «Король-орёл» «Привет-окей» «Класс»
Нейроигры и нейроупражнения на уроках Зеркальное рисование Выполнение графического задания обеими руками
При чтении называть не тот цвет, что написан словом, а тот, которым слово написано. Чтение «зашумленного» текста
Для добавления текста щёлкните мышью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды контроля на уроке как средство повышения качества урока
В сообщении раскрываются необходимость изучения принципов контроля, цели и функции контроля, общетеоретические принципы, основные принципы проверки знаний, виды, методы и формы проверки. Матери...
Использование ИКТ на уроках экономики и права как средство повышения эффективности урока
Из опыта работы - использование ИКТ...
Дифференцированное обучение на уроках биологии как средство повышения эффективности урока.
Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную рабо...
Элементы проникающей компьютерной технологии на уроках литературы как средство повышения продуктивности урока
ИКТ позволяют открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования....
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока
Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....