Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа
Программа для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_zanyatiya_2a_klass_1.docx | 52.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 157 от 28.08.2024 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
( приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
( вариант 1)
Класс: 2а Объем: 102 занятия Учитель-логопед: Попова Л.Н. |
г. Нефтеюганск – 2024
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
1.1 | Психолого – педагогическая характеристика обучающихся | |
1.2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | |
1.3 | Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
2 | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание коррекционного курса | |
2.2 | Календарно – тематическое планирование |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся в освоении адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1), коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
1.1. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся
Всего обучающихся в 2а классе – 12
Из них:
1. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью – 12
Это группа обучающихся - с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
У обучающихся данной группы снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме
Характерны особенности восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, остроты, поля зрения, цветоразличения, контрастной чувствительности, глазодвигательных функций. Появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств. Нарушено: пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, установление причинно-следственных связей, формирование адекватных, точных, целостных образов и др. Характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания, наличие неотчетливых и недифференцированных представлений, возникновение трудностей при воспроизведении событий и др.
У обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурой неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Им характерен замедленный темп связной речи и имеют место качественные ее особенности: вербализм, формализм речи, трудности вербализации, трудности понимания причинно-следственных связей, временных и пространственных обозначений, наличие скудного словарного запаса.
Нарушено мышление (слабость мышления, недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность, нарушение способности к обобщению, что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой, - неполноценностью других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др.). Мышление характеризуется тугоподвижностью.
У обучающихся наблюдаются нарушения строения мотивации деятельности, проявляющиеся в неправильном соотношении цели и действия, вследствие чего выполнение действия приобретает формальный характер: обучающиеся не рассчитывают на получение реально значимых результатов. Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней, без должного анализа содержащихся в ней данных, что свидетельствует о нарушении ориентировочной основы действия. Многим характерно недостаточно критичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности.
Для данной группы обучающихся характерным является нарушения психомоторики. Имеет место незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональные реакции зачастую неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому. Часто нарушены волевые процессы: они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособны адекватно оценивать свои поступки.
Проявляются негативные личностные качества и негативные личностные проявления.
Снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение занятия, они быстро утомляются, у них значительно снижена работоспособность.
1.2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
В соответствии с ППк определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов (см. табл.1).
Таблица 1.
Ф.И. обучающегося | Задачи на 2024-2025 учебный год | |||||
Образовательная | Коррекционно – воспитательная | Коррекционно – развивающая | ||||
2 группа (Галиева Э.Ф.) | ||||||
Анищюк Таисия | сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога | коррекция звукопроизношения; коррекция фонематических процессов | развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики | |||
Димиров Григорий | сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога | коррекция звукопроизношения; коррекция фонематических процессов | развитие артикуляционной моторики, элементарных произносительных навыков | |||
Исмонов Хакимджон | сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога | коррекция фонематических процессов | развитие мелкой моторики рук; развитие навыков каллиграфии | |||
Трушникова Анна | сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога | коррекция звукопроизношения; коррекция фонематических процессов | развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики |
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Таблица 2.
Название Раздела. | Планируемые образовательные результаты | |
Предметные | Личностные | |
Звукопроизношение:
| Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги. Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов. | -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей социальных ролей. |
Фонематические процессы: | Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами, обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи. | - формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности |
Лексико-грамматический строй: | Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи. | - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
Развитие связной речи и речевого общения: | Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникации. | - формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе. -формирование интереса к языковой и речевой деятельности. -владение навыками |
1.3. Сведения о создании условий, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Создание образовательной среды
Таблица 3.
№ п.п | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью |
|
2 | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения |
|
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание коррекционного курса
Таблица 4.
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных (коррекционных) занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
Диагностика уровня речевого развития Звукопроизношение | Индивидуальные *дистанционные Подгрупповые /групповые *дистанционные | Регулятивные Личностные Познавательные | Комплексный подход Комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков и слоговые упражнения. | |
Фонематические процессы | Подгрупповые /групповые *дистанционные | Регулятивные Личностные Познавательные | Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов. | |
Лексико-грамматический строй | Подгрупповые /групповые *дистанционные | Регулятивные Личностные Познавательные | Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. | |
Развитие связной речи и речевого общения: | Подгрупповые /групповые *дистанционные | Регулятивные Личностные Познавательные | Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникации. |
*в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой возможно дистанционное обучение
Календарно – тематическое планирование
(2 группа)
№ | Тема занятия | Кол-во занятий | Дата | |
п/п | ||||
1 четверть (24 занятия) | ||||
1 | Диагностика уровня речевого развития. | 1 | ||
2 | Диагностика уровня речевого развития. | 1 | ||
3 | Диагностика уровня речевого развития. | 1 | ||
4 | Диагностика уровня речевого развития. | 1 | ||
5 | Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка Ряба». | 1 | ||
6 | Знакомство с понятием «слово». Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя». | 1 | ||
7 | Знакомство с понятием «предложение». Подбор слов и предложений по теме «Школа». | 1 | ||
8 | Деление слов на ча сти (слоги). | 1 | ||
9 | Дифференциация сходных по звуча нию слов. | 1 | ||
10 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Школьные принадлежности». Звук и буква А, а. | 1 | ||
11 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Школьные принадлежности». Звук и буква А, а. | 1 | ||
12 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Осень». Звук и буква У, у. | 1 | ||
13 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Осень». Звук и буква У, у. | 1 | ||
14 | Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо звукосочетаний ау; уа. | 1 | ||
15 | Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо звукосочетаний ау; уа. | 1 | ||
16 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Овощи». Звук и буква М, м. | 1 | ||
17 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Овощи». Звук и буква М, м. | 1 | ||
18 | Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | 1 | ||
19 | Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | 1 | ||
20 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Фрукты». Звук и буква О, о. | 1 | ||
21 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Овощи-фрукты». Звук и буква Х, х. | 1 | ||
22 | Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | 1 | ||
23 | Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | 1 | ||
24 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Ягоды». Звуки буква С, с. | 1 | ||
25 | Звуко -буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | 1 | ||
26 | Звуко -буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | 1 | ||
27 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Грибы». Звук и буква Н, н. | 1 | ||
28 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Грибы». Звук и буква Н, н. | 1 | ||
29 | Дифференциация звуков и букв [м] и [н] в слогах и словах. | 1 | ||
30 | Дифференциация звуков и букв [м] и [н] в слогах и словах. | 1 | ||
31 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Магазин». Звук и буква ы. | 1 | ||
32 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Магазин». Звук и буква ы. | 1 | ||
33 | Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих прой- денные звуки и буквы. | 1 | ||
34 | Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих прой- денные звуки и буквы. | 1 | ||
35 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Продукты». Звук и буква Л, л. | 1 | ||
36 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Продукты». Звук и буква Л, л. | 1 | ||
37 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Бытовые приборы». Звук и буква В, в. | 1 | ||
38 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Бытовые приборы». Звук и буква В, в. | 1 | ||
39 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Посуда». Звуки буква И, и. | 1 | ||
40 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Посуда». Звуки буква И, и. | 1 | ||
41 | Дифференциация звуков и букв [ы] и [и] в слогах и словах. | 1 | ||
42 | Дифференциация звуков и букв [ы] и [и] в слогах и словах. | 1 | ||
43 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Мебель». Звук и буква Ш, ш. | 1 | ||
44 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Мебель». Звук и буква Ш, ш. | 1 | ||
45 | Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | 1 | ||
46 | Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | 1 | ||
47 | Дифференциация звуков и букв [с] и [ш] в слогах и словах. | 1 | ||
48 | Дифференциация звуков и букв [с] и [ш] в слогах и словах. | 1 | ||
49 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зима». Звук и буква П, п. | 1 | ||
50 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зима». Звук и буква П, п. | 1 | ||
51 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Зимние забавы». Звук и буква Т, т. | 1 | ||
52 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимние забавы». Звук и буква Т, т. | 1 | ||
53 | Дифференциация звуков и букв [п] и [т] в слогах и словах. | 1 | ||
54 | Дифференциация звуков и букв [п] и [т] в слогах и словах. | 1 | ||
55 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Зимующие птицы». Звук и буква К, к. | 1 | ||
56 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимую щие птицы». Звук и буква К, к. | 1 | ||
57 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Дикие животные». Звук и буква З,з. | 1 | ||
58 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Дикие животные». Звук и буква З,з. | 1 | ||
59 | Дифференциация звуков и букв [з] и [с] в слогах и словах. | 1 | ||
60 | Дифференциация звуков и букв [з] и [с] в слогах и словах. | 1 | ||
61 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Домашние животные». Звук и буква Р, р. | 1 | ||
62 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Домашние животные». Звук и буква Р, р. | 1 | ||
63 | Дифференциация звуков и букв [р] и [л] в слогах и словах. | 1 | ||
64 | Дифференциация звуков и букв [р] и [л] в слогах и словах. | 1 | ||
65 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Домашние птицы». Звук и буква Й, й. | 1 | ||
66 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Домашние птицы». Звук и буква Й, й. | 1 | ||
67 | Дифференциация звуков и букв [и] и [й] в слогах и словах. | 1 | ||
68 | Дифференциация звуков и букв [и] и [й] в слогах и словах. | 1 | ||
69 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Профессии». Звук и буква Ж, ж. | 1 | ||
70 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Профессии». Звук и буква Ж, ж. | 1 | ||
71 | Дифференциация звуков и букв [ж] и [ш] в слогах и словах. | 1 | ||
72 | Дифференциация звуков и букв [ж] и [ш] в слогах и словах. | 1 | ||
73 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Транспорт». Звук и буква Б, б. | 1 | ||
74 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Транспорт». Звук и буква Б, б | 1 | ||
75 | Дифференциация звуков и букв [б] и [п] в слогах и словах. | 1 | ||
76 | Дифференциация звуков и букв [б] и [п] в слогах и словах. | 1 | ||
77 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Наземный транспорт». Звук и буква Д, д. | 1 | ||
78 | Дифференциация звуков и букв [д] и [т] в слогах и словах. | 1 | ||
79 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Дом, улица, город». Звук и буква Г, г. | 1 | ||
80 | Дифференциация звуков и букв [г] и [к] в слогах и словах. | 1 | ||
81 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Игрушки». Буква Е, е. | 1 | ||
82 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме. «Весна». Буква Я, я. | 1 | ||
83 | Дифференциация звуков и букв [а] и [я] в слогах и словах. | 1 | ||
84 | Дифференциация звуков и букв [а] и [я] в слогах и словах. | 1 | ||
85 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Перелетные птицы». Буква Ю, ю. | 1 | ||
86 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Деревья». Буква Ё, ё. | 1 | ||
87 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Насекомые». Звук и буква Ч, ч. | 1 | ||
88 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Рыбы». Звук и буква Ф, ф. | 1 | ||
89 | Дифференциация слогов и слов со звуками и буквами [в] и [ф]. | 1 | ||
90 | Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Цветы». Звука и буква Ц, ц. | 1 | ||
91 | Дифференциация слогов и слов со зву ками и буквами [с] и [ц]. | 1 | ||
92 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комнатные растения».Звук и буква Э, э | 1 | ||
93 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Лето». Звук и буква Щ, щ. | 1 | ||
94 | Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летние забавы». Буква Ъ | 1 | ||
95 | Дифференциация слов с буквами Ь и Ъ. | 1 | ||
96 | Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | 1 | ||
97 | Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | 1 | ||
98 | Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | |||
99 | Диагностическое обследование. | 1 | ||
100 | Диагностическое обследование. | 1 | ||
101 | Диагностическое обследование. | 1 | ||
102 | Диагностическое обследование. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов
Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...
Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программапо логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речив условиях логопункта на 2014-2015 учебный год....
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте по ФГОС
Эта рабочая программа была разработана для детей 5-7 летнего возраста и адаптирована в условиях дошкольного логопункта. Она направлена на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие ...
"Как написать рабочую программу учителя-логопеда"
Презентация...
Рабочая программа учителя-логопеда Карпухиной И.В. ГБОУ" Гимназия № 1476 " ВАО д/о №1 (стр.подр."№2 - до реорганизации ГБОУ д/с комбинированного вида(2 логогруппы ТНР) №991)
Рабочая программа учителя-логопеда Карпухиной И.В. предназначена для учителей-логопедов,работающих с детьми,имеющими общее недоразвитие речи 2,3 ур. ,осложненным неврологическим статусом.(ТНР)...