Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа

Попова Лидия Николаевна

Программа для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_zanyatiya_2a_klass_1.docx52.01 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

                                                                   УТВЕРЖДЕНА

                                                                        приказом № 157 от  28.08.2024 года

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»

( приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

( вариант 1)

Класс: 2а

Объем: 102 занятия

Учитель-логопед: Попова Л.Н.

 

г. Нефтеюганск – 2024

Оглавление

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

1.1

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

1.2

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

1.3

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2

Содержательный раздел

2.1

Содержание коррекционного курса

2.2

Календарно – тематическое планирование

1. Пояснительная записка

Рабочая программа, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся в освоении адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1), коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

1.1. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

Всего обучающихся в 2а классе – 12

Из них:

1. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью – 12

Это группа обучающихся - с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.

У обучающихся данной группы снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме

Характерны особенности восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, остроты, поля зрения, цветоразличения, контрастной чувствительности, глазодвигательных функций. Появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств. Нарушено: пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, установление причинно-следственных связей, формирование адекватных, точных, целостных образов и др. Характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания, наличие неотчетливых и недифференцированных представлений, возникновение трудностей при воспроизведении событий и др.

У обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурой неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Им характерен замедленный темп связной речи и имеют место качественные ее особенности: вербализм, формализм речи, трудности вербализации, трудности понимания причинно-следственных связей, временных и пространственных обозначений, наличие скудного словарного запаса.

Нарушено мышление (слабость мышления, недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность, нарушение способности к обобщению, что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой, - неполноценностью других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др.). Мышление характеризуется тугоподвижностью.

У обучающихся наблюдаются нарушения строения мотивации деятельности, проявляющиеся в неправильном соотношении цели и действия, вследствие чего выполнение действия приобретает формальный характер: обучающиеся не рассчитывают на получение реально значимых результатов. Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней, без должного анализа содержащихся в ней данных, что свидетельствует о нарушении ориентировочной основы действия. Многим характерно недостаточно критичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности.

Для данной группы обучающихся характерным является нарушения психомоторики.     Имеет место незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональные реакции зачастую неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому. Часто нарушены волевые процессы: они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособны адекватно оценивать свои поступки.

Проявляются негативные личностные качества и негативные личностные проявления.

Снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение занятия, они быстро утомляются, у них значительно снижена работоспособность.

1.2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

        В соответствии с ППк определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов (см. табл.1).  

 Таблица 1.

Ф.И.

обучающегося

Задачи на 2024-2025 учебный год

Образовательная

Коррекционно – воспитательная

Коррекционно – развивающая

2 группа (Галиева Э.Ф.)

Анищюк

Таисия

сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога

коррекция звукопроизношения;

коррекция фонематических процессов

развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики

Димиров

Григорий

сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога

 коррекция звукопроизношения;

коррекция фонематических процессов

развитие артикуляционной моторики, элементарных произносительных навыков

Исмонов

Хакимджон

сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога

коррекция фонематических процессов

развитие мелкой моторики рук;  развитие навыков каллиграфии

Трушникова

Анна

сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога

коррекция звукопроизношения; коррекция фонематических процессов

развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

        Таблица 2.

Название

Раздела.

Планируемые

образовательные результаты

Предметные

Личностные

Звукопроизношение:

 

Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги.

Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.

 -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей социальных ролей.

Фонематические процессы:

Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами, обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи.

- формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

Лексико-грамматический строй:

Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение  их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи. 

- чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Развитие связной речи и речевого общения: 

Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие  навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникации.

- формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе.

-формирование интереса к языковой и речевой деятельности.

-владение навыками

1.3. Сведения о создании условий, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Создание образовательной среды

Таблица 3.

п.п

Нозологии

Формы, методы и приемы

работы с обучающимися

1

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью

  • Решение наглядно-практических задач
  • Простейшие логические операции анализа и синтеза (дописывание незаконченных предложений, сравнение понятий, моделирование и анализ заданных ситуаций, решение занимательных задач, проблемных ситуаций)
  • Введение задачи в игру, в практическую деятельность.
  • Предметно – игровая деятельность, направленная на побуждение интереса и мотивации (игры – этюды, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, игра – интервью, игра - ситуация).
  • Постановка вопроса или ориентировка в условиях задач, создание гипотез возможного решения, осуществления решения и проверка правильного решения.
  • Элементы арттерапии: элементы изотерапии (рисуночные методы), психогимнастика, музыкальная релаксация, игры и психотехнические упражнения.
  •  Элементы песочной терапии

2

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью,

с нарушением зрения

  • Метод наглядности (большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета);
  • Метод дистанционного управления (управление действиями ученика на расстоянии посредством команд);
  • Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание);
  • Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений
  • Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха)

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание коррекционного курса

Таблица 4.

п/п

Раздел

Формы организации учебных (коррекционных) занятий

Формируемые БУД

Коррекционно-развивающая работа

Диагностика уровня речевого развития

Звукопроизношение

Индивидуальные

*дистанционные

Подгрупповые

/групповые

*дистанционные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Комплексный подход

Комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков и слоговые упражнения.

Фонематические процессы

Подгрупповые

/групповые

*дистанционные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.

Лексико-грамматический строй

Подгрупповые

/групповые

*дистанционные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи.

Развитие связной речи и речевого общения:

Подгрупповые

/групповые

*дистанционные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникации.

*в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой возможно дистанционное обучение

Календарно – тематическое планирование

(2 группа)

Тема занятия

Кол-во

занятий

Дата

п/п

1 четверть (24 занятия)

1

Диагностика уровня речевого развития.

1

2

Диагностика уровня речевого развития.

1

3

Диагностика уровня речевого развития.

1

4

Диагностика уровня речевого развития.

1

5

Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка Ряба».

1

6

Знакомство с понятием «слово». Подбор слов к картинке     на сюжет сказки «Три медведя».

1

7

Знакомство с понятием «предложение». Подбор слов и предложений по теме «Школа».

1

8

Деление слов на ча сти (слоги).

1

9

Дифференциация сходных по звуча нию слов.

1

10

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Школьные принадлежности».

Звук и буква А, а.

1

11

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Школьные принадлежности».

Звук и буква А, а.

1

12

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Осень». Звук и буква У, у.

1

13

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Осень». Звук и буква У, у.

1

14

Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо звукосочетаний ау; уа.

1

15

Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо звукосочетаний ау; уа.

1

16

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Овощи». Звук и буква М, м.

1

17

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Овощи». Звук и буква М, м.

1

18

Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

1

19

Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

1

20

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Фрукты». Звук и буква О, о.

1

21

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Овощи-фрукты». Звук и буква Х, х.

1

22

Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

1

23

Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

1

24

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Ягоды». Звуки буква С, с.

1

25

Звуко -буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

1

26

Звуко -буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

1

27

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Грибы». Звук и буква Н, н.

1

28

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Грибы». Звук и буква Н, н.

1

29

Дифференциация звуков и букв [м] и [н] в слогах и словах.

1

30

Дифференциация звуков и букв [м] и [н] в слогах и словах.

1

31

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Магазин». Звук и буква ы.

1

32

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Магазин». Звук и буква ы.

1

33

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих прой- денные звуки и буквы.

1

34

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих прой- денные звуки и буквы.

1

35

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Продукты». Звук и буква Л, л.

1

36

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Продукты». Звук и буква Л, л.

1

37

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Бытовые приборы». Звук и буква В, в.

1

38

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Бытовые приборы». Звук и буква В, в.

1

39

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Посуда». Звуки буква И, и.

1

40

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Посуда». Звуки буква И, и.

1

41

Дифференциация звуков и букв [ы] и [и] в слогах и словах.

1

42

Дифференциация звуков и букв [ы] и [и] в слогах и словах.

1

43

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Мебель». Звук и буква Ш, ш.

1

44

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Мебель». Звук и буква Ш, ш.

1

45

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

1

46

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

1

47

Дифференциация звуков и букв [с] и [ш] в слогах и словах.

1

48

Дифференциация звуков и букв [с] и [ш] в слогах и словах.

1

49

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зима». Звук и буква П, п.

1

50

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зима». Звук и буква П, п.

1

51

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Зимние  забавы». Звук и буква Т, т.

1

52

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимние  забавы». Звук и буква Т, т.

1

53

Дифференциация звуков и букв [п] и [т] в слогах и словах.

1

54

Дифференциация звуков и букв [п] и [т] в слогах и словах.

1

55

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Зимующие птицы». Звук и буква

К, к.

1

56

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимую щие птицы». Звук и буква

К, к.

1

57

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Дикие животные». Звук и буква З,з.

1

58

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Дикие животные». Звук и буква З,з.

1

59

Дифференциация звуков и букв [з] и [с] в слогах и словах.

1

60

Дифференциация звуков и букв [з] и [с] в слогах и словах.

1

61

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Домашние животные». Звук и буква Р, р.

1

62

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Домашние животные». Звук и буква Р, р.

1

63

Дифференциация звуков и букв [р] и [л] в слогах и словах.

1

64

Дифференциация звуков и букв [р] и [л] в слогах и словах.

1

65

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Домашние птицы». Звук и буква

Й, й.

1

66

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Домашние птицы». Звук и буква

Й, й.

1

67

Дифференциация звуков и букв [и] и [й] в слогах и словах.

1

68

Дифференциация звуков и букв [и] и [й] в слогах и словах.

1

69

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Профессии». Звук и буква Ж, ж.

1

70

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Профессии». Звук и буква Ж, ж.

1

71

Дифференциация звуков и букв [ж] и [ш] в слогах и словах.

1

72

Дифференциация звуков и букв [ж] и [ш] в слогах и словах.

1

73

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Транспорт». Звук и буква Б, б.

1

74

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Транспорт». Звук и буква Б, б

1

75

Дифференциация звуков и букв [б] и [п] в слогах и словах.

1

76

Дифференциация звуков и букв [б] и [п] в слогах и словах.

1

77

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Наземный транспорт». Звук и буква Д, д.

1

78

Дифференциация звуков и букв [д] и [т] в слогах и словах.

1

79

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Дом, улица, город». Звук и буква

 Г, г.

1

80

Дифференциация звуков и букв [г] и [к] в слогах и словах.

1

81

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Игрушки». Буква Е, е.

1

82

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме. «Весна». Буква Я, я.

1

83

Дифференциация звуков и букв [а] и [я] в слогах и словах.

1

84

Дифференциация звуков и букв [а] и [я] в слогах и словах.

1

85

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Перелетные птицы». Буква Ю, ю.

1

86

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Деревья». Буква Ё, ё.

1

87

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Насекомые». Звук и буква Ч, ч.

1

88

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Рыбы».               Звук и буква Ф, ф.

1

89

Дифференциация слогов и слов со звуками и буквами [в] и [ф].

1

90

Развитие речи и речемыслительной дея тельности по лексической теме «Цветы». Звука и буква Ц, ц.

1

91

Дифференциация слогов и слов со зву ками и буквами [с] и [ц].

1

92

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комнатные растения».Звук и буква Э, э

1

93

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Лето». Звук и буква Щ, щ.

1

94

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летние  забавы». Буква Ъ

1

95

Дифференциация слов с буквами Ь и  Ъ.

1

96

Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

1

97

Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

1

98

Звуко - буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

99

Диагностическое обследование.

1

100

Диагностическое обследование.

1

101

Диагностическое обследование.

1

102

Диагностическое обследование.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программапо логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речив условиях логопункта на 2014-2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте по ФГОС

Эта рабочая программа была разработана для детей 5-7 летнего возраста и адаптирована в условиях дошкольного логопункта. Она направлена на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие ...

Рабочая программа учителя-логопеда Карпухиной И.В. ГБОУ" Гимназия № 1476 " ВАО д/о №1 (стр.подр."№2 - до реорганизации ГБОУ д/с комбинированного вида(2 логогруппы ТНР) №991)

Рабочая программа учителя-логопеда Карпухиной И.В. предназначена для учителей-логопедов,работающих с детьми,имеющими общее недоразвитие речи 2,3 ур. ,осложненным неврологическим статусом.(ТНР)...