"Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии"
консультация
Дети данной категории затрудняются осваивать элементарные математические умения, так как имеют трудности в перемещении предметов в пространстве, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей. Это связано с недоразвитием сенсорно - перцептивных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_pr_sam.obr_.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию на 2020 – 2024г. учителя-дефектолога Москалюк О.И.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».
Много лет работая учителем - дефектологом, я столкнулась с тем, что методологическая база по вопросу обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии разработана недостаточно хорошо.
Дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии не способны усваивать специальную (коррекционную) программу, так как имеют трудности в выполнении практических действий по перемещению в пространстве, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей, это связано с недоразвитием сенсорно - перцептивных процессов.
Большинство наших воспитанников имеют нарушения моторики, что значительно снижают возможность усвоения пространственной ориентировки. Многие дети испытывают большие трудности в понимании обращенной речи, что значительно осложняет формирование математических представлений. Накопление сведений об окружающем мире у них происходит очень медленно. Эти дети с большим трудом могут запомнить и воспроизвести предметные действия. Математические представления носят отвлеченный характер, и овладение ими требуют выполнения сложных умственных операций. Из этого следует, что без специальной (коррекционной) работы формирование элементарных представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии невозможно. Поэтому нами разрабатываются специальные адаптированные программы, разработанные на базе специальных (коррекционных) программ. При этом обязательным условием является учет индивидуальных особенностей наших воспитанников.
Занятия по развитию математических представлений проводятся в групповой форме (3-5 человек).
Основная цель курса – социально-бытовая адаптация данной категории детей к повседневной жизни. Поэтому основная направленность занятий – это практическая. Для того, чтобы дети смогли применить свои знания, умения, навыки (ЗУН) в повседневной жизни. На занятии создаются такие условия, которые дают возможность работать каждому ребенку в доступном темпе, проявляя максимальную возможность каждого.
Как правило, дети на первоначальном этапе обучения показывают полевое поведение или же выраженное нарушение произвольной регуляции деятельности. На первом этапе мы определяем интересы детей, их особенности в поведении, уровень интеллектуального развития и формируем учебный стереотип. На основе полученных данных составляется тематическое планирование с учетом всех индивидуальных особенностей и сформированности математических представлений детей.
Работа по формированию математических представлений ведется по следующим направлениям:
- Развитие зрительного восприятия, необходимо при обучении представлений о форме, величине. В работе должны использоваться только реальные предметы. Предмет ощупывается, оценивается их форма, фактура, цвет. Многие дети могут обнюхивать и пробовать на вкус. Это характерно для детей с глубокой умственной отсталостью и детей, имеющих дополнительно, нарушение зрения. С детьми обсуждается или рассказывается, на что похож предмет. Постепенно дети учатся находить знакомый предмет из множества, по его фрагменту, например, собрать яблоко из двух половинок. Такой навык является предпосылкой к овладению таких математических понятий, как: «один», «много», «мало», «одинаково»; формируются представления о форме: «большой – маленький». Также узнают дети геометрические фигуры и цвет предметов. При более высоком интеллектуальном развитии можно использовать в работе не предметы, а картинки со знакомыми изображениями, которые максимально отображают действительность.
Развитие тактильного восприятия. Нарушение тактильной чувствительности у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии приводит к нарушению восприятия собственного тела, страдает развитие мелкой и крупной моторики. Поэтому у детей с нарушениями интеллектуального развития затрудненно и деформировано развитие пространственных и временных представлений. На занятиях по формированию математических представлений должна вестись работа по обогащению сенсорного опыта детей, работа по формированию и развитию восприятия собственного тела. Для этого в начале урока могут проводиться пальчиковые и тактильные игры. Можно устраивать слуховые диктанты. Например, просить детей поднять левую или правую руку. Для детей, кто не способен выполнять самостоятельно действия по просьбе учителя, можно выполнять рука в руку или же прожимать руки, ноги с проговариванием действий педагога. Например, «Я жму твою левую ногу (руку)…».
- Формирование пространственных и временных представлений. Отрабатывание данного направления начинается так же с первого занятия. На уроке проговаривается: какое время года, месяц, время суток, куда педагог положил раздаточный материал и т.д. При работе над ориентацией на листе бумаги можно использовать диктанты. Например, педагог диктует: «Нарисуйте прямую вверх, вправо, вниз…». При обучении в ориентировке в пространстве так же хорошо использовать диктанты. Дети, которые самостоятельно не могут выполнять данные действия, выполняют их совместно с педагогом.
- Развитие памяти. У детей данной категории отмечаются трудности при запоминании материала. Поэтому, на изучение одной темы нужно отводить минимум три занятия. На каждом уроке нужно повторять пройденную тему с опорой на наглядность. Например, «Давайте посмотрим в наши альбомы (тетради), что мы делали на прошлом уроке…».
- Развитие внимание. Нарушение внимания проявляется у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии во всех сферах деятельности. Без внимания невозможно осуществление никакой целенаправленной деятельности. Дети данной категории тяжело сосредотачиваются, быстро отвлекаются, тяжело переключаются. Работа на занятиях по формированию математических представлений по развитию внимания ведется в игровой деятельности. Материал для игр должен быть ярким, красочным. Для того, чтобы внимание детей быстро не истощалось и удерживалось, необходимы дополнительные стимулы. Частое переключение на различные виды деятельности.
- Развитие мышления. Мышление – это сложная психическая функция, обеспечивающая жизнедеятельность и обучение ребенка, без которой невозможно овладение основными математическими операциями. Как правило, большинство детей этой категории не способны овладеть наглядно – образным мышлением. Их развитие так и остается на уровне действенного мышления. Поэтому, при формировании математических представлений, основными задачами стоят: овладение детьми понимания функционального назначения предметов, формирование представлений о сходстве и различии, нахождение одинаковых предметов (например, детям надо круглые предметы положить в одну коробку, а квадратные в другую), формирование представлений о размере (например, маленький предмет помещается в разные коробочки, большой нет), учить соотносить разные предметы схожего размера. Необходимо отрабатывать понимание причинно - следственной связи. Совершая действия с предметами, ребенок учится понимать связь между событиями.
Ведя занятия с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, педагог должен понимать, что динамика овладения ими математическими представлениями и умениями крайне низка. Это обусловлено тяжестью нарушений данной категории детей. Поэтому, для максимального достижения успеха в формировании математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии необходима постоянная специальная (коррекционная) работа с детьми. Программа составляется таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличения его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения должен постоянно повторяться в различных предметно-практических и игровых ситуациях. Задачи обучения детей с множественными нарушениями в развитии должны быть следующими:
- обучение детей обыгрыванию предметов, действиям с ними в процессе игр с математическим содержанием;
- развитие совместных действий детей и взрослых в играх и игровых упражнениях с математическим содержанием;
- формирование умения действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием;
- ознакомление детей со способами проверки путем наложения и приложения для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;
- обучение показу и моделированию различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических средств (показ руками, изображение пантомимикой после предварительного тактильного и зрительного обследования предметов, их моделей);
- обогащение опыта выполнения ориентировочных действий путем выработки умений предварительно рассматривать, называя, показывая по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- обучение действиям со множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);
- ознакомление детей с некоторыми общими принципами счета: понятие об устойчивости порядка числительных при счете; понимание принципа «один к одному», то есть к каждому объекту может быть присоединено только одно числительное; понятие об итоге счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); понимание того, что любая совокупность объектов может быть сосчитана;
- обучение узнаванию количества предметов, формы, величины на ощупь, зрительно;
- формирование операционально-технической стороны деятельности: обучение действовать одной и двумя руками (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять фигуры в ряд, брать по одной игрушке, картинке, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.);
- развитие зрительно-двигательной координации, обучение прослеживанию взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т. п.;
- развитие умения определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, подо мной);
- формирование умения перемещать различные предметы вперед и назад по горизонтальной плоскости (столу, полу) по подражанию действиям взрослого, по образцу и словесной инструкции;
- формирование умения соотносить плоскостные формы и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
- формирование представлений о времени: продолжать учить детей по наиболее характерным признакам (наблюдения в природе, изображения на картинках) узнавать и называть реальные явления и их изображения — контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
Изучив и проанализировав новый материал, буду использовать в работе полученные знания. На основе использованной литературе и собственного опыта буду составлять новую карту развития по программе «ФЭМП» для данной категории детей.
Список литературы по данной теме:
1. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математик представлений \ дошкольников (с проблемами в развитии). - СПб.: Изд-во РГГТУ им. А. И. Герцена: Изд-во «СОЮЗ». 2002. С. 479. 2. 2.Березина Р. Л., Михайлова З А.. Непомнящая Р. Л. и др. Формирование элементарных математических операций у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. - М.: Просвещение. 1988. С. 303. 19 3. Данилова В. В., Рихтерман Т.Д.. Михайлова 3. А. и др.
3. Обучение математике в детском саду. - М. 1997. - С.210. 4. Калинченко А. В.
4. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи / А. В. Калинченко. - М.: Айрис-пресс. 2005. -С.224.
5. Козлова В. А Обучение дошкольников и младших школьников математике.- М.: Школьная Пресса. 2002. С.112.
6. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4-5 лет М.. 2001.
7. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет М.. 2001.
8. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления детей 5-7 лет. М.. 1998.
9. Коноваленко В. В.. Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логической мышления М.. 2001.
10. Лалаева Р.И., Гермаковская А Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников,- СПб.: «Союз». 2005.-С. 17
11. Леушина А. М Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение. 1974. С.368
12. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях сост. В В. Данилова. - М., 1987. 13. Математическое развитие дошкольников / Сост. 3. А. Михайлова. М. П. Полякова. Р. Л. Непомнящая. А. М. Вербенец. - СПб. 2000
14. Метлина Л.С. Математика в детском саду. / Л.С. Метлина. - М.: 1984.
15. Мухина А. И. Занятия по счету в детском саду. - М.. 1964
16. Непомнящая Н. И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет: на материале математики. - М.: Педагогика. 1983. С. 112.
17. Новикова В. Г1. Математика в детском саду: Книга для родителей и воспитателей. В 4 т. - М., 2000. 20
18. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб. 2000.
19. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 408 с.
20. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: - М. Просвещение. Учебная литература, 1996. С. 144.
21. Петерсон Л. Г.. Холина Н. П. Раз ступенька, два ступенька... Практический курс математики для дошкольников - М.: Баласс. 2001
22. Программы школ для детей с нарушениями речи. - М: 1987.
23. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи! - М.:
24. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: 2005. С.208
25. Родина Е. В. Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста. (Психологический аспект) // Детство. - СПб. 1998. -№
26. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 1993
27. Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников,- М. 2001. Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе. - М.. 1997
28. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение. 1980. - С. 62
29. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.--2-е изд., перераб.--М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.--144 с.
30. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. вузов. -- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -408 с.
31.Сокольникова, Н. М. Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр / Н. М. Сокольникова, С. В. Матухнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 20-22.
34.Методические основы преподавания математики детям с нарушениями в развитии»: Учебно-методическое пособие. / Сост. Нигматуллина И.А., Болтакова Н.И. - Казань: ИПП К(П)ФУ, 2012,- с.80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности
В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...
Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...
Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».
В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....
Программа по самообразованию "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"
Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения ...
"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"
Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...
Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии математике. Мотивация к обучению и способы ее повышения. Из опыта работы.
Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они (программы) содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобр...