Картотека кинезиологических упражнений
картотека
Перечисленные ниже упражнения можно применять в ситуации, когда некоторые воспитанники испытывают трудности при слоговом анализе слов, а так же в восприятии и понимании речи на слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_kineziologicheskih_uprazhneniy.docx | 79.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение кинезиологических упражнений, способствующих развитию речи на уроках русского языка по программе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова
Раздел 1 «Язык и речь»
Перечисленные ниже упражнения можно применять в ситуации, когда некоторые учащиеся испытывают трудности при слоговом анализе слов, а так же в восприятии и понимании речи на слух.
«Слог — шаг»
Цель: формирование умения на слух определять количество слогов. Выполнение упражнения способствует формированию фонематического слуха, совершенствование навыков слогового анализа и синтеза.
Упражнение применяется в случае, если некоторые учащиеся испытывают трудности в понимании речи других.
Инструкция:
Учитель дает каждому игроку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!»
Игрок должен вспомнить слово, в состав которого входит столько слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.
Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово.
«Продолжай!»
Цель: формирование умения образовывать новые слова по слогам.
Выполнение упражнения способствует формированию фонематического слуха, совершенствование навыков слогового анализа и синтеза.
Инструкция:
Для проведения упражнения понадобиться мяч. Учитель произносит какой-либо слог, бросает мяч одному из детей и говорит: «Продолжай». Учащийся, получивший мяч называет следующий слог так, чтобы получилось целое слово. Затем уже он, называя начало слова — первый слог, бросает мяч другому ученику и т.д.
«Школа радистов»
Цель: формирование умения передавать звуковое письмо с помощью движений руки.
Выполнение упражнения способствует формированию фонематического слуха: совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти.
Инструкция:
Перед началом упражнения педагог знакомит детей с профессией радиста, основная задача которого — уметь передавать сообщение правильно и без искажений. «Для этого нужно быть не только очень внимательным, но и много тренироваться, — говорит учитель. — Сегодня мы организуем «школу радистов», в которой будем тренироваться в передаче сообщений.
Далее учитель отстукивает «сообщения» разной степени сложности, так чтобы дети не видели движений его руки, и предлагает детям по очереди отстучать карандашом по столу.
«Передай телеграмму»
Цель: формирование умения передавать зрительный образ с помощью знаков и звуков и соотносить его с знаково-символической записью.
Выполнение упражнения способствует формированию фонематического слуха, совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти.
Инструкция:
Перед началом игры учителю необходимо продемонстрировать учащимся изображение лесных зверей и птиц и карточки-телеграммы для них. (Рисунок 6)
Учитель говорит: «В лесу, на почте скопилось слишком много телеграмм. Давайте поможем дятлам-телеграфистам передать эти телеграммы разным лесным обитателям. Передайте (простучите) телеграммы с учетом расположения знаков на карточках».
Дети по очереди выбирают, кому из животных они пошлют телеграмму и отстукивают «текст» телеграммы. Задача остальных учащихся — отгадать, кому из лесных обитателей была послана телеграмма.
Рис.1 Карточки-телеграммы для животных и птиц
Раздел 2 «Систематизация изученного в период обучения грамоте»
«Солдат … и кукла …»
Цель: Создать условия для закрепления способа вычленения звуков в словах, умения различать согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки, умения отражать качество звуков в звуковой схеме слова.
Выполнение упражнения способствует формированию фонематического слуха: совершенствование навыков звукобуквенного анализа слова, дифференциации звуков.
Инструкция:
Упражнение возможно применять на этапе звукобуквенного анализа слова.
Например при изучении буквы З, звуков [з], [з`], солдата будут звать Захар, а куклу – Зина. Имена героев подбираются в зависимости от изучаемых букв и звуков.
Учитель проговаривает рифмовку: «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как глина».
Далее, учащиеся вместе с учителем проводят звукобуквенный анализ слов Захар и Зина и выясняют что в имени Захар – звук [з] твёрдый согласный, а в имени Зина – звук [з`] мягкий.
Затем, учитель называет согласные твёрдые и мягкие звуки, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться как солдаты, услышав мягкий звук – расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла.
В процессе звукобуквенного анализа, ученики строят звуковые схемы к словам.
Данное упражнение можно применять, при дифференциации других пар звуков, подбирая новые имена героев и рифмовки.
«Перекрещивание» или «Перекрестное марширование»
Цель: Создать условия для овладения новым способом деления слова на слоги посредством выполнения кинезиологического упражнения.
Выполнение упражнения способствует формированию фонематического слуха: совершенствование навыков слогового анализа слова; улучшение внимания и координации движений; развитие межполушарного взаимодействия головного мозга.
Упражнение возможно применить при знакомстве с новым словарным словом или при любой другой работе, связанной с анализом слов.
Инструкция:
Для выполнения упражнения ученику необходимо встать в удобную позу и поочередно пересекать среднюю линию тела, двигая расположенным напротив руками и ногами, и ритмично касаясь локтем руки противоположного колена.
Данное упражнение можно применить при делении слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, учащиеся проговаривают слова по слогам, на каждый слог, делая шаги на месте и ритмично касаясь колен руками (правая нога – левая рука, левая нога – правая рука).
«Считалочка-бормоталочка»
Цель: отработка орфоэпических навыков: произношение звуков, сочетаний звуков, слов и формирование навыка беглого и правильного чтения.
Выполнение упражнения способствует развитию артикуляционного аппарата и координации движений.
Упражнение возможно применить при артикуляционной разминке.
Инструкция:
Произношение рифмовок или скороговорок сопровождаются хлопками.
Для начала необходимо выучить скороговорку, например: «Ехал — грека — через — реку».
За тем, в первый раз вслух произносятся все четыре слова, во второй раз только слова «Ехал грека через», а слово «реку» произносится «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносятся только слова «Ехал грека», а слова «через реку» произносятся про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. И так далее, пока произношение всей скороговорки не сведётся к хлопкам.
1. Ехал — грека — через — реку.
2. Ехал — грека — через — (хлопок).
3. Ехал — грека — (хлопок) — (хлопок).
4. Ехал — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
5. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
Можно использовать другие варианты считалочки-бормоталочки, подбирая скороговорки различного уровня сложности.
Комплекс упражнений «Развитие межполушарного взаимодействия и артикуляционного аппарата».
Упражнения данного комплекса выполняются, комбинируя с произношением различных скороговорок, в этом случае, так же активно задействуются органы артикуляционного аппарата.
«Колечко»
Цель: подготовка к звуковому анализу слова через артикуляцию гласных и согласных звуков.
Инструкция:
Поочередно и как можно быстрее перебираются пальцы рук, соединяясь последовательно в кольцо с большим пальцем, указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак–ребро–ладонь»
Цель: подготовка к звуковому анализу слова через артикуляцию гласных и согласных звуков.
Инструкция:
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8–10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак– ребро–ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
«Лезгинка»
Цель: подготовка к звуковому анализу слова через артикуляцию гласных и согласных звуков.
Инструкция:
Левая рука сжата в кулаке и развернута пальцами к себе, большой палец отставлен в сторону. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой руки. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. С каждым разом скорость выполнения увеличивается.
Раздел 3 «Слово и предложение»
«Рыба, птица, зверь»
Цель: формирование способа различения слов-названий предметов относящихся к определенным лексическим группам и определения соответствующих им признаков.
Выполнение упражнения способствует формированию лексико-грамматического строя речи, уточнение и дифференциация словаря по определенным лексическим темам, развитие мыслительных операций: конкретизация и обобщение.
Упражнение возможно применить при изучении темы: «Слова, называющие предметы».
Инструкция:
Учитель произносит считалку: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, учитель продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т.п.
«Зеркало»
Цель: развитие способа различения слов-названий предметов, признаков и действий предметов и определения слов-названий предметов по их признакам и действиям.
Выполнение упражнения способствует формированию лексико-грамматического строя речи: уточнение и дифференциация словаря по определенным лексическим темам.
Упражнение возможно применить при изучении слов, называющих предметы, признаки и действия предметов.
Инструкция:
Вначале выбирается определенная лексическая тема, например «Дикие животные».
Упражнение выполняется в паре, дети встают лицом друг к другу. Учащимся необходимо договориться, какого животного они будут изображать. После этого один из детей выполняет движения руками или ногами, а другой должен их зеркально отобразить. Далее, несколько пар демонстрируют выполнение упражнения, а остальные должны отгадать по изображаемым действиям и признакам, о каком животном идёт речь.
«Ленивые восьмерки»
Цель: развитие взаимосвязанной деятельности слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов, влияющей на успешность овладения процесса чтения.
Выполнение упражнения способствует развитию чётких движений глаз слева направо, что необходимо при чтении.
Упражнение возможно применять перед чтением и списыванием объемных текстов.
Инструкция:
Перед выполнением упражнения, учителю необходимо нарисовать на доске, лежащую на боку цифру 8. Учащиеся обводят большим пальцем в воздухе перед собой нарисованную восьмерку. Движение начинается против часовой стрелки, начиная слева – вверх, в сторону – вниз, и по кругу, - а потом по часовой стрелке справа. Упражнение выполняется три раза на каждую руку. За тем необходимо скрестить пальцы обеих рук в замок и изобразить рисунок еще три раза. Так же важно, при выполнении упражнения задействовать слуховые навыки ученика, необходимо проговаривание действий: «Двигаемся вверх и влево, по кругу вниз, обратно в центр; пересекаем середину, теперь направо-вверх, по кругу-вниз и обратно в центр».
«Активация руки»
Цель: развитие мелкой моторики руки, способствующей формированию навыка каллиграфического письма.
Упражнение проводиться перед началом письменной работы с целью подготовки руки к письму.
Инструкция:
Ученику необходимо сесть ровно, поставить ноги параллельно полу и на ширину плеч. Заложить одну руку за голову и взяться ею за другую руку. За тем сделать вдох и плавно выдохнуть через сжатые губы, одновременно нажимая рукой на другую руку. Упражнение выполняется 3 раза на каждую руку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Автоматизация звуков"
Карточки для автоматизации звуков Р, Л в словах, сложных словах...
Картотека музыкального руководителя
Музыкально-дидактические игры...
Картотека музыкального руководителя
Музыкально-дидактические игры...
Методическая картотека
Методическая картотека-это своеобразный паспорт педагогического мастерства учителей школы. Создание методической картотеки педагогического коллектива позволит избежать формализма в работе школьн...
Картотека учебных приемов.
КАРТОТЕКА УЧЕБНЫХ ПРИЕМОВ И ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ по курсу биологии 8 класса "Человек и его здоровье". В картотеке собраны материалы по всем разделам курса, позвол...
Картотека учебников
Список учебников по всем предметам, имеющихся в наличии...
Картотека учебников
Список учебников по всем предметам, имеющихся в наличии...