Взаимодействие с ребенком аутистом
статья

Сорокина Майя Николаевна

Статья на тему взаимодействия с ребенком, имеющим растройство аутистического спектра. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с ребенком аутистом

Автор: Сорокина Майя Николаевна, учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад № 8», Красногорск

Аннотация: В этой статье автор описывает суть аутистического расстройства у детей. Раскрывает способ взаимодействия с такими детьми, основываясь на прикладном анализе поведения (АВА). Читателю предлагается перечень упражнений для формирования навыков необходимых детям с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: прикладной анализ поведения, положительное подкрепление, навыки, упражнения.

Тематическая рубрика: Коррекционная школа

Аутизм – это спектральное расстройство. Это означает, что дети с диагнозом РАС будут сталкиваться с множеством непохожих проблем в социализации, общении, обработке сенсорной информации, обучении и саморегуляции. Например, по оценкам некоторых исследований треть детей с аутизмом – невербальные, и в то же время многие аутичные дети очень даже хорошо владеют вербальными навыками, а уровень их словарного запаса намного превышает возрастную норму.

«Если вы знаете одного человека с аутизмом, то не можете судить о других людях с аутизмом». Это высказывание, которое прекрасно иллюстрирует многообразие проблем аутистического спектра, принадлежит доктору Стивену Шору, известному специалисту по аутизму, который сам страдает этим расстройством.

На сегодняшний день существует много методик и способов коррекции аутизма. Но я сделаю акцент на прикладном анализе поведения (АВА) который подкреплен большой базой научных доказательств, подтверждающих его эффективность.

Понятие «поведение» включает в себя все, что человек говорит и делает. Мы хотим, чтобы какие-то формы поведения проявлялись у детей чаще, а какие-то – реже. Формы поведения, которые мы хотим чаще наблюдать у детей называют навыками.

АВА-терапия включает большое количество эффективных приемов и упражнений, направленных на усиление слабых умений и навыков, а также обучение новым, жизненно необходимым навыкам. В основе подхода - положительное подкрепление. Такой тип подкрепления возникает, когда последствия поведения увеличивают вероятность того, что оно повторится в будущем. Другими словами, если ребенку нравятся последствия поведения, то он будет повторять это поведение чаще, а если последствия негативные и ребенку они неприятны, то такое поведение, вероятнее всего, будет происходить реже.

Реализуя принцип положительного подкрепления, можно изменять формы поведения, которые демонстрируют ребенок и по-новому начать взаимодействовать с ребенком, научить его общению, социальным и другим жизненно важным навыкам. Что это за навыки? Рассмотрим их подробнее.

Коммуникативные навыки необходимы ребенку, чтобы выражать повседневные потребности и желания. Просьба – это один из важных навыков, которому воспитатель может научить ребенка, выполняя вместе с ним различные упражнения. Например, упражнение «Волшебные пузырьки» (для детей от 2 до 6 лет) поможет вам научить ребенка выражать просьбу во время игры с мыльными пузырьками. Потому что открыть бутылочку с жидкостью и надуть мыльный пузырек – непростая задача для малышей, с которой они вряд ли справятся самостоятельно. Это означает, что ему понадобится помощь, благодаря этому можно вовлечь ребенка в активное вербальное и невербальное общение. Заинтересуйте ребенка, чтобы он просил вас надуть еще больше мыльных пузырьков. Надуйте несколько пузырьков, после чего остановитесь и положите палочку в бутылочку. Попросит ли ребенок вынуть палочку? Поднесите палочку ко рту, но не дуйте. Посмотрите попросит ли ребенок надуть мыльный пузырек.

Чтобы научить ребенка такому важному коммуникативному навыку, как просьба, необходимо сначала самому научиться распознавать желания ребенка. Если он чем-то увлечен или сильно чего-то хочет, то куда охотнее будет имитировать слова, которые вы произносите, и в конечном итоге быстрее научится выражать просьбу самостоятельно.

Упражнение «Что пропало?» (3-6 лет). Понадобится: различные предметы домашнего обихода или игрушки.

Это забавная игра, которая развивает целый ряд коммуникативных навыков, начиная от называния предметов до тренировки кратковременной памяти. Для начала соберите предметы или изображения, принадлежащие к одной категории. Все выбранные вами предметы должны быть знакомы ребенку. Например, можно взять игрушечную посуду, которой любит играть ребенок. Для малышей, которые только начинают учиться выбирайте небольшое число предметов. Более взрослые смогут работать с большим количеством предметов. Посадите перед собой ребенка и разложите перед ним выбранные предметы. Помогите назвать ребенку каждый предмет и его категорию, чтобы прояснить значения слов. Объясните ему, что теперь он должен закрыть глаза, чтобы не видеть, какой предмет вы сейчас уберете. Затем попросите ребенка открыть глаза и назвать предмет, которого не хватает. В этой части упражнения ребенок будет тренировать кратковременную память. Если ребенку сложно назвать недостающий предмет, дайте ему подсказку, называя каждый предмет. В следующем раунде попробуйте уменьшить количество предметов для игры. Чтобы помочь ребенку еще больше, предложите ему выбрать между двумя предметами, называя оба: тот, который имеется, и тот, что вы убрали.  

Навыки взаимодействия позволят ребенку развиваться в разных аспектах повседневной жизни. Эти навыки формируются с помощью различных упражнений, нацеленных на развитие способности разделять внимание с кем-то еще.

Упражнение «Прожектор» (3-8 лет). Понадобится: небольшой фонарик или лазерная указка и несколько предметов, которые можно спрятать.

Это упражнение развивает навыки совместного внимания. Для сосредоточения внимания нужны три ключевых элемента: вы, ребенок и какой-нибудь предмет. Начните с того, что спрячьте предметы в различных местах в комнате или группе. Затем, дайте ребенку фонарик и объясните, что ему нужно будет найти предмет, который вы скажете. Назовите первый предмет и присоединитесь к ребенку в его поисках. Как только предмет будет найден, попросите ребенка посвятить на него, чтобы убедиться, что ребенок смотрит на этот предмет. Похвалите ребенка с ярко выраженным одобрительным восклицанием. Когда он будет возвращать найденный предмет, попросите его прокомментировать результаты его работы. Например: «Я нашел пирамиду». Если ребенок невербальный, то можно попросить его скопировать вас.

Одна из главных причин почему данное упражнение такое эффективное, заключается в том, что здесь применяется научно-обоснованный подход: обучение в естественных условиях. Осваивая новый навык ребенок учится в натуральной среде, где этот навык позже пригодится, а не в искусственно созданных условиях, которые не связаны с обучаемым навыков.

Упражнение «Веселые характеристики» (5-11 лет). Понадобится: стопка бумажных полосок и письменные принадлежности. Дополнительно: фотографии или рисунки.

Это упражнение ориентированно на более способных детей, которые уже овладели определенными навыками символической игры. Возьмите половину бумажных полосок и напишите на них имена членов семьи, друзей, воспитателей и животных. На остальных полосках запишите различные характеристики, такие как «может дышать под водой», «имеет миллион долларов в банке», или «имеет крылья». Положите полоски с именами и характеристиками в две отдельные коробки или стопки. Пусть ребенок возьмет по одной полоске из каждой стопки.

Теперь начинайте задавать вопросы. К примеру, если ребенок выбрал варианты «собака» и «имеет крылья», спросите у него: «Что бы произошло, если бы у твоей собаки были бы крылья?». Помогите ребенку с идеями о том, что могло бы произойти. Принимайте даже самые нелепые ответы при условии, что они имеют смысл в этом контексте. Приблизительный ответ может быть таким: «Если бы у моей собаки были бы крылья, она бы влетела в форточку и съела бы всю колбасу с кухонного стола». Или: «Если бы у моей собаки были бы крылья, она бы была лучшим другом для нашего попугая». Это увлекательное упражнение можно использовать во время организованного игрового дня, когда дети играют друг с другом. Позвольте им задавать друг другу вопросы и смеяться над собственными забавными идеями.

Данное упражнение направлено на формирование абстрактного интеллекта, помогает раскрывать творческие способности детей и развивает умение видеть вещи в другом ресурсе.

Игровые навыки помогут детям учиться с интересом и в то же время будут развивать необходимое в жизни умение дружить.

Упражнение «Поделись грушей» (4-11 лет). Что понадобится: любой предмет, который можно держать и передавать другому игроку; таймер.

Когда мы делимся чем-то с другими людьми, мы демонстрирует заботу о них, и от этого нам становится радостно. Умение делиться – ценный игровой навык. Дети, у которых хорошо развито умение делиться со своими сверстниками, быстро учатся сотрудничать и заводят много друзей.

В этом упражнении дети играют в игру «Поделись грушей», которая является разновидностью игры «Горячая картошка». Для игры подойдет любой предмет, но только не тот, который слишком дорог ребенку. Это необходимо для того, чтобы у ребенка появилось желание поделиться предметом с другими игроками.

Установите таймер, на определенное время, в течение которого, как вам кажется, ребенок сможет сохранить внимание. Увеличивайте время каждый раз, когда вам кажется, что ребенок успешно справляется с заданием. Участники игры должны просто передавать друг другу «грушу» пока не сработает таймер. Не забывайте поощрять ребенка в игре, когда он успешно делится с другими, хотя он и так будет стараться это делать, потому что не захочется остаться с «грушей», когда сработает таймер.

Социальные навыки вовлекают ребенка в отношения с другими детьми, позволяя заводить длительную дружбу.

Упражнение «Песенка о вежливости и хороших манерах» (2-9 лет). Понадобится: ничего особенного не требуется.

Данное языковое упражнение игрового характера позволяет ребенку узнать, что значит быть вежливым. Часто люди с аутизмом не способны интуитивно понять, когда нужно следовать правилам этикета. Если ребенку сложно помнить о хороших манерах, можно предпринять ряд простых действий, чтобы помочь ему овладеть социальными навыками вежливого поведения. Во-первых, стоит объяснить ребенку почему так важно быть вежливым. Во-вторых, с помощью этого веселого упражнения можно изучить с ребенком правила хорошего тона.

Пойте вместе с ребенком следующие простые рифмованные строки (использовать можно любой мотив):

Хорошие манеры, как прекрасные цветы,

Ты силу их волшебную попробуй ощути.

Ты кашлянул или чихнул – прикрой свой рот рукой,

Чтобы микробы злобные не разнеслись гурьбой.

Когда на друга налетел, не разобрав пути,

Скажи простое «извини» и продолжай идти.

Делись с друзьями ты всегда,

Не ссорься с ними никогда.

Когда приходишь попросить игрушки или сладости,

Не забывай всем говорить «спасибо» и «пожалуйста».

Дождусь я очередь свою

И получу все что захочу.

Упражнение «Баночка комплиментов» (5-10 лет). Что понадобится: прозрачная банка или любой другой контейнер, мелкие предметы, чтобы заполнить банку и небольшой приз.

Это упражнение наверняка заинтересует ребенка и вовлечет его в социальное взаимодействие с вами. Мы рассмотрим пример с комплиментами, но вы можете самостоятельно адаптировать упражнение, выбрав те социальные навыки, которые ребенку следует улучшить. В предложенном варианте мы будем заполнять баночку ватными шариками. Попробуйте также предложить ребенку помочь в выборе приза.

Как использовать баночку комплиментов:

  1. Расскажите ребенку, что такое комплимент. Объясните, что именно он должен сказать, чтобы все поняли: это комплимент. Будьте как можно более конкретными. Например, «Комплимент – это когда ты говоришь что-то хорошее о ком-то другом. Ты делаешь комплимент человеку, когда хочешь сказать ему что-то, что тебе в нем нравится. «Я думаю, твои сережки очень красивые!» - это комплимент.
  2. Приведите примеры, чтобы показать ребенку как звучат комплименты.

«Ого, это было здорово!»

«Молодец!»

«Отлично сделано!»

«Мне нравится твой…»

«У тебя хорошо получается…»

  1. Пусть ребенок практикуется говорить вам комплименты во время ролевой игры. Проследите, чтобы вы говорили комплименты друг другу в равной степени. Каждый раз, когда ребенок делает комплимент, покажите ему, что ватный шарик помещается в баночку.
  2. Выберите занятие для ребенка, чтобы он мог поиграть с вами или другим человеком.
  3. Объясните ребенку, что вы будете наблюдать за ним во время занятия и прислушиваться к его комплиментам. Каждый раз, когда он говорит комплимент, вы помещаете один ватный шарик в баночку, чтобы ребенок это видел. Как только баночка заполнится, он получит выбранный приз.

Рассмотренный метод обучения новому поведению называется жетонной системой вознаграждения.

Моторные навыки – это навыки движений тела, которые позволяют ребенку физически взаимодействовать с окружающим миром. В качестве примеров навыков, развиваемых с помощью упражнений, можно привести умение держать ручку для письма или умение бросать мяч.

Упражнение «Соревнование изюминок» (3-6 лет). Понадобится: пинцет, изюм (или другие небольшие угощения или мелкие предметы)

Использование «пинцетного захвата» для манипулирования мелкими предметами – отличный способ поработать над развитием двигательных навыков у детей с РАС, которым сложно управлять ножницами для вырезания и/или карандашами для рисования и письма. В этом упражнении ребенку нужно с помощью пинцета переложить изюм из одной миски в другую. Ребенок должен переложить как можно больше изюминок за отведенное время (обычно от 30 секунд до 2 минут).

Академические навыки откроют широкие возможности для ребенка в будущем. Выполняя упражнения можно научить его различным навыкам, необходимым для учебы в школе, включая умение считать, читать, писать и слушать учителя.

Упражнение «Покажи в зеркале королеву» (3-6 лет). Понадобится: ничего особенного не требуется.

Эта игра направлена на отработку предакадемических навыков. Способность концентрироваться – тот навык, которым должен владеть ребенок, чтобы успешно осваивать школьную программу. Умение сосредотачиваться на чем-то достаточно долго (наблюдать, ждать, имитировать, слушать, следовать указаниям) служит основой для обучения.

В предложенную игру можно играть практически где угодно. Прежде всего сядьте или станьте лицом к ребенку на расстоянии вытянутой руки. Вы начнете играть роль «королевы», а ребенок будет «зеркалом». Как монарху вам нужно показывать смешные движения, а ребенок должен их повторять, как будто он ваше отражение в зеркале. Итак, если королева поднимет левую руку, а правой погладит свой живот, то ребенку нужно будет поднять правую руку, а левой погладить живот. Желательно начать с простых действий и постепенно усложнять их. Не забудьте дать ребенку шанс тоже побыть королевой (или королем).

Это упражнение будет постепенно развивать у ребенка умение концентрироваться на поставленных задачах, поскольку от него требуется сосредоточиться, чтобы точно повторить ваши действия. Не забывайте давать ребенку положительное подкрепление, когда он совершает правильные действия.

Сенсорная интеграция – это способность детей ощущать окружающий их мир в том виде, как они его видят, чувствуют и слышат. Хорошо развитая сенсорная интеграция помогает ребенку чувствовать себя физически более комфортно при контакте с различными стимулами окружающей среды, такими как шум, ветер ли яркий свет.

Упражнение «Человеческое буррито» (1-8 лет). Понадобится: одеяло или простыня.

Это упражнение волшебным образом помогает гиперактивным детям, которые постоянно находятся в движении. Громкий шум, суматоха и волнение приводят к тому, что аутичный ребенок быстро перевозбуждается. Если вы заметили, что ребенок начинает заводиться, значит, настало время отвести его в тихое место, где можно … превратить его в буррито.

Познакомьте ребенка с этим забавным упражнением, когда он будет в спокойном состоянии.

  1. Отведите ребенка в помещение, где вас никто не побеспокоит.  Скажите ему, что вы завернете его как буррито. Возможно, сначала вам придется объяснить ребенку, что такое буррито.
  2. Плотно заверните его в одеяло или простыню, уделив особое внимание голове, ногам и ступням.
  3. Чтобы сделать упражнение еще более интересным, для ребенка, с каждым обертыванием одеяла говорите ему, какие ингредиенты вы добавляете в буррито. Притворитесь, будто положили туда сыр, рис, и бобы, проговаривая это тихим, спокойным голосом.

Что дает это упражнение? Научные данные подтверждают идею о том, что глубокое сенсорное давление положительно влияет на вегетативную нервную систему. Такое заворачивание (почти как пеленание в младенчестве) вызывает у перевозбужденного ребенка с РАС ощущение покоя и безопасности.

Навыки саморегуляции помогают ребенку преодолевать трудные и некомфортные ситуации, которые часто возникают в их жизни. С помощью специальных упражнений ребенок овладеет широким набором приемов саморегуляции, включая стратегии и техники по самоуспокоению.

Упражнение «Раскрашивая, успокаиваюсь» (5-10 лет). Понадобится: книжка-раскраска с успокаивающими картинками, цветные карандаши или восковые мелки.

Доказано, что раскрашивание успокаивает ребенка в стрессовых ситуациях и позволяет ему расслабится. В процессе раскрашивания у него даже может понизиться пульс, вызвать состояние релакса. Некоторые дети могут научиться управлять своим настроением. Возможно, он скажет, что его успокаивает что-то другое, например, пазлы. В любом случае ребенок начнет понимать ответственность за свой выбор и будет видеть, какой эффект это оказывает на его самочувствие.

Навыки самообслуживания – это ключ к будущей самостоятельности ребенка. Есть много способов, как обучить ребенка различным жизненным навыкам, а именно: как пользоваться туалетом, мыть руки, одеваться чистить зубы, определять время и считать деньги.

Упражнения на формирование поведенческой цепочки – отличный прием, который позволяет научить ребенка решать любую повседневную задачу, разбивая ее на последовательность действий, опираясь на визуальные подсказки.

Интересные, эффективные и увлекательные упражнения помогут вам обучить ребенка жизненно важным навыкам, необходимым для его развития. Желаю вам и вашим детям добиться успехов в этом увлекательном деле!

Список литературы:

  1. Барбера М. Л. Вербально-поведенческий подход в АВА-терапии: Методы обучения детей с аутизмом и другими особенностями развития. – 4-е изд.; предисл. М. Сандберга. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2022. - 264с.
  2. Кук Кэти. Воспитание детей с аутизмом. 90 упражнений для вовлечения ребенка в общение, взаимодействие и игру.: Пер. с англ. – СПб.: ООО «Диалектика», 2021. – 240 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОВЛЕЧЕНИЕ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ В ОБУЧЕНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИГРУ Учитель-дефектолог: М. Н. Сорокина

Слайд 2

Аутизм – спектральное расстройство Общение Обработка сенсорной информации Обучение Саморегуляция

Слайд 3

1 / 3 детей - невербальные

Слайд 4

«Если вы знаете одного ребенка с аутизмом, то не можете судить о других людях с аутизмом» Доктор Стивен Шор

Слайд 5

Прикладной анализ поведения (АВА) – терапевтический подход, который подкреплен большой базой научных доказательств, подтверждающих его эффективность в лечении детей с аутизмом Поведение – все, что человек говорит и делает Положительное подкрепление – основа АВА-терапии

Слайд 6

Коммуникативные навыки Выражение повседневных потребностей и желаний Упражнение «Волшебные пузыри» 2-6 лет Понадобится: бутылочка с мыльным раствором или самодельный раствор для пузырьков.

Слайд 7

Коммуникативные навыки Упражнение «Что пропало?» 3-6 лет Понадобится: различные предметы домашнего обихода или игрушки

Слайд 8

Н авыки взаимодействия Позволяют ребенку развиваться в разных аспектах повседневной жизни Упражнение «Прожектор» 3-8 лет Понадобится: небольшой фонарик или лазерная указка и несколько предметов, которые можно спрятать

Слайд 9

Н авыки взаимодействия Упражнение «Веселые характеристики» 5-11 лет Понадобится: стопка бумажных полосок и письменные принадлежности. Дополнительно: фотографии или рисунки

Слайд 10

Игровые навыки Помогут учиться с интересом, будут развивать умение дружить. Упражнение «Поделись грушей» 4-11 лет Понадобится: любой предмет, который можно держать и передавать другому игроку; таймер .

Слайд 11

Социальные навыки Вовлекают в отношения с другими детьми, позволяя заводить дружбу

Слайд 12

Упражнение «Песенка о вежливости и хороших манерах» 2-9 лет Хорошие манеры, как прекрасные цветы, Ты силу их волшебную попробуй ощути. Ты кашлянул или чихнул – прикрой свой рот рукой, Чтобы микробы злобные не разнеслись гурьбой. Когда на друга налетел, не разобрав пути, Скажи простое «извини» и продолжай идти. Делись с друзьями ты всегда, Не ссорься с ними никогда. Когда приходишь попросить игрушки или сладости, Не забывай всем говорить «спасибо» и «пожалуйста». Дождусь я очередь свою И получу все что захочу. ПОЙТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОСТЫЕ РИФМОВАННЫЕ СТРОКИ (ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЛЮБОЙ МОТИВ)

Слайд 13

Социальные навыки Упражнение «Баночка комплиментов» 5-6 лет Понадобится: прозрачная банка или любой другой контейнер, мелкие предметы, чтобы заполнить банку и небольшой приз

Слайд 14

Моторные навыки Навыки движения тела, которые позволяют ребенку физически взаимодействовать с окружающим миром Упражнение «Соревнование изюминок» 3-6 лет Понадобится: пинцет, изюм (или другие небольшие угощения или мелкие предметы)

Слайд 15

Академические навыки Необходимы для обучения в школе Упражнение «Покажи в зеркале королеву» 3-6 лет Понадобится: ничего особенного не требуется

Слайд 16

Сенсорная интеграция Способность детей ощущать окружающий их мир в том виде, как они его видят, чувствуют и слышат Навыки саморегуляции Помогают преодолевать трудные и некомфортные ситуации, которые часто возникают в жизни Навыки самообслуживания Ключ к будущей самостоятельности ребенка

Слайд 17

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Коммуникативные навыки

Упражнение «Что пропало?»

3-6 лет. Понадобится: различные предметы домашнего обихода или игрушки.

Это забавная игра, которая развивает целый ряд коммуникативных навыков, начиная от называния предметов до тренировки кратковременной памяти.

Для начала соберите предметы или изображения, принадлежащие к одной категории. Все выбранные вами предметы должны быть знакомы ребенку. Например, можно взять игрушечную посуду, которой любит играть ребенок. Для малышей, которые только начинают учиться выбирайте небольшое число предметов. Более взрослые смогут работать с большим количеством предметов. Посадите перед собой ребенка и разложите перед ним выбранные предметы. Помогите назвать ребенку каждый предмет и его категорию, чтобы прояснить значения слов. Объясните ем, что теперь он должен закрыть глаза, чтобы не видеть, какой предмет вы сейчас уберете. Затем попросите ребенка открыть глаза и назвать предмет, которого не хватает. В этой части упражнения ребенок будет тренировать кратковременную память. Если ребенку сложно назвать недостающий предмет, дайте ему подсказку, называя каждый предмет.

В следующем раунде попробуйте уменьшить количество предметов для игры. Чтобы помочь ребенку еще больше, предложите ему выбрать между двумя предметами, называя оба: тот, который имеется, и тот, что вы убрали.  

Навыки взаимодействия

Упражнение «Прожектор»

3-8 лет. Понадобится: небольшой фонарик или лазерная указка и несколько предметов, которые можно спрятать.

Это упражнение развивает навыки совместного внимания. Для сосредоточения внимания нужны три ключевых элемента: вы, ребенок и какой-нибудь предмет.

Начните с того, что спрячьте предметы в различных местах в комнате или группе. Затем, дайте ребенку фонарик и объясните, что ему нужно будет найти предмет, который вы скажете. Назовите первый предмет и присоединитесь к ребенку в его поисках. Как только предмет будет найден, попросите ребенка посвятить на него, чтобы убедиться, что ребенок смотрит на этот предмет.

Похвалите ребенка с ярко выраженным одобрительным восклицанием. Когда он будет возвращать найденный предмет, попросите его прокомментировать результаты его работы. Например: «Я нашел пирамиду». Если ребенок невербальный, то можно попросить его скопировать вас.

Упражнение «Веселые характеристики»

5-11 лет. Понадобится: стопка бумажных полосок и письменные принадлежности. Дополнительно: фотографии или рисунки.

Это упражнение ориентированно на более способных детей, которые уже овладели определенными навыками символической игры. Возьмите половину бумажных полосок и напишите на них имена членов семьи, друзей, воспитателей и животных. На остальных полосках запишите различные характеристики, такие как «может дышать под водой», «имеет миллион долларов в банке», или «имеет крылья». Положите полоски с именами и характеристиками в две отдельные коробки или стопки. Пусть ребенок возьмет по одной полоске из каждой стопки.

Теперь начинайте задавать вопросы. К примеру, если ребенок выбрал варианты «собака» и «имеет крылья», спросите у него: «Что бы произошло, если бы у твоей собаки были бы крылья?». Помогите ребенку с идеями о том, что могло бы произойти. Принимайте даже самые нелепые ответы при условии, что они имеют смысл в этом контексте. Приблизительный ответ может быть таким: «Если бы у моей собаки были бы крылья, она бы влетела в форточку и съела бы всю колбасу с кухонного стола». Или: «Если бы у моей собаки были бы крылья, она бы была лучшим другом для нашего попугая».

Это увлекательное упражнение можно использовать во время организованного игрового дня, когда дети играют друг с другом. Позвольте им задавать друг другу вопросы и смеяться над собственными забавными идеями.

Данное упражнение направлено на формирование абстрактного интеллекта, помогает раскрывать творческие способности детей и развивает умение видеть вещи в другом ресурсе.

Социальные навыки

Упражнение «Песенка о вежливости и хороших манерах»

2-9 лет. Понадобится: ничего особенного не требуется.

С помощью этого веселого упражнения можно изучить с ребенком правила хорошего тона.

ПОЙТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОСТЫЕ РИФМОВАННЫЕ СТРОКИ (ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЛЮБОЙ МОТИВ)

Хорошие манеры, как прекрасные цветы,

Ты силу их волшебную попробуй ощути.

Ты кашлянул или чихнул – прикрой свой рот рукой,

Чтобы микробы злобные не разнеслись гурьбой.

Когда на друга налетел, не разобрав пути,

Скажи простое «извини» и продолжай идти.

Делись с друзьями ты всегда,

Не ссорься с ними никогда.

Когда приходишь попросить игрушки или сладости,

Не забывай всем говорить «спасибо» и «пожалуйста».

Дождусь я очередь свою

И получу все что захочу.

Упражнение «Баночка комплиментов»

5-10 лет. Что понадобится: прозрачная банка или любой другой контейнер, мелкие предметы, чтобы заполнить банку и небольшой приз.

Это упражнение наверняка заинтересует ребенка и вовлечет его в социальное взаимодействие с вами. Мы рассмотрим пример с комплиментами, но вы можете самостоятельно адаптировать упражнение, выбрав те социальные навыки, которые ребенку следует улучшить.

В предложенном варианте мы будем заполнять баночку ватными шариками. Попробуйте также предложить ребенку помочь в выборе приза.

Как использовать баночку комплиментов:

  1. Расскажите ребенку, что такое комплимент. Объясните, что именно он должен сказать, чтобы все поняли: это комплимент. Будьте как можно более конкретными. Например: «Комплимент – это когда ты говоришь что-то хорошее о ком-то другом. Ты делаешь комплимент человеку, когда хочешь сказать ему что-то, что тебе в нем нравится. «Я думаю, твои сережки очень красивые!» - это комплимент.
  2. Приведите примеры, чтобы показать ребенку как звучат комплименты.

«Ого, это было здорово!»

«Молодец!»

«Отлично сделано!»

«Мне нравится твой…»

«У тебя хорошо получается…»

  1. Пусть ребенок практикуется говорить вам комплименты во время ролевой игры. Проследите, чтобы вы говорили комплименты друг другу в равной степени. Каждый раз, когда ребенок делает комплимент, покажите ему, что ватный шарик помещается в баночку.
  2. Выберите занятие для ребенка, чтобы он мог поиграть с вами или другим человеком.
  3. Объясните ребенку, что вы будете наблюдать за ним во время занятия и прислушиваться к его комплиментам. Каждый раз, когда он говорит комплимент, вы помещаете один ватный шарик в баночку, чтобы ребенок это видел. Как только баночка заполнится, он получит выбранный приз.

Сенсорная интеграция

Упражнение «Человеческое буррито»

1-8 лет. Понадобится: одеяло или простыня.

Это упражнение волшебным образом помогает гиперактивным детям, которые постоянно находятся в движении. Громкий шум, суматоха и волнение приводят к тому, что аутичный ребенок быстро перевозбуждается. Если вы заметили, что ребенок начинает заводиться, значит, настало время отвести его в тихое место, где можно … превратить его в буррито.

Познакомьте ребенка с этим забавным упражнением, когда он будет в спокойном состоянии.

  1. Отведите ребенка в помещение, где вас никто не побеспокоит.  Скажите ему, что вы завернете его как буррито. Возможно, сначала вам придется объяснить ребенку, что такое буррито.
  2. Плотно заверните его в одеяло или простыню, уделив особое внимание голове, ногам и ступням.
  3. Чтобы сделать упражнение еще более интересным, для ребенка, с каждым обертыванием одеяла говорите ему, какие ингредиенты вы добавляете в буррито. Притворитесь, будто положили туда сыр, рис, и бобы, проговаривая это тихим, спокойным голосом.

Академические навыки

Упражнение «Покажи в зеркале королеву»

3-6 лет. Понадобится: ничего особенного не требуется.

Эта игра направлена на отработку предакадемических навыков. Способность концентрироваться – тот навык, которым должен владеть ребенок, чтобы успешно осваивать школьную программу. Умение сосредотачиваться на чем-то достаточно долго (наблюдать, ждать, имитировать, слушать, следовать указаниям) служит основой для обучения.

В предложенную игру можно играть практически где угодно. Прежде всего сядьте или станьте лицом к ребенку на расстоянии вытянутой руки. Вы начнете играть роль «королевы», а ребенок будет «зеркалом». Как монарху вам нужно показывать смешные движения, а ребенок должен их повторять, как будто он ваше отражение в зеркале. Итак, если королева поднимет левую руку, а правой погладит свой живот, то ребенку нужно будет поднять правую руку, а левой погладить живот. Желательно начать с простых действий и постепенно усложнять их. Не забудьте дать ребенку шанс тоже побыть королевой (или королем).

МБОУ «ДЕТСКИЙ САД № 8»

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РЕБЕНКА

С АУТИЗМОМ В ОБЩЕНИЕ,

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИГРУ

Учитель-дефектолог:

Сорокина М. Н.

Г. КРАСНОГОРСК, 2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности и конфликты взаимодействия с ребенком

    Данная разновидность конфликтов — одна  из  самых  распространенных  в повседневной жизни.Невозможно  найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты ме...

Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации

Материалы для проведения родительского собрания...

Конспект родительского собрания «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации?»

Конспект родительского собрания "как взаимодействовать с ребенком?"Задачи: помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций; способствовать осмыслению конфликтной ситуации...

"Ребенок - аутист" буклет для родителей

Буклет отражает краткую информацио об особенностях детей с РАС...