Интегрированный урок-викторина «Турнир смекалистых»
план-конспект занятия (7 класс)

Конспект интегрированного урока по русскому языку и математике для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями  «Турнир смекалистых» направлен на  обобщение изученного материала по основным разделам русского языка и математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_integrirovannyy_matematika-_russkiy_yaz.docx97.16 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Зеленогорская  школа-интернат»

Разработка открытого урока

Тема: Интегрированный урок-викторина

«Турнир смекалистых»

        Разработчик: Калинина Валентина Викторовна,

                       учитель первой квалификационной категории

   

г. Зеленогорск, 2024 год

 

Цели

  обобщение изученного материала по основным разделам русского языка и математики.

Задачи: 

- повторить единицы измерения массы, длины, их соотношение;

- продолжать формировать вычислительные навыки;

- повторить  грамматические категории ( род, число) по теме «Имя существительное», собственные и нарицательные имена существительные.

 - формировать умения применять полученные знания на практике;

 - развивать  сообразительность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся;

 - отрабатывать навыки использования раздаточного материала;

 - развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к уроку по предметам;

 - развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях;

 - воспитывать познавательный интерес к математике и русскому языку;

 Ход

  1. Организация начала урока.

Часто у нас возникает спор о том, какая наука важнее.

Учитель математики:  Нет ничего важнее той науки,

Что люди математикой зовут.

Что людям могут дать пустые звуки?

Писать стихи… Но разве это труд? 

Учитель русского языка: Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.

А слово нужное! Оно ведь лечит душу

И в трудный час нас делает сильней.

Учитель математики:  Сегодня мы будем вести урок вместе! Неожиданно? Согласна! Конечно, это будет не совсем обычный урок. Мы посвятим его двум совершенно разным, на первый взгляд, наукам – но точно самым важным и нужным – математике и русскому языку.

Учитель русского языка: Мы начинаем наше виртуальное путешествие в интересный мир русского языка и математики.

Вам будут предложены разнообразные задания, связанные с русским языком и математикой. Ваша задача: выполнить задания быстро, правильно и постараться грамотно оформить решение в тетрадях. За правильные ответы, аккуратное оформление в тетрадях вы получите жетоны, которые можно будет обменять на оценку. Один жетон – один балл, 5 баллов – оценка «5».

Актуализация знаний

I задание «Повторялкино»

А) Кроссворд

Учитель математики: По горизонтали:  1) ребус (слово масса)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05a3/00016532-f4cb2c70/1/img8.jpg

2) Самая маленькая мера длины (миллиметр)

3) как называется число, которое состоит из целого числа и дроби? (смешанное)

По вертикали:

4) Самая маленькая мера массы. (грамм)

5) Результат сложения. (сумма)

6) Самая большая мера массы. (тонна)

Учитель русского языка: - Что интересного вы увидели в этом кроссворде,  если на слова посмотреть с точки зрения русского языка? (двойные согласные)

Учитель математики: - Какие вы еще знаете меры длины? (сантиметр, дециметр, метр, километр)

- А меры массы? (килограмм, центнер)

Б) Карточка№1

Восстановите соотношение мер (раздаточный материал).  

1 км = …. м           1 т = …. кг                    

1 м = …. см           1 т = …. ц

1 м = …. дм           1 ц = …. кг  

1 дм = … см          1 кг = …. г

1 см = …. мм        

Обучающиеся выполняют задание на карточке самостоятельно с последующей проверкой.

Учитель русского языка: Итак, вы повторили название математических мер длины, массы и их соотношение, а так же вспомнили, что  некоторые существительные пишутся с удвоенной согласной.

-На какие вопросы отвечает имя существительное?

 ( кто, что?)

- А все ли слова в кроссворде существительные? Нет ли здесь другого слова, если не найдете его, мы не сможем отправиться дальше. Посмотрите еще раз внимательно на слова и найдите слово другой части речи. (смешанное)

- На какой вопрос отвечает слово? Какой части речи? (Это прилагательное, оно обозначает признак предмета).    

- Молодцы! Справились с  заданиями и мы движемся дальше.

Закрепление знаний.

II задание “Задачкино»  

   (Задачу читает ученик, потом учитель).

Учитель математики: 

Карточка №2

Реши задачу.

На склад магазина «Магнит» привезли 1 480 кг лимонов, груш на 865 кг меньше, а авокадо столько, сколько  лимонов и груш вместе. Сколько килограммов авокадо привезли в магазин?

Учитель русского языка: Кто из вас был самым внимательным при чтении задачи? Все ли слова  в ней записаны правильно? ( название склада, магазина пишется с большой буквы и в кавычках)

- О чем задача? (о фруктах)

- О каких фруктах? (лимонах, грушах, авокадо)

- Значит, какие будут ключевые слова? (лимоны, груши, авокадо)

- Все ли фрукты вам знакомы?

- Что за фрукт авокадо?

Учитель русского языка: Из интересного! Самые старые деревья растут в Мексике, им более 400 лет, по количеству полезных веществ его можно сравнить с мультивитаминами. Оно похоже на грушу, другое название авокадо «лесное мыло» или аллигаторова груша (аллигатор – крокодил – кожа у плода жесткая и зеленая как у крокодила) кстати аллигатор, обратите внимание, тоже пишется с удвоенной согласной.

Учитель математики: Запишем краткую запись задачи.

- Сколько лимонов? (1 480 кг)

- Сколько груш? Известно? А что сказано? (на 865 кг меньше)

- Сколько авокадо? Известно? А что сказано? (столько, сколько лимонов и груш вместе)

- Что нужно найти? Какой вопрос задачи?

- Какие будут предложения, как решить задачу?

- Что сначала необходимо найти?

(Краткая запись задачи появляется по одной строчке в презентации)

Решение.

  1. 1 480 – 865 = 615 (кг) – груш
  2. 1480 + 615 = 2095 (кг)

Ответ. 2095 кг авокадо привезли на склад.

 

Учитель русского языка: Но на этом наша задача не заканчивается, вы справились с решением, а сейчас мы проверим насколько быстро вы рассортируете фрукты по следующему признаку: вам нужно определить род каждого слова.

Работа в группах по 2 человека ( каждому дается карточка с родами имен существительных, учащиеся распределяют имена существительные из карточки №3 по родам)

Карточка №3

Распредели имена существительные по родам.

Манго, слива, нектарин, яблоко, ежевика, авокадо, лимон, киви, малина, инжир, банан, черешня, хурма.

Ср.р – манго, яблоко, авокадо, киви

Ж.р – черешня, ежевика, хурма, слива, малина

М.р – лимон, инжир, нектарин, банан

 Какое слово у вас осталось лишнее? (Финики. ) Почему? это слово сущ.стоит во множественном числе, а во мн.ч род можно определить? Нет.

Физминутка.

III задание  «Разминайка»

   (Задачу читает ученик, потом учитель).

Учитель математики:  

Карточка №4

Реши задачу.

Длина дороги  из города в деревню простаквашино 40 км. шарик и матроскин  проехали 1/8 всего расстояния. Поставьте вопрос и решите задачу.  (Сколько километров проехали Матроскин и Шарик? или Сколько осталось проехать?)

Учитель русского языка:  Чтобы решить задачу, вам нужно вспомнить и проверить все ли слова в задаче записаны правильно. (Найдите ошибки в условии задачи)

 Название деревни пишется с большой буквы. Какие ошибки вы заметили ещё? О каких животных идет речь? Кот и собака. Клички животных тоже пишутся с большой буквы. А какие ещё имена собственные вы будете писать с большой буквы? ( название городов,рек,озер, улиц, площадей)

Учитель математики:  О чем задача? (о дороге из города в деревню)

- Какие ключевые слова запишем в краткую запись задачи? (Дорога, проехали)

- Известно сколько км проехали? (нет)

- А что сказано? (1/8 всего пути)

- Что нужно найти?

- Какие будут предложения, как решить задачу?

 - Вспомните, как найти несколько частей (дробь) от числа. (Чтобы найти несколько частей от числа, нужно разделить число на знаменатель и умножить на числитель дроби)

Решение.

  1. 40 : 8 = 5 (км)

Ответ: 5 км проехали Матроскин и Шарик.

Молодцы! Справились со всеми заданиями на станции.

III задание «Угадай-ка!» (Работа у доски)

Учитель русского языка: Решим необычные примеры русско-математические, вместо чисел – слоги, которые нужно вычесть или сложить, в ответе получится слово, к которому вы должны правильно поставить вопрос кто? или что? И определить одушевленный предмет или неодушевленный. Для этого вспомните, на какой вопрос отвечают имена существительные одушевленные? На какой вопрос отвечают имена существительные не?

 (ум - м) + лит + ка =    улитка  (одуш.)

баранка – ка =     баран (одуш.)

полка – ка =     пол (неодуш.)

кот + (ёлка - ка) =    котёл  (неодуш.)

(закон - кон) + бор =    забор (неодуш.)

(липа - па) + за =    Лиза  (одуш.)

(часть - ь) + (ушко - о) + а =   частушка  (неодуш.)

(снег - г) + (гор - р) + вик =    снеговик (неодуш.)

- Молодцы! Справились с  заданиями ! Можно ли в математике обойтись без знаний русского языка?

Без русского языка  не выучишь и математики!

IV. Итоги урока.

Учитель математики:

        Наш урок подошёл к концу, подводя итог, можно с уверенностью сказать, что русский язык и математика – это вечные науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю.

Учитель русского языка:

      Не менее важен и русский язык, позволяющий человеку быть грамотным, правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции. Только в тесной взаимосвязи этих наук человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок и  слов.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05a3/00016532-f4cb2c70/1/img8.jpg

Карточка№1

Восстановите соотношение мер (раздаточный материал).  

1 км = …. м           1 т = …. кг                    

1 м = …. см           1 т = …. ц

1 м = …. дм           1 ц = …. кг  

1 дм = … см          1 кг = …. г

1 см = …. мм        

Карточка№1

Восстановите соотношение мер (раздаточный материал).  

1 км = …. м           1 т = …. кг                    

1 м = …. см           1 т = …. ц

1 м = …. дм           1 ц = …. кг  

1 дм = … см          1 кг = …. г

1 см = …. мм        

Карточка№1

Восстановите соотношение мер (раздаточный материал).  

1 км = …. м           1 т = …. кг                    

1 м = …. см           1 т = …. ц

1 м = …. дм           1 ц = …. кг  

1 дм = … см          1 кг = …. г

1 см = …. мм        

Карточка№1

Восстановите соотношение мер (раздаточный материал).  

1 км = …. м           1 т = …. кг                    

1 м = …. см           1 т = …. ц

1 м = …. дм           1 ц = …. кг  

1 дм = … см          1 кг = …. г

1 см = …. мм        

Карточка№1

Восстановите соотношение мер (раздаточный материал).  

1 км = …. м           1 т = …. кг                    

1 м = …. см           1 т = …. ц

1 м = …. дм           1 ц = …. кг  

1 дм = … см          1 кг = …. г

1 см = …. мм        

Карточка№1

Восстановите соотношение мер (раздаточный материал).  

1 км = …. м           1 т = …. кг                    

1 м = …. см           1 т = …. ц

1 м = …. дм           1 ц = …. кг  

1 дм = … см          1 кг = …. г

1 см = …. мм        

Карточка №2

На склад «Магнит» привезли 1 480 кг лимонов, груш на 865 кг меньше, а авокадо столько, сколько  лимонов и груш вместе. Сколько килограммов авокадо привезли в магазин?

Карточка №2

На склад «Магнит» привезли 1 480 кг лимонов, груш на 865 кг меньше, а авокадо столько, сколько  лимонов и груш вместе. Сколько килограммов авокадо привезли в магазин?

Карточка №2

На склад «Магнит» привезли 1 480 кг лимонов, груш на 865 кг меньше, а авокадо столько, сколько  лимонов и груш вместе. Сколько килограммов авокадо привезли в магазин?

Карточка №2

На склад «Магнит» привезли 1 480 кг лимонов, груш на 865 кг меньше, а авокадо столько, сколько  лимонов и груш вместе. Сколько килограммов авокадо привезли в магазин?

Карточка №2

На склад «Магнит» привезли 1 480 кг лимонов, груш на 865 кг меньше, а авокадо столько, сколько  лимонов и груш вместе. Сколько килограммов авокадо привезли в магазин?

Карточка №2

На склад «Магнит» привезли 1 480 кг лимонов, груш на 865 кг меньше, а авокадо столько, сколько  лимонов и груш вместе. Сколько килограммов авокадо привезли в магазин?

Карточка №2

На склад «Магнит» привезли 1 480 кг лимонов, груш на 865 кг меньше, а авокадо столько, сколько  лимонов и груш вместе. Сколько килограммов авокадо привезли в магазин?

Карточка №2

На склад «Магнит» привезли 1 480 кг лимонов, груш на 865 кг меньше, а авокадо столько, сколько  лимонов и груш вместе. Сколько килограммов авокадо привезли в магазин?

Карточка №2

На склад «Магнит» привезли 1 480 кг лимонов, груш на 865 кг меньше, а авокадо столько, сколько  лимонов и груш вместе. Сколько килограммов авокадо привезли в магазин?

Карточка №3

Распредели имена существительные по родам.

Манго, слива, нектарин, яблоко, ежевика, авокадо, лимон, киви, малина, инжир, банан, черешня, хурма, финики.

Карточка №3

Распредели имена существительные по родам.

Манго, слива, нектарин, яблоко, ежевика, авокадо, лимон, киви, малина, инжир, банан, черешня, хурма, финики.

Карточка №3

Распредели имена существительные по родам.

Манго, слива, нектарин, яблоко, ежевика, авокадо, лимон, киви, малина, инжир, банан, черешня, хурма, финики.

Карточка №3

Распредели имена существительные по родам.

Манго, слива, нектарин, яблоко, ежевика, авокадо, лимон, киви, малина, инжир, банан, черешня, хурма, финики.

Карточка №3

Распредели имена существительные по родам.

Манго, слива, нектарин, яблоко, ежевика, авокадо, лимон, киви, малина, инжир, банан, черешня, хурма, финики.

Карточка №3

Распредели имена существительные по родам.

Манго, слива, нектарин, яблоко, ежевика, авокадо, лимон, киви, малина, инжир, банан, черешня, хурма, финики.

Карточка №3

Распредели имена существительные по родам.

Манго, слива, нектарин, яблоко, ежевика, авокадо, лимон, киви, малина, инжир, банан, черешня, хурма, финики.

Карточка №3

Распредели имена существительные по родам.

Манго, слива, нектарин, яблоко, ежевика, авокадо, лимон, киви, малина, инжир, банан, черешня, хурма, финики.

Карточка №3

Распредели имена существительные по родам.

Манго, слива, нектарин, яблоко, ежевика, авокадо, лимон, киви, малина, инжир, банан, черешня, хурма, финики.

Ж.р.

М.р.

Ср.р.

        

Ж.р.

М.р.

Ср.р.

        

Карточка №4

Реши задачу.

Длина дороги  из города в деревню простаквашино 40 км. шарик и матроскин  проехали 1/8 всего расстояния. Поставьте вопрос и решите задачу.  (Сколько километров проехали Матроскин и Шарик? или Сколько осталось проехать?)

Карточка №4

Реши задачу.

Длина дороги  из города в деревню простаквашино 40 км. шарик и матроскин  проехали 1/8 всего расстояния. Поставьте вопрос и решите задачу.  (Сколько километров проехали Матроскин и Шарик? или Сколько осталось проехать?)

Карточка №4

Реши задачу.

Длина дороги  из города в деревню простаквашино 40 км. шарик и матроскин  проехали 1/8 всего расстояния. Поставьте вопрос и решите задачу.  (Сколько километров проехали Матроскин и Шарик? или Сколько осталось проехать?)

Карточка №4

Реши задачу.

Длина дороги  из города в деревню простаквашино 40 км. шарик и матроскин  проехали 1/8 всего расстояния. Поставьте вопрос и решите задачу.  (Сколько километров проехали Матроскин и Шарик? или Сколько осталось проехать?)

Карточка №4

Реши задачу.

Длина дороги  из города в деревню простаквашино 40 км. шарик и матроскин  проехали 1/8 всего расстояния. Поставьте вопрос и решите задачу.  (Сколько километров проехали Матроскин и Шарик? или Сколько осталось проехать?)

Карточка №4

Реши задачу.

Длина дороги  из города в деревню простаквашино 40 км. шарик и матроскин  проехали 1/8 всего расстояния. Поставьте вопрос и решите задачу.  (Сколько километров проехали Матроскин и Шарик? или Сколько осталось проехать?)

Карточка №4

Реши задачу.

Длина дороги  из города в деревню простаквашино 40 км. шарик и матроскин  проехали 1/8 всего расстояния. Поставьте вопрос и решите задачу.  (Сколько километров проехали Матроскин и Шарик? или Сколько осталось проехать?)

Карточка №4

Реши задачу.

Длина дороги  из города в деревню простаквашино 40 км. шарик и матроскин  проехали 1/8 всего расстояния. Поставьте вопрос и решите задачу.  (Сколько километров проехали Матроскин и Шарик? или Сколько осталось проехать?)

(УМ - М) +

ЛИТ + КА =    

БАРАНКА – КА =    

ПОЛКА – КА =    

КОТ + (ЁЛКА - КА) =    

(ЗАКОН - КОН) + БОР =    

(ЛИПА - ПА) + ЗА =    

(ЧАСТЬ - Ь) +   (УШКО - О) + А =  

(СНЕГ - Г) + (ГОР - Р) + ВИК =  

1

2


 

 

3

1

        

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Турнир смекалистых"

Для успешного изучения любого школьного предмета необходимо, чтобы у учащихся был интерес к нему, а интерес создается в процессе совместного труда учителя в ходе урока и во внеурочное время. Одним из ...

Турнир смекалистых

Данное внеклассное мероприятие можно провести между параллелями в 8 классе....

Интегрированный урок - викторина "Моя родная сторона"

Викторина  "Моя родная сторона"  Интегрированный урок: английский язык, литература, история, музыка. Место проведения - местный музей донского казачества....

"Турнир смекалистых" математический турнир для 5-6 классов

турнир для любителей математике, можно проводить на неделе математики, внеклассное мероприятие по математике...

Байкаловедение интегрированный урок - викторина (6 класс)

НАШ РОДНОЙ СИБИРСКИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС“Байкал уникален и неповторим. Словно в гигантской лаборатории, природа поставила здесь свои, понятные только ей, опыты. Она создала мир гармоничный ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА – ВИКТОРИНЫ ПО БИОЛОГИИ И АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

Тип урока: викторина.Цель: Активизация и повторение изученных явлений, лексических единиц и речевых оборотов на материале курса биологии....

Интегрированный урок - викторина по истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода»

Интегрированный урок - викторина по  истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей ...