Доклад "Игровые дехнологии"
материал

Переверзева Екатерина Викторовна

Доклад "Игровые технологиии как средства развития детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklaaaad.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток пытливости и любознательности»

Василий Александрович Сухомлинский

СЛАЙД. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Учитывая ослабленность их мотивационной сферы, учитель должен решать одну из основных педагогических задач на уроке ‒ формирование учебных мотивов. У учащихся с ограниченными возможностями здоровья уровень познавательных возможностей крайне низкий, отмечается низкая продуктивность и неустойчивость внимания. Память носит механический, кратковременный характер. Сохранность знаний слабая. Запас сведений и представлений ограничен. Мышление конкретное, непоследовательное. Представления об окружающем мире сужены. Запоминание учебного материала даётся с большим трудом. Ученики не умеют логически мыслить, анализировать. Мотивация учебной деятельности у ребят снижена. С ребятами с ограниченными возможностями здоровья как учитель коррекционного класса я работаю седьмой год и учителем логопедом 6 год. Эти две профессии дополняют друг друга. В своей работе я применяю различные методики и технологии. Сегодня я хочу рассказать об игровых технологиях. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у учеников познавательной активности, мотивации к учебе. В обучении детей с ограниченными возможностями здоровья традиционные технологии являются основными. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыки, развивать представления о числах, познавательную активность, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора. Но наибольший интерес у ребенка вызывают игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

 Игра выполняет такие важнейшие функции, как:

- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональную: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

         При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдать следующие условия:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

   

 Мыслительные операции в игре, которые осуществляются учащимися с ограниченными возможностями здоровья, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной.

Нельзя забывать, что игровые моменты на уроке письма очень эмоционально насыщены. Участвуя в играх на уроке, ребёнок переживает волнение, радость от удачно выполненной задачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъём захватывает всех детей, даже обычно пассивных. Дети испытывают радость от того, что они что-то умеют, знают. Игру на уроках действительно можно назвать методом детской радости в воспитании положительного отношения к учёбе. В игре дети чувствуют себя свободно, они не боятся получить отметку, за которую его будут, возможно, бранить.

На своих уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья я стараюсь использовать именно игровые технологии.

СЛАЙД: например: на уроке русского языка применяю решения анаграмм. (Словарные слова)

ЯИЦАИВА - авиация, 

ШАФТЛАНД- ландшафт,

РГСТРТРЕИАУА - регистратура,

ШЕВЯ - швея и т. д.

​ СЛАЙД: При закреплении знаний о глаголах прошедшего времени предлагаю ребятам прочитать SМS -сообщение:

Мыходиливпаркбылотеплоявстретиладругаон

подарилцветокяулыбнуласьипоблагодарила.

Затем работаем с текстом: разбиваем на предложения, записываем в тетрадь, выделяем окончания глаголов.

 СЛАЙД: Игра буквы рассыпались. составить слово применяю эту игру с плохочитающими детьми.

 СЛАЙД: Игра «Сбежавший медведь»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.

Содержание игры: “Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.

Материалы“Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?) ... . Близко подходить (к кому?) к ... опасно. Я видел (кого?) ... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за ... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о ...”

СЛАЙД :Игра «Магазин игрушек»
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Ход игры. Учащиеся должны разложить игрушки по корзинам. В корзину с красным кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с гласного звука. В корзину с синим кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с согласного звука.

На уроках рисования применяю игру Холодные и теплые цвета. Например, учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй группе для оперения Жар птица. Эта игра на определение цвета и его выразительного аспекта. Эту технологию вы можете проследить на моем конкурсном испытании «урок» также применяю на уроке рисования игру «Войдите в картину» представьте себя на месте героя произведения искусства. Игра развивает фантазию ребенка и носит творческий характер.

СЛАЙД: Так же на уроках чтения с не читающими детьми применяю игру «Нарисуй, что прочитали» например познакомились с литературным рассказом, рисуем эпизод рассказа или сказки

СЛАЙД: Интересен на уроке для детей с ограниченными возможностями кроссворд. Он может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

СЛАЙД:Игры-загадки
Эта группа дидактических игр используется на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство развития сотрудничества школьников. С их помощью ученики закрепляют и углубляют знания, развивают память и мышление. Игра приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, мышление, способность глубоко и разносторонне осмысливать мир.

       СЛАЙД: в качестве закрепления нового атериала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.

 СЛАЙД: на уроках математики, после чтения сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» дети помогают Каю сложить льдинки. Для этого надо, решив примеры, подобрать необходимую льдинку. В результате правильных ответов появляется любое слово. Для того чтобы открыть имя Герда, учащиеся должны определить закономерность расположения геометрических фигур. Чтобы освободить Герду из лап разбойников, необходимо решить круговые примеры. Далее выполняя задания с математическим содержанием, дети помогают Герде спасти Кая из страны Снежной королевы

  Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяю темой урока, возрастными особенностями детей, их интересами.
Игра ставит детей в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие, стремление быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Игровую технологию вы можете проследить и на моем мастер классе. Считаю, что игровые технологии наиболее эффективные в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  

СЛАЙД: закончить доклад хочется словами Теодора Рузвельта «У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным, интересным и, возможно, вредным» Любите детей и себя!

СЛАЙД: Благодарю за внимание