ФЕЛТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
материал

КОРОЛЁВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

Инновационная технология в работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл felt-terapiya.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ФЕЛТ-ТЕРАПИЯ в работе учителя-логопеда.»

Фелт-терапия (от англ. felt - войлок, фетр, валять шерсть) - направление в арт-терапии, которое опирается на терапевтические свойства, влияние и особое воздействие шерсти, как стимульного материала для самовыражения и творчества ребенка.

Актуальность использования технологии. У детей с общим недоразвитием речи отмечается поражение центральной нервной системы, вследствие чего страдает развитие всех психических процессов. Речевой дефект часто сочетается с рядом неврологических синдромов, что приводит к быстрой утомляемости. В последнее время, все больше детей с ОВЗ страдают от нарушений аутического спектра. На фоне речевых нарушений такие дети проявляют эмоциональную «зажатость» в общении. По данным психолога группы достаточно высокий процент детей (40%), имеют различные нарушения в эмоциональном развитии, что указывает на несомненную актуальность рассматриваемого вопроса. Параллельно мною была проведена диагностика  развития мелкой моторики рук, которая показала: 50% детей имеют слабо развитую мелкую моторику.

 Давно доказано, что положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арт-терапии.

Новизна: Шерсть – удивительный экоматериал, теплая энергия которого успокаивает и позволяет снять психоэмоциональное напряжение у детей.  В своей работе я использую только натуральную овечью шерсть. Цветовая гамма шерсти настолько разнообразна, что цветотерапия также вносит свой положительный эффект. Работа с шерстью повышает циркуляцию крови. Во время терапии шерстью ее ворсинки мягко и нежно массируют нервные окончания на капилярном уровне, что в свою очередь нормализует давление. Овечья шерсть способна уменьшить симптомы неврологии.

Цель использования технологии: формирование и развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ  с использованием элементов фелт-терапии.

Решаемые задачи:

1. Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексически темам.

2. Закреплять умение формировать грамматические конструкции в процессе продуктивной деятельности.

3. Преодолевать психологическую защиту ребёнка успокоить или наоборот активизировать, настроить, заинтересовать малыша коррекционным занятием.

4. Развить мелкую моторику и зрительно- моторную координацию, формировать плавность и точность движений. совершенствовать  зрительное восприятие,

Возрастная категория: дети 4 -7 лет.

Формы работы: элементы фелт-терапии я  использую, как на индивидуальных, так и на  подгрупповых занятиях с детьми. Обычно на это отводится 7-10 минут в заключительной части занятия.

Неотъемлемое условие использования  фелт-терапии: отсутствие у  ребенка аллергии на шерсть. Для мокрого валяния используется только детское гипоаллергенное мыло и только натуральную овечью шерсть отечественного производства. Материал, методы и приемы использования данной технологии  полностью соответствуют ФГОС ДО.

Планируемые результаты.

1.Стабилизируется психоэмоциональное состояние у детей.

2. Расширится и актуализируется словарь по изучаемым лексическим темам.

3. Дети на практике закрепят образование грамматических конструкций по изучаемым лексическим темам.

4. Разовьется мелкая моторика рук.

Особенности работы с шерстью.

        С детьми начинаю работать шерстью с 4-6 лет (рисование, создание куколок).

        Дети с удовольствием работают с шерстью, но задания не должны превышать одной трети от занятия.

        Гипперактивные, агрессивные дети могут отрицательно воспринимать длительные процессы валяния, но короткие техники (например, создание шерстяных кукол) развивают в них интерес и усидчивость.

        Тревожным детям рисование шерстью дает прекрасные тактильные ощущения и возвращает в состояние покоя, мира внутри.

Возможности фелт – терапии.

Фелт-терапия дает возможность работать с разными темами и запросами.

        развитие (мелкая моторика, речь, мышление), развитие воображения, творчества, фантазии.

        работа со сложными состояниями: тревожностью, агрессией, гипперактивностью, страхами.

        работа с коллективом: командообразование, проявление детской инициативы.

     Работа с шерстью развивает креативное мышление, обогащает тактильные ощущения, способствует освоению позитивных форм поведения, корректирует тревожные состояния, предупреждает переутомление и перепады настроения у дошкольников. Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, так как здесь задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за ориентацию в пространстве. В работе с детьми шерсть просто незаменима: ведь детям очень важно работать руками, пальчиками, развивая и активизируя мелкую моторику, что способствует активизации центров в коре головного мозга, ответственных за такие высшие психические функции как речь и мышление. Создавая картины шерстью, каждый ребенок может почувствовать себя творцом и художником!        

     Взаимодействие с таким теплым, податливым материалом, смешение цветов шерсти  приносит душевный комфорт, эстетическое удовольствие. А результат -  "тёплая" картина в уникальной технике "ШЕРСТЯНАЯ АКВАРЕЛЬ" - это ещё и уверенность в себе, и возможность удивить оригинальной работой сверстников.

      Фелт-терапия дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности в вербальном общении. Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи.

      Прием изотерапии эффективно способствует коррекции лексико-грамматической стороны речи. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми из шерсти, так как они играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

      Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на творческую работу ребенка. Они побуждают его видеть и осязать, порождают эмоциональный отклик на эстетические качества предмета, поддерживают и расширяют интерес.

         При работе с шерстью развивается мелкая моторика рук. Процесс раскладывания шерсти несет терапевтический эффект, ведь работу можно всегда отредактировать, если что-то не получилось. Шерсть убирает страх перед творчеством, дарит уверенность в собственных силах, успокаивает, снимает стресс, даря восторг цветовых сочетаний.
      В своей работе я использовала такие техники валяния: мокрое валяние, и рисование шерстью – «шерстяная акварель». В работе можно легко совмещать эти техники между собой.

     Разработанный мною проект «Карта моей России» составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста. Данный проект полностью выполнен в технике мокрого валяния и подробно представлен в презентации.

       Многообразные возможности фелт- терапии способствуют более качественной коррекции лексико-грамматического строя речи.

       Работая в технике фелт - терапии продолжаем работу над выразительностью речи, заучиваем короткие стихи и потешки по изучаемым темам, учим согласовывать речь c движениями.

       Дети рассматривают материал для будущей поделки, осматривает его, ощупывают, сравнивают с другими материалом, идёт воздействие на все органы чувств, развиваются сенсорные анализаторы. На занятиях создаются условия для развития речи, дети говорят о том, что им предстоит делать (планирующая функция речи), оценивают свои работы и работы других детей (совершенствуются грамматический строй речи). Кроме того кропотливая работа над поделками стимулирует воображение, а нередко при выполнении подделок, включающих в себя элементы моделирования - пространственное мышление.

В процессе применения фелт-терапии были выявлены следующие плюсы её использования.

  Приятные тактильные впечатления, наслаждение особыми ощущениями.

  Многообразие возможностей применения при изучении разных тем.  

  Развитие креативности, образности

  Снятие напряжения, медитативное состояние в процессе, шерсть просто завораживает.

 Материальный образ пережитого опыта (чувства, эмоции и практические речевые навыки).

Минус:   Шерсть не подходит тем, у кого есть аллергия на шерсть.

Результаты:
    1. Расширился и  актуализировался словарь детей. В процессе фелт-терапии словарь детей пополнился качественными характеристиками шерсти, глагольным словарем обозначающим действия с шерстью.

   2. Дети на практике закрепили образование грамматических конструкций по изучаемым лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Птицы», «Космос».  

      Результаты показывают, что во время проведения занятий валяния, уровень тревожности постепенно снижается, самочувствие детей улучшается, повышается активность.

Во время валяния был выявлен следующий терапевтический эффект:
Вытягивание шерсти из гребеной ленты благотворно влияет на нервную систему, снимает стресс, положительно влияет на эмоции. Выкладывание шерсти развивает мелкую моторику, тонизирует организм, стимулирует мыслительные функции. Мокрое валяние снижает напряжение, способствует выражению чувств и эмоций, снимает умственную усталость.

Вывод:
   Шерсть - удивительный эко-материал, с живой энергетикой, подаренный нам самой природой. Мой опыт показывает, что валяние из шерсти – творческое занятие, обладающее прекрасным терапевтическим эффектом. Работая с шерстью ребенок успокаивается, наполняется позитивными эмоциями, приятными тактильными ощущениями, снимает стресс и психическое напряжение. Занятия с использованием элементов фелт-терапии проходят для детей с удовольствием и в следствии этого с большей эффективностью.
    Важно, что в процессе работы ребенок расширяет свой кругозор и сознание, что он учится своими руками создавать красивые вещи, в нем пробуждается самостоятельность и активность. Он становится более уверенным в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии в работе логопеда.

Доклад на тему: "Компьютерные технологии в работе логопеда"....

Здоровьесберегающие тахнологии в работе логопеда

1.артикуляционная гимнастика 2.работа над дыханием 3.фонетическая ритмика 4.пальчиковая гимнастика 5.массаж рук су-джоком 6.физ. разминка...

Правила в работе логопеда

В своей работе я руководствуюсь следующим: Не навреди! Ни при каких условиях я не допущу разглашения доверенных мне родителями ребёнка тайн и не использую их во вред ребёнку. Люби детей! С добро...

Различные формы работы логопеда с родителями.

Речевые нарушения  поможет исправить логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей....

Совместная работа логопеда с семьей.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых дефектов предпологает активное участие в нем родителей....

Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями

Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с ...

Сообщение из опыта работы по теме «Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»

«Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»Среди самых значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Не секрет, чт...