Мои выступления на ШМО, вебинарах, семинарах
план-конспект
Мои выступления на ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_2.docx | 21.07 КБ |
doklad.docx | 22.89 КБ |
vebinar.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Доклад на тему:
«Кинезиологические упражнения в работе с детьми с умственной отсталостью»
Подготовила: педагог-психолог
Шачнева Ксения Владимировна
«Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья».
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не замени движения» Ж. Тассо.
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития и социальной адаптации.
Выявленная проблема определила содержание и систему проведения упражнений, направленных на тренировку движений кисти, пальцев рук, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга и стимуляции интеллектуального развития. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения (В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия).
Особую заинтересованность вызвала проблема речевого и интеллектуального развития у детей с трудностями в обучении, что подтолкнуло к необходимости внедрения в практику системы кинезиологических упражнений.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
В педагогической работе с учащимися школы, предлагаю применять кинезиологические упражнения, которые представляют собой комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Эти упражнения задействуют все части тела. Они построены таким образом, что пересекают среднюю линию тела и стимулируют работу общей и мелкой моторики.
Учитывая разнообразие движений по содержанию и назначению, я разделила их на II блока:
I блок – дыхательные упражнения.
Цель – активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование работы правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, способствует решению рациональных задач.
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения.
Дыхательные упражнения.
1) »Цветок». Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках («вырос цветок») - глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки («распустился цветок») – медленный одновременный выдох ртом как будто через трубочку.
2) «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим».
Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.
3) «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим».
Стоя, опустив руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.
II блок - коррекционные движения тела и пальцев.
Цель – развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движении пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе обучения и воспитания предусматриваются соответствующие воспитательно-коррекционные мероприятия.
Упражнения:
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.п. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак - Ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг с друга. Ладонь на плоскости стола, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8 - 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак - ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6 - 8 раз. Добавьте высокой скорости смены положений.
4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
5. Ухо - Нос. Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнения применялись на занятиях по 5-7 минут.
По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика речевого развития детей. Расширился словарь предметов, признаков и действий. За счет расширения и обогащения словаря описательный рассказ стал развернутым и точным. Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ. Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала. У детей также пропал страх перед устными ответами, они стали более спокойными уверенными в себе.
Использование разных форм двигательной активности позволяет построить работу с ребенком так, чтобы он не воспринимал себя больным, инвалидом, особым ребенком, а ощущал себя полноправным членом общества.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
Таким образом, применение кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей обучающихся и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ним школа, создаются условия учебной деятельности, раскрывающие резервы организма, способствующие росту, развитию и сохранению здоровья.
Список литературы
- Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.,
4. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.
М.: Сфера, 2002 г.
5. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи
у детей дошкольного возраста. М., 1989
6. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М., 1997 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Доклад на тему:
Психолого-педагогические технологии, применяемые в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога в условиях школы для обучающихся с умственной отсталостью.
Подготовила: Шачнева Ксения Владимировна, педагог-психолог
Получение детьми с лёгкой умственной отсталостью образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Для данной категории учащихся необходимы условия, позволяющие осваивать программу в соответствии со своими возможностями и индивидуальными потребностями.
Педагог-психолог, работая с детьми с нарушениями в развитии, постоянно ориентируется на личностные особенности обучающихся с умственной отсталостью. При организации коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые психолого-педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
1.коррекционно - развивающие технологии;
2.игровые технологии;
3.информационно-коммуникационные технологии;
4.здоровьесберегающие технологии;
5. технологии компенсирующего обучения.
В данной работе раскрою деятельность педагога-психолога в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью; в описании практического опыта рассмотрю технологии, используемые в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с обучающимися с РАС, сочетанной с умственной отсталостью.
Деятельность образовательного учреждения « Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» состоит в том, чтобы адаптировать образовательный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся, обеспечить единство учебной и воспитательной работы, создать условия для коррекции отклонений в развитии обучающихся и развитию у них психических функций, учебных навыков и социального поведения в условиях реализации ФГОС О УО(ИН).
Исходя из целей деятельности школы, количественного роста детей с интеллектуальной недостаточностью, усложнения клинических диагнозов обучающихся, нарушение психологического профиля и снижение уровня социальной адаптации детей считаю целью профессиональной деятельности педагога-психолога коррекционной школы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) следующие положения:
- организация и осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательного и коррекционного процессов,
- объединение усилий взрослых (сотрудников учреждения и родителей) по максимальному развитию ограниченных возможностей детей, устранению имеющейся у них патологии, профилактике вторичных нарушений.
В соответствии с поставленной целью ставятся следующие задачи:
- Добиваться высокой эффективности каждого психологического мероприятия (психологической диагностики, коррекционного занятия, психологической консультации специалистов и родителей, психологического тренинга, мониторинга и т.д.)
- Совершенствовать формы, методы и приемы психолого-педагогических технологий, способствующих наиболее полному преодолению интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих отклонений детей;
- Оказывать психологическую помощь детям, родителям и сотрудникам учреждения;
5. Самообразование.
Для получения информации о состоянии психологического статуса обучающихся использую следующие психологические методы и методики диагностики:
- Метод наблюдения за ребенком на перемене, уроке, в столовой, на прогулке и экскурсии;
- Анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагает работу с тетрадями школьников, продуктами деятельности (рисунки, аппликации, работы, выполненные на занятиях по трудовому обучению), просмотр медицинских записей.
- Методики для определения готовности ребенка к обучению.
- Экспертные опросы педагогов и родителей. Экспертные опросы проводятся с целью исследования уровня сформированности основных навыков (бытовых, игровых, учебных, двигательных и др.). У родителей также выясняется анамнез.
- Бланковые методики психологического обследования работоспособности, моторики, самооценки, тревожности, адаптации, эмоциональной и нравственной сферы, мотивационной и волевой сферы, межличностных отношений, агрессивности, акцентуаций характера и др.);
- Патопсихологические методики (на выявление уровня и качества восприятия, внимания, памяти, мышления)
- Проективные методики: «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи», методика Рене Жиля, Розенцвейга, «Незаконченных предложений» и др.
- Профориентационные методики;
- Электронные методики: цветовой тест Люшера.
На основании результатов психологического обследования выявляется уровень актуального развития детей. Обследование позволяет представить полную картину нарушений развития, его глубину и структуру, вынести точное и полное психологическое заключение и выбрать оптимальную методику его коррекции, направленную на исправление имеющихся недостатков и предупреждение вторичных отклонений.
Результаты обследования позволяют выстроить маршрут индивидуальной психолого-педагогической работы, проследить за динамикой психического развития, определить прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка.
Часто первичные дефекты развития провоцируют появление вторичных дефектов, в таких случаях речь идёт о сочетанных диагнозах. К психофизическим особенностям этих детей относятся: незрелость эмоционально-волевой сферы, недостаточность зрительного и слухового восприятия, нарушение памяти и внимания, раскоординированность движений, сенсорная депривация, малая дифференцированность движений кистей рук, гипер- или гипоактивность, ригидность психических процессов, у детей с РАС – шаблонность мышления и отсутствие подражательной деятельности. Подобные комбинации дефектов делают невозможным создание универсальной программы психологической коррекции для детей с проблемами в развитии. Поэтому психологом разрабатывается модифицированный план индивидуальной коррекции для каждого ребёнка отдельно.
Коррекционная психологическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей и возможностей, индивидуальных и возрастных особенностей .
Психокоррекционная работа включает в себя:
- Психомоторную коррекцию (развитие общей, ручной и мелкой (пальчиковой, мимической) моторики, моторной ловкости, динамического (ритмического) праксиса, зрительно-моторной координации и графомоторных навыков, формирование пространственных представлений и конструктивного праксиса);
- Развитие основных психических процессов (познавательной сферы: самотогнозиса и стереогноза, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), формирование и коррекция межполушарного взаимодействия;
- Развитие и коррекция эмоционально-волевой и мотивационной потребностной сферы (развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений, снижение эмоциональной нестабильности);
- Коррекция поведенческих отклонений и развитие навыков социального поведения (игры и упражнения на преодоление застенчивости и тревожности, техники, направленные на обучение управлению эмоциями);
- Развитие самосознания (игры и упражнения на формирование адекватной самооценки и позитивного отношения к себе);
- Коррекция межличностных отношений и формирование коммуникативной компетентности (упражнения и игры на сплочение группы и на развитие навыков общения, закрепление и перенос нового позитивного опыта в жизненную практику;
- Воспитание активной и осознанной мотивации к учению;
- Релаксационные игры и упражнения (медитативная гимнастика,глазодвигательные упражнения, дыхательные упражнения).
Работа с подростками отклоняющего от нормы поведения реализуется согласно плану мероприятий социально-психолого -социальной службы. В работе используются стимулы, способствующие успешному взаимодействию с обучающимися: внимание, одобрение, поощрение. Формы и методы работы с подростками самые разнообразные: беседы с элементами психотерапии, психокоррекции, обучение эффективным формам поведения, просмотр и обсуждение видеофильмов.
В старшем подростковом возрасте значимой работой является личностно-ориентированные технологии. Здесь я ставлю перед учениками проблемные вопросы. Конечно, это элементарные проблемные вопросы, но их решение доступно старшеклассникам, побуждает к мышлению, а успешное решение проблемы позволяет почувствовать себя исследователями.
При организации взаимодействия с детьми на занятии обязательно решаю триединую задачу: образовательную, воспитательную, коррекционную, что является фактором успешности обучения и социализации детей, о чем свидетельствует анализ результативности проводимой работы, положительные отзывы родителей и коллег.
Особенностью проведения мной коррекционно-развивающих занятий является работа со всей личностью в целом.
Интерес детей к коррекционным воздействиям обеспечивается благодаря разнообразию используемых мной разнообразных здоровьесберегающих технологий: ролевая, когнитивная, релаксационная игра, растяжки, дыхательные и двигательные упражнения, упражнения для крупной и мелкой моторики, глазодвигательные упражнения, методы самовыражения (в рисунке, в создании образа), элементы сказотерапии и музотерапии. Важным при построении каждого занятия является четкая структура: ритуалы приветствия и прощания, разминочные упражнения, последовательность упражнений, их логичность, рефлексия занятия. Для повышения интереса к занятиям использую компьютерные технологии: флэштренинг (просмотр видеоролика с последующим обсуждением). Многие упражнения построены на присущий детям интерес к загадкам, песенкам, стихам, учтены также детские способности и любовь к рисованию. Практика занятий по развитию познавательной деятельности показала целесообразность использования следующих упражнений и приемов: четкого соблюдения правил («Запретное движение», «Тропинка», «Кто летает?», «Четыре стихии», «Слушай хлопки» и др.), изменение известных условий, изобретение новых и контроль за их исполнением, межгрупповые конкуренции («Счет по командам», «Совместный рисунок» и др.), установления типа связи между предметами: сходство, противоположность, род-вид и др. («Закончи предложение», «Четвертый лишний» и др.), установления причинно-следственных связей («Последовательные картинки», «Продолжи ряд» и др.), способность домыслить, дорисовать в уме («Муха», «Закорючки» и др.), прохождения лабиринтов и обведение рисунков, использование групповых или парных упражнений («Тропинка», «Письмо», «Разведчик и др.), решение логических задач.
Коррекция эмоционально-волевой сферы повышает общий эмоциональный фон, настроение, а, следовательно, общее физическое самочувствие и поведение, развиваются коммуникативные навыки, необходимые для успешной адаптации учеников. В работе по коррекции эмоционально-волевой сферы использую следующие технологии:
1. задания, выполнение которых дает положительный эмоциональный заряд, снимают эмоциональное напряжение (раскрашивание мандал, элементы арт-терапии (рисунок на заданную тему, выполнение коллажа, лепка из пластилина),
2. задания, которые способствуют улучшению физического самочувствия, развивают навыки саморегуляции (элементы психогимнастики, релаксационные техники).
3. задания, которые программируют на позитивное взаимодействие с другими людьми (элементы сказотерапии, метод игротерапии и др.).
4. задания, позволяющие развивать коммуникативные навыки и навыки решения конфликтных, трудных жизненных ситуаций (поведенческий тренинг).
Коррекционно-психологическая работа строится на основе программ и методических пособий, разработанных для детей с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья.
Предварительный просмотр:
Шачнева Ксения Владимировна
Организация индивидуальной работы с учащимися с синдромом Дауна.
Проблема обучения и воспитания детей с синдромом Дауна, оказание им своевременной комплексной психолого-педагогической помощи в последние годы стала предметом пристального внимания ученых и практических работников системы специального образования.
Синдром Дауна — одно из самых распространенных генетических нарушений. Современные исследования показывают, что практически все дети с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой категории их интеллектуальный уровень сильно различается — от легкой степени умственной отсталости до тяжелой. Также практически у всех детей с синдромом есть проблемы с речью.
Проблема социальной адаптации и реабилитации детей с синдромом Дауна заключается в том, что данный синдром не является болезнью, успешно коррегируемой медикаментозно, это особый тип развития, требующий специальных условий обучения и воспитания.
Чтобы грамотно осуществлять коррекционную образовательную работу с такими детьми в условиях индивидуального обучения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитивного развития, но у всех оно выражено по-разному.
Несмотря на значительные индивидуальные различия, тем не менее, можно выявить типичные особенности. К ним относятся:
1.Медленное формирование понятий.
- Снижение темпа восприятия.
- Снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала.
- . Низкий уровень обобщения материала.
- . Замедленное формирование ответа.
2. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для детей с синдромом Дауна, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильную чувствительность).
3.Нарушение сенсорного восприятия за счет повышения порога ощущения и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.
4.Неравномерность развития ребенка и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоциональным развитием).
Целью коррекционно-развивающего обучения детей с синдромом Дауна является развитие потенциальных познавательных возможностей, привитие трудовых и социально-значимых умений и навыков для дальнейшей возможной интеграции в социум. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество жизни.
Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи на доступном уровне;
- развитие элементарных трудовых умений и навыков;
- включение в совместные групповые занятия физической культурой, используя физические возможности ребёнка;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем мире.
Основными дидактическими принципами обучения детей с синдромом Дауна являются:
∙ Задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения.
∙ Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей.
∙ Занятия нужно сделать как можно более интересными и приятными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.
Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Сенсорное воспитание - начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,
Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками , а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.
Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.
Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными индивидуальными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка с синдромом Дауна, что способствует успешности социально-психологической адаптации ребёнка в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Видеотренинги, вебинары, семинары
Самообразование...
Сертификаты участника всероссийских конференций, вебинаров, семинаров
Сертификаты участника всероссийских конференций, вебинаров, семинаров...
Вебинары, семинары. конференции
Вебинары...
Вебинары, семинары, конференции
Сертификаты, дипломы и свидетельства об участии в вебинарах, семинарах и конференциях...
1.4 Вебинары, семинары и тестирование
Вебинары, семинары и тестирование за 2018-2022 года...
Самообразование (участие в вебинарах, семинарах, конференциях и др.) в межаттестационный период
Самообразование (участие в вебинарах, семинарах, конференциях и др.)...