Урок русского языка в 6 классе "Существительные, имеющие одно число"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок разработан в соответствии с АООП УО (ИН), материал представлен в виде технологической карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_r.ya_.6kl.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:    русский язык_________________________________

Учитель:  Патрушева Светлана Николаевна_______________ Класс:___6_

Тема урока:  Имена существительные, имеющие одно число            ______

Тип урока   «Открытие нового знания»______________________________

  1. Блок  целеполагания

Деятельностная цель

формирование умений реализации новых способов действий.

Общедидактическая цель (в зависимости  от типа урока)

создать условия для восприятия и первичного осознания блока новой учебной информации;

Задачи:

  1. Воспитательные

Создавать условия для воспитания у учащихся готовности вступать в сотрудничество друг с другом

  1. коррекционно-развивающие

корригировать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, классификации через выполнение практических заданий, решение проблемного вопроса;  пространственную ориентировку  через работу с деформированным текстом.

 развивать связную речь через моделирование  речевых ситуаций, формулирование ответов на вопросы.

  1. образовательные

 Познакомить с существительными, имеющими форму только одного числа; дать представление о «рецепте», как виде делового письма

Предполагаемые результаты

Формируемые БУД   (компонент жизненных компетенций)

Предметные  (академический компонент)

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

минимальный

достаточный

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

- формирование; навыков сотрудничества в разных ситуациях

- умение использовать  усвоенные  логические  операции  на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;  

 - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания

- умение принимать и сохранять цели и  задачи решения  типовых учебных и практических  задач,

-  умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, обладать  готовностью  к  осуществлению  самоконтроля 

-умение вступать  и поддерживать  коммуникацию  в  разных  ситуациях  социального взаимодействия;

- использовать  доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

- слушать собеседника, использовать разные виды делового письма  для  решения  жизненно  значимых  задач

Представление об именах существительных, имеющих форму только одного числа

Различение имен существительных, имеющих форму только одного числа, их правильное употреблениев речи

  1. Инструментальный   блок.

Основные понятия:

- предметные: имя существительное, признаки существительных, единственное и множественное число

- метапредметные: рецепт

Межпредметные связи

Внеурочная деятельность «Кулинария»

Формы организации деятельности

И; П;  Ф

Ресурсы

- для учителя: мультимедийная презентация, карточки со  словарными словами

- для обучающихся: карточки для составления рецепта, карточки с разноуровневыми заданиями

  1. Организационно – деятельностный блок.

Цель этапа

Методы и

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(1 вариант)

Коррекцион-

ная работа

Планируемые результаты

БУД: Л,К,П,Р (комп-т жизненной компетенции)

Предметные результаты (академический компонент)

минимальный

достаточный

Организационный момент

Включение в  УД на личностно значимом уровне

Предлагает ученикам поприветствовать друг друга  и

проверить готовность к уроку

Приветствуют друг друга рукопожатием .

Проверяют готовность к уроку.

Л.: мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

 Игра «Правда неправда»

Творческий диктант

Объясняет условия игры.

Говорит верные и неверные утверждения по теме «Имя существительное»

предлагает задание по отработке правописания существительных с шипящими на конце

Реагируют на верное утверждение хлопком, на неверное –поднятием руки, исправляют ошибку учителя.

Записывают слова под диктовку, проверяют правильность написания

Помощь в формулировании правильных ответов Руслану Л., Кристине К.

П:  анализ, синтез объектов

Р: принятие учебной  задачи, умение действовать в соответствии с инструкцией и осуществлять контроль

 Узнавание признаков имени существительного

Распознавание существительных с шипящей на конце

определение признаков имени существительного

объяснение правописания существ-х с шипящей на конце

Целеполагание  (выявление места и причины затруднения)

Выявление и фиксация места и причины затруднения

Проблемный вопрос

Предлагает прочитать предложения на слайде и записать их в тетрадь, изменив число выделенных существительных.

Предлагает сформулировать тему  и цели урока

Читают предложения на слайде, определяют число существительных.

Записывают предложения в тетрадь, изменив число выделенных сущ-ых.

В процессе выполнения работы выясняют, что не у всех существительных можно изменить число

Формулируют тему и цели урока

Сокращение объёма задания и помощь в изменении числа сущ-ых Руслану Л., Кристине К.,

К:  использование правильной формы слов при построении предложений.

Р:   обладать  готовностью  к  осуществлению  самоконтроля  в  процессе деятельности;

П: формулирование познавательной цели

Определение числа имён существительных

Изменение  числа имён существительных

Осознание и осмысление блока новой учебной информации

1).Построение проекта выхода из затруднения

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств     ее реализации.

 

.

Работа с изображениями на слайдах

Проблемный вопрос

Словарная работа

«Речевая ситуация»

Предлагает определить число существительных, которые не изменились. Сравнить 2 изображения

Предлагает подумать, как употребить сущ-ые, имеющие только форму ед.ч. во мн. числе и наоборот

Организует работу с  словарными словами

Моделирует речевую ситуацию «покупатель -продавец»

Определяют число существительных

Сравнивают изображения

Высказывают предположения

Работают с словарными словами по заданию учителя

Высказывают предложения, как попросить у продавца необходимое количество товара, используя словарные слова

Записывают предложение  в тетрадь.

Выполняют взаимопроверку

помощь в формулировании высказыв-я

помощь в постановке ударения,, поиске орфограмм,

построении предложений

 П: использовать  усвоенные  логические  операции 

К:, построение связного высказывания

Р: принятие  учебной задачи

К: дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников

Р: осуществлять способность к само- и взаимоконтролю

Соотнесение изображения и существительных, имеющих только одно число

Умение делить слова на слоги, ставить ударение, находить орфограммы

Понимание  особенностей употребления в речи существительных, имеющих только одно число

Умение делить слова на слоги, ставить ударение, объяснять орфограммы

2) Реализация построенного проекта

Построение и фиксация нового знания

Деформированный текст

Организует работу по учебнику

Организует работу по планированию работы на карточках

Читают текст. Определяют, какая информация содержится в тексте. Выбирают  правильный ответ из предложенных

Участвуют в планировании работы  с деформированным текстом рецепта

.

 

Л: формирование активной позиции ребенка; навыки сотрудничества в разных ситуациях;

П: работать  с  несложной  по  содержанию  и  структуре  информацией (понимать  текст, таблицу)

 

Самостоятельная работа с проверкой

Умение применять новое знание в типовых заданиях

Деловое письмо

Организует самостоятельную работу  в парах и проверку

 

(дифференц. задания)

Выполняют  в парах работу на карточках с опорой на текст учебника,

Определяют число вставленных существительных

осуществляют взаимопроверку

Зачитывают получившийся текст

Работа в паре с более сильным учеником, помощь в оформлении рецепта Руслану Л. Кристине К.

 Р:

К:

П:

Л:

Соотнесение косвенной и начальной формы существительных

Определять число существительных

Правильное употребление косвенной и начальной форм сущ-ых, умение  различать существительные , имеющие форму одного числа, определять число  

Включение в систему знаний

Включение нового знания  в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Физкультминутка с заданием

Работа в паре

Дифференцированные задания

Организует поиск слов, имеющих форму одного числа, обозначающих названия других веществ, предметов

Организует работу по выполнению задания по учебнику

Объясняет задания на карточках организует самостоятельную работу

Разыскивают в классе слова, распределяют их по группам

Дополняют одну из групп словами из рамки

Выполняют работу самостоятельно

Помощь в определении значения

П: анализ с целью выделения существенных признаков

Р: умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

Определение числа существительных

Различение существительных имеющих форму одного числа, относящихся к различным  понятиям

Итог урока

Соотнесение целей урока и его результатов

Предлагает вернуться к вопросам, поставленным в начале урока

Выясняют, чего добились на уроке

П: умение анализировать  полученную информацию

Рефлексия учебной деятельности

самооценка работы на уроке

Предлагает оценить работу  пары на уроке

Благодарят друг друга за работу на уроке рукопожатием.

Л: формирование активной позиции ребенка,

Р:умение адекватно оценивать свою деятельность

Деловое письмо

Задание для 1и 2 групп

Задание для 3 и 4 групп

«_________________________________»

Продукты

Количество

Способ приготовления

2 штуки

  1. Взбить  _________ и ______________

1 стакан

полстакана

  1. Разбавить ________      ____________.
  2. Смешать с взбитыми яйцами

полстакана

Сода

половина чайной ложки

  1. Добавить ____________

2 стакана

  1. Всыпать ________ и замесить _______.
  2. Раскатать его, вырезать фигурки и испечь

Шоколад

50 гр.

  1. Готовое _________ посыпать ________

Подавать к _______________, _________

Найди существительные, имеющие только одно число. Число обозначь.

«_________________________________»

Продукты

Количество

Способ приготовления

Яйца

 

2 штуки

  1. Взбить  яйца и ________________

1 стакан

полстакана

  1. Разбавить ________________    кефиром.
  2. Смешать с взбитыми яйцами

Кефир

полстакана

Сода

половина чайной ложки

  1. Добавить ____________

Мука

2 стакана

  1. Всыпать _________ и замесить ________
  2. Раскатать его, вырезать фигурки и испечь.

Шоколад

50 гр.

  1. Готовое __________ посыпать _________

Подавать к _______________, сливкам.

                                           Обозначь число вставленных существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.

Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)  пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ -Н- В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"

Данный материал поможет познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных, научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н, рассуждать, устно и письменн...

Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи"

Урок русского языка  в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи" с применением элементов  перспективно-опережающей и блочно-модульной техологии....

сценарий урока русского языка в 6 классе "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Задачи урока: 1.     Образовательные:·        познакомить с правописанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных;·...