Выступления на методических советах.
план-конспект
Представлены материалы по методическим советам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.sovet_dorozhkina_2021.docx | 32.68 КБ |
ovz_2021.pptx | 1.11 МБ |
rabota_pedagogov_s_detmi.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Выступление на тему: «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях».
Учитель-логопед: Ольга Александровна Дорожкина
Дорогобуж
2021
«Нетрадиционные методики и здоровьесберегательные технологии на логопедических занятиях»
Цель работы: формирование и развитие фонетико-фонематической стороны речи, моторики, а также активизация психических процессов через использование нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Организуя работу по коррекции речи, я ставлю перед собой следующие
задачи:
1. Активизация речевой моторики.
2. Развитие силы голоса и дыхания.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, путём повышения адаптивных возможностей детского организма (активизировать защитные свойства и устойчивость к заболеваниям).
В связи с увеличением количества детей с речевой патологией получило широкое применение здоровьесберегающая практика на логопедических занятиях. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей.
На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах. Кроме того, нетрадиционные методики и альтернативные приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Прежде всего, все логопеды нацелены на то, чтобы сделать занятие с детьми не только интересным, но и эффективным. Прежде всего - обучать, играя, а не просто играть.
Хочу познакомить вас с нетрадиционными методиками и здоровьесберегающими технологиями, которые на сегодняшний день получили широкое распространение на моих логопедических занятиях.
Традиционные и нетрадиционные методы в логопедической практике:
- артикуляционная гимнастика
- биоэнергопластика
- кинезилогогические упражнения
- развитие мелкой моторики
- логопедический массаж и самомассаж
- дыхательная гимнастика.
- музыкотерапия – воздействие музыки на человека
- крупотерапия – игры с крупой
- гимнастика для глаз
- хромотерапия – воздействие с помощью цвета.
Итак,
Артикуляционная гимнастика
является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
(Трубочка, лопаточка, чашечка, качели, лошадка, хоботок, трубочка и т.д)
Развитие мелкой моторики. Давно известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Используется японская методика пальцевого массажа
(методика Йосиро Цуцуми)
- Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган, так как нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом.
Работа рук способствует:
- - психическому успокоению;
- - предотвращает развитие утомления в мозговых центрах;
Если дети волнуются и вертят в руках предметы во время речи, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа рук:
- Массаж пальцев рук с большого до мизинца путем растирания.
- Массаж грецкими орехами: катать между пальцев, удерживать между растопыренными пальцами.
- Массаж шестигранными карандашами: удерживать в определенном положении, катать между ладонями.
Игры с природным материалом — водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами — включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они: развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, способствуют расширению словарного запаса, помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений, помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма; снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде; развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме.
Пуговичный массаж. Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие. Можно делать упражнения пальцами ног. Необходимо заполнить коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:
- опустите руку в коробку;
- поводите ладонями по поверхности пуговиц;
- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в «пуговичное море»;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку;
- разными руками захватывайте щепотки пуговиц.
Воздействие на подушечки пальцев с помощью аппликатора Кузнецова.
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки с элементами музыкотерапии. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, я не могу забыть о коррекции психоэмоциональной сферы обучающихся. Поэтому использую музыку и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса животных) для создания положительного эмоционального фона.
Дыхательная гимнастика. Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, работа над дыханием является важной в логопедической работе. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие неречевого и речевого дыхания. Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать в школе, так как с дыханием связаны: речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма. Развитие ребенка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объема речевого общения. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Неумение управлять дыханием вносит дезорганизацию в произношение звуков. Поэтому регулярные дыхательные упражнения на занятиях используются не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи.
Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру:
– “Хомячок”. Пошмыгать носом (рот закрыт).
– “Собачке жарко”. Часто подышать с высунутым языком.
При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.
– “Шарик”. Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!
- «Надуй пузырь» с помощью мыльных пузырей.
Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Виды массажа используемого в моей практике:
- массаж кистей рук,
- самомассаж лица, мочек ушей.
Для сохранения и укрепления психического здоровья, на своих занятиях я использую следующие оздоровительные приемы:
для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Хромотерапия- терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:
- -вегетативной нервной системы
- -эндокринных желез
Здоровьесберегающая технология цветового воздействия при обучении.
- С помощью цвета активизируется деятельность мозга, возбуждаются нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память.
- Созерцание различных цветов повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.
Воздействие света на организм ребенка:
Синий, голубой – успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.
Красный, розовый - повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.
Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения.
Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.
Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения (на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)
И последнее - кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения!
1)«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок,
И зажали в кулачок.
2)«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
3)«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Две весёлые лягушки,
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
4) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики соединяем,
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5,
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 ½,
Закрепили кольца-слова!
Внедрение в логопедическую практику здоровьесберегающих технологий, позволило сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысилась эффективность обучения и коррекции, активизировался познавательный интерес к занятиям, повысилась речевая активность, а главное — идет сохранение как психологического, так и физического здоровья наших детей.
Учитель-логопед О.А.Дорожкина
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь. Таких детей часто называют «дети с проблемами», «нетипичные дети», « дети с проблемами в обучении» и т.д.
Основные категории аномальных детей: 1.Дети, с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). 2.Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие). 3.Дети с нарушением речи (логопаты). 4.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. 5.Дети с интеллектуальной недостаточностью. 6.Дети с задержкой психического развития. 7.Дети с нарушением поведения и общения. 8.Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с интеллектуальной недостаточностью
Основные факторы, влияющие на развитие ребенка с ОВЗ: 1. Вид (тип) нарушения. 2.Степень и качество первичного дефекта. 3.Время возникновения первичного дефекта. 4.Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды.
Направления логопедической работы с детьми с ОВЗ: Развитие психических функций. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации. Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Развитие импрессивной речи. - Развитие экспрессивной речи.
Развитие психических функций. Первый шаг коррекционной работы с неговорящими детьми – развитие произвольного внимания. Начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Определенное место занимает работа над воспроизведением ритма. Ребенка просят отхлопать, отстучать по столу несложный ритм.
Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации. Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение определенных манипуляций пальцами рук, произведенных логопедом (сжимание в кулак, сгибание и разгибание); построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; складывание из палочек геометрических фигур; пальчиковая гимнастика.
Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Этот период является подготовительным. Ведется работа над: формированием: долгого выдоха и усилением направленной воздушной струи. формированием: простейших артикуляционных движений. Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, дутье. Упражнения для языка: движение языка вперед-назад при открытом рте, вправо-влево, вверх-вниз, щелканье.
Основные задачи логопедического массажа: Нормализация тонус мышц Активизация мышц периферического речевого аппарата Стимуляция проприоцептивных ощущений Уменьшение гиперсаливации Укрепление глоточного рефлекса Подготовка к формированию произвольных движений органов артикуляции
Ручные массажные тренажеры
П альчиковые тренажеры Кольца Су- джок
Массажные тренажеры для языка
Щетки для массажа языка
Массажные щетки
Логопедические зонды для постановки звуков и массажа языка
Использование зондозаменителей
Развитие имрессивной речи Развитие имрессивной речи предполагает: - Понимание элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами. - Накопление пассивного предметного словаря. Ребенок должен запомнить названия предметов, которые его окружают. - Понимание названий действий. Важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса. - Понимание вопросов по поводу происходящих действий: где?, куда?, что?, откуда?, кому? - Узнавание предметов по назначению. - Узнавание предмета по описанию. - Соотнесение слов «один-много». - Соотнесение слов « большой-маленький ». -Различение грамматической формы единственного и множественного числа существительных.
Развитие экспрессивной речи Основная задача логопеда – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Последовательность работы по вызыванию речи: Подражание крикам животных, музыкальным игрушкам, транспорту, различным шумам; Называние в доступной форме близких ребенку лиц (мама, папа), имен близких или игрушек; - Просьбы («дай», «на»).
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем: Работа над речевой системой в целом ( фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма) Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный) Частый повтор упражнений с элементами новизны Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость) Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение) Конкретность и доступность заданий Умеренный темп работы Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)
Благодарю за внимание
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Дорогобужский Дом Детского Творчества
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Тема: «Работа педагогов дополнительного образования с детьми-инвалидами»
Подготовила:
Ольга Александровна Дорожкина
Дорогобуж
2019
Дата проведения: 27.02.2019
Работа педагогов дополнительного образования с детьми-инвалидами.
Специфика работы с детьми инвалидами состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания таких детей зависит от вида заболевания, степени и недоразвития различных функций. А также от сохранных способностей ребенка. Не все дети с овз могут посещать школу. Круг общения таких детей сужен и замкнут. И только мы педагоги доп.образования можем помочь таким детям по восстановлению у них разрушенных функций.
Основным видом работы с такими детьми является – индивидуальная работа. В ходе занятий педагогу необходимо учитывать уровень интересов, способности того или иного ребенка. В зависимости от диагноза на каждого ребенка составляется индивидуальный план работы. Ход занятия зависит от:
- состояния здоровья ребенка;
- его настроения;
- непредвиденных семейных ситуаций.
Во время проведения занятий с детьми-инвалидами необходимо соблюдать следующие условия:
- замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;
- оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
- опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;
- дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, - писал Сухомлинский. Не случайно третья часть всех обучающихся в доме творчества детей с овз, занимаются декоративно-прикладным искусством. Это помогает развитию мелкой моторики рук, расширяет кругозор, углубляет понимание искусства, учит наслаждаться им. Рассмотрим особенности проведения занятий с детьми-инвалидами.
Прежде чем приступить к работе, ребенок выбирает наиболее понравившееся ему задание. Вместе с педагогом представляют, как выглядят изделия, как их можно использовать в быту. Затем делают несколько эскизов, выбирают наиболее удачный и только после этого приступают к работе. Вначале занятия, нужно провести разминку и разогрев пальчиков детей, так как у многих плохо работают руки, и происходит непроизвольное дрожание пальцев рук.
Подготовка к учебному занятию по предложенному алгоритму и написание плана – конспекта, без сомнения способствует успешности проведения занятия, его эффективности и результативности. Каждая встреча ребенка и педагога – это своеобразный урок жизни, урок доброты.
Занятия с такими детьми в отличие от занятий с обычными детьми более социализованы, в них много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, обществом. Педагог, который работает с такими детьми должен чутко реагировать на все события, волнующие ребенка, семью. Обучая детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции.
Если в процессе обучения педагог применяет эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения в значительной степени компенсируются. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.
Отличительной чертой занятий является гибкость, чувствительность к сбоям. Структура, методика проведения, даже содержание занятия может измениться в зависимости от настроения, поведения ребенка.
На отдельном примере из своей практики могу поделиться опытом работы с такими детьми, диагноз – интеллектуальное нарушение. Ребенок ранее с логопедом не занимался, в силу своего заболевания. За 3 года обучения он научился аккуратно разукрашивать картинку и срисовывать буквы. Счет был сформирован до 15. Словарный запас очень скудный. К тому же ребенок категорически не хотел заниматься, часто болел, что приводило к прерыванию занятий. С 1 дня поняла, что трудно будет придерживаться плана. Надо было больше внимания уделять развитию общей и мелкой моторики, воспитанию слухового внимания, восприятия, памяти, учитывать особенности протекания психических процессов.
Чтобы заинтересовать ребенка в учебе, побудить к выполнению задания, использовала свою систему поощрения. Перед ним лежала картинка, закрытая квадратиком, по мере выполнения заданий, квадратики убирались и появлялось изображение конфеты, игрушки, наклейки, которую вручала ребенку за хорошую работу. Постепенно ребенок привык заниматься, у него выработалась усидчивость и наши занятия стали проходить с успехом. Чтобы выучить букву «у» применяла ассоциативную методику. Рисовали улитку и обводила так, чтобы получилась данная буква. Когда ребенок забывал букву, я напоминала ему про картинку.
Первые буквы «а» и «у» учили около 2 месяцев, а читать и понимать текст стал уже через 2 месяца. Общаться с такими детьми надо спокойным, убедительным тоном и хвалила за любое достижение. Поговорила с родителями, они тоже стали по-семейному поощрять его. У ребенка появилась обязанность старшего брата – учить сестру писать буквы. Постепенно создавалась ситуация успеха, я добилась, что ребенок овладел элементарными навыками письма и чтения. У него появилось желание учиться, он стал проявлять самостоятельность в освоении знаний.
При всем многообразии методов обучения и воспитания важным остается человеческий фактор – взаимоотношения ребенок и педагог. В данном случае любовь к ребенку и вера в его возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дополнительного образования в предупреждении асоциального поведения воспитанников (выступление на методическом совете)
Дополнительное образование является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка не зависимо от его уровня развития, сформированности интересов, мотивации к обучению. Познать себя подрастающем...
Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367
Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ "Школа надомного обучения" №367...
Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367
Дети знакомятся с азами скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства получают возможность творить своими руками, приобретая всяческие полезные навыки. А потом с удовольствием...
Выступление на методическом совете школы
Выступление на методическом совете «Формирование педагогического творчества учителя, как необходимое условие дальнейшего развития школы»ДОКЛАД "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ" из о...
Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»
Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта. ...
Выступление на методическом совете. ЕГЭ по истории и обществознанию.
Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) направлено на обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, на повышение объективности ито...
Выступление на методическом совете ГБОУ СПО "Армавирский медицинский колледж" на тему: "Проблема написания выпускных квалификационных работ"
В связи с новыми требованиями министерства образования к государственной аттестации выпускников мед. колледжей возникает необходимость обозначить границы, в рамках которых научные руководители, ...