Понятие, цели, принципы патриотического воспитания. Актуальность проблемы
материал
Предварительный просмотр:
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9, с. Ивановка"
Подготовила:
А.А. Кудашкина, воспитатель высшей квалификационной категории
Ноябрь, 2022г.
Патриотическое воспитание детей все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки.
Школа должна воспитать «порядочного, патриотического» человека.
Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
В процессе патриотического воспитания особое место занимает процесс формирования с юных лет бережного отношения к родному краю, его природе и традициям, к культурному и историческому наследию своих предков. Формирование патриотических чувств необходимо проводить через осознание ребенком его причастности ко всем основным событиям и процессам, которые происходят в родном крае, через осознание своей значимости и уникальности.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В.Ломоносова, В.Г.Белинского, К.Д.Ушинского, В.И.Водовозова, П.Ф.Каптерева и др. Все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре и её традициям.
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с самого раннего детства, с младших классов, а при организации внеурочного времени, патриотическое воспитание должно занимать одно из центральных мест.
Процесс формирования патриотических качеств личности в специальной (коррекционной) школе осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной отсталости не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Проблема патриотического воспитания в специальной школе стоит еще острее и обусловлена рядом причин.
Актуальность проблемы патриотического воспитания в коррекционной школе состоит в устранении противоречий между стремлениями школы воспитать в детях патриотические качества и низким уровнем сформированности понятий патриотизма у детей, отсутствием этого стремления в семье.
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Они формируются на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности.
Сложность процесса патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы остается такой же и для массовой школы. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе».
То есть, сам воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе, как и в массовой динамичен, подвижен, непредсказуем. Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями представляет наибольшие трудности по сравнению с другими категориями детей с особыми образовательными потребностями.
Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью формирования личности гражданина, проявления уважения, любви к своей Родине и Отчизне, а так же является высшей ценностью, которое проявляется в процессе изучения истории, культуры, традиций, родного языка, на всем этом и базируется патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание является одной из основ сохранения целостности любого государства, идентификации человека и причисления к той или иной стране опирается на чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Существует ряд определений данного термина. Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение: «Патриотизм - преданность и любовь к своему народу, Отечеству.»; «Патриот – это 1) человек, проникнутый патриотизмом.
2) человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины».
Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках всех стран мира.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
По мнению Л.С. Выготского, патриотизм включает в себя:
• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
• уважительное отношение к языку своего народа;
• заботу об интересах Родины;
• осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства,
свободы и независимости (защита Отечества);
• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
• гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
• гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее,
выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению
могущества и расцвету Родины;
• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого - целенаправленное создания педагогических условий для развития человека.
Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием наследственности, среды и целенаправленной педагогической деятельности.
При этом воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.
Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.
Патриотическое воспитание предполагает формирование у детей и молодежи ценностной ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота.
Патриотическое воспитание является многосторонним процессом, который связан с формированием невидимых связей взглядов человека со своим Отечеством. Педагог должен заботиться о том, чтобы в сознании ребенка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир.
В свою очередь целью патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе выступает формирование у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
- создание научно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания;
- создание новой эффективной системы патриотического воспитания;
- развитие личности, обладающей качествами гражданина —
патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские
обязанности в мирное и в военное время;
- расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за
его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
- формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.
Патриотическое воспитание базируется на основополагающих принципах, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере.
Среди них выделяются:
- научность; гуманизм; демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;
- многообразие форм и методов, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
В образовательных учреждениях разных типов и видов реализуется комплексный подход к решению задач гражданского становления личности учащихся.
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9, с. Ивановка"
Подготовила:
Л.Н. Морозова, воспитатель высшей квалификационной категории
Ноябрь, 2022г.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе можно определить следующие:
- духовно-нравственное – приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям и формирование у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Дети с проблемами интеллектуального развития в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер.
Осуществляя формирование нравственного сознания таких детей, следует иметь в виду высокий уровень их внушаемости. Слова педагога, его разъяснения, доводы воспринимаются, как правило, с большим доверием. Таким образом, педагог располагает значительными возможностями для того, чтобы вербальным путем формировать у учащихся необходимое отношение к моральным нормам общества, к системе его нравственных ценностей.
- историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Изучение истории родного края или «малой родины», как принято иногда говорить, имеет глубокие корни. Это нашло свое отражение в исторической памяти народа, в его культурных традициях, доказательством чего служат предания и легенды, связанные с тем или иным местом, а также обычаи и обряды, свойственные населению данной местности.
В связи с тем, что большинство выпускников после окончания школы остаются жить и работать в той местности, в которой родились и учились, знания о своем крае для них имеют огромное практическое значение. Использование краеведческого материала в процессе обучения позволяет приблизить изучаемый материал к жизни учащихся, тем самым способствует усвоению учебного материала.
- гражданско-патриотическое. Реализуется через систему мероприятий направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, воспитание уважения к государственной символике.
Одним из важных принципов построения работы по данной теме является тематическое планирование познавательного материала. На каждую тему выделяется определённое время, часто оно приурочивается к знаменательным датам. Темы в течение года повторяются, продолжаются, между ними устанавливается логическая связь. Планирование воспитательной работы способствует не только лучшему усвоению знаний, но и воспитанию чувств, так как создаются условия для повторения однотипных переживаний.
- социально-патриотическое. Направлено формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
- культурно - патриотическое направление. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями своего народа.
В нашей культуре очень много традиций, которые играют огромную роль для нас. Воспитание в культурно-историческом контексте формирует понимание значимости государства в мире и истории, а также знание традиций своего народа.
Задача педагога, работая в этом направлении, воспитать чувство долга перед государством, семьей и Родиной, привить любовь к родной природе и уважение к окружающим.
- героико-патриотическое. Изучение и сохранение памяти о героических событиях и подвигах в ВОВ и примеров служения Отечеству.
- физкультурно-спортивное - пропаганда здорового образа жизни. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Данная система мероприятий направлена на воспитание патриотов своей Родины. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Планомерная, повседневная работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Для формирования чувства патриотизма во внеурочной деятельности стоит учитывать не только теоретический аспект, т.е. сущность и содержание, но и так -же психологические и педагогические компоненты.
Главную платформу патриотического воспитания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. Убеждения являются проявлением моральных знаний и чувств человека, т.е. психологические компоненты сознания, как стимул поведения человека.
Работа по патриотическому воспитанию обучающихся должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Воспитатель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Ему должно быть небезразлично, что происходит в стране, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их воспитатель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы.
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9, с. Ивановка"
Подготовила:
Н.Н. Кизимова, воспитатель высшей квалификационной категории
Ноябрь, 2022г.
Формы и методы патриотического воспитания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью во внеурочное время обладают определенными функциями, которые необходимо решить в воспитательном процессе. Основными функциями патриотического воспитания являются:
1. Организаторская функция, для любой формы воспитательной работы характерно решение организаторских задач, в данной роли организатора в большинстве случаев выступает – педагог, но этой роли может выступать и сам учащийся. Организаторская деятельность связана с логическими размышлениями, умением скоординировать и соединить ряд различных событий, складывая некую взаимосвязанную цепочку событий и связей. Данная деятельность так же связана с распределением ролей о вытекающих из них обязанностей, т.е. возникновение взаимодействия всех участников организаторской деятельности. На настоящий момент есть некоторые методики, т.е. алгоритмы организации разных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы педагогом в своей практике.
2. Регулирующая функция. Данная форма посвящена регулированию отношений как между педагогом и учащимся, так и между самими учащимися. Разные формы могут по-разному повлиять на процесс сплочения коллектива, группы учащихся. В данной функции происходит формирование норм социальных отношений.
3.Информационная функция. Данная функция в процессе патриотического воспитания очень важна и реализуется не только изучением определенной темы или области знаний, но и с помощью уже и актуализации имеющихся знаний учащихся, т.е. непосредственно обращение к собственному опыту.
С точки зрения функционального подхода, формой воспитательной деятельности, в том числе и в патриотическом воспитании, является регулирующая форма. Данная форма направлена на урегулирование взаимоотношения педагогов и учащихся, что в свою очередь является основой организации педагогического процесса.
Патриотическое воспитание в специальной (коррекционной) школе во внеурочное время реализуется в следующих формах:
- формы воспитания, развивающие теоретическое мышление, историческую память, умений и навыки работы с информацией. Это выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильма;
- формы воспитания, формирующие опыт поведения, а также регулирующие отношения с родителями и сверстниками. Сюда входят коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, коррекционно-развивающие занятия;
- формы воспитания, развивающие коммуникативные навыки.
Данные формы реализуются следующими методами:
- методы, формирующие сознание личности: убеждение, внушение, беседы, метод примера. Эти методы включают ребёнка в процесс воспитания, он является не объектом, а участником отношений;
- методы, формирующие, опыт гражданского поведения: педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов.
Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения;
- методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха.
Эти методы позволяют обучающемуся с интеллектуальной недостаточностью на практике осознать, что такое патриотическая деятельность. У ребёнка появляются обязанности, ответственность перед коллективом, а также формируются определённые привычки, автоматизм в действиях. Важно то, что ребёнок не боится ответственности, выполняя поручения, но боится подвести коллектив;
- методы, стимулирующие деятельность и правовое поведение: соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Настойчивое приобщение, требования к обучающемуся с интеллектуальной недостаточностью соблюдать определённые нормы малоэффективно. Ребёнка необходимо побуждать, стимулировать и ненавязчиво корректировать его поведение. В дальнейшем он сам будет осознавать свои ошибки и научится их исправлять.
Данные методы позволяют педагогам самостоятельно выстроить свою работу по патриотическому воспитанию.
Исходя из всего выше сказанного, попытаюсь описать основные методы воспитания, которые могут быть использованы в процессе патриотического воспитания. Первым и основным, является классный час, который может проводиться каждую неделю в определенный час. Форма классного часа, как правило, в виде лекции, беседы, возможен и диспут, в зависимости от контингента обучающихся, но также в классном часе могут присутствовать некоторые элементы «красочности» с целью увлечения и привлечения внимания обучаемых к определенной проблематике, такие как конкурсы, викторины, различные игры и другие методы воспитательной работы.
Еще одним из методов педагогического процесса является беседа, которая заключается в непосредственном разговоре педагога и ученика, непосредственный педагогический контакт. Формирование данного метода базируется на тщательно выверенной системе вопросов, которые постепенно подводят (подталкивают) обучающихся к усвоению необходимой информации, фактов или явлений, возможно выявление характерных закономерностей между происходящими процессами. В процессе данного воспитательного метода используются приемы постановки вопросов, приемы обсуждения полученных ответов и самих мнений обучающихся, приемов определенной корректировки получившихся ответов и приемы формулирования выводов. Вопросы в процессе беседы должны быть емкими, целостными и понятными для обучающихся, чтобы они смогли лично и самостоятельно на них ответить и сделать правильные выводы. Возможны беседы, в ходе которых обучающиеся вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенный материал или известную информацию, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления. Такие беседы носят объяснительный характер и рассчитаны в основном на оперирование ранее усвоенный материал и на активизацию памяти учеников.
Рассказ. Данный метод заключается в устном повествовании воспитательного материала, без участия обучаемых, так как материал повествования может быть им неизвестен. Существуют несколько основных видов рассказа: рассказ – выступление, рассказ – изложение, рассказ – заключение. Основной целью первого является постепенная подготовка детей к освоению нового материала. В рассказе – выступлении должны присутствовать элементы красочности, яркости, эмоциональное изложение информации должно присутствовать. Данный вид рассказа широко используется в патриотическом воспитании, так как постепенное вовлечение учащихся в воспитательный педагогический процесс можно достичь с помощью элементов красочности и яркости, так как детей привлекает все яркое, а монотонное изложение неизвестной информации вызывает противоположный и отрицательный результат. Во время рассказа-выступления в доступной форме излагаются основные задачи и цели воспитательного процесса.
Рассказ-изложение. В процессе данного изложения учитель повествует или излагает новый материал, содержание новой темы, осуществляет некое изложение по определенному логическому развивающему плану, с четкой последовательностью, с выделением главного, существенного, а так же с применением иллюстраций и убедительных примеров.
В системе патриотического воспитания данные методы широко используются, так как позволяют воспитателю достичь правильного и нужного результата. Патриотическое воспитание учащихся специальных (коррекционных) школ является необходимым. С помощью данного педагогического процесса можно добиться воспитания у обучающихся любви и уважения к своей Родине и Отечеству, уважения старших и традиций, чувства гордости за свой народ и преданности ему. А для достижения всего этого можно использовать примеры из истории, народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции.
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9, с. Ивановка"
Подготовила:
В.В. Тютченко, воспитатель высшей квалификационной категории
Ноябрь, 2022г.
Своеобразие развития детей с ОВЗ, конечно, затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения, однако необходимо добиваться понимания учащимися гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм.
Очень важно в воспитательной работе помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению.
Главное, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение обучающихся к нормам морали, которое способствует их «присвоению» учащимися.
Система патриотической работы в школе включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание является плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине.
С нового учебного года во всех школах страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Также введена традиция поднятия государственного флага и исполняют гимн РФ.
В нашей школе каждый месяц проходят мероприятия, направленные на формирование патриотического воспитания. В октябре ребята нашей школы, посетили праздничный концерт, посвященный дню отца. Этот праздник официально отмечается в нашей стране 2 год. Концертная программа была направлена на важность роли отца в семье в воспитании детей, уважение и почитание старшего поколения.
В ноябре всегда проходят мероприятия, посвященные Дню Матери, в которых ребята принимают активное участие (учат стихи, рисуют, исполняют песни и многое другое), а к 8 марта - концерт «Милые мамы», на которых поздравляем всех женщин, отдающих тепло, любовь не только своим детям, но и своим воспитанникам.
Воспитание патриотизма осуществляю через участие в экологических акциях. Ежегодно участвовали и участвуют в акциях «Очистка озер», «Забота об экологии родного края», уборка памятников, изготовление кормушек для зимующих птиц и д.р..
Воспитать в детях свое причастие к своему народу позволяет проведение с детьми древнейших народных праздников: Масленица, Крещение, Пасха. Так дети с удовольствием участвуют в подготовке и проведении общешкольного праздника «Масленица». У ребят есть возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них. Они водят хороводы, играют в народные игры, слушают заклички и потешки, угощаются блинами.
Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности воспитателя и детей, позволяют им углубиться в историю и понять глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре.
Как было сказано выше, патриотом не может быть человек, духовно и физически слабый. Поэтому спортивная жизнь наших детей очень насыщенная: это проводимые «Веселые Старты», в которых дети проявляют свою физическую подготовку. Это посещение спортивной секции по футболу. Мероприятия спортивно-патриотического направления способствуют развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни, готовности к защите Родины.
Основной целью работы в патриотическом воспитании обучающихся с интеллектуальной недостаточностью является:
- создание условий для формирования навыков поведения в обществе, показать важность участия их в жизни страны, родного края.
Считаю, что наибольшим воспитательным эффектом в достижении целей является внеклассная работа, которую осуществляется с детьми в течение всего учебного года.
Задачи:
1.Воспитывать любовь к своей малой родине и своей стране, через изучение её истории, культуры и традиций народа.
2.Приобщать к боевым и трудовым традициям народа, армии.
3.Разъяснять истоки героизма людей.
4.Воспитывать уважение к подвигу защитников Отечества и стремления подражать им.
Педагоги нашей школы работают по следующим направлениям:
1.Воспитание на традициях школы:
- включение детей в организацию творческих выставок и праздников краеведческой направленности;
- участие в общешкольных конкурсах патриотической направленности, конкурсах чтецов.
2. Осуществление гражданско – патриотического воспитания через включение в содержание:
- бесед, классных часов, Уроков Мужества, мероприятий и краеведческих праздников;
- экскурсий по селу и улицам;
- экскурсий музей;
- организацию конкурсов рисунков;
-конкурс-смотр патриотической песни;
-участие в митинге-концерте «Мы вместе», в поддержку наших военнослужащих, жителей ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.
Привить любовь к Родине умственно отсталым школьникам возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать. Одним из мотиваторов является гордость за свою малую родину. Её мы воспитываем, знакомя школьников с культурой, народными промыслами и людьми родного края.
Для изучения истории нашего села тесно взаимодействуем с районной библиотекой.
Культуру и традиции родного края ребята так же узнают, участвуя в подготовке и проведении праздников, музыкально – литературных композиций в классе и школе. Об этом свидетельствуют внеклассные и общешкольные мероприятия. Иногда используем в своей работе приемы театрализации. В этом нам помогает устное народное творчество – богатый источник воспитания нравственных ценностей. В качестве материала выступают русские народные сказки, которые знакомят с правилами поведения в обществе, нормами морали. Своеобразный язык сказок зарождает в детях чувство Родины.
Патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию уважения к подвигу защитников Отечества. Мероприятия, проводимые к Дню Победы, способствуют решению этих задач. Это Уроки Мужества, участие в школьном конкурсе чтецов о войне, участие в Параде Победы на площади села, знакомство с военной символикой.
Главным результатом работы считаю реальные изменения в личностном развитии своих воспитанников. Особенно приятно видеть, как ребята, проявляя самостоятельность, стали бережно относится к природе, оказывают помощь пожилым, принимают традиции своей семьи и рассказывают о них родителям.
Интересные, живые формы внеклассной работы по патриотическому воспитанию благоприятно воздействует на эмоциональные переживания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. А только на такой основе у них можно воспитать чувство любви к Родине, выработать установки правильного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы ( из опыта работы).
В статье обобщен опыт работы школы по патриотическому воспитанию молодежи. Новизна педагогического опыта, представленного на семинаре, заключается в усовершенствовании отдельных сторон пед...
Патриотическое воспитание школьников : проблемы, традиции, потенциал,перспективы.
Среди нравственных качеств человека особое место занимает любовь к своему Отечеству. Патриотизм является источником духовной силы. Это святое чувство побуждает каждо...
Проект «Организация внеурочной деятельности в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся с учетом требований ФГОС».
Данный проект посвящен 70-летию годовщины победы в Великой Отечественной Войне, в котором реализуется система мероприятий для развития патриотического воспитания. Проект рассчитан на три года. Ц...
Актуальные проблемы преподавания ОБЖ и оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.
Не умоляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса.Раздел основы военной службы в ку...
Методы, принципы, цели, функции патриотического воспитания.
Методы, принципы, цели, функции патриотического воспитания....
Сертификат Актуальные проблемы патриотического воспитания
сертификат Актуальные проблемы патриотического воспитания...
Статья "Задачи и принципы патриотического воспитания младших школьников с умственной отсталостью"
Задачи и принципы патриотического воспитания младших школьников с умственной отсталостью...