Беседа День Конституции РФ
план-конспект занятия (5 класс)
Цели и задачи: дать представление о Конституции; сформировать понятия «закон, право, обязанность»; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_konstitutsii_rossiyskoy_federatsii.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»
Беседа «День Конституции РФ»
Провела воспитатель:
Хохлова И.В
2023 г
Беседа «День Конституции»
Цели и задачи: дать представление о Конституции; сформировать понятия «закон, право, обязанность»; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России.
Оборудование: презентация, картон, клей, полоски белого, красного, синего цветов.
1. Приветствие.
2. Постановка темы и цели урока
Очень много стран на свете. Это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(возможные ответы)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент
Главных много, выбирайте! Там – король, здесь президент.
Только главным во всех странах будет все же лишь один –
Житель он своей страны, своей Отчизны ГРАЖДАНИН!
- Кто же самый важный в любой стране, и в РФ в том числе? (граждане, люди, народ)
- Как называется документ, удостоверяющий, что родился новый гражданин РФ?
- Но полноправным гражданином становится человек тогда, когда получает … (паспорт)
- Во сколько лет это происходит? (в 14 лет)
- Подумаем над словосочетанием «полноправный гражданин». Что оно означает? (имеет определенные права)
- Но кроме прав каждый гражданин имеет перед государством еще и … (обязанности)
- Недалеко то прекрасное время, когда вам исполнится 14 лет, вы станете полноправными гражданами РФ. И перед вами возникнет ряд вопросов:
- А знакомы ли вы со своими правами? Готовы ли исполнять перед государством все обязанности? Знаете ли вы, какие документы вам могут помочь с ними ознакомиться?
Сегодня на классном часе мы познакомимся с основным законом государства – Конституцией РФ.
3. Открытие новых знаний.
• Когда и как была принята Конституция РФ?
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. В этом году мы будем отмечать 20-летие принятия Конституции РФ.
• Что сказано в нашей Конституции?
В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.
Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.
В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.
- Поговорим о наших правах.
Родился гражданин страны. Как вы думаете, каким первым правом он воспользовался?
– ПРАВОМ НА ЖИЗНЬ
У каждого из вас есть свой дом, своя квартира. Может ли кто-то выселить вас из вашего жилья? Значит, какое право имеет каждый из вас?
- ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА
Имеют ли ваши родители каждый год отпуск? Благодаря какому праву?
- ПРАВУ НА ОТДЫХ
Вспомним 4 декабря. Это был очень важный день для нашей страны. Что это был за день? (день выборов). Каким правом в этот день мог воспользоваться каждый гражданин страны?
- ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ.
- А во сколько лет гражданин может пользоваться этим правом? (с 18 лет)
- ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
- ПРАВО НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
- ПРАВО НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
- Как часто мы пользуемся этими правами?
- Являются ли важными права в нашей жизни?
Подумаем, если существует право защищать свои права, значит, есть и от кого их защищать. К сожалению, в нашей жизни подчас права граждан нарушаются. И чтобы уметь их защитить, нужно в первую очередь о них знать. Попробуем на примере сказочных персонажей рассмотреть ситуации нарушения прав граждан.
- Каким правом пользовался каждый из вас? (Каждому гарантируется свобода мысли и слова.)
- Итак, мы с вами говорили о правах граждан РФ. Но перед гражданами стоит и ряд обязанностей перед государством.
- Обязанности граждан
- Как вы понимаете, что такое обязанности?
(обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет.)
- Как вы думаете, прописаны ли обязанности граждан в Конституции?
- Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
- Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
- Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
- Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
- А есть ли у вас сейчас какие-либо обязанности?(обязанности ученика, домашние обязанности)
- Кому сложнее всего соблюдать обязанности ученика? (первоклассникам)
- Почему? (Им тяжело к ним привыкнуть: это в школе нельзя, то совсем нельзя.)
Игра «Да – нет!» Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна? Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? Нет!
– Защищён ли человек законом? Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? Да!
– Может ли человек владеть имуществом? Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда? Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество? Да!
В соответствии со ст. 70 Конституции РФ закреплена символика нашего государства.
Все мы должны граждане страны, поэтому должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их (флаг, герб, гимн)
- Что представляет собой государственный флаг? Форма?
Сколько цветов имеет государственный флаг? Какие?
Вот так выглядит флаг РФ
Как вы думаете, что символизирует каждая полоса?
1 полоса – белого цвета – символизирует чистоту, мир, правду, благородство.
2 полоса – синего цвета – символизирует небо, верность, веру.
3 полоса – красного цвета – символизирует смелость, доброту, честность, огонь, кровь.
- Следующий символ – это герб.
Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах
. -Давайте рассмотрим герб нашей страны. Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.
- Что представляет собой Государственный герб России? Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
- Следующий символ – это гимн
Гимн – это торжественная песня в честь государства. Музыка – Георгия Александрова. Текст – Сергея Михалкова.
-Какое существует правило для граждан, когда звучит гимн РФ? Где мы можем услышать гимн?
Слушаем гимн
- Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
- Глава государства
-Ребята, скажите, а кто является главой нашего государства? (Президент)
- Кто знает, как его зовут? (Путин Владимир Владимирович)
- Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди». Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры. В Конституции записаны права и обязанности Президента. Президент перед вступлением в должность — перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, — обязан принести присягу народу России. Это значит, что Президент обязан произнести, то есть сказать, слова президентской присяги. Эти слова записаны в Конституции, и произнести их Президент должен в Кремле, где специально для этого собирается очень много серьёзных и взрослых людей — члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и судьи Конституционного суда Российской Федерации.
4. Итог.
Сегодня мы познакомились с главным законом РФ.
– Как он называется?
- Когда празднуют День Конституции?
- О чём говорится в главном законе страны?
Список литературы:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/12/16/klassnyy-chas-den-konstitutsii-2-klass
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День Конституции
Сценарий праздника...
Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"
Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....
Презентация к классному часу "День Конституции"
Презентация к классному часу для учащихся 9 класса....
Сценарий открытого районного мероприятия "День Конституции РФ"
Сценарий открытого районного мероприятия "День Конституции РФ"...
Беседа о конституции.
Беседа по конституции Российской Федерации проводилась с учащимися 9 класса....
Беседа о Конституции РФ.
Беседа о Конституции РФ....
Беседа «День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)».
Цель: Ознакомить учащихся с праздником 8 сентября с «Днём воинской славы России — Днём Бородинского сражения (1812 год)»....