Экзаменационный материал для проведения итоговой аттестации выпускников 2022- 2023 учебного года по предмету «Профессионально-трудовое обучение, профиль «Сельскохозяйственный труд»».
материал (9 класс)

Кияткина Галина Александровна

При составлении экзаменационных билетов, вопросов и практической части к ним учитывались психофизиологические особенности выпускников и уровень освоения адаптированной образовательной программы. Для выпускников предусмотрено 16 экзаменационных билетов, которые состоят из двух теоретических вопросов и одного практического задания.

Экзаменационные вопросы предполагают диалоговую форму общения, построенную на альтернативной коммуникации (знаки, жесты выражение лица, тактильные символы и т.д.).

Содержание экзаменационных билетов составлено, по всем разделам курса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiyatkina_g._a._2023_bilety.docx92.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Отрадный»

РАССМОТРЕНО

на заседании М/О учителей старших классов ГБОУ школы-интерната г. о. Отрадного

Протокол № «____»

от «___»______20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

________________/Баляева Е.А.

«____»_______20___г.

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ школы-интернат г.о. Отрадный

_______________/Е.А. Андреев

«____»______20___г.

Экзаменационный материал

для проведения итоговой аттестации выпускников 2022- 2023 учебного года по предмету «Профессионально-трудовое обучение, профиль «Сельскохозяйственный труд»».

Составитель:

 учитель  ПТО Кияткина Г. А.

г. Отрадный, 2023

Пояснительная записка

к экзаменационному материалу по предмету профессионально-трудовое обучение для проведения итоговой аттестации обучающихся 9 класса, по  профилю «Сельскохозяйственный труд».

Пакет экзаменационных материалов обеспечивает качественное проведение государственной итоговой аттестации выпускников государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный», реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы» (далее - ГБОУ школа-интернат г. о. Отрадный), по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение, профиль «Сельскохозяйственный труд»», в 2022-2023 учебном году.

Экзаменационный материал по предмету «Профессионально-трудовое обучение «Сельскохозяйственный труд»» в 8 - 9 классах составлен на основе  Программы Министерства образования РФ по профилю «Сельскохозяйственный труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9кл.: В 2 сб./Под ред. В. В. Воронковой – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – сб. 2 – 304 с.

Определяющими нормативно-правовыми документами разработки пакета экзаменационных материалов являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28.08.2020г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Локальные акты ГБОУ школа-интернат г. о. Отрадный.

При разработке экзаменационных материалов руководствовались методическими и инструктивными материалами:

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2001г. «29/1448-6 «О рекомендациях о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.05.2020г. № ДГ-493/07 «О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Приказ Министерства образования РФ от 10.04.02 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Письмо Минобразования РФ от 18.09.02 « 29/2331-6 «О применении базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации» (1 вариант для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости);
  • Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, а также учащихся общеобразовательных учреждений других типов и видов, обучавшихся по программам вспомогательных школ (С(К)ОУ VIII вида) (письмо МО РФ №29/1448-6 от 14.03.2001, письмо Департамента науки и образования СО №1399 от 06.06.2001).

Согласно вышеперечисленным нормативно-правовым основаниям, обучение обучающихся  с умственной отсталостью завершается итоговой аттестацией по трудовому обучению.  

Пакет экзаменационных материалов состоит из следующих структурных разделов:

  • пояснительная записка, которая отражает организационные, методические и процессуальные аспекты итоговой аттестации выпускников по предмету «Профессионально-трудовое обучение. Сельскохозяйственный труд»;
  • экзаменационные билеты;
  • ответы на экзаменационные билеты по предмету, позволяющие определить, содержание устных ответов на вопросы билетов.

Для обучающихся, имеющих комплексные дефекты развития, процедура итоговой аттестации может стать фактором, отрицательно влияющим на его психофизическое здоровье. Поэтому для выпускника она проводится в щадящих условиях, максимально ограничивающих влияние негативных факторов на состояние его здоровья.

Задача педагогов и администрации ГБОУ школа-интернат г. о. Отрадный -  снизить влияние негативных факторов на состояние здоровья обучающегося, создать максимально благоприятные психологические и организационные условия подготовки и проведения итоговой аттестации для того, чтобы этот процесс не сказался отрицательно на психике и физическом здоровье обучающегося.

 На организационном этапе (при разработке экзаменационных материалов, в процессе подготовки к нему) и в процессе самой итоговой аттестации осуществляется индивидуальный подход к ребёнку.

Контрольно-измерительные материалы разработаны с учётом возможностей оценить предметный результат и жизненные компетенции обучающихся, уровень освоения программы.

При оценке будут учитываться следующие показатели:

  • соответствие реально достигнутых образовательных результатов нормативным требованиям; уровень сформированности доступных обучающемуся знаний;
  • уровень развития у ребёнка общетрудовых, рефлексивных умений;
  • уровень воспитанности у обучающегося устойчивого положительного отношения к труду.

Пакет экзаменационных материалов обеспечивает:

  • на уровне педагога: адекватность процедуры итоговой аттестации;
  • на уровне ребёнка и его родителей: реализацию прав на получение образования, возможность предъявления результатов образования в доступной форме в соответствии с индивидуальными возможностями.

Итоговая аттестация производится на основании личного выбора выпускником профиля трудового обучения.

Необходимым условием допуска к итоговой аттестации являются:

  • освоение содержания программ по общеобразовательным предметам;
  • добровольный выбор выпускником профиля трудового обучения для итоговой аттестации;
  • изучение содержания трудового профиля не менее 2 лет до итоговой аттестации.

Для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса учителями профессионально-трудового обучения ежегодно разрабатываются пакеты экзаменационных материалов по всем профилям трудового обучения учебного плана.

Пакеты экзаменационных материалов согласно приказу директора школы, проходят внутреннюю экспертизу, которую осуществляют члены МО учителей старших классов.

На основании результатов экспертизы издаётся приказ об утверждении материалов для итоговой аттестации.

Целями итоговой аттестации выпускников являются:

  • определение уровня обученности выпускников по предмету;
  • определение уровня усвоения и отработки практических умений и навыков по предмету;
  •  выявление уровня организации индивидуальной образовательной стратегии и путей дальнейшей социализации выпускников.

Задачи итоговой аттестации:

  1. Определить общую способность выпускников, основанную на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и позволяют ему устанавливать связь между знаниями и жизненной (социальной) ситуацией, обнаруживать процедуры (знание и действие), подходящие для решения той или иной проблемы.
  2. Определить обученность обучающихся профессиональным приемам  труда по профилю «Сельскохозяйственный труд».  

В 2022-2023 учебном году экзамен по предмету «Профессионально-трудовое обучение. Сельскохозяйственный труд» сдают 7 человек обучающихся 9  класса, которые, обучались по программе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9кл.: В 2 сб./Под ред. В. В. Воронковой – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – сб. 2 – 304 с.

Типологические группы учащихся 9  класса с учетом индивидуальных особенностей (дифференцированный подход по С. Мирскому)

Группа по возможностям обучения

ФИ обучающегося

Индивидуальные особенности

II

А. М.

Нарушена целевая, сохранена исполнительная и энергетическая сторона.

II

Г. Ю.

Нарушена целевая, сохранена исполнительная и энергетическая сторона.

II

Н. А.

Нарушена целевая, сохранена исполнительная и энергетическая сторона.

II

С. С.

Нарушена целевая, сохранена исполнительная и энергетическая сторона.

III

З. Н.

Нарушена целевая и исполнительная, сохранена энергетическая сторона.

III

К. Н.

Нарушена целевая и исполнительная, сохранена энергетическая сторона.

IV

Л. С.

Нарушена целевая, исполнительная и  энергетическая сторона.

Количество часов, отведенных на профессионально-трудовую подготовку, в 8 классе составляет 12 часов в неделю, 398 часов в год. В 9 классе, согласно программе: 14 часов в неделю, 463 часа в год.

Формой итоговой аттестации обучающихся являются: билеты.

Содержание билетов соответствует базовому уровню сложности.

Содержание экзаменационных билетов составлено, по всем разделам курса. Выпускники должны показать знания по разделам:

  • Овощеводство.
  • Садоводство.
  • Декоративное садоводство.
  • Цветоводство.
  •  Комнатное цветоводство.
  • Животноводство. 

Общий режим итоговой аттестации осуществляется в виде:

  • ответов на вопросы билета;
  • практической экзаменационной работы.

Такие формы позволяют:

  • наиболее полно выявить уровень качества образованности выпускников, в разрезе трех составляющих качества образования с учетом особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями интеллекта;
  • установить связь между теорией и практикой;
  • раскрыть степень овладения коммуникативными навыками;
  • определить отношение обучающихся к предмету и труду в целом.

         Экзаменационные материалы и приложения к ним по предмету «Профессионально-трудовое обучение. Сельскохозяйственный труд» для итоговой аттестации соответствуют программе профессионально-трудовой подготовке обучения: для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования РФ.

При составлении экзаменационных билетов, вопросов и практической части к ним учитывались психофизиологические особенности выпускников и уровень освоения адаптированной образовательной программы. Для выпускников предусмотрено 16 экзаменационных билетов, которые состоят из двух теоретических вопросов и одного практического задания. На опрос каждого экзаменуемого отводится 30 минут.

Экзаменационные вопросы предполагают диалоговую форму общения, построенную на альтернативной коммуникации (знаки, жесты выражение лица, тактильные символы и т.д.).

После ответов на теоретические вопросы билета обучающийся переходит к выполнению практического задания, которое осуществляется в полном объёме самостоятельно.

         При проведении итоговой аттестации предусмотрен следующий порядок проведения экзамена:

  • время выполнение практической работы  - 3 часа;
  • между практической экзаменационной работой и устным экзаменом устанавливается перерыв – 30 минут;
  • задания, включаемые в практическую экзаменационную работу, соответствуют программным требованиям;
  •  инструменты и все приспособления, необходимые для выполнения практической части экзаменационной работы, экзаменуемый подготавливает самостоятельно;
  • члены комиссии анализируют и оценивают ответы на теоретическую часть, процесс выполнения обучающимся практического задания, или качество выполненной работы;
  • ход и результаты итоговой аттестации фиксируются ассистентом экзаменационной комиссии в соответствующем протоколе.

В ходе квалификационных испытаний экзаменуемым может быть получена оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». 

                Оценка за устный экзамен, практическую экзаменационную работу, за год и итоговая оценка  осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с «Положением о системе оценивания обучающихся» Учреждения.

Программно-методическое обеспечение:

  • Воронкова В.В. «Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9кл.: В 2 сб./Под ред. В. В. Воронковой – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – сб. 2 – 304 с.».
  • Учебник: Автор (ы): Е. А. Ковалёва. Технология. Сельскохозяйственный труд. 5, 6, 7, 8, 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.; Просвещение, 2022.

Дополнительная литература для учителя и обучающихся:

  • С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»; Минск « Харвест», 2003.
  • А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону      «Феникс»,2003.
  • Г.П.Озолин, В. А. Каргов «Деревья и кустарники для защитного лесоразведения»;  Москва «Лесная промышленность», 1994.
  • В.И.Серпухова, Г. К. Тавлинова «Комнатные и балконные растения»; Москва «Прейскурантиздат», 1991.
  • В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.
  • А.Н.Мальцева, Г. А. Алексеев-Малахов «Декоративные деревья и кустарники:    ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
  • В. И.Якушев, В. В.Шевченко «Плодоводство с основами декоративного садоводства»; М.: Колос, 1980

Экзаменационные билеты

для проведения итоговой аттестации обучающихся 9 класса по профессионально-трудовому обучению,  профиль «Сельскохозяйственный труд».

Билет № 1.

  1. Назвать основные виды минеральных удобрений. Какие из них вносят в почву осенью?
  2. Рассказать об уходе за комнатными растениями.
  3. Провести замачивание семян томата (циннии) в удобрительной смеси.

Билет № 2.

  1. Расскажите о строении растения картофеля и его использование.
  2. Перечислите породы кроликов. Расскажите о внешнем строении кролика.
  3. Осуществить удаление пыли с листьев   традесканции.  

Билет № 3.

  1. Перечислить необходимый инвентарь для выращивания комнатных растений.
  2. Рассказать о почве.
  3. Выполнить посев семян циннии  в посевной ящик.

Билет № 4.

  1. Рассказать, как закладывают компост.
  2. Назвать лиственные деревья. Описать внешний вид березы.
  3. Удалить пыль с листьев опушённого комнатного растения пеларгония (герань).

Билет № 5.

  1. Назвать виды защищенного грунта. Рассказать об устройстве теплицы.
  2. Перечислить органические удобрения. Рассказать о торфе.
  3. Провести очистку и отбор семян цветковых растений для посева.

Билет № 6.

  1. Расскажите о строении растения гороха, его особенностях. Уход за посевами гороха.
  2. Рассказать о внешнем виде свиньи. Породы свиней.
  3. Выполнить перевалку комнатного растения. 

Билет № 7.

  1. Расскажите об особенностях растения чеснока. Назначение чеснока.
  2. Домашняя птица. Виды. Содержание домашней птицы. 
  3. Выполнить протирание цветочного горшка и мытьё поддона.

Билет № 8.

  1. Ручные инструменты для работы в саду. Их название, применение.
  2. Семенное размножение растений. Подготовка семян к посеву.
  3. Показать последовательность работы по размножению пеларгонии (герани) стеблевыми черенками.  

Билет № 9.

  1. Вегетативное размножение растений. Способы.
  2. Овцеводство. Значение и особенности овец и коз.
  3. Показать последовательность работы по подкормке комнатного растения.

Билет № 10.

  1. Цветники: определение, виды. Рассказать о клумбе.
  2. Значение, группы, породы крупного рогатого скота. Строение коровы.
  3. Выполнить обтирание крупных и гладких листьев комнатных растений (фикус).

Билет № 11.

  1. Рассказать о составе почвы. Водные свойства глинистых и песчаных почв.
  2. Тюльпан: особенности строения, применение, выращивание.
  3. Выбрать из ручного инвентаря только тот, который используется для выращивания комнатных растений.

Билет № 12.

  1. Рассказать о содержание коров на молочной ферме.
  2. Герань. Особенности строения, выращивания.
  3. Подготовить цветочный горшок к посадке комнатного растения.  

Билет № 13.  

  1. Рассказать о строении плодового дерева.
  2. Рассказать  об уходе за новорожденным теленком.
  3. Разобрать смесь шести видов семян овощных культур и назвать их.

Билет № 14.  

  1. Назвать виды зеленых насаждений. Рассказать о парке.
  2. Рассказать, в чем заключается правильное хранение минеральных удобрений.
  3. Разобрать головку чеснока и подсчитать количество зубков для посадки.

Билет № 15.

  1. Ягодные кустарники. Особенности выращивания черной смородины.
  2. Личная гигиена работника молочной фермы.
  3. Подготовить лук к посадке для выгонки на перо. Посадить его мостовым способом.

Билет № 16.

  1. Строение и особенности томата. Сорта и гибриды томата.
  2. Виды обрезки кустарников.
  3. Выполнить посадку стеблевого черенка в горшок.

Пояснительная записка

к практической экзаменационной работе

по профессионально-трудовому обучению для проведения итоговой аттестации обучающихся 9 класса,  профиль «Сельскохозяйственный труд».

 

Цель итоговой аттестации: 

Определить уровень сформированности профессиональных умений обучающихся.

Задачи итоговой аттестации: 

1. Определить уровень развития у обучающихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в производственном задании.

2. Оценивать уровень обученности обучающихся профессиональным приемам труда по профилю цветоводство и декоративное садоводство.

3. Определить уровень воспитанности у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду.

Практическая экзаменационная  работа по цветоводству и декоративному садоводству выполняется на пришкольном участке.

Практическая экзаменационная работа по теме «Уход за однолетними цветковыми растениями. Уборка территории цветника».

Состав работы:

  1. Прореживание растений (однолетнее цветковое растение цинния) с ориентировкой на образцово обработанный участок.
  2. Уборка территории вокруг рабатки.

Этапы выполнения работы:

Подготовительный этап:

  • выбор и надевание соответствующей спецодежды, специальной обуви;
  • подготовка инструментов, приспособлений, оборудования, для выполнения практической части работы;  
  • организация рабочего места.

Непосредственное выполнение практической работы.

Завершающий этап:

  • уборка рабочего места;
  • обработка инструментов, приспособлений, оборудования для хранения.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Уход за однолетними цветковыми растениями. Уборка территории цветника».

Последовательность выполнения работы

Приспособления, предметы

1

2

3

1.

Взять необходимый инвентарь для выполнения практической работы.

 Лейка, ведро,  перчатки, веник, совок.

Описание: http://igrekpkf.ru/image/cache/data/prod/XT/02/01/XT00247-02-01-500x500.jpgОписание: http://poko-pic.ru/images/1337562_kartinki-leiki.jpgОписание: https://t3.ftcdn.net/jpg/00/76/32/48/160_F_76324885_LsNJte1WSyE7692M2zAzWcoPs0gTJLnU.jpgОписание: http://static6.depositphotos.com/1171117/663/i/950/depositphotos_6639670-White-working-gloves-isolated-on-white.jpg

2.

Прореживание растений (однолетнее цветковое растение цинния):

  • выполнять после полива;
  • удалять с корнем слабые растения, а более сильные, здоровые оставлять на расстоянии  10 см.

3.

Осмотреть территорию цветника.

Удалить сорные растения.

4.

Вынести растительный мусор.

5.

Привести в порядок дорожку вокруг цветника.

Дорожка должна быть без следов земли, растительного мусора

6.

Инвентарь  возвратить на своё место.

Вымойте руки.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 Самарская область

ГБОУ школы-интерната г. о. Отрадный

 «____»______20___ г.

Лист оценивания практической экзаменационной работы

по профессионально-трудовому обучению.

Показатели качества умений и навыков работы на уроках профессионально – трудового обучения:

  1. правильность приемов работы;
  2. рациональность организации труда и рабочего места;
  3. соблюдение технологических требований и других качественных показателей при выполнении практического задания;
  4. соблюдение правил безопасности труда;
  5. степень самостоятельности.

Ф. И.

обучающихся

Критерии

Итоговая оценка

1

2

3

4

5

Правильно

Рационально

Соблюден

Без нарушений

Высокая

5

 Правильно

Не рационально

Не значит.

отклонен.

Без нарушений

Высокая

4

Не значительно

нарушена.

Не рационально

Не значит.

отклонен.

Без нарушений

Частая помощь

учителя

3

Члены экзаменационной комиссии:

председатель:___________________/___________________/

учитель:___________________/___________________/

ассистент:____________________/__________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный материал для государственной итоговой аттестации выпускника 9 класса VIII вида по профилю «Столярное дело»

Экзаменационный материал для государственной итоговой аттестации выпускника 9 класса 8 вида по профилю "Столярное дело"...

Пакет экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса по профилю "Штукатурно-малярное дело".

Данный материал представляет собой:1.Перечень экзаменационных билетов;2.Необходимую информацию по содержанию каждого билета...

Пакет экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса по профилю «Швейное дело»

Данный материал представляет собой:1. перечень экзаменационных билетов;2. необходимую информацию по содержанию каждого билета...

Пакет экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников 11 класса по профилю «Швейное дело»

данный материал представляет собой:1. перечень экзаменационных билетов;2. необходимую информайию по содержанию каждого билета....

Экзаменационный материал для проведения итоговой аттестации в 2024г выпускников 9 класса

Экзаменационный материал для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса...