Рабочие программы учителя - логопеда за 2021-2022 год
рабочая программа
Коррекционные рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2 класс (1-ая группа детей) | 18.07 КБ |
2 класс (2- ая группа детей) | 15.48 КБ |
Рабочая программа 5 класс | 96 КБ |
Рабочая программа 6 класс | 53 КБ |
Индивидуальная программа | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа групповых логопедических занятий для обучающихся 2 класса с нарушениями на почве языкового анализа и синтеза
Во 2 классе обучающиеся знакомятся со следующим разделами.
1. Звуки и буквы речи (4 часа).
Звуки и буквы речи, различия гласных и согласных звуков. Гласные I ряда, II ряда.
2.Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. (10 часов).
Дифференциация звуков А-Я. Дифференциация звуков О-Е. Дифференциация звуков У-Ю. Дифференциация звуков Ы-И. Дифференциация звуков Э-Е.
3. Дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости (20 часов).
Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков п-б, п’-б’. Дифференциация звуков т-д, т’-д’. Дифференциация звуков к-г, к’-г’.
Дифференциация звуков в-ф, в’-ф’. Дифференциация звуков с-з, с’-з’. Дифференциация звуков ш-ж. Дифференциация звуков ш-с. Дифференциация звуков ж-з. Дифференциация звуков л-р, л’-р’. Дифференциация звуков ч-т’. Дифференциация звуков ч-с.
Дифференциация звуков ч-ш. Дифференциация звуков щ-с. Дифференциация звуков щ-ш.
Дифференциация звуков щ-ч. Дифференциация звуков ц-с. Дифференциация звуков ц-т, ц- т’. Дифференциация звуков ц-ч.
4. Мягкий знак (6 часов).
Мягкий знак на конце и в середине слова, как показатель мягкости согласного
звука. Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю. Дифференциация
разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных.
Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса.
5. Слоговой анализ слов. Ударение (10 часов).
Деление слов на слоги. Перенос слов. Слоговой анализ слов, разной слоговой
структуры. Роль ударения в слове. Выделение ударения в словах различной звуко-слоговой структуры. Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной.
6. Предлоги (16 часов).
Знакомство с предлогами. Предлоги В-НА. Предлоги НА-НАД. Предлоги К-ОТ.
Предлоги В-ИЗ. Предлоги ОТ-ИЗ. Предлоги С-СО. Предлоги В-У.
7. Части речи (8 часов).
Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие признак предмета. Слова, обозначающие действие предмета. Согласование слов-предметов со словами-признаками, со словами-действиями
8. Предложение (10 часов).
Предложение, общее понятие. Схема предложения. Определение количества,
последовательности и места слов в предложении. Анализ предложений по вопросам.
Связь слов в предложении. Распространение предложения по вопросам, схеме.
Восстановление деформированных предложений. Составление предложений по вопросам, картинам.
9. Текст (6 часов)
Текст, части текста, основная мысль текста. Членение текста на предложения.
Восстановление деформированного текста.
Всего: 90 часов
Календарно-тематическое планирование логопедической работы с группой учащихся 2 класса
Название раздела | Часы | Основное содержание | Характеристика деятельности обучающегося |
Звуки и буквы речи | 4 | Звуки и буквы речи, различия гласных и согласных звуков. Гласные I ряда, II ряда. Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. | Выделять гласные и согласные звуки и буквы на материале слогов, слов; Дифференцировать гласные первого, второго ряда, знать их характеристики и особенности образования звука; Уметь обозначать мягкость согласных с помощью гласных второго ряда; |
Дифференциация гласных звуков по акустическому сходству | 10 | Дифференциация звуков А- Я. Дифференциация звуков О-Е. Дифференциация звуков У-Ю. Дифференциация звуков Ы- И. Дифференциация звуков Э-Е. | Знать характеристики изучаемых букв, особенности образования звуков, которые они обозначают; Уметь проводить звуковой анализ слов с йотированными гласными, знать позиции букв второго ряда, при которых они могут обозначать два звука; |
Дифференциация согласных звуков по звонкости- глухости | 20 | Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков п- б, п’-б’. Дифференциация звуков т-д, т’-д’. Дифференциация звуков к-г, к’-г’. Дифференциация звуков в-ф, в’-ф’. Дифференциация звуков с-з, с’-з’. Дифференциация звуков ш-ж. Дифференциация звуков ш- с. Дифференциация звуков ж-з. Дифференциация звуков л-р, л’-р’. Дифференциация звуков ч- т’. Дифференциация звуков ч-с. Дифференциация звуков ч-ш. Дифференциация звуков щ- с. Дифференциация звуков щ-ш. Дифференциация звуков щ-ч. Дифференциация звуков ц- с. Дифференциация звуков ц-т, ц-т’. Дифференциация звуков ц-ч. | Знать об образовании согласных звуков; знать пары согласных по мягкости-твердости. Знать об образовании согласных звуков; знать пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные. Знать сходство и различия в акустико- артикуляторных характеристиках звуков п-п’ б- б’, т-т’, д-д’, к-к’, г-г’, в-в’, ф-ф’, с-с’, з-з’. Знать характеристики согласного звука [ш], [ж], уточнить артикуляцию звука. Знать сходство и различия в акустико- артикуляторных характеристиках звуков ш-ж, ш- с, ж-з. Знать сходство и различия в акустико- артикуляторных характеристиках звуков л-л’, л- р, л’-р’. Знать характеристики согласного звука [ч], [щ], [ц], уточнить артикуляцию звука. Знать сходство и различия в акустико- артикуляторных характеристиках звуков ч-т’, ч- с, ч-ш, щ-с, щ-ш, щ-ч, ц-с, ц-т, ц- т’, ц-ч. Выделять данные звуки на материале слогов, слов. Соотносить звук с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Восстанавливать слова и предложения с заданными звуками. Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты. Строить звуковые схемы слогов и слов. |
Мягкий знак | 6 | Мягкий знак на конце и в середине слова, как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю. Дифференциация разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса. | мягкого знака, уметь обозначать его на письме. Знать о функции смягчения согласного в слове с помощью мягкого знака. Знать о разделительной функции мягкого знака. Знать о мягком знаке и его функциях в словах. Уметь отличать функцию разделения и функцию смягчения мягкого знака в словах. Знать правила переноса слов с мягким знаком в середине. Проводить звукобуквенный анализ слов с мягким знаком, составление схемы слов. |
Слоговой анализ слов | 10 | Деление слов на слоги. Перенос слов. Слоговой анализ слов, разной слоговой структуры. Роль ударения в слове. Выделение ударения в словах различной звуко- слоговой структуры. Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной | Деление слов на слоги. Выделение первого ударного звука в слове. Выделение гласного из середины слова. Анализ обратных, или закрытых слогов, анализ открытых слогов, дифференциация закрытых и открытых слогов. Определение последовательности звуков в слове. Определение количества звуков и слогов в слове. Определение по количеству гласных слогов в слове. Знать о слогообразующей роли гласных звуков. Работа с двусложными и трёхсложными словами. |
Предлоги | 16 | Знакомство с предлогами. Предлоги В-НА. Предлоги НА-НАД. Предлоги К-ОТ. Предлоги В-ИЗ. Предлоги ОТ-ИЗ. Предлоги С-СО. Предлоги В-У. | Знать о роли и месте предлога в словосочетании и предложении. Знать значение предлогов В-НА, НА-НАД, К-ОТ, В-ИЗ, ОТ-ИЗ, С- СО, В-У. Отличать предлоги от других элементов предложения. Знать правильное написание предлогов. Обозначать предлоги в схеме предложения. Практические игры и упражнения на определение значения предлога. |
Части речи | 8 | Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие признак предмета. Слова, обозначающие действие предмета. Согласование слов-предметов со словами- признаками, со словами- действиями. Выделять слова-предметы, - признаки, -действия среди других слов, в предложениях. Знать о роли данных слов в предложении. Составлять словосочетания с данными словами, уметь выделять главное и зависимое слово в словосочетании. Знать | Выделять слова-предметы, - признаки, -действия среди других слов, в предложениях. Знать о роли данных слов в предложении. Составлять словосочетания с данными словами, уметь выделять главное и зависимое слово в словосочетании. Знать значения понятий «существительное», «прилагательное», «глагол». |
Предложение | 10 | Предложение, общее понятие. Схема предложения. Определение количества, последовательности и места слов в предложении. Анализ предложений по вопросам. Связь слов в предложении. Распространение предложения по вопросам, схеме. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений по вопросам, картинам. | Знать понятие «предложение». Уметь выделять предложения среди набора слов, словосочетаний. Определять структуру предложения, количество слов и их порядок. Составление предложений на основе картин, вопросов. Распространять предложения, опираясь на вопросы |
Текст | 6 | Текст, части текста, основная мысль текста. Членение текста на предложения. Восстановление деформированного текста | Знать понятие «текст». Уметь выделять главную мысль текста. Уметь делить текст на отдельные предложения, составлять из предложений текст. |
15.09.2022/2023 уч. год Учитель-логопед: ____________(Юрченко И.Ф.)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа логопедических занятий по развитию устной и письменной речи для обучающихся 2 класса с ЗПР.
По окончании 2 класса учащиеся должны уметь:
1. Различать предложение, словосочетание, слово.
2. Анализировать слова по звуковому составу.
3. Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста.
4. Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.
5. Писать под диктовку предложения и небольшие тексты.
6. Уметь дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, парные звонкие и глухие согласные, согласные, имеющие акустико-артикуляционное сходство.
7. Уметь проводить фонетический разбор: выделять ударные и безударные слоги, называть гласные, определять качество согласных, соотносить количество звуков и букв.
8. Уметь находить грамматическую основу предложения.
9. Правильно читать вслух по слогам и целыми словами.
10. Соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию.
11. Отвечать на вопросы по прочитанному.
12. Пересказывать текст по плану с помощью логопеда.
13. Устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
14. Подбирать группы родственных слов (несложные случаи).
Оценка планируемых результатов
Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.
На начальном и итоговом этапах коррекционно-логопедической работы используются диагностические методики И.Н.Садовниковой, Т.А.Фотекова
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
I четверть | 16 | ||
1 | Диагностика устной и письменной речи. | 4 | |
2 | Речь устная и письменная. Осень. | 1 | |
3 | Текст. Предложение. Распространение предложений. | 2 | |
4 | Текст. Предложение. Главные члены предложения. Овощи и фрукты | 2 | |
5 | Слово. Слог. Типы слогов. Слоговой анализ и синтез | 2 | |
6 | Слогообразующая роль гласного. Ударение. Рыбы. | 2 | |
7 | Звуки речи и буквы. Звуковой анализ и синтез слов. Перелетные птицы. | 3 | |
II четверть | 16 | ||
8 | Гласные 1 ряда. Слова, обозначающие предметы. Одушевленные и неодушевленные существительные. Род имен существительных. Антонимы. Семья. | 2 | |
9 | Гласные 2 ряда. Слова, обозначающие предметы. Образование мн.ч. существительных. Антонимы. | 2 | |
10 | Твердые и мягкие согласные звуки. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда: «А» - «ЙА», «О» - «ЙО», «У» - «ЙУ», «Э» - «ЙЭ». Синонимы. Профессии. | 4 | |
11 | Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Слова, обозначающие действие предметов. Согласование сущ. с глаголом. Домашние животные. | 1 | |
12 | Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Слова, обозначающие действие предметов. Детеныши домашних животных | 1 | |
13 | Разделительный мягкий знак. Слова, обозначающие признаки предметов. Согласование прил. с сущ. в роде, числе. Животные леса. | 1 | |
14 | Деформированный текст. Слова, обозначающие признаки предметов. Изменение прилагательных по числам. Детеныши животных леса | 1 | |
15 | Пересказ (с использованием плана). Связь слов в предложении. Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков. | 1 | |
16 | Времена года. Зима | 1 | |
17 | Составление рассказа описательного характера по картине с использованием плана. | 1 | |
III четверть | 21 | ||
18 | Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. Зимующие птицы. | 6 | |
19 | Предлоги, обозначающие место предмета: В, НА, У, ПОД, НАД, ПЕРЕД, ВОЗЛЕ, ОКОЛО. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими частями речи. Семья. | 3 | |
20 | Предлоги, обозначающие направление предмета: В, ПО, ИЗ, ОТ, ДО, ЧЕРЕЗ, К . Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими частями речи. Профессии. | 3 | |
21 | Ударные и безударные гласные. Безударные гласные в корне слова | 4 | |
22 | Составление рассказа по готовому плану и наглядному материалу. | 2 | |
23 | Составление рассказа с элементами творчества. | 1 | |
IV четверть | 15 | ||
24 | Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (выбор фонем зависит от наиболее часто встречающихся ошибок фонемного распознавания у учащихся). Примеры: Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Весна. Растения весной | 8 | |
25 | Словообразование. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Лето | 2 | |
26 | Словообразование. Образование слов с помощью приставок. Насекомые | 2 | |
27 | Повторение. Диагностика. | 2 | |
Итого: | 68 |
Дата __________ Учитель-логопед___________(Юрченко И.Ф.)
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ, ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
Тематическое планирование коррекционной логопедической работы.
5 класс.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
1. | Предложение. Обследование письменной речи | 1 | ||
2. | Распространение предложений с помощью определений | 1 | ||
3. | Распространение предложений с помощью определений | 1 | ||
4. | Составление предложений по сюжетной картинке | 1 | ||
5. | Составление предложений по предметным картинкам | 1 | ||
6. | Проверочная работа | 1 | ||
7. | Знакомство с правилами смысловой и языковой организации речи | 1 | ||
8. | Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи | 1 | ||
9. | Повествовательная связная речь | 1 | ||
10. | Лексико-синтаксическая связь предложений в рассказе | 1 | ||
11. | Описательный рассказ | 1 | ||
12. | Лексико-синтаксическая связь в описательной речи | 1 | ||
13. | Речевые упражнения по описанию предмета | 1 | ||
14. | Речевые упражнения по описанию времени года | 1 | ||
15. | Правила строения сложного текста | 1 | ||
16. | Создание текста с опорой на графический план | 1 | ||
17. | Тренировочные упражнения | 1 | ||
18. | Проверочная работа | 1 | ||
19. | Родственные слова | 1 | ||
20. | Имя существительное | 1 | ||
21. | Изменение существительных по падежам | 1 | ||
22. | Изменение существительных по числам | 1 | ||
23. | Три склонения существительных | 1 | ||
24. | Закрепление темы «имя существительное» | 1 | ||
25. | Глагол | 1 | ||
26. | Времена глагола. | 1 | ||
27. | Изменение глагола по лицам и числам | 1 | ||
28. | Спряжение глаголов | 1 | ||
29. | Закрепление темы «Глагол» | 1 | ||
30. | Имя прилагательное | 1 | ||
31. | Изменение имени прилагательного по родам и числам | 1 | ||
32. | Согласование прилагательных с существительными | 1 | ||
33. | Закрепление темы «Имя прилагательное» | 1 | ||
34. | Местоимение | 1 | ||
35. | Изменение местоимений по лицам и числам | 1 | ||
36. | Согласование местоимений с существительными и глаголами | 1 | ||
37. | Закрепление темы «Местоимения» | 2 | ||
38. | Наречие | 1 | ||
39. | Предлог | 1 | ||
40. | Предлог из-за | 1 | ||
41. | Проверочная работа по теме « Предлоги» | 2 | ||
42. | Слово и его лексическое значение | 1 | ||
43. | Однозначные и многозначные слова | 1 | ||
44. | Прямое и переносное значение слова | 1 | ||
45. | Омонимы | 1 | ||
46. | Синонимы, обозначающие действия предмета | 1 | ||
47. | Синонимы, обозначающие признак предмета | |||
48. | Антонимы, обозначающие предмет | 1 | ||
49. | Антонимы, обозначающие признак предмета | 1 | ||
50. | Антонимы, обозначающие действия предмета | 1 | ||
51. | Фразеологические обороты | 1 | ||
52. | Пословицы | 1 | ||
53. | Проверочная работа по теме « Лексика» | 1 | ||
54. | Состав слова | 1 | ||
55. | Корень слова | 1 | ||
56. | Приставка | 1 | ||
57. | Дифференциация приставок «при», «пре», «пере» | 1 | ||
58. | Образование глаголов с помощью приставок | 1 | ||
59. | Суффикс. Лексическое значение | 1 | ||
60. | Образование существительных с помощью суффиксов «ик», «чик» | 1 | ||
61. | Употребление суффиксов различных частей речи | 1 | ||
62. | Суффиксальный способ образования различных частей речи | 1 | ||
63. | Проверочная работа по теме « Суффикс» | 2 | ||
64. | Повторение пройденного материала | 1 | ||
65. | Обследование устной и письменной речи | 1 |
Всего: часов
РАБОТА:
1. Обследование учащихся.
2. Повторение изученного во 2-4 классах:
- развитие языкового анализа и синтеза;
- формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем);
- устранение оптической дислексии и дисграфии;
- устранение семантической дислексии.
3. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов, дифференциация глаголов, противоположных по значение.
4. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления. Приставки: В, ВЫ, НА, НАД, ПОД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ.
5. Понятие о родственных словах (в практическом плане). Корень слов.
Образование родственных слов. Образование сложных слов.
Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.
Подведение итога - написание диктанта, выполнение грамматического задания.
Методическое обеспечение программы для 5 класса:
Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведется не в контексте определенных тем (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, сезонные явления и т. д.) в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуризации слов. Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
- самостоятельно создавать текст;
- выделять родственные слова из текста.
Учебные пособия для работы с детьми:
1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
2. И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
3. И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.
4. Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
5. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
6. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
7. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
6 класс - (2 часа в неделю)
План коррекционной логопедической работы с учащимися 6 класса
на 2022/2023 учебный год
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов. | |||
1. | Обследование учащихся. | 2 | |||
2. | Звуки и буквы. | 2 | |||
3. | Слово. | 2 | |||
4. | Предложение. | 2 | |||
5. | Главные члены предложения. | 2 | |||
6. | Гласные звуки и буквы. | 2 | |||
7. | Согласные звуки и буквы. | 2 | |||
8. | Предлоги. | 2 | |||
9. | Имя существительное. | 2 | |||
10. | Творческая работа по теме «Осень». | 2 | |||
11. | Имя прилагательное. | 2 | |||
12. | Согласование имени существительного с именем прилагательным. | ||||
13. | Глагол. | 2 | |||
14. | Согласование глагола с именем существительным. | 3 | |||
15. | Приставка. | 2 | |||
16. | Образование слов с помощью приставок. | 2 | |||
17. | Предлоги. | 2 | |||
18. | Дифференциация приставки и предлога. | 3 | |||
19. | Образование слов с помощью суффиксов. | 3 | |||
20. | Антонимы. | 3 | |||
21. | Синонимы. | 3 | |||
22. | Омонимы. | 3 | |||
23. | Творческая работа по теме «Зима». | 2 | |||
24. | Составление рассказа. А) по сюжетной картинке. Б) по серии картинок. В) по опорным словам. Г) по вопросам. Д) по плану. Е) по началу. | 1 1 1 1 1 1 | |||
25. | Творческая работа по теме «Весна». | 2 | |||
26. | Рассказ – описание. | 2 | |||
27. | Работа с деформированным текстом. | 2 | |||
28. | Диктант. | 2 | |||
29. | Повторение. Итоговое обследование учащихся. | 2 | |||
Всего: часов |
РАБОТА:
1. Обследование учащихся.
2. Повторение изученного во 2-5 классах:
- развитие языкового анализа и синтеза;
- устранение оптической дислексии и дисграфии;
- устранение семантической дислексии;
- образование слов при помощи приставок и суффиксов;
- корень слова, родственные слова.
3. Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.
4. Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.
5. Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
6. Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.
7. Совершенствование связной речи.
8. Подведение итога - написание диктанта.
- На каждом занятии по совершенствованию связной: речи -необходимо выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных предложений на простые;
- составление сложных предложений из простых;
- переконструирование простых предложений в сложные;
- конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Учащиеся должны уметь:
- согласовывать слова в словосочетании и предложении;
- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;
- определять тему рассказа, основную мысль текста;
- составлять план связного высказывания;
- конструировать повествовательное сообщение
Учебные пособия для работы с детьми:
1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
2. И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
3. И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.
4. Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
5. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
6. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
7. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
Дата__________ Учитель-логопед:________ (Юрченко И.Ф.)
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы с учащимся 6 класса Шепелюком Артемом
Содержание коррекционно – развивающего обучения.
ЦЕЛЬ:
• Развитие неречевых психических функций:
-слухового восприятия, внимания, памяти,
-зрительного восприятия, внимания, памяти,
-психомоторики: общей, ручной, пальчиковой, мимической;
-памяти: слуховой, зрительной, моторной;
-невербального мышления
• Проведение логопедического массажа.
• Работа над дыхательно – голосовой функцией и просодическими сторонами речи.
• Проведение пассивной артикуляционной гимнастики.
• Развитие понимания обращенной речи.
• Формирование фонетико-фонематического слуха.
• Уточнение артикуляции имеющихся звуков, постановка свистящих, шипящих, соноров
РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
слуховое восприятие при различении неречевых звуков, например , звучащих игрушек- сначала контрастных по восприятию, затем сходных
• Способствовать развитию слуховой памяти, слухового внимания в игровых ситуациях ( выделять определённо звучащую игрушку из 2-3,мальчик должен уметь определять направление звучания, запомнить звучание игрушек в данной последовательности, после изменения порядка звучания предложить восстановить прежний порядок звучания.)
• Продолжать развивать зрительное восприятие на материале игрушек, картинок
• Развивать зрительное внимание и память мальчика.. Павлик должен восстановить прежний порядок после того, как логопед за его спиной меняет местами игрушки Или мальчик должен запомнить определённую игрушку , затем найти её в ряду из 4-5игрушек.
Игры и упражнения: «Что звучит?», «На чем играю?», «Где позвонили?», «Чего не стало?»
• Развивать психомоторику:
- общую(упражнять Павлика в ходьбе на полной ступне, на носках, на пятках, учить скакать на правой и левой ногах
-ручную ( поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону, имитировать крылья ветряной мельницы, имитировать полёт птиц);
-пальчиковую моторику в специальных упражнениях и играх (шнуровка, бусы, игры-застёжки, прищепки); массажировать пальцы рук; проводить пальчиковую гимнастику с Павликом с речевым сопровождением и без него• Развивать моторную память( предложить повторить по памяти 2-3 движения , ранее показанных логопедом.)
• Развивать невербальное мышление: разложить серию картинок в логической последовательности; разложить изображения овощей и фруктов ( или из других групп) в две группы; исключение 4-го лишнего)
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
-Побуждать повторять звуки, слоги, простые слова..
-Прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи.
-Петь песенки со звукоподражанием.
-Побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках
и стихах (например, уронили Мишку (на пол)).
ВОСПИТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ
Пассивная артикуляционная гимнастика
Для развития подвижности артикуляционных органов необходимо проводить с Павликом пассивную артикуляционную гимнастику. Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений:
1. Собирание губ в «Трубочку».
2. Растягивание губ в улыбку.
3. Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен
4. Опускание нижней губы с обнажением дёсен.
5. Приподнимание кончика языка шпателем к твёрдому нёбу или верхней губе.
6. Подтягивание языка вперёд: язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики
1.ОКОШКО На счёт «раз» широко открыть рот, на счёт «два» закрыть рот.
2.ЛЯГУШКА Улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5.
Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
3.ХОБОТОК Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5.
4.ЛЯГУШКА - На счёт «раз» -«два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок»
ХОБОТОК
5.ЛОПАТОЧКА Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
6.ТРУБОЧКА. Открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
7.ТОЛСТЯЧОК а) Надувание обеих щёк одновременно.
б) Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)
8.ХУДЫШКА Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти сомкнутых губах.
9.НАКАЖЕМ Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине
НЕПОСЛУШНЫЙ от кончика до корня, попеременно высовывая и снова
ЯЗЫК втягивая.
10.ПРИЧЕШЕМ Губы в улыбке , зубы сомкнуты.Широкий язык
ЯЗЫЧОК протискивается наружу между зубами, так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка
11.ЧАСИКИ Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
12.КАЧЕЛИ Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ ЗВУКОВ, ПОСТАНОВКА ОТСУТСТВУЮЩИХ
Уточнение артикуляции гласных звуков.
Уточнение артикуляции свистящих звуков.
Уточнение артикуляции шипящих звуков
Уточнение артикуляции сонорных звуков.
Уточнение артикуляции аффрикат.
ПОСТАНОВКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ «Ш», «Ж»
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж
1.Лягушка-Хоботок
2.Лопаточка
3.Накажем непослушный язык
4.Чашечка:
-Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до 5.Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
5.Бублик:
-Выполнить упражнение Хоботок. Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы Следит,, чтобы зубы были сомкнуты.Удержать губы в таком положении под счёт до5.
6.Фокус:
-Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
7.Лошадка:
-Улыбнуться, открыть рот, .Пощелкать. как цокают лошадки. Рот при этом открыт. Следить, чтоб язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
8.Маляр:
-Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
9.Вкусное варенье.
-Улыбнуться, открыть рот. Языком , в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.
10.Грибок
-Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба. А подъязычная уздечка -ножка. Кончик языка не должен подворачиваться. Губы в улыбке.
11.Гармошка:
-Положение языка, как в упражнении грибок. Губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ш»:
1Артикуляция звука «Ш»:
-Кончик языка поднят к передней части нёба, ноне прижат;
-боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
-губы округлены и вытянуты вперёд;
-зубы сомкнуты, либо сближены.
Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая воздушная струя
2.Постановка звука «Ш»
3.Активизация звука «Ш» в прямых и обратных слогах
4.Активизация звука «Ш» в словах
5.Активизация звука «Ш» во фразовой речи.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ж»:
1Артикуляция звука «Ж»:
-Кончик языка поднят к передней части нёба, ноне прижат;
-боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
-губы округлены и вытянуты вперёд;
-зубы сомкнуты, либо сближены.
Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая воздушная струя.
Звук «Ж» произносится с голосом, он звонкий
2.Постановка звука «Ж»
3.Активизация звука «Ж» в прямых и обратных слогах
4.Активизация звука «Ж» в словах
5.Активизация звука «Ж» во фразовой речи.
Постановка сонорных звуков «Л», «Р»
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ
1.Лягушка-Хоботок
2.Лопаточка
3.Накажем непослушный язычок.
4.Вкусное варенье
5.Качели.
6.Пароход:
-Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
7.Индюк:
-Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.
Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, что бы слышалось «бл-бл-бл». Следить, что бы язык не сужался, он
должен быть широким
8.Маляр
9.Чистим верхние зубы.
-Улыбнуться, приоткрыть рот.
-Кончиком языка почистить верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
10.Посчитай зубки.(В этом комплексе считаем верхние зубы)
11.Поймай звук «Л»
-Улыбнуться. Во время произнесения звука «А» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, послышится звук «Л»
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Л»
-Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба, с включением голоса остаётся неподвижным.
-По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.
-Губы открыты. -Зубы разомкнуты.
-Воздух выдыхается умеренной струёй; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха
Звук «Л» звонкий
2.Постановка звука Л»
3.Активизация звука «Л» в прямых и обратных слогах
4.Активизация звука «Л» в словах
5.Активизация звука «Л» во фразовой речи.
Звук «ЛЬ» легко ставится по подражанию при условии хорошего произнесения твёрдого звука «Л»
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков «Р»,»РЬ»
1.Качели.
2.Маляр
3.Чистим верхние зубки.
4.Посчитай верхние зубки.
5.Лошадка.
6.Грибок.
7.Гармошка.
8.Барабан.
-Улыбнуться, открыть рот. многократно и отчётливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот открыт.
9.Комарик
-Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы;
Длительно произнести звук З-З-З.
10.Моторчик.
Основное упражнение:
Во время длительного произнесения звука З-З-З или Д-Д-Д быстрыми движениями плоской ручкой чайной ложки, шпателем, соской, зондом с шариковым наконечником или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Р»
1Кончик языка поднят к нёбу.
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
2.Губы открыты.
3.Зубы разомкнуты.
4.На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная воздушная струя.
5.Звук «Р» звонкий
2.Постановка звука «Р»
3.Активизация звука «Р», в прямых и обратных слогах
4.Активизация звука «Р», в словах
5.Активизация звука «Р»,» во фразовой речи.
Звук «РЬ» , как и звук «ЛЬ», обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения звука «Р».
Работа начинается с произношения слогов, слов. а затем предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс литература 2021/2022
Рабочая программа 5a класс литература...
Рабочая программа педагога психолога на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа педагога психолога....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...
Рабочая программа учителя-логопеда на 2021-2022 уч.год
Рабочая программа учителя-логопеда на 2021-2022 уч.год...
Рабочая программа учителя-логопеда Мельниковой Ю.Н. 2021-2022 уч.г
Актуальность: В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, возникла необходимость введ...
Рабочая программа учителя-логопеда на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеда...
Рабочие программы за 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные годы
Рабочие программы...