Упражнения по развитию фонематического внимания.
учебно-методический материал
Упражнения по развитию фонематического внимания очень важны на коррекционных занятиях учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_sluhovogo_vnimaniya_1.doc | 436 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой
Памяти.
1) Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.
- Прикрой ладонями глаза.
- Прикрой ладонями уши.
- Подними правое плечо.
- Подними левую руку:
- Согни левую ногу.
- Правой рукой коснись правого плеча.
- Правую ногу подними и отведи в сторону.
- Левой ладонью прикрой правый глаз.
- Правой ладонью прикрой левое ухо.
- Правой рукой возьмись за левый локоть.
- Левой рукой возьмись за правую пятку.
- Правую ладонь положи на левое плечо.
- Левую руку вверх, правую на пояс.
- Левую ладонь положи на правое колено.
- Правую руку к плечу, левую вперед.
- Левую руку вытяни вперед, правую вверх.
- Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.
- Левую руку на голову, правую на колено.
- Указательным пальцем левой руки коснись правого локтя.
- Поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс.
- Указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.
2) Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):
- Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.
- Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика.
- Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.
- Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика.
- Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.
- Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.
- В левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков.
- В верхнем правом углу нарисуй 2 красных мяча, а в левом нижнем углу 3 желтых цветка.
- В левом нижнем углу нарисуй мяч, в правом верхнем домик, а в правом нижнем углу стол.
3) Ребенок после однократного прослушивания выполняет задания взрослого.
- Подойди к двери и открой ее.
- Расстегни вторую снизу пуговицу на рубашке.
- Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.
- Подойди к правому подоконнику, возьми с него самую маленькую вазочку и принеси на стол.
- 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеленые конфеты положи на красное блюдце.
- Возьми с полки робота с зеленой головой и поставь между грузовиком и гаражом.
- Возьми из-под кровати две красные машинки, большую машинку поставь под кресло, а маленькую на стул.
- Медведя отнеси в спальню и посади возле телевизора, а тигренка отнеси на кухню и положи на табурет.
- Самый маленький самолетик поставь около самой толстой книги, а самолетик с белыми полосками на крыльях опусти в коробку.
4) Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов или предметов, изображенных на картинке. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор (Приложение 1).
- Этот предмет можно ставить на стол.
В него можно налить воду. Если уронишь, его можно разбить. (Ваза) - Этот предмет кладут на стол. В него можно набрать жидкость. Им можно стукнуть по столу. Если уронишь, он не разобьется. (Ложка)
- Этот предмет никогда не ставят на стол.
Если в него попадает вода, предмет надо просушить. Его трудно уронить, потому что он постоянно находится внизу.
(Туфелька) - Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч)
- Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо включать в розетку. (Телевизор)
- Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся, иногда пугаемся. Его не включишь в розетку. (Книга)
- Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся , иногда пугаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)
- Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеемся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный телефон)
5) Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложнения задания слово «ПРОСЬБА» можно заменить близкими по значению и звучанию словами «ПРОШУ», «ПРОСИМ», «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово «ПРОСЬБА».
- Просьба, подними руки вверх.
- Руки вниз.
- Просьба, руки в стороны.
- Руки вперед.
- Присядь.
- Просьба, встань.
- Попрыгай на одной ноге.
- Просьба, покружись.
- Просьба, похлопай в ладоши.
- Опусти руки.
- Просьба, топни правой ногой.
- А теперь левой.
- Сделай наклоны головой вправо и влево.
- Просьба, присядь.
- Встань!
- Поставь руки на пояс и попрыгай.
— Остановись!
6 ) Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также наличие слова-команды
Покажи все зеленые квадраты.
- А где синие треугольники?
- Покажи красный овал.
- А синий прямоугольник?
- Где желтый круг?
- Покажи желтый круг и красный квадрат.
- А где фигуры без углов?
- Покажи все прямоугольники.
- Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.
- Покажи большой красный и маленькие зелёные круги.
- А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?
- Где 2 большие красные фигуры и 3 зелёные маленькие?
7) Ребенок выполняет названные взрослым задания только тогда, когда они будут сказаны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.
- Покружись.
- Повернись ко мне спиной.
- Присядь три раза.
- Поставь руки перед грудью.
- Хлопни в ладоши 4 раза.
- Топни правой ногой 2 раза.
- Подпрыгни 3 раза.
- Поставь руки на пояс и наклонись вред 5 раз.
- Поставь руки за голову.
- Сделай наклоны вправо и влево.
- Попрыгай на одной ноге.
- Правую руку вверх, а левую на пояс,
- Левую руку к плечу, а правую в сторону и пр.
8) Если действия (или явления), название взрослым, могут происходить в реальной жиз ни («бывает»), ребенок приседает, если не мог" происходить (« не бывает »), ребенок стоит на мест.
- Корова летает.
- Лошадь выступает в цирке.
- Рыба бежит к реке.
- Лягушка громко разговаривает.
- Курица дает молоко.
- Петух кукарекает.
- Муравей тащит бревно.
- Слон залез в нору.
- Лошадь спит в берлоге.
- Воробей чирикает.
- Кукушка ловит кошку.
- Мама моложе дочки.
- Папа старше сына.
- Собака ведет мальчика на поводке.
- В холодильнике жарится яичница.
- На плите стоит миска.
- Мальчик учит детей в школе.
- У кошки родились утята.
- Мальчики играют в футбол.
- Жираф ударил тигра своим рогом.
9) Ребенок внимательно смотрит на рисунки животных и запоминает, кто и в каком ряду нарисован (Приложение 3). Взрослый перечисляет нарисованных в каждом ряду животных, но называет их не по порядку. Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
Вариант игры. Взрослый перечисляет размеры каждого животного (неправильные варианты даются от имени любого сказочного персонажа (Незнайки). Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
- Собака больше лошади.
- Рыба меньше комара, но больше кошки.
- Комар больше лошади и т. д.
Вариант игры. Взрослый называет пищу
каждого животного (правильные и неправильные варианты). Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
- Собака жует траву.
- Лошадь ест овес.
- Рыба ест кошек.
- Кошка ест рыбу и т. д.
Вариант игры. Взрослый называет место, где обитает каждое животное (правильные и неправильные варианты). Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
- Лошадь живет в будке.
- Комар живет в конюшне.
- Рыба спит на диване.
- Крокодил живет в реках Африки.
10) Если сочетания слов, названные взрослым, реальны (« бывает »), ребенок поднимает руки вверх (приседает, подпрыгивает и пр.), если они не реальны («не бывает »), ребенок стоит на месте.
- Синий помидор.
- Красное яблоко.
- Сладкая селедка.
- Квадратное яйцо.
- Твердая вода.
- Металлическая тарелка.
- Тяжелая сковородка.
- Пластмассовая кастрюля.
- Бумажная сковородка.
- Красный банан.
- Шоколадный медведь.
- Высокий жираф.
- Жидкая сосулька.
- Полосатый котенок.
- Мягкий утюг.
- Холодный суп.
- Глубокая лужа.
- Горячее мороженое.
- Соленый компот.
- Мелкая тарелка.
11) Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на их изображения
1. а) Ежик ползал на поляне,
Пудель лаял на диване,
Ну а ялик* в это время мирно плавал в океане.
б) Ялик ползал по поляне,
Ежик лаял на диване,
Ну а пудель в это время мирно плавал в океане.
в) Ялик лаял на диване,
Пудель ползал на поляне,
Ну а ежик в это время мирно плавал в океане.
2. а) Воробей сидел на ветке,'
Старичок дремал в беседке,
Далматин же в это время громко лаял у соседки.
б) Воробей дремал в беседке,
Далматин сидел на ветке,
Старичок же в это время громко лаял у соседки.
в) Далматин дремал в беседке, Старичок сидел на ветке,
Воробей же в это время громко лаял у соседки.
12 ) Ребенок слушает каждую рифмовку и исправляет несоответствия в порядке называния предметов с опорой на их изображения. Показывать предметы, изображенные на картинке, ребенку следует только в том порядке, в котором они перечислены в рифмовке (Приложение 5).
- Есть у Петеньки-Петюшки
В доме разные игрушки:
Робот, самолет, лиса,
Грузовик без колеса. - С рынка Танечка пришла,
В двух пакетах принесла:
Апельсины, дыню, сыр,
Ананас, морковь, кефир.
* Взрослый поясняет ребенку, что ялик — это широкая лодка с веслами.
** Взрослый поясняет ребенку, что далматин — это собака определенной породы.
- Тянет скатерть пес за край.
Мама! С пола собирай:
Ластик, ручку, две конфеты,
карандаш, лимон, котлеты. - В зимний холод нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шапка, шарф и сапоги,
Куртка, варежки, носки.
13 ) Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребенок соединяет ладошки вместе. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.
Муравей
Птица
Слон
Бегемот
Булавка
Комната
Капля
Божья коровка
Дом
Гусеница
Муха
Ванна
Бассейн
Пчела
Монета
14) Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет то, что можно есть, ребенок подносит обе руки ко рту. Если названный объект несъедобен, ребенок низко наклоняет голову вперед, а руки прячет за спину.
Мороженое
Пирожное
Сосулька
Рисунок
Бобы
Грибы
Крабы
Трубы
Курица
Улица
15) Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию слова). Ребенок вслед за взрослым повторяет название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.
- Картошка. Ложка. Окрошка.
- Апельсин. Блин. Мандарин.
- Конфета. Котлета. Ракета.
- Миска. Сосиска. Ириска.
- Банан. Диван. Барабан.
- Мёд. Компот. Плот.
- Лимон. Вагон. Бульон.
- Сало. Залы. Хала.
- Пироги. Сапоги. Утюги.
- Калач. Кулич. Циркач.
- Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.
- Пирожок. Творожок. Горшок.
- Пломбир. Кефир. Сыр.
- Суп. Зуб. Дуб.
- Салат. Халат. Мармелад.
- Жакет. Букет. Пакет.
- Кабачок. Крючок. Значок.
- Ананас. Квас. Контрабас.
- Торты. Шорты. Корты.
- Солянка. Полянка. Склянка.
- Булочка. Будочка. Дудочка.
16) Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку (Приложение 6). Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.
Под землею не размокла Вся оранжевая ... (свекла?)
Когда последний луч потух
В лесу завыл большой ... (петух?)
Он зовется «царь зверей», Потому что ... (соловей?)
В огороде до сих пор Под землею ... (помидор?)
Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий ... (конь?)
Покраснел он, наконец, Круглый мягкий ... (огурец?)
Друга лучше не найдешь, Лает громко верный ... (еж?)
Над трубою дым и пар,
Мчит по рельсам ... (самовар?)
17) Ребенок смотрит на сюжетную картинку (Приложения 7, 8) и определяет, относится ли к ее содержанию каждое услышанное предложение.
Приложение 7:
- Среди обезьян есть очень маленькие,
размером с нашу ладонь. - Мальчик пришел в зоопарк с мамой.
- Обезьяны легко прыгают с дерева на дерево.
- Мальчик любит мороженое в вафельном стаканчике.
- Посетители зоопарка с улыбкой смотрят на мальчика.
- Некоторые обезьяны имеют длинные хвосты.
- Обезьяна удивленно смотрит на мальчика.
- Мальчик дразнит обезьяну.
- Детеныш обезьяны прижался к ней и испуганно смотрит на мальчика.
- Обезьяны устраивают свое жилище на дереве.
- Больше всего похожи на людей человекообразные обезьяны.
- Обезьяны живут в Африке и Южной Америке.
- Больше всего посетителей было на площадке молодняка.
- Клетка с обезьянами была светлой и просторной.
- Мама мальчика подошла к нему и тихо
сказала что-то на ухо.
Приложение 8:
1. Сережа жил на пятом этаже кирпичного лома.
- Первый раз Сережа съехал с горы на ледянке, а второй раз решил съехать на ногах.
- Сережина мама работала в зоомагазине.
- Дети залили во дворе горку.
- Дети взяли лыжи и стали кататься вокруг домов.
- Бабушка связала Лене варежки и шарф.
- Сережа покачнулся и упал на ледяную дорожку.
- Снег во дворе потемнел, кое-где виднелись проталины и первая травка.
- Девочка, ехавшая позади Сережи, тоже упала на лед.
- Мальчик любил кататься с горки на ногах.
- У Сережи была собака Снежок.
- Во дворе была большая песочница.
- Посреди ледяной дорожки валялись чьи-
то варежки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития фонематического восприятия.
Подборка игр и упражнений для работы над фонематическим восприятием....
Упражнения для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Вашему вниманию предлагается система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, ...
Упражнения для развития фонематического восприятия.
В данном разделе опудликована подборка упражнений для развития фонематического восприятия....
упражнения на развитие фонематического восприятия
данные упражнения направлены на развитие умения определять последовательность букв в слове, развитие слухового внимания, умения быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, на оп...
Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа....
Упражнения для развития фонематического слуха у младших школьников
Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи, как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам рече...
Игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....