Методическая разработка по организации дистанционного обучения для лиц с ОВЗ и инвалидов
методическая разработка
В настоящее время прогрессивные информационно-коммуникационные технологии совместно с достижениями науки могут быть стартом для организации психологической и педагогической помощи и поддержки людям с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 48.29 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ
Разработала: учитель-дефектолог
Муравьева Ирина Николаевна
Контактные данные:
г. Нефтеюганск, 2022
Введение
В системе образования современного информационного общества дистанционная форма обучения играет существенную роль. Уже сейчас доля дистанционного обучения (ДО) в сфере высшего образования в зарубежных странах достигает 30 - 40%. В Российской Федерации, практику дистанционного обучения активно используют многие вузы, причем ежегодно число их существенно возрастает. Не так интенсивно, но дистанционное обучение приходит и в среднее образование. Форма нынешнего школьного образования во многом уже не соответствует социальному заказу общества. Традиционная классно-урочная схема тормозит интеллектуальное развитие ученика, ограничивает возможности для углубленного изучения материала, исследования проблемы, самостоятельного поиска информации. Национальные проекты в сфере образования, реализуемые правительством, повсеместное подключение школ к сети Интернет дали новые стимулы для развития инновационных форм обучения. Основные положения современной концепции системы образования включают формирование у учащихся:
- критического мышления;
- духовно-познавательных ценностей;
- системы фундаментальных знаний;
- умений по решению разнообразных проблем;
- потребностей приобретения новых знаний;
- культуры социальной коммуникации;
- рефлексии.
В настоящее время прогрессивные информационно-коммуникационные технологии совместно с достижениями науки могут быть стартом для организации психологической и педагогической помощи и поддержки людям с ограниченными возможностями здоровья. Принцип непрерывного образования формулирует основные направления в развитии образовательной системы, которая направлена на осуществление этих технологий в образовании. Непосредственное влияние на этот процесс оказывает дистанционное образование.
Проблема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является одной из центральной как для инклюзивного образования, так и для специального. Следует отметить, что дистанционное образование позволяет адаптировать образовательным процесс к особенностям определенного человека и своевременно обратить внимание на возникающие проблемы как обучающегося, так и всего процесса обучения. Поэтому становится актуальным изучение данного вида образования, так как система теоретических и практических знаний в этой области еще не совершенна.
Дистанционное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья определяется как особая форма обучения, имеющая место в случае территориальной отдаленности от педагога обучающегося при наличии сложных, множественных нарушений.
Актуальность проблемы определила тему данной работы: "Организация дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов".
Целью данной методической разработки является изучение материалов дистанционного обучения лиц с ОВЗ и его анализ.
Объект исследования – обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Провести анализ литературы по теме исследования.
2.Выявить проблему дистанционного обучения лиц с ОВЗ.
3.Определить особенности дистанционного обучения лиц с ОВЗ.
4. Теоретически обосновать организацию дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом изучения моей работы является влияние дистанционной формы обучения на развитие лиц с ОВЗ.
1. «Методология дистанционного образования и обучения».
«Инвалидность» в детском возрасте можно определить как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».
Дистанционное обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя специально подготовленные, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах обучения.
Дистанционное образование представляет собой прогрессивный вид обучения, позволяющего соединить вместе в процессе обучения территориально удаленных преподавателя, учебный материал и обучаемого.
Информационные технологии в дистанционном обучении играют роль инструментов, которые:
- обеспечивают обучающимся удаленный доступ к учебному контенту;
- предоставляют обучающимся средства общения с педагогом, а также между собой;
- осуществляют управление и контроль за процессом обучения;
- предоставляют возможность создания эффективных тренажеров, симуляций и т.д.
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления.
Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимого в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью обучающихся по созданию собственного образовательного продукта с целью освоения обучающимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.
Обучение – это целеустремленный, систематический, организованный процесс получения знаний, умений, навыков, компетенций.
Система дистанционного обучения обязательно должна обеспечивать выполнение следующих функций:
- доступность обучаемых к основному объему изучаемого материала с помощью информационных технологий;
- интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
- предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала;
- оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения.
Принципы дистанционного образования.
Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса.
Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.
Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий.
Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.
Принцип выбора содержания образования.
Содержание учебных курсов и дисциплин системы дистанционного образования должно соответствовать нормативным требованиям (государственного образовательного стандарта).
Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в
СДО.
Необходимо предусматривать, при необходимости, организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.
Принцип мобильности обучения.
Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного образования, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении.
Особенности дистанционного образования.
Гибкость.
Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.
Модульность.
В основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность.
Обучение может проводиться при совмещении основной учебы и внеурочной деятельности для школьников. Параллельное с профессиональной деятельностью или учебой в других учебных заведениях обучение.
2. «Методика подготовки и проведения занятий дистанционного обучения».
Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимого в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.
Виды дистанционных уроков.
Дистанционные учебные занятия многообразны:
1. Анонсирующее занятие. Цель – привлечение внимания учащегося, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайте для свободного доступа и пересылки.
2. Вводное занятие. Цель – введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащегося. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI.
3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащегося. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии i-chat.
Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.
Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом.
Асинхронная телеконференция. Выступления участников публикуются в Интернете в виде развернутых, заранее отредактированных текстов, по мере поступления, в течение длительного времени.
Веб-квест (webquest) в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Вебинар (происходит от двух слов: web – «сеть» и «семинар») – это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают.
Структура дистанционного урока.
Слайд Модель структуры дистанционного урока включает в себя следующие элементы:
• Мотивационный блок. Мотивация – необходимая составляющая дистанционного урока, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.
• Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению задания, урока).
• Информационный блок (система информационного наполнения).
• Контрольный блок (система тестирования и контроля).
• Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).
Определение времени и длительности дистанционного урока исходя из возрастной категории обучающихся. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:
1-х классов – 10 мин.,
2-5-х классов – 15 мин.,
6-7-х классов – 20 мин.,
8-9-х классов – 25 мин.,
10-11-х классов – 30 мин.
Распределение времени урока (для он-лайн режима):
• Ознакомление с инструкцией – 5 минут;
• Работа в соответствии со сценарием – 20 минут;
• Выполнение индивидуальных заданий по желанию – 10 минут;
• Обсуждение результатов урока – 10 минут.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
3. «Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса дистанционного обучения, здоровьесбережение и концепция стандарта для детей с ОВЗ».
Сайт (веб-сайт англ. website, от web – паутина, и site — «место») – это место во всемирной сети (Интернете), которое имеет свой адрес, собственного хозяина и состоит из отдельных веб-страниц, которые мы видим как одно целое.
При подготовке учебных материалов для размещения на сайте необходимо учитывать ряд требований:
1. Рекомендуется соблюдать принцип единства при оформлении учебных материалов: выдерживать единую цветовую гамму (рекомендуется использовать не более 3-х цветов), одинаковое использование шрифтов, одинаковые цвета гиперссылок, единый стиль оформления и т.д.
2. Web-страница в среднем не должна превышать по длине трех экранов. Основное разрешение экрана у пользователей 800*600 пикселей. (Пользователь может иметь различное разрешение монитора у себя на компьютере – количество точек (пикселей) на экране монитора по горизонтали и вертикали).
3. Фон страниц рекомендуется делать белый, буквы – черные.
Одной из актуальнейших проблем, связанных с организацией дистанционного образования, является слабая проработка психологических аспектов обучения в этой системе.
В последнее время учёные-психологи пришли к такой точке зрения, а именно: что психологической основой дистанционного обучения является бихевиористический подход (Б. Ф. Скиннер) и когнитивная психология, которые рассматривают данный подход как науку о поведении, Б. Ф. Скиннер – основоположник теории программированного обучения. А когнитивная психология – это раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания.
Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями. Процесс проектирования включает в себя несколько этапов.
1 этап: мотивационный – установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий.
2 этап: концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции учителя и психолога относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смысла сотрудничества.
3 этап: проектный – разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики наличностного уровня развития; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса: психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы).
4 этап: реализация проекта – практическая реализация образовательной программы: одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится текущая психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.
5 этап: рефлексивно-диагностический – завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы перехода на следующую ступень образования (развития).
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Ключевыми понятиями для коррекционной педагогики являются следующие:
• Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо. Включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции поведения, эмоциональная норма, норма личности и т.д.
• Коррекция – исправление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
• Компенсация – замещение нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.
• Адаптация – процесс приспособления ребенка к определенным условиям: к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности.
Принцип моделирования личностно значимых отношений в личностно значимой деятельности. Суть его состоит в том, что в коррекционном процессе должны моделироваться те отношения, которые являются наиболее важными для ребенка, где действительно возможны личностные достижения.
Структура коррекционного сопровождения:
• Диагностика – выявление нарушений психофизического развития ребенка (первичных и последующего порядка);
• Установка – создание установки у детей на активный коррекционный процесс;
• Коррекция – коррекция и компенсация нарушений психофизического развития;
• Оценка – оценка эффективности проведения коррекционной работы.
«Особенности проведения внеурочной деятельности, дополнительного образования при дистанционном обучении детей-инвалидов».
Взаимоотношения детей, имеющих ограниченные возможности, с родителями формируются в ситуации психологического кризиса, который имеет четыре фазы развития: шок, реактивная фаза, преодоление, новая ориентировка.
Приведем типологию родителей детей с отклонениями в развитии.
Портрет родителя психосоматического типа
1. Субъективно-индивидуалистичное переживание проблемы является первопричиной особой ранимости.
2. Предрасположенность к высокой нормативности поведения, поведение корректное, сдержанное.
3. Сдержанность в проявлении эмоций при реагировании на стресс, отсутствие склонности устраивать скандалы и ссоры.
4. Склонность скрывать проблему ребенка от посторонних взглядов.
5. Настроение часто меняется на противоположное.
Портрет родителя невротичного типа
1. Повышенная тревожность, различные страхи, депрессия.
2. Склонность подчиняться сложившимся обстоятельствам, что может проявляться в педагогической некомпетентности и иногда в отторжении ребенка, вызывающего стресс.
3. Некритичное оценивание возможностей своего ребенка, подсознательное стремление скрыть его дефект, склонность выдавать желаемые результаты за действительные.
4. Эмоциональное бессилие, не позволяющее позитивно оценить свое будущее и будущее своего ребенка, которое представляется бесперспективным и малоинтересным.
5. Прожитая жизнь воспринимается как несчастливая, загубленная рождением аномального ребенка.
6. У матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения.
Портрет родителя авторитарного типа
1. Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться собственными убеждениями и мнениями.
2. Некоторые родители этого типа могут отказаться от ребенка, оставив в роддоме. Но чаще всего они проявляют стойкое желание найти выход из проблемы как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление.
3. Если дефект ребенка принимается, существует стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь.
4. Неумение сдерживать свой гнев и раздражение; отсутствие контроля над собственными поступками, склонность к ссорам и скандалам.
5. В отношениях с ребенком возможны достаточно жесткие формы взаимодействия вплоть до холодности и отстраненности от его проблем.
6. Неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение).
Вопросы интервью для исследования структуры семейной системы (Черников А. В., 1997)
Вопросы для оценивания семейной сплоченности:
1. Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя члены семьи (супруги, родители с детьми)?
2. Насколько активно участвуют они в жизни друг друга?
3. Проводят ли члены семьи время вместе, когда это возможно, или предпочитают заниматься своими делами?
4. Имеют ли члены семьи общих друзей, или у каждого они свои?
5. Что любят члены семьи делать вместе, есть ли у них общие интересы?
6. Как семья проводит праздники и дни рождения?
7. Что обычно происходит в семье вечером и в выходные?
8. Как соотносится интенсивность взаимоотношений родителей и детей с возрастом ребенка?
Вопросы для оценивания семейной гибкости:
1. Поделено ли руководство между родителями?
2. Строгая ли в семье дисциплина?
3. Как происходит обсуждение разногласий в семье?
4. Выполняют ли супруги и другие члены семьи определенные задачи, или роли в семье строго не определены?
5. Насколько часто в семье меняются правила?
6. Как часто в семье происходят изменения?
7. Кажется ли семья дезорганизованной? Ригидной?
8. Насколько родители осуществляют в семье руководящие функции?
Вопросы интервью для исследования взаимоотношений между родителями и детьми (Алексеева Е. Е., 2005)
1. Какие поощрения вы используете при воспитании ребенка?
2. Какие наказания вы считаете приемлемыми для своего ребенка?
3. Как вы считаете, какие методы воспитания преобладают в вашей семье (наказания, поощрения и др.)?
4. Назовите запреты, ограничения и требования, принятые в вашей семье.
5. Каким образом ваш ребенок проявляет по отношению к вам заботу, внимание, любовь?
6. Как вы справляетесь с неизбежно возникающими негативными чувствами по отношению к вашему ребенку (гнев, чувство вины, раздражение и др.)?
7. Кто или что помогает вашему ребенку справляться с негативными чувствами?
8. Расскажите про самый радостный и самый грустный день в вашей жизни.
9. Какие вопросы в воспитании вашего ребенка представляются вам наиболее трудными?
10. К кому из членов семьи наиболее привязан ваш ребенок?
11. Приведите пример, когда вы не знали, как вам поступить по отношению к вашему ребенку.
12. Расскажите ситуацию, которая осталась для вас непонятной, вас беспокоит. Эта ситуация должна касаться проблем во взаимоотношениях родитель–ребенок.
Психические процессы детей с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд общих особенностей:
• повышенная истощаемость всех психических процессов, выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления;
• повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям переключения с одного вида деятельности на другой, и прочее.
• эмоциональная лабильность – неустойчивость эмоциональных состояний, быстрая смена одних эмоций другими (например, радости – грустью и наоборот).
В итоге воспитания по типу гиперопеки (“ребенок-кумир”), с чрезмерным обереганием ребенка и даже иногда с сокрытием его дефекта до определенного момента, у большинства детей-инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и сверхэгоизм.
Ученые отмечают у родителей аномального ребенка ряд общих особенностей личности, главным образом, в виде сенситивности и гиперсоциализации. Под сенситивностью подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, обидчивость, выражаемые склонностью все близко принимать к сердцу и легко расстраиваться, а под гиперсоциализацией обостренное чувство ответственности, долга, трудность компромиссов. Следующей особенностью является защитный характер поведения, то есть отсутствие открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что обусловлено ранее имевшимся психотравмирующим опытом межличностных отношений.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время, для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии.
Виды внеурочной работы в системе дистанционного образования.
1. Учебно-познавательное направление:
− элективные курсы по предметам;
− экскурсии в помощь общеобразовательным программам на уроках природоведения, биологии, краеведения, географии, истории;
− предметные недели;
− библиотечные уроки;
− предметные олимпиады;
− игры «Самый умный», «Умники и умницы» и т.п.;
− предметные викторины.
2. Общественно – патриотическое направление:
− встречи с ветеранами ВОВ, «уроки мужества» с участием очевидцев боевых действий;
− организация и проведение праздника Победы, конкурсов.
3. Оздоровительное, спортивное направление:
− проведение Дней здоровья (беседы, просмотр фильмов, проведение физкультминуток);
− проведение классных часов по общей теме «Здоровый образ жизни»;
− конкурс плакатов и рисунков «Нет наркотикам»;
− участие в акции «Брось сигарету»;
− проведение родительского всеобуча «Как сохранить здоровье ребенка».
4. Нравственно – правовое направление:
− лекционно-предупредительная работа с правоохранительными органами по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;
− беседы о правилах безопасности дорожного движения (1 раз в месяц);
− классные часы на тему воспитания нравственных качеств у ребенка;
− конкурс творческих работ «Моя родословная».
5. Эстетическое:
− организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
− проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
− участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, выставках детского творчества эстетического цикла;
Функции внеурочной деятельности обучающихся, основанной на применении информационных технологий. К ним относятся:
• Образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
• Воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;
• Креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
• Компенсационная – освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
• Рекреационная – организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
• Профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
• Функция социализации – освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
• Функция самореализации – самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
• Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.
5. «Процесс обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья».
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ составляют документы нескольких уровней: Международные («Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), которая является основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности; Федеральные (Конституция РФ 1993 г. Статья 43; Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - от 24.11.1995 № 181-ФЗ; «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1977 № 288; «Концепция реформирования системы специального образования», принята коллегией Министерства образования РФ 09.02.1999.); региональные (Приказ Министерства образования и науки Республики Алтай от 28 ноября 2016 г. № 1756 «Об утверждении состава координационной группы по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами с ограниченными возможностями здоровья») и муниципальные, которые разрабатываются каждой образовательной организацией и называются локальными актами).
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В статье 1 Закона изложены основные понятия: ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ОВЗ».
Статья 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное внешкольное воспитание образование детей-инвалидов получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Психолого-медико-педагогическая комиссия обеспечивает:
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовку по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.
Для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья воспитания, обучения и коррекционной помощи в стране действует система специального образования.
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное, как правило, органическим поражением головного мозга.
Наиболее распространенным и изученным нарушением опорнодвигательного аппарата является детский церебральный паралич (ДЦП) – 89%. Это группа патологических синдромов, возникающих вследствие органического поражения мозга и проявляющихся в форме двигательных речевых и психических нарушений.
Построение принципов воспитательного взаимодействия:
• принцип целостности (ребенок в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);
• принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды);
• принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);
• принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);
• принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);
• принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);
• принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).
Компоненты, формирующиеся в процессе жизнедеятельности:
• задатки и способности, по которым судят об индивидуальности того или иного ребенка. Склонности и способности можно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности.
• социально-культурный опыт, который включает в себя знание о человеке и об окружающей социальной и природной действительности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми.
• нравственная направленность в соотнесении с духовно-нравственными ценностями общества.
• творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность ребенка в целом.
Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
6. «Разработка электронных средств обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья».
Основные требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам.
Методические требования предполагают необходимость: учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации.
Технические требования к программным средствам учебного назначения (далее ПС УН). Для эффективного использования ПС УН в учебно-воспитательном процессе важно не только его содержание, но и технические параметры.
Основные требования при этом таковы:
- наличие упрощенного варианта (например, возможность работы с отключенными рисунками);
- скорость загрузки («легкость» в Мбайтах текста и графики, оптимальный объем).
- доступность с различных моделей ПК, в любое время, простота навигации, возможность доступа через информационно-поисковые системы;
- высокая степень интерактивности;
- использование оптимального и современного инструментария для создания;
- качественность программной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность
работы с периферийными устройствами;
- адекватность использования средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа-компонентов;
- обеспечение устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя.
Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных ресурсов обусловливают необходимость:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;
- обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с электронным ресурсом;
- устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране.
Эстетические требования устанавливают: соответствие эстетического оформления функциональному назначению ресурса; соответствие цветового колорита назначению и эргономическим требованиям; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов.
Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) базируются на известных дидактических принципах и правилах. Рассмотрим эти принципы и правила подробнее.
Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление.
Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти.
Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося.
Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью мастера производственного обучения (или родителя), так и самостоятельно.
Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий.
Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.
Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее.
Выделим ряд эргономических рекомендаций при создании ЭОР:
1. Информация на экране должна быть структурирована.
2. Периодически должна варьировался яркость и громкость.
3. Содержание визуального учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным для понимания.
4. Обязательно присутствие итоговых обобщающих схем.
5. Использование пиктограмм и других специальных символов обеспечивают четкую спецификацию компонентов ЭОР.
6. Объекты сложной структуры целесообразно иллюстрировать с помощью объемных моделей.
7. Объекты и процессы, основные параметры которых изменяются с течением времени, необходимо иллюстрировать анимационным видеорядом.
8. Не следует отображать текст на темном фоне (от этого устают глаза).
9. Отображение текста должно обеспечить возможность его комфортного просмотра, желательно расположить смысловой блок на одном экране и по возможности избегать работу с полосами прокруток, особенно с горизонтальной прокруткой.
10. Должны присутствовать средства масштабирования контента.
11. Общий заголовок должен центрироваться относительно вертикальной оси экрана.
12. При длительной работе повышению производительности способствует зеленый цвет. Индиго и фиолетовый цвет снижают производительность.
13. Частота дыхания и пульса увеличиваются при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах; при воздействии зеленого, индиго и фиолетового они замедляются.
14. К цветовым сочетаниям активирующим восприятие информации относятся «желто-красный», «бело-синий», «черный на оранжевом», «красно-желто-зеленый», «бело-красный» и «красно-бело-синий».
15. Для создания фона рекомендуется использовать холодные цвета (синий, фиолетовый, цвет морской волны), так как они визуально создают ощущение стабильности.
16. Теплые цвета (красный, оранжевый) необходимо использовать при отображении объектов переднего плана.
17. Темные объекты «отяжелеют» восприятие, поэтому их следует располагать в нижней части экрана.
Темы для PowerPoint универсальны для всех видов презентаций. С помощью кнопок «Цвета», «Эффекты» и «Стили фона» можно добиться изменения цветового решения выбранной темы.
Наглядные пособия являются одним из главных источников знаний для учащихся на занятиях в изучении теории и практики. Наглядность способствует приобретению осознанных и прочных знаний, содействует развитию абстрактного мышления, формирует познавательный интерес и активность учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»Инсти...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИКЕ
Статья посвящена методике использования методических материалов при очном и дистанционном форматах обучения...
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения для педагогов
Данные методические рекомендации предназначены для пояснения организации и проведения дистанционного обучения....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Актуальность методических рекомендаций продиктована сложившимися социальными реалиями. Находясь в режиме самоизоляции, обучающийся, в соответствии с законодательством Российской Федерации, долже...
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения по биологии
Для организации процесса дистанционного обучения по биологии существует множество цифровых ресурсов, которые отвечают требованиям....
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Методические рекомендации созданы в результате работы по организации образовательного процесса детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дистанционной форме...
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»
Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...