Рабочая тетрадь к учебному предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
учебно-методический материал
Рабочая тетрадь по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена для работы с обучающимися, в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Содержание рабочей тетради по предмету составлено в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15) (вариант 2).
Структура рабочей тетради соответствует разделам учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся с умеренной тяжелой умственной отсталостью: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОУ «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Рабочая тетрадь
«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Составители: Пеньковская Т.И.
Балай И.С.
Нуретдинова Р.З.
Нишанова В.В.
учителя классов с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью
Нягань. 2021 год
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена для работы с обучающимися, в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Содержание рабочей тетради по предмету составлено в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15) (вариант 2).
В рабочей тетради по учебному предмету «Окружающий социальный мир» подобраны игровые и познавательные задания, содержание которых соответствуют темам уроков и направлены на развитие основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.
Основные задачи рабочей тетради для обучающихся, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития:
1. закрепление учебного материала по предмету «Окружающий социальный мир» в игровой форме;
2. формирование базовых учебных действий:
учебного поведения (направленность взгляда на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
умение выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами);
умение самостоятельно переходить от одной операции (действия) к другой в соответствии с алгоритмом действия.
3. развитие и коррекция психических процессов (внимание, память, мышление) у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
4. воспитание самостоятельности при выполнении практического учебного задания.
Особенности структуры рабочей тетради.
Структура рабочей тетради соответствует разделам учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся с умеренной тяжелой умственной отсталостью: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Задания по темам составлены по принципу «от простого к сложному», что позволяет дифференцировать задания по степени сложности, для обучающихся с различным уровнем усвоения учебного материала. Разноуровневый принцип подбора заданий по темам, позволит обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, работать в тетради на протяжении нескольких лет, последовательно закрепляя усвоенный уровень знаний по теме.
Каждое задание в тетради сопровождается методическим описанием для учителя.
Рабочую тетрадь, также, можно использовать для закрепления изученного материала по учебному предмету в домашних условиях при выполнении домашнего задания.
Содержание
Раздел «Школа» --------------------------------------------------------------- 3 - 6
Раздел «Квартира, дом, двор»----------------------------------------------- 7 - 22
Раздел «Предметы быта»--------------------------------------------------- 23 - 32
Раздел «Продукты питания»----------------------------------------------- 33 - 37
Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком»------ 38 - 43
Раздел «Город»--------------------------------------------------------------- 44 - 53
Раздел «Транспорт»---------------------------------------------------------- 54 - 57
Раздел «Страна»-------------------------------------------------------------- 58 - 60
Раздел «Традиции и обычаи»---------------------------------------------- 61 - 65
Раздел «Школа»
Задание 1. Рассмотри картинку. В классе идет урок. Покажи учителя, учеников. Что дети делают в классе? Раскрась по заданию ( одежда, мебель и т.д.)
Задание 2. Покажи мальчика, девочку. Обведи одежду учеников по точкам. Раскрась по заданию (брюки, рубашка, юбка, блузка)
Задание 3. Назови (узнай, покажи) предметы – школьные принадлежности. Покажи (назови) их. Раскрась школьные принадлежности по заданию.
Задание 4. Назови (узнай, покажи) предметы. Покажи (назови) только школьные принадлежности. Раскрась игрушки красным, а школьные принадлежности синим цветом. Составь слова – школьные принадлежности, из букв азбуки.
Задание 5. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Помоги школьнику собрать в портфель школьные принадлежности. Обведи кружком школьные принадлежности, раскрась портфель.
Задание 6. Назови (узнай, покажи) школьные предметы. Прочитай слова. Соедини линией предмет с его названием. Составь слова из букв азбуки.
Задание 7. Назови (узнай, покажи) школьные принадлежности. Проговори слова по слогам. Напечатай по номерам названия предметов и в выделенном столбике ты прочитаешь название месяца - начало учебного года!
Задание 8. Назови (узнай, покажи) школьные предметы. Обведи предметы фломастерами разного цвета. Составь слова - названия из букв азбуки. Напечатай слова сам.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОУ «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Рабочая тетрадь
«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Составители: Пеньковская Т.И.
Балай И.С.
Нуретдинова Р.З.
Нишанова В.В.
учителя классов с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью
Нягань. 2021 год
Раздел «Предметы быта»
ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ. Задание 1. Рассмотри предметы. Узнай (покажи, назови) электробытовые приборы: телевизор, утюг, лампа, обогреватель, микроволновая печь, электрический чайник, фен. Обведи их кружком.
Задание 2. Рассмотри картинки. Найди и раскрась электробытовые приборы по заданию: телевизор, утюг, лампу, микроволновую, электрический чайник, фен.
- Составь названия приборов из букв азбуки.
Задание 3. Найди и соедини линией электробытовой прибор и предмет, который имеет с ним логическую (смысловую) связь. Какой прибор остался без пары? Для чего используют этот прибор в доме? Составь слова из букв азбуки.
Задание 4. Прослушай (прочитай) правила безопасного обращения с электробытовыми приборами. Подумай, почему нужно быть осторожным? Расскажи, как у тебя дома пользуются электробытовыми приборами. Какими приборами в доме пользуешься ты?
Прочитай и обведи по точкам слово
ОПАСНО
Задание 5. Рассмотри картинки. Обведи предметы, которые могут быть горячими, в красный круг, а холодными – в синий круг. Раскрась только электробытовые приборы.
Задание 6. Назови (узнай, покажи) электроприборы. Обведи предметы фломастерами разного цвета. Составь слова - названия из букв азбуки. Напечатай слова сам.
Задание 7. Узнай (покажи, назови) предметы мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод. Узнай, какого цвета предметы.
- Составь слова из букв азбуки.
Задание 8. Рассмотри предметы. Найди «лишний» предмет, зачеркни его. Узнай, назови (покажи) предметы мебели. Раскрась мебель по заданию.
Задание 9. Рассмотри иллюстрации. Соедини линией, по логической (смысловой) связи, предмет мебели и действие . Игра «Что для чего?»
Задание 10. Назови (узнай, покажи) предметы мебели. Проговори слова по слогам. Напечатай по номерам названия предметов. Раскрась по заданию.
Задание 11. Рассмотри, узнай (покажи, назови) кухонный инвентарь по заданию.
Задание 12. Узнай (покажи, назови) предметы и действия. Прочитай слова. Соедини кухонный инвентарь, слово и иллюстрацию по его назначению.
Задание 13. Назови (узнай, покажи) предметы посуды и кухонный инвентарь. Обведи предметы фломастерами разного цвета. Составь слова - названия из букв азбуки. Напечатай слова сам.
Задание 14. Назови (узнай, покажи) кухонный инвентарь. Проговори слова по слогам. Напечатай в клетках названия предметов. Раскрась по заданию.
Задание 15. Прочитай слова. Узнай (покажи, назови) предметы интерьера по заданию, по описанию, по загадке. -Составь слова из букв азбуки.
Задание 16. Рассмотри интерьер комнаты. Узнай (покажи, назови) предметы интерьера (штора, люстра, зеркало, скатерть, ваза).
Задание 17. Прочитай слова. Узнай (покажи, назови) предметы. Соедини линией, что с чем связано? Расскажи.
Задание 18. Рассмотри и раскрась по образцу.
Задание 19. Рассмотри предметы, назови (покажи) их. Назови (узнай, покажи) предметы интерьера и обведи их в кружок. Прочитай слова. Соедини слово с картинкой. Напечатай слова сам.
ВАЗА СВЕТИЛЬНИК
ЗЕРКАЛО СКАТЕРТЬ
Предварительный просмотр:
КОУ «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Рабочая тетрадь
«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Составители: Пеньковская Т.И.
Балай И.С.
Нуретдинова Р.З.
Нишанова В.В.
учителя классов с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью
Нягань. 2021 год
Раздел «Продукты питания»
Задание 1. Назови (покажи), каждый предмет, подбери для них общее название (продукты питания).
Задание 2. Назови предметы. Соедини картинки линией парами, так, чтобы было понятно, откуда произошли продукты питания. Раскрась их.
.
Задание 3. Назови (покажи) фрукты и овощи. В какое время года собирают овощи и фрукты? (Осенью). Обведи по контуру. Раскрась по представлению.
Задание 4. Назови (покажи), овощи на рисунках. Отгадай загадки, обведи по контуру вторую половину и докрась отгадки.
Он круглый и красный,
Как глаз сфетофора
Среди овощей
Нет сочнее….(помидора)
Расту в земле на грядке я,
Оранжевая, длинная, сладкая. (Морковь)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)
Очень горький – но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг –
Потому что это …(Лук)
Задание 5. Назови (покажи) какие продукты изображены на рисунке. Подбери по цвету пластилин, скатай шарики и заполни фрукты. Прочитай слова, покажи картинку.
БАНАН, ЯБЛОКО, ГРУША, АПЕЛЬСИН, ВИШНЯ, ФРУКТЫ, ЯГОДА.
Задание 6. Назови, (покажи), что изображено на картинке? Мясной продукт обведи в круг красным карандашом, а рыбный продукт – синим. Заштрихуй мясной продукт – вертикальными линиями, рыбный продукт – горизонтальными. Прочитай слова, обведи по буквам.
Задание 7. Назови (покажи) продукты. Продукты из муки обведи в круг желтым карандашом. Продукты из молока обведи в круг синим карандашом. Продукты из мяса обведи – красным, из рыбы – коричневым, а овощи – зеленым.
Задание 8. Назови (покажи) продукты в каждом ряду. Найди и зачеркни в каждом ряду лишний продукт. Объясни, почему он лишний (чем отличается)?
Задание 9. Назови (покажи) продукты и цвет кружочка. Найди тень каждого продукта и закрась кружок рядом с тенью, таким же цветом.
Задание 10. Назови (покажи) продукты. Положи (соедини линией) «полезные» продукты питания в тележку, а «вредные» в мусорное ведро.
Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком»
Задание 1. Рассмотри предметы из бумаги. Назови (узнай, покажи) предметы.
Задание 2. Назови (узнай, покажи) предметы. Найди предметы, сделанные из бумаги, обведи их в кружок.
Задание 3. Назови (узнай, покажи) предметы. Прочитай (узнай) слова. Соедини линией предмет с его названием. Раскрась предметы, сделанные из бумаги.
Задание 4. Назови (узнай, покажи) предметы, сделанные из дерева, обведи их.
Задание 5. Назови (узнай, покажи) предметы, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
Задание 6. Назови (узнай, покажи) предметы, сделанные из стекла, обведи их.
Задание 7. Назови (узнай, покажи) предметы из стекла. Собери из букв и напиши их названия на строке.
Задание 8. Назови (узнай, покажи) предметы, сделанные из ткани, обведи их.
Задание 9. Назови (узнай, покажи) предметы. Обведи в круг инструменты, с помощью которых обрабатывают ткань (иголка, ножницы).
Задание 10. Назови (узнай, покажи) предметы из ткани. Собери из букв и напиши их названия на строке.
Задание 11. Назови (узнай, покажи) предметы. Обведи предметы по заданию: из дерева-синим карандашом, из бумаги-красным, из металла-зеленым, из резины – желтым, из стекла-оранжевым.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 класс
Рабочая программ разработана для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 года обучения....
Принципы подготовки образовательных электронных презентаций для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В настоящее время в системе образования происходят значительные изменения. В первую очередь это выражается в стремлении перейти от традиционной формы обучения к интерактивной модели преподнесения учеб...
Презентация к уроку "Знакомство с понятием "чай" по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс (II вариант) для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Презентация к уроку "Знакомство с понятием "чай" по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс (II вариант) для обучающихся ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...
Учебная презентация для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по теме "Кухня. Инвентарь"
Учебная презентация для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по теме "Кухня. Инвентарь". Материал направлен на формирование представлений и усвоение понятий о кухон...
Учебная презентация для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по теме "Стекло. Предметы из стекла"
Учебная презентация для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по теме "Стекло. Предметы из стекла". Материал презентации направлен на формирование у обучающихся пред...