Система патриотического воспитания в МКОУ Вознесенской ОШ-И
статья

Елена Михайловна Ощепкова

В статье представлена система работы по патриотическому воспитанию с учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Система патриотического воспитания в  МКОУ Вознесенской ОШ-И

Зам. по УВР Ощепкова Е.М.

В настоящее время особо актуально встал вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения России из-за обострившейся политической обстановки вокруг страны. Военные действия на Украине  и происходящие в мире военно-политические процессы подчас носят деструктивный и негативный характер для государственной безопасности Российской Федерации.

Мы, к сожалению, стали свидетелями времени кризиса и санкций, когда со страниц газет и журналов западных СМИ, западного телевидения идёт откровенная антироссийская пропаганда, где попирается русское православие, русское слово, права и свободы гражданина Российской Федерации.

Поэтому основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами  ОУ- это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных,  названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Единая Концепция ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который вступил в силу с 1 сентября 2016 года, подчеркивает значимость и актуальность патриотического воспитания и отводит главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть успехов в этом направлении.

Процесс формирования патриотических качеств личности в специальной (коррекционной) школе осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной отсталости не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Формирование высших духовных чувств у умственно отсталых детей происходит с опозданием. Это обусловлено следующими причинами:

1.Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий .

2.Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.

Исходя из этого, основная роль в воспитании патриотических качеств личности у школьников с умственной отсталостью с (интеллектуальными нарушениями) принадлежит учителю, классному руководителю, воспитателю.

При определении направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей с умственной отсталостью, мы опираемся на программу духовно-нравственного развития, предложенную в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (вариант 1).

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный  процесс  на  воспитание  обучающихся  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Реализация  программы        проходит  в  единстве  урочной,  внеурочной  и

внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Цели духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

1) Социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств,нравственного сознания и поведения, жизненно важных социальных компетенций.

2) Коррекция нарушений развития психических функций умственно отсталых воспитанников.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования

личностной культуры , социальной культуры, семейной культуры определяются в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2)Воспитание        нравственных        чувств,  этического        сознания  и        духовно-нравственного поведения.

3)Воспитание  трудолюбия,  творческого  отношения  к  учению,  труду, жизни.

4)Воспитание  ценностного  отношения  к  прекрасному,  формирование

представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Все направления духовно-нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

В основе        реализации  программы        духовно-нравственного        развития

положен принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Он предполагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.

Содержание и используемые формы работы соответствуют возрастным особенностям обучающихся, уровню их интеллектуального развития, а также предусматривают учет психофизиологических особенностей и возможностей детей и подростков.

Направления и формы работы по реализации программы духовно-нравственного развития

Направления работы в рамках ОУ

Урочная деятельность:

Все предметы, включённые в Учебный план ОУ

Внеурочная деятельность:

-курс внеурочой деятельности «Разговоры о важном»

-классные часы;

-кружки;

- предметные недели;

-коллективные творческие дела;

- акции.

-участие в школьной ДОО «Пчёлка»

В рамках социального партнерства

  • Дом детского творчества;
  • Муниципальный   и районный центр культуры;
  • Краеведческий музей (с. Венгерово, МКОУ Вознесенской СОШ, г. Татарска);

-районная и сельская  библиотека;

-МКОУ Вознесенская СОШ

-и т.д.

Формы работы

1)Дискуссии, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

2)Просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

3)Экскурсии, встречи, целевые прогулки.

4)Тематические и творческие  вечера духовно-нравственной направленности.

5)Трудовые дела.

Методы работы

Наглядный метод используется во время:

  • чтение педагогом рассказов;
  • показа духовно-просветительских фильмов;
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • экскурсий по селу, целевых прогулок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • цикла духовных бесед с воспитанниками;
  • ответов на вопросы педагога, воспитанников;
  • разбора житейских ситуаций.

Практический метод используется во время:

  • посещения  музея, библиотеки;
  • краеведческие походы.

Используемые формы и методы должны позволить обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

-сформировать духовно-нравственные ценности личности;

 -уметь формировать свое собственное мнение и корректировать самооценку;

-уметь проявлять терпимость и эмпатию в общении с окружающими;

-сформировать коммуникативные навыки.

Оценка результатов реализации программы происходит с помощью   диагностики уровня духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также оценки достижений планируемых результатов, которые  необходимы для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки. Целью диагностики является выявление качества и уровня духовно-нравственного развития и воспитания у/о школьников.

Кроме программы духовно-нравственного развития система работы  по патриотическому воспитанию наших обучающихся во внеурочное время представлена в школьной Рабочей программе воспитания, где есть направления:

  • патриотическое воспитание— воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
  • духовно-нравственное воспитание—воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

Основная работа по патриотическому воспитанию обучающихся проходит в процессе внеурочной, внеклассной деятельности. Преимущества внеклассной деятельности в том, что она не ограничена временем и пространством, содержание патриотического воспитания не регламентировано жёстко учебными планами, программами, поурочными планами. Внеклассная работа располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную деятельность, вне которой невозможно формирование личностных качеств.

Виды деятельности и формы занятий во внеурочной деятельности направленные на воспитание гражданственности, патриотизма включают в себя:

  • получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Гимном,  Флагом Российской Федерации (в процессе бесед, проведения классных часов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственной символике, еженедельный вынос Флага РФ);

  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр гражданского содержания, День защитника Отечества, военно-спортивная игра «А, ну-ка, мальчики»; конкурс-смотр военной песни, конкурса рисунков, взаимодействие с районной и сельской библиотекой, МЦК);

  • знакомство с важнейшими событиями нашей страны, содержанием и значением государственных праздников  (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий; посвященных государственным праздникам,  организация и проведение праздничных мероприятий и концертов: День Победы, День народного единства, День юного героя антифашиста, Первый космонавт - Юрий Гагарин и т.д.);
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед по ознакомлению с историей и культурой родного края, тематические классные часы: «С чего начинается Родина?», «Родина моя - Россия», «Достойные сыны Отечества», посвящённые малой Родине , просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, праздников краеведческой направленности, экскурсий в районный краеведческий музей и краеведческий музей МКОУ Вознесенской СОШ, сюжетно-ролевых игр, фестивалей,  туристско-краеведческих походов)
  • проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении мероприятий военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими, участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, выставки рисунков «Война глазами детей».
  • воспитать в детях свое причастие к Великому Русскому народу позволяет проведение с детьми древнейших народных праздников: Масленица, Крещение, Пасха. Так дети с удовольствием участвуют в подготовке и проведении ежегодного общешкольного праздника «Масленица». У ребят появляется возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них. Они водят хороводы, играют в народные игры, слушают заклички и потешки, угощаются блинами.
  • широко используем в своей работе приемы театрализации. В этом нам помогает устное народное творчество – богатый источник воспитания нравственных ценностей. В качестве материала выступают русские народные сказки, которые знакомят с правилами поведения в обществе, нормами морали. Своеобразный язык сказок зарождает в детях чувство Родины.
  • воспитание патриотизма осуществляется через участие в экологических акциях (День Земли, Сад Памяти, субботники, акция «Чистый берег», содержание в порядке сельской Тополиной рощи, экологическая тропа и т.д.)
  •  патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию уважения к подвигу защитников Отечества. Мероприятия, проводимые ко Дню Победы, способствуют решению этих задач. Это Уроки Мужества, участие в школьном конкурсе чтецов о войне, конкурсе патриотической песни, участие в митинге Победы, знакомство с военной символикой, волонтёрская помощь ветеранам т руда и труженикам тыла, акция «Письмо солдату» и т.д..

В работе по патриотическому воспитанию используется широкий спектр художественной, научно-познавательной литературы, аудиоматериалы и видеоматериалы, презентации и готовые электронные программы.

Для более успешной организации гражданско-патриотического образования мы учитываем следующие правила:

  • Привить любовь к Родине умственно отсталым школьникам возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать. Одним из мотиваторов является гордость за свою малую родину.
  • Использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя.
  • Стараться делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров, исключить назидательность, однообразие, скуку.
  • Преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать. Важна тактичность педагога в оценках детей, их высказываний, неудач, поступков.
  • систематическое проведение тематических мероприятий на протяжении всего учебного года, тщательный отбор материала (особенно его регионального компонента).

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных ребенку с особыми образовательными потребностями.

Социальный опыт умственно отсталого ребёнка- это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.

Успешность и результативность патриотического воспитания обучающихся во многом зависит от единства целей и задач начального, среднего и старшего образования. И напрямую зависит от профессиональной педагогической компетентности педагога в области гражданско-патриотического воспитания. Невозможно быть эффективным педагогм, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль педагога уникальна. Все педагоги, работающие в школе, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения.

Мы  убеждены и можем с уверенностью сказать, что интересные, живые формы работы по патриотическому воспитанию благоприятно воздействуют на эмоциональные переживания умственно отсталых школьников. А только на такой основе у них можно воспитать чувство любви к Родине, выработать установки правильного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания

В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все...

Развитие системы патриотического воспитания

Развитие системы патриотического воспитания, рассмотрена на примере работы школ района...

Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.

Статья по краеведению, написана на основе опыта работы.  В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин...

Урок Мужества в системе патриотического воспитания школьников

В последнее время и политические, и общественные деятели отмечают, что в нашей жизни всё чаще проявляются негативные нравственные явления, поэтому проблема становления личности остаётся важнейшей. Для...

Тема политических репрессий 30-х годов в системе патриотического воспитания

Задача воспитания гражданственности должна пониматься, как мне кажется,как воспитание чувства личной ответственности за происходящие в стране события. Тема репрессий 30-х годов имеет в этом смысле огр...

Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания

В современных геополитических и социально-экономических условиях патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества. Патриотизм ка...

Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.

Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...