Особенности взаимодействия педагога с обучающимися с ТНР
презентация к уроку
Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_31.03.2023g._wecompress.com_1.ppt | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучени я.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи –
Тяжёлые нарушения речи (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на: отсутствие или недоразвитие речи(алалия) полная или частичная утрата речи(афазия) нарушение произносительной стороны речи(дизартрия) нарушения тембра голоса и звукопроизношения(ринолалия) нарушения темпо-ритмической организации речи(заикание)
Типичные затруднения у детей с ТНР: • отсутствует мотивация к познавательной деятельности; • низкий темп выполнения заданий; • низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); • низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии); • низкая самооценка; • повышенная тревожность; • нарушение координации движений.
Основными задачами учителя- логопеда является: • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимся с ТНР общеобразовательных программ; • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.
Коррекционная логопедическая работа в течение года проводится по следующим направлениям: • организационная; • диагностическая; • коррекционно-развивающая; • профилактическая.
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ • Работа над речевой системой в целом; • Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный); • Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
Большой процент школьников, посещающих логопедические занятия, составляют дети с нарушениями письма и чтения. Среди них много обучающихся с серьёзными проблемами в овладении письменной речью. На начальном этапе дети не запоминают буквы, не овладевают навыком простого звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, не пишут под диктовку, затрудняются в списывании и т.д.
Виды нарушений письма и чтения у младших школьников: Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв. Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Формы дисграфии: • Артикуляторная — пишет так, как говорит. • Акустическая — пишет так, как слышит, путая глухие и звонкие звуки (например, «дуп» вместо «дуб», «ковта», а не «кофта» и т. д.), твёрдые и мягкие («больит», «мосьтик», «писмо»), а также шипящие и свистящие (например, «писчат» вместо «пищат»). • Оптико-пространственная — несформированность пространственных представлений. • Аграмматическая — неправильное употребление окончаний, предлогов, ошибки при изменении слов по падежам, числам, трудности согласования слов между собой. • Моторная — связана с нарушениями движений. Она проявляется в недописывании слов, появлении лишних, двойных или даже тройных букв, пропусках букв и слогов.
Предпосылки нарушения чтения и письма • Если ребёнок левша; • Если ребёнок переученный правша; • Если в семье говорят на двух или более языках; • Если ребёнок слишком рано пошёл в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребёнка ещё не наступила психологическая готовность к такому обучению; • Если у ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием; • Смешение букв по оптическому сходству: б — п, т — п, а — о, Е — З, д — у; • Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребёнок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба); • При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о — у, ё — ю, согласные р — л, й — ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ.
Чем может помочь учитель? • Не проверять скорость чтения у ребёнка; • Не давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению); • Не применять подход «больше читать и писать». Лучше меньше, но качественнее; • Не хвалить сильно за небольшие успехи, лучше не ругать и не огорчаться, когда у ребёнка что-то не получается; • Применять упражнения для развития фонематического восприятия, звукового анализа слова; • Не писать диктанты. Они принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребёнка.
Профилактика дисграфии • Упражнение «Найди букву». Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии — ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма; • Короткие диктанты карандашом. Не исправляйте ошибки в тексте, а только пометьте их на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку; • Упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста; • Автоматизации поставленных звуков, «самоконтроль ребёнка»; • Упражнения для развития фонематического восприятия . - необходимо использовать на уроках здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.
Выделяют три группы технологий: 1 . Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная . 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, самомассаж . 3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Этапы формирования речевых действий Материализация действия с опорой на вспомогательные средства (картинки, графические схемы, фишки разного цвета); Выполнения действия в речевом плане (проговаривание вслух); Выполнение действия во внутреннем плане (по представлению).
Этапы формирования речевых действий Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие; кинестетические ощущения), использование различной наглядности(схемы, муляжи, разрезная магнитная азбука и тд); Дифференцированный подход предполагающий построение коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».
Этапы формирования речевых действий Тщательное дозирование заданий. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном; Учитывая быструю утомляемость у детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.
Приемы активизации учебной деятельности Использование сигнальных карточек при выполнении задания
Кинезиология Наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения; Это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела.
Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия Развитие специализации полушарий головного мозга; Синхронизация полушарий головного мозга; Развитие мышления, памяти, внимания; Развитие способности к произвольному контролю; Снятие психо-эмоционального напряжения.
«Ухо-нос» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук. Двумя грецкими орехами выполнять круговые движения в каждой ладони. Упражнение также развивает тонкую моторику рук.
«Кулак-ребро-ладонь» При положении на плоскости стола руки последовательно сменяют друг друга: сжатая в кулак-ладонь, ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь. Выполняем сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Повторяем 8-10 раз, постепенно увеличивая темп. При затруднениях помогаем командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие .
Гимнастика для глаз Цель: профилактика нарушений зрения. Снятие напряжения, нагрузки. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна.
Динамические паузы Во время занятия 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида деятельности. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение .
Самомассаж Самомассаж является одним из средств лечебно-профилактической работы . Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.
Пальчиковая гимнастика Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное — развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка .
Ниткография Используя этот приём, можно решить следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь используя данный приём , закрепляются не только навыки изобразительной деятельности, но и расширяются знания детей по основным лексическим темам.
Су-джок Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой . Сочетание су-джок терапия и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекцион н ых занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях .
Фотогалерея
Фотогалерея
Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности взаимодействия с подростками
Консультация для родителей о том, как наладить правильное общение с подростками....
Конспект занятия с замещающими родителями на тему:"Особенности взаимодействия с тревожным ребенком. Как играть с тревожными детьми".
Данный материал предназначается для педагогов-психологов и социальных педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами, которые воспитываются в замещающих семьях. Этот материал может быть включен в корр...
Особенности взаимодействия семьи и школы-интерната VIII вида
Доклад на тему: "Взаимодействие семьи и школы"...
Особенности взаимодействия педагога в конфликте с учащимся
Рекомендации педагогам...
Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Стасья содержит правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся, формы работы с родителями...
конспект заседания методического объединения "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Помочь ребенку, находящемуся в детском доме, сможет лишь тот воспитатель, который умеет, постигая свой психический мир, постоянно анализируя собственную деятельность, особенности своей личности,...