Психологические особенности детей с ЗПР
материал

Психологические особенности детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей с ЗПР

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) умственные операции не достаточно сформированы, интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма слаба и нестойка. При этом, преобладает игровая мотивация, плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и выполнять школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности.

Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляется ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, являющимся основным признаком низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Все эти особенности детей с ЗПР приводят к тому, что оказываемая им в школе индивидуальная помощь не ведет к преодолению отставания в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал.

При относительно высоких показателях по интеллектуальным тестам (пределах нормы) многие дети этой категории испытывают очень большие трудности в учении. Большинство психологов и педагогов, непосредственно связанных с обучением детей с ЗПР, считают, что у значительной их части органические повреждения мозга могут не проявляться неврологически, но вести к нарушению нормального процесса обучения.

У детей с ЗПР была обнаружена низкая продуктивность и устойчивость памяти (особенно при значительной нагрузке), слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности.

Учащиеся этой категории требуют особого подхода к ним, их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Как отмечают многие авторы, степень задержки психического развития бывает различна. В легких случаях помощь детям может быть оказана в условиях массовой школы учителем и родителями. В случаях тяжелой задержки развития для них должны быть созданы специальные условия обучения.

 Дети с ЗПР не удерживают в памяти условия задач, продиктованное  предложение, забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах, нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют с цифрами, оказываются неспособными оценить результаты своих  действий. Их представление об окружающем мире недостаточно широки. Они не могут сосредоточиться на задании. Не умеют подчиняться школьным правилам. А у многих из них преобладают игровые моменты.

Наблюдения за учащимися с ЗПР показали, что их поведение, как и учебная деятельность, характеризуется неравномерностью проявлений – в какие-то периоды дети могут работать достаточно заинтересовано, сосредоточено и продуктивно, а в другое время обнаруживается их полная неработоспособность и весьма низкие возможности усвоения учебного материала.

К сожалению, рабочие состояния детей с ЗПР, во время которых они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи кратковременны - всего 15-20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается.

Дети с ЗПР тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют учащихся. Утомляясь, дети начинают вести себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, у других наоборот возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Для вывода детей из таких состояний лучше всего в этих случаях помогает переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные и доступные задания, подкрепляющих веру в собственные силы.

В ходе экспериментального обучения необходимо в индивидуальные коррекционные занятия включать специальные упражнения по развитию у детей мелкой и артикуляционной моторики, подражанию различным движениям, зрительного восприятия, тактильно-вибрационным ощущениям, что по нашему предположению должно было содействовать более успешному усвоению устной речи.

Также в экспериментальном обучении большое внимание уделяется специальной работе по развитию слухо-зрительного восприятия и воспроизведения речевого материала, необходимого для организации учебной деятельности на общеобразовательных уроках, что содействует интенсификации коррекционно-образовательного процесса.

Для этой работы необходимо применять специально разработанные системы занятий по развитию слухо-зрительного восприятия и воспроизведения речевого материала.  Для развития данных навыков, например,  можно использовать диалоги при обыгрывании типичных ситуаций речевого общения на общеобразовательных уроках. Это позволяет детям осознано и активно усваивать предъявляемый речевой материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей

Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей,  возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не уме...

Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра

При аутизме психическое развитие ребенка протекает по–особому и имеет несколько вариантов. Нет, пожалуй, ни одного отечественного пособия по аутизму, где не рассматривались бы группы аутизма. В отечес...

Психологические особенности детей с ЗПР.

В статье описываетсются особенности  когнитивной сферы детей с задержкой психического развития....

Психологические особенности детей 7-10 лет, влияющие на успешность овладения ими иностранным языком

Психологические особенности детей  7-10 лет, влияющие на успешность овладения ими иностранным языком...

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

Статья по теме: "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" (доклад на МО).

Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей....