Рабочая программа УО
рабочая программа
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uo_8_klass_variant_2_logopediya.docx | 51.02 КБ |
uo_9_klass_variant_2_logopediya.docx | 57.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАЛОБУТЫРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО школьным психолого-педагогическим консилиумом Протокол от «____»__________2022 г. № _________ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______________________ С.Н.Сиротина Приказ от «___»______________2022 г. №____________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
инклюзивного обучения
для детей с умственной отсталостю
по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
для 8 класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
учитель – логопед
А.А.Халтурина
с.Малые Бутырки 2022
Пояснительная записка
Для большинства умственно отсталых школьников типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Обучение оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.
Поэтому важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
«Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью» разработана на основе документов»:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»;
- «Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью»;
- учебного плана образовательного учреждения.
Общее количество часов составляет 18 часов в год (2 раза в месяц).
Методологические и теоретические основы программы.
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся с умственной отсталостью имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Цели и задачи программы.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Используемые технологии:
-информационные;
-объяснительно-иллюстративные;
-здоровье - сберегающие;
-личностно-ориентированные;
Основные методы организации реабилитационного процесса:
Для достижения поставленной цели и реализации задач реабилитационного процесса используются следующие методы обучения:
- наглядный;
- наглядно-слуховой прием;
- наглядно-зрительный прием;
- словесный;
- практический.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи учащихся с умственной отсталостью требует организации специальной логопедической работы.
На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой являются индивидуальное занятие. На занятие обучающегося отводится, как правило, 20 – 25минут.
Содержание рабочей программы.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико -грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте и изучения родного языка. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в коррекционной школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми в общеобразовательной массовой школе.
Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.
Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция фонематических процессов;
2) коррекционная работа на лексическом уровне;
3) коррекционная работа на синтаксическом уровне;
4) совершенствование связной речи.
8 класс (2 раза в месяц)
Коррекция нарушений чтения и письма.
Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка
Восполнение лексических средств языка
1.Обследование учащихся.
2.Повторение изученного в 7 классе:
- развитие языкового анализа и синтеза,
- формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
- устранение оптической дислексии и дисграфии,
- устранение семантической дислексии,
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне
- развитие языкового анализа и синтеза;
- устранение оптической дислексии и дисграфии;
- устранение семантической дислексии;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
8 класс
Планируемые результаты | |
Минимальные | Базовые |
1 год | |
|
|
Качество речевого развития обучающихся определяются мониторингом, состоящим из диагностики следующих параметров:
- связная речь
- словарь
- грамматический строй речи
- звуковая сторона речи
- слоговая сторона речи
- фонематические процессы
- чтение
- письмо
Мониторинг определяет 5 уровней речевого развития обучающихся с
- Оптимальный (звуки поставлены, автоматизированы в словах, словосочетаниях и фразовой речи, читает по норме, пишет с минимальным количеством ошибок, которые исправляет самостоятельно или после замечаний учителя).
- Выше среднего (звуки поставлены, автоматизированы, в речи допускает соскальзывания, читает по норме, пишет и списывает с различных источников, допускает ошибки, которые сам не исправляет)
- Средний (звуки поставлены, изолированно-автоматизированы, в речи встречаются частые соскальзывания, читает по норме, пишет с ошибками различного характера).
- Ниже среднего (звуки ставятся с трудом, в речи быстро соскальзывают, требуется дополнительная работа по постановке каждого звука, читает ниже нормы, но прочитанное частично осознает, пишет медленно, с ошибками различного характера).
- Низкий (звуки ставятся с трудом, в речи автоматизируются трудно, нет никакого контроля со стороны ребенка, к дефектам речи безразличен, читает ниже нормы, прочитанного не осознает, пишет медленно, с ошибками, имеет низкую учебную мотивацию).
8 класс (18 часов)
Содержание рабочей программы
Форма и режим занятий.
Индивидуальные занятия – 2 раза в месяц.
Продолжительность – 20-25 минут.
Каждый конкретный ребёнок будет осваивать данную программу в соответствии со своими возможностями и способностям и в своём темпе продвигаться в речевом развитии.
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во часов | Информационное сопровождение | Дата | |||
Обследование. | 1 ч. | |||||||
1. | Обследование устной и устной речи | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 1 | Индивидуальные карточки с вопросами. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991 г. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М., « Айрис дидактика», 2007 г. | 09.09 | |||
Гласные первого и второго ряда. | 5 ч. | |||||||
2. | Гласные звуки. | Вспомнить гласные первого ряда. Характеристика. | 1 | Схемы гласных звуков, картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г. | 23.09 | |||
3. | Гласные второго ряда. | Вспомнить гласные второго ряда, как они образуются. | 1 | Картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. | 14.10 | |||
4. | Дифференциация гласных А-Я. | Развивать фонематический слух, расширять словарный запас. | 1 | Карточки с заданиями, картинки по обобщающей теме «Животные и детёныши». Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г. | 28.10 | |||
5 | Дифференциация гласных О-Ё. | Вырабатывать дифференциацию о-е в словах, предложении. Совершенствовать грамматические формы речи. | 1 | Карточки с заданиями, стихотворный текст, кроссворд. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г. | 11.11 | |||
6 | Дифференциация гласных У-Ю. | Обогащать лексический запас, развивать фонематический слух. | 1 | Задание по карточкам, кроссворд. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г. | 25.11 | |||
Дифференциация звонких и глухих согласных. | 5 ч. | |||||||
7 | Дифференциация В-Ф в словах, предложениях. | Развивать слуховую дифференциацию звуков в-ф. развивать фонематический слух. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г. | 02.12 | |||
8 | Дифференциация З-С в словах, предложениях. | Развивать умение соотносить звуки з-с с буквами з и с, расширять словарный запас. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г. | 16.12 | |||
9 | Дифференциация Ж-Ш в словах, предложениях. | Развивать слуховую дифференциацию звуков ж-ш. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г. | 13.01 | |||
10. | Дифференциация Б-П в словах, предложениях. | Развивать слуховую дифференциацию звуков б-п. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г. | 27.01 | |||
11. | Дифференциация Г-К в словах, предложениях. | Развивать слуховую дифференциацию звуков к и г. Развивать фонематический слух. | 1 | Карточки с заданиями, веера букв, таблицы. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г. | 03.02 | |||
Состав слова. | 3 ч. | |||||||
12 | Корень слова. | Упражнять в подборе однокоренных слов. | 1 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия». | 17.02 | |||
13 | Приставка в слове. | Закрепить знания о слогообразующем значении приставки. | 1 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия». | 03.03 | |||
14 | Суффиксы. | Закрепить знания о словообразующем значении суффикса. | 1 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия». | 17.03 | |||
Части речи | 3ч. | |||||||
15 | Имя существительное | Значение имени существительного в речи. Склонение. | 1 | Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы». | 07.04 | |||
16 | Имя прилагательное | Значение имени прилагательного в речи. Склонение | 1 | Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы». | 21.04 | |||
17 | Глагол | Упражнения на подбор синонимов, антонимов, глагольном словообразовании. | 1 | Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы». | 05.05 | |||
18 | Итоговое обследование | 1 | 19.05 |
- Материальное обеспечение образовательной деятельности.
- Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М., «Мозайка», 2004г.
- Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
- Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М., «Просвещение» , 1981 г.
- Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М., «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
- Ефименко Л,Н, Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М., «Просвещение»,1970 г.
- Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.
- Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М., «Просвещение», 1972 г.
- Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М., «Аквариум», 1996 г.
- Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М., «Владос», 2001 г.
- Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М., 2005 г.
- Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., «5 за знания» 2005 г.
- Филлипова «Говори правильно». – М., Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
- Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М., 2007 г.
- Ястребова А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М., «Аркти», 2007 г.
- Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991 г.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М., «Творческий центр»,2005 г.
- Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М., «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
- Громова О.Е. «Исправление произношение». – М., «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
- Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии» – «Аквариум», 2004 г.
- Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум», 2004 г.
- Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум», 2004 г.
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М., «Владос», 2004 г.
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.
- Логопедия под редакцией Волковой Л.С.– М.: «Просвещение», 1989 г.
- Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,
1998 г.
- Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: «Просвещение», 1978 г.
- Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
7. Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание изменений | Причина | Подпись лица, внесшего запись |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАЛОБУТЫРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО школьным психолого-педагогическим консилиумом Протокол от «____»__________2022 г. № _________ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______________________ С.Н.Сиротина Приказ от «___»______________2022 г. №____________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
инклюзивного обучения
для детей с умственной отсталостю
по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
для 9 класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
учитель – логопед
А.А.Халтурина
с. Малые Бутырки 2022
Пояснительная записка
Для большинства умственно отсталых школьников типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Обучение оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.
Поэтому важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
«Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью» разработана на основе документов»:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»;
- «Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью»;
- учебного плана образовательного учреждения.
Общее количество часов составляет 36 часов в год (1 раз в неделю).
Методологические и теоретические основы программы.
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся с умственной отсталостью имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Цели и задачи программы.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Используемые технологии:
-информационные;
-объяснительно-иллюстративные;
-здоровье - сберегающие;
-личностно-ориентированные;
Основные методы организации реабилитационного процесса:
Для достижения поставленной цели и реализации задач реабилитационного процесса используются следующие методы обучения:
- наглядный;
- наглядно-слуховой прием;
- наглядно-зрительный прием;
- словесный;
- практический.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи учащихся с умственной отсталостью требует организации специальной логопедической работы.
На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой являются индивидуальное занятие. На занятие обучающегося отводится, как правило, 20 – 25минут.
Содержание рабочей программы.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико -грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте и изучения родного языка. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в коррекционной школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми в общеобразовательной массовой школе.
Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.
Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция фонематических процессов;
2) коррекционная работа на лексическом уровне;
3) коррекционная работа на синтаксическом уровне;
4) совершенствование связной речи.
9 класс (1 часа в неделю)
Коррекция нарушений чтения и письма.
Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка
Восполнение лексических средств языка
1.Обследование учащихся.
2.Повторение изученного в 8 классе:
- развитие языкового анализа и синтеза,
- формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
- устранение оптической дислексии и дисграфии,
- устранение семантической дислексии,
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне
- развитие языкового анализа и синтеза;
- устранение оптической дислексии и дисграфии;
- устранение семантической дислексии;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
9 класс
Планируемые результаты | |
Минимальные | Базовые |
1 год | |
|
|
Качество речевого развития обучающихся определяются мониторингом, состоящим из диагностики следующих параметров:
- связная речь
- словарь
- грамматический строй речи
- звуковая сторона речи
- слоговая сторона речи
- фонематические процессы
- чтение
- письмо
Мониторинг определяет 5 уровней речевого развития обучающихся с
- Оптимальный (звуки поставлены, автоматизированы в словах, словосочетаниях и фразовой речи, читает по норме, пишет с минимальным количеством ошибок, которые исправляет самостоятельно или после замечаний учителя).
- Выше среднего (звуки поставлены, автоматизированы, в речи допускает соскальзывания, читает по норме, пишет и списывает с различных источников, допускает ошибки, которые сам не исправляет)
- Средний (звуки поставлены, изолированно-автоматизированы, в речи встречаются частые соскальзывания, читает по норме, пишет с ошибками различного характера).
- Ниже среднего (звуки ставятся с трудом, в речи быстро соскальзывают, требуется дополнительная работа по постановке каждого звука, читает ниже нормы, но прочитанное частично осознает, пишет медленно, с ошибками различного характера).
- Низкий (звуки ставятся с трудом, в речи автоматизируются трудно, нет никакого контроля со стороны ребенка, к дефектам речи безразличен, читает ниже нормы, прочитанного не осознает, пишет медленно, с ошибками, имеет низкую учебную мотивацию).
9 класс (33 часов)
Содержание рабочей программы
Форма и режим занятий.
Фронтальные занятия – 1 раза в неделю.
Продолжительность – 20-25 минут.
Каждый конкретный ребёнок будет осваивать данную программу в соответствии со своими возможностями и способностям и в своём темпе продвигаться в речевом развитии.
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во часов | Информационное сопровождение | Дата | ||
Обследование. | 2 ч. | ||||||
1. | Обследование устной и письменной речи | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 1 | Индивидуальные карточки с вопросами. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991 г. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М., « Айрис дидактика», 2007 г. | 02.09 | ||
2. | Обследование устной и письменной речи | Выявить нарушения чтения и письма. | 1 | Индивидуальные карточки с вопросами. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991 г. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М., « Айрис дидактика», 2007 г. | 09.09 | ||
Гласные первого и второго ряда. | 6 ч. | ||||||
3. | Гласные звуки. | Вспомнить гласные первого ряда. Характеристика. | 1 | Схемы гласных звуков, картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г. | 16.09 | ||
4. | Гласные второго ряда. | Вспомнить гласные второго ряда, как они образуются. | 1 | Картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. | 23.09 | ||
5. | Безударные гласные. | Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. | 1 | Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г. | 30.09 | ||
6. | Дифференциация гласных А-Я. | Развивать фонематический слух, расширять словарный запас. | 1 | Карточки с заданиями, картинки по обобщающей теме «Животные и детёныши». Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г. | 07.10 | ||
7. | Дифференциация гласных О-Е. | Вырабатывать дифференциацию о-е в словах, предложении. Совершенствовать грамматические формы речи. | 1 | Карточки с заданиями, стихотворный текст, кроссворд. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г. | 14.10 | ||
8. | Дифференциация гласных У-Ю. | Обогащать лексический запас, развивать фонематический слух. | 1 | Задание по карточкам, кроссворд. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г. | 21.10 | ||
Дифференциация звонких и глухих согласных. | 8 ч. | ||||||
9. | Дифференциация В-Ф в словах, предложениях. | Развивать слуховую дифференциацию звуков в-ф. развивать фонематический слух. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г. | 28.10 | ||
10. | Дифференциация З-С в словах, предложениях. | Развивать умение соотносить звуки з-с с буквами з и с, расширять словарный запас. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г. | 11.11 | ||
11. | Дифференциация Ж-Ш в словах, предложениях. | Развивать слуховую дифференциацию звуков ж-ш. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г. | 18.11 | ||
12. | Дифференциация Б-П в словах, предложениях. | Развивать слуховую дифференциацию звуков б-п. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г. | 25.11 | ||
13. | Дифференциация Д-Т в словах, предложениях. | Развивать умение соотносить звуки д,т с буквами д и т. | 1 | Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды, таблицы. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г. | 02.12 | ||
14. | Дифференциация Г-К в словах, предложениях. | Развивать слуховую дифференциацию звуков к и г. Развивать фонематический слух. | 1 | Карточки с заданиями, веера букв, таблицы. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г. | 09.12 | ||
15. | Дифференциация С-Ш в словах, предложениях. | Формировать умение дифференцировать звуки с-ш. | 1 | Карточки с заданиями, веера букв, таблицы. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г. | 16.12 | ||
16. | Дифференциация З-Ж в словах, предложениях. | Формирование фонематического восприятия; развивать слуховое и речевое внимание. | 1 | Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды, таблицы. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г. | 23.12 | ||
Состав слова. | 3 ч. | ||||||
17 | Корень слова. | Упражнять в подборе однокоренных слов. | 1 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия». | 13.01 | ||
18 | Приставка в слове. | Закрепить знания о слогообразующем значении приставки. | 1 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия». | 20.01 | ||
19 | Суффиксы. | Закрепить знания о словообразующем значении суффикса. | 1 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия». | 27.01 | ||
Части речи | 14 ч. | ||||||
20. 21. | Имя существительное | Значение имени существительного в речи. Склонение. | 2 | Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы». | 03.02 10.02 | ||
22. 23. | Имя прилагательное | Значение имени прилагательного в речи. Склонение | 2 | Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы». | 17.02 03.03 | ||
24. 25. | Глагол | Упражнения на подбор синонимов, антонимов, глагольном словообразовании | 2 | Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы». | 10.03 17.03 | ||
26. | Наречие | Закрепить значение и образование наречий. Упражнения на подбор синонимов, антонимов. | 1 | Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы». | 07.04 | ||
27. 28. | Личные местоимения | Стилистическая роль, правильное употребление местоимений. | 2 | Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | 14.04 21.04 | ||
29. | Числительные | Значение и роль в речи. | 1 | Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | 28.04 | ||
30. 31. | Предлоги | Значение и роль в речи. Дифференциация Приставки и предлога. | 2 | Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | 05.05 12.05 | ||
32. | Работа над предложениями, необходимыми в различных бытовых ситуациях | Работа над предложениями, необходимыми в различных бытовых ситуациях. Закрепление на практике знания о видах предложений | 1 | Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы». | 19.05 | ||
33. | Итоговое обследование | 1 | 26.05 |
- Материальное обеспечение образовательной деятельности.
- Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М., «Мозайка», 2004г.
- Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
- Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М., «Просвещение» , 1981 г.
- Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М., «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
- Ефименко Л,Н, Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М., «Просвещение»,1970 г.
- Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.
- Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М., «Просвещение», 1972 г.
- Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М., «Аквариум», 1996 г.
- Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М., «Владос», 2001 г.
- Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М., 2005 г.
- Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., «5 за знания» 2005 г.
- Филлипова «Говори правильно». – М., Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
- Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М., 2007 г.
- Ястребова А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М., «Аркти», 2007 г.
- Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991 г.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М., «Творческий центр»,2005 г.
- Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М., «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
- Громова О.Е. «Исправление произношение». – М., «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
- Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии» – «Аквариум», 2004 г.
- Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум», 2004 г.
- Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум», 2004 г.
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М., «Владос», 2004 г.
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.
- Логопедия под редакцией Волковой Л.С.– М.: «Просвещение», 1989 г.
- Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,
1998 г.
- Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: «Просвещение», 1978 г.
- Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
7. Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание изменений | Причина | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...