Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики №1
консультация

Быкова Анастасия Павловна

Комплекс упражнений артикуляционной гинастики №1 - это консультационные материалы для родителей. Развитие общей артикуляционной моторики ребенка,  подготовительный этап для постановки звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для развития мышц речевого аппарата

Уважаемые родители, для скорейшего устранения нарушений звукопроизношения необходимо выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику. Гимнастика выполняется перед зеркалом, 5-10 минут каждый день.

Не обязательно выполнять сразу все упражнения, начните с 3-4 упражнений, когда ребенок их освоит, переходите к следующим. Ваше упорство и терпение приведут к хорошим результатам.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:
1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

 

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

 

Улыбка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Трубочка Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Улыбка - трубочка. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

 

Накажем непослушный язычок.

     Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

     Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя: Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

     Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

 

Грибок.

     Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

     Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

     Внимание! 1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Вкусное варенье.

     Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

     Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

     Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка.

     Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

     Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

     Внимание! 1.Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2.Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3.Следить,чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Маляр. 
   
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
   
Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
   
Внимание! 1.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Чашечка

Цель: выработать умение делать язык широким, приподнимая его края в форме чашечки.

Рот широко открыт. Поднять передний и боковые края языка, сделав из языка чашечку.

Внимание! Язык не касается зубов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики для детей

·         Все упражнения следует повторять не менее 4-8 раз;·         Артикуляционную гимнастику следует проводить...

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Комплекс статических и динамических упражнений для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.2. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики...

Упражнения артикуляционной гимнастики

Упражнения для органов артикуляционного аппарата рекомендован всем детям, имеющим те или иные речевых нарушения. ...

Базовые упражнения артикуляционной гимнастики

Базовые упражнения проводятся в начале артикуляционной гимнастики. Статические упражнения выполняются не менее 5 секунд 3-4 раза. Материал содержит иллюстрации и стихотворения для поддержания интереса...

Памятка "Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для формирования правильной дикции в пении в классе эстрадного вокала"

Для подготовки певческого голоса к пению в классе и выступлению на сцене необходимы не только вокальные упражнения, но и дыхательные и артикуляционные упражнения. Без таких упржнений невозможна полноц...