Бумагопластика (папье-маше) как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
презентация к уроку
«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы.»
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество в процессе, которого создается что - то красивое, необычное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.38 МБ |
Бумагопластика (папье-маше) как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы.» В.А . Сухомлинский .
АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность опыта работы заключается в том, что он способствует развитию мелкой моторики рук и подготовке детей к школе, отражает потребность детей творить, созидать своими руками в стремлении здесь и сейчас стать успешным, а значит счастливым .
ЦЕЛЬ РАБОТЫ С оздание условий для гармоничного развития ребенка , и его способностей . Раскрыть и использовать возможности бумагопластики ( папье- маше) для творческого развития и самовыражения детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ 1. Обучать детей техническим приемам и способам работы с бумагой различной фактуры, изготовлению из нее разнообразных изделий, поделок. 2. Повышать сенсомоторную чувствительность, т. е. способствовать тонкому восприятию формы, цвета, пластики. 3. Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапному освоению детьми папье-маше. 4. Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику : развивать воображение, фантазию, пространственное мышление, мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук. 5. Формировать умение оценивать создаваемые предметы , развивать эмоциональную отзывчивость. 6. Развивать первые навыки детского дизайна и формировать навыки сотрудничества. 7 . Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к окружающей природе.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НАГЛЯДНЫЕ – показ, пример, помощь, наблюдение, рассматривание. СЛОВЕСНЫЕ – объяснение , описание, поощрение, использование пословиц , поговорок, загадок. ПРАКТИЧЕСКИЕ – самостоятельное и совместное выполнение работы.
Формы организации детской деятельности Занятие. Обучение приемам изготовления элементов, открытки, подарки родителям, индивидуальные поделки , игрушки. Коллективное творчество в совместной деятельности: к оллажи, макеты( индивидуальные, собранные в общий коллаж( макет); распределение работы для создания общей композиции) Самостоятельное творчество. По желанию и интересу ребенка.
Организация видов деятельности с детьми Обучающие занятия Творческие тематические занятия на закрепление изученного приема Творческие .По замыслу детей.
Познавательная деятельность Практическая деятельность Игровая деятельность Чтение художественной литературы ИКТ Работа с родителями Июль НОД «Что мы знаем о бумаге» Беседа «Что можно сделать из бумаги» Коллективная работа Изготовление из папье-маше персонажей сказок «Колобок» Д/игра «Волшебная бумага» П/и«Что в ведро мы соберем» С/ р игра «Библиотека» Сказка «Колобокр.н с рассматривание иллюстраций «Репка» рус.н с Просмотр мультфильма «Фиксики» серия «Бумага» Акция сбора макулатуры «Дадим вторую жизнь бумаги» Июль НОД «Мусор без сомнения требует деления» Коллективная работа Танцующая пара в национальных костюмах « Товшур » «Пиалы» Д/и «Сортировка мусора» «Сделаем кораблики» С/ р игра «Мастерская книги» Рассматривание Альбома «Декоративно- прикладное искусство калмыцкого народа» «Виртуальная экскурсия На мусоропе - рабатывающий завод» Консультация «Что можно сделать из бумаги Август НОД «Свойства бумаги» Коллективная работа поделки руками детей «Веселые Матрешки», «Петушок» Д/и «Рассортируй мусор», «Что наносит вред природе С/ р «Юный эколог» Экологические сказки из книги «Почемучка» Видеофильм «Как создают бумагу» Мастер Класс «Поделки из пластико - вой посуды Перспективное планирование работы с детьми и родителями воспитанников
Начало творческого процесса
Мы В процессе работы
Взаимодействие с родителями Работа с родителями предполагает : индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-передвижки, информационные стенды, мастер-классы, фотовыставки, выставки детского творчества и выставки с участием родителей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ !
Предварительный просмотр:
Тема: « Бумагопластика( папье-маше) как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Вступительная часть
В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество в процессе, которого создается что - то красивое, необычное.
Слайд 2
«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы.»
В.А. Сухомлинский
Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.
Бумагопластика - это искусство работы с бумагой. Бумага - первый материал, из которого дети умеют мастерить, творить. Она известна всем с раннего детства. Она легко рвется, склеивается, сгибается, скручивается, Этот материал дает большой простор к творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя дизайнером, художником, конструктором, а самое главное - творческим человеком. Виды бумагопластики : Аппликация плоскостная, обрывная, объемная, модульная, геометрическая) , оригами и оригами модульное, вытыканки , квилинг, изделия из бумажных салфеток (комочков) , декупажж, изделия из мятой и сжатой бумаги, изделия из конусов и циллиндров, и зготовление различных макетов. Ну а я остановлюсь на такой виде бумагопластики как папье- маше , что позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции. Посуду, животных, сказочных героев, выполненные в этой технике за счет объема, выглядят как настоящие произведения искусства
Слайд3 АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность опыта работы заключается в том, что он способствует подготовке детей к школе, отражает потребность детей творить, созидать своими руками в стремлении здесь и сейчас стать успешным, а значит счастливым.
Слайд 4 ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Создание условий для гармоничного развития ребенка , его способностей. Раскрыть и использовать возможности бумагопластики
( папье- маше) для творческого развития и самовыражения детей дошкольного возраста.
Слайд 5
ЗАДАЧИ
1. Обучать детей техническим приемам и способам работы с бумагой различной фактуры, изготовлению из нее разнообразных изделий, поделок.
2. Повышать сенсомоторную чувствительность, т. е. способствовать тонкому восприятию формы, цвета, пластики.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапному освоению детьми папье-маше.
4. Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику : развивать воображение, фантазию, пространственное мышление, мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук.
5. Формировать умение оценивать создаваемые предметы , развивать эмоциональную отзывчивость.
6. Развивать первые навыки детского дизайна и формировать навыки сотрудничества.
7 . Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к окружающей природе.
Слайд 6.МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
Для реализации работы с бумагой используются разнообразные методы и приемы . Это методы эксперимента с различными материалами в изобразительной деятельности, направленный на развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения.
НАГЛЯДНЫЕ – показ, пример, помощь, наблюдение, рассматривание
СЛОВЕСНЫЕ – объяснение , описание, поощрение, использование пословиц , поговорок, загадок
ПРАКТИЧЕСКИЕ – самостоятельное и совместное выполнение работы
Слайд 7 Формы организации детской деятельности
- Занятие. Обучение приемам изготовления элементов, открытки, подарки родителям, индивидуальные поделки , игрушки.
- Коллективное творчество в совместной деятельности: коллажи, макеты( индивидуальные, собранные в общий коллаж( макет); распределение работы для создания общей композиции)
- Самостоятельное творчество. По желанию и интересу ребенка.
Слайд 8 Организация видов деятельности с детьми.
- Обучающие занятия
- Творческие тематические занятия на закрепление изученного приема
- Творческие .По замыслу детей.
Слайд 9 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ работы с детьми и родителями воспитанников
Мною разработан перспективный план по данной теме.
Что такое папье-маше? Папье-маше – французское слово, которое переводится как «рваная» или «жеванная бумага». Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками рванной бумаги в несколько слоев. Техника папье-маше относится к одному из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусств
История папье-маше Этот материал изобрели в Китае в первой половине II века. Китайцы обнаружили , что из папье-маше можно изготовить множество вещей, в том числе горшки и даже боевые шлемы., которые покрывали лаком, чтоб придать изделиям прочность и износостойкость. Во Франции в начале XVII века папье-маше использовали для изготовления кукол.
Шло время, человечество стремилось к большему, и к XVII веку из папье-маше стали строить церкви. В XVII веке человек по имени Шарль Дюкрет планировал делать столы, книжные шкафы и даже дома. В России папье-маше стало популярно еще в эпоху Петра I , но промышленное производство художественных изделий из папье-маше возникло в XVII веке.
Что делают из папье-маше из папье-маше изготавливают очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, копилки, маски, игрушки, подносы, подсвечники, рамы для зеркала, декоративные панели для стен и дверей, а так же разнообразные изделия мебели.
Существует три основных способа изготовления изделий из папье маше:
- по первой изделие послойно склеивается на заранее приготовленной модели из маленьких кусочков бумаги (метод маширования )
-по второй изделие формируется из жидкой бумажной массы.(яичные лотки)
-по третьей изделие склеивается подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.
Но я придумала свою технику более упрощенную, на пластиковую бутылку приклеивается из мелких кусочков бумага в несколько слоев, применяется также проволока для рук. Высушенные изделия, шпаклюем, грунтуем, а затем раскрашиваем красками.
В ходе работы я пришла к следующим выводам:
-папье-маше – удивительная технология, которая дает вторую жизнь бумаге;
-папье-маше – это поле для фантазии, нет ни одной игрушки похожей друг на друга.
Технологии папье-маше просты, поделки интересны. Можно сделать массу игрушек и дидактического материала из папье-маше, дает простор для фантазии, развивает творческие способности у детей подтвердилась.
Техника папье-маше различна, осталось выбрать, именно подходящую для вас и творить.
В современном цифровом мире эта нетрадиционная технология немного позабыта, но нам было очень интересно заниматься ручным творчеством, рисовать. Все это обуславливает актуальность исследования техники папье-маше и изготовлением творческих поделок.
Слайд10 ЛИТЕРАТУРА
Слайд 11. Начало творческого процесса .Для этого нужны пластиковые бутылки, различные флаконы, немного проволоки и не нужная бумага , клей ПВА
Почему я стала работать именно по данному направлению, да очень просто , я сама очень люблю заниматься творчеством. Делая пособия и поделки для Доу, дети стояли и смотрели заинтересованно им это было интересно. И на каникулах я решила научить этому детей подготовительной группы, ведь вместе делать папье-маше это гораздо веселее и увлекательнее. Когда видишь блеск и интерес в глазах детей , хочется творить и творить вместе с ними. Как показала практика, работа с бумагой приносит много радости дошкольникам.
При традиционных формах обучения ребенок, получая информацию, способен быстро ее воспроизвести. Применение нетрадиционных техник развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушить правила и использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
В своей работе мы используем разные способы нетрадиционных техник: изделия из мятой бумаги, из полосок, изделия на основе конуса, цилиндра, коробок, папье-маше, изготовления макетов и т. д. Эти приемы не самоцель. Они стали для ребят новым и интересным средством познания окружающего мира.
Новизна заключается в том, что она нацелена не столько на обучение детей способам воздействия на разные виды бумаги, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка, повышение самооценки через осознание «я умею, я смогу» настрою на позитивный лад, снятию мышечного и эмоционального напряжения.
Слайд 12 Папье- маше развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев. Происходит развитие глазомера, зрительно-моторной координации , а также способствует концентрации внимания.
Слайд 13. Бумагопластика имеет огромное значение в развитии конструкторского мышления, художественного вкуса, памяти, активизирует мыслительные процессы, совершенствует трудовые умения.
. В процессе ручного труда развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Изготовление поделок из папье - маше способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность
Слайд 14. Мы в процессе работы
Работа по бумагопластике ведется с учетом индивидуальных возможностей детей и в соответствии возрастным особенностям дошкольников. А также строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного тактичного отношения к личности ребенка.
Мы в процессе работы, дети увлечены работой.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфически детские виды деятельности - игра, рисование, лепка, аппликация и, конечно же бумагопластика. ( папье-маше)
Слайд 15 Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-передвижки, информационные стенды, семинары-практикумы, фотовыставки, выставки детского творчества и выставки с участием родителей.
Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Недостатка в материалах мы не испытываем, родители приносят различную бумагу, журналы, газеты.
Родители принимают активное участие в выставках и конкурсах в детском саду и на городском, всероссийском уровнях:
• выставка: «Герои любимых сказок»; «Умелые руки наших мам»; «Волшебные снежинки», «Новогодняя открытка» и др
Консультации «Развитие моторики рук», «Развитие творчества у детей», «Нетрадиционные способы работы с бумагой». Также вниманию родителей были предоставлены информационные стенды на темы «Папье- маше», и др.
Формы представления педагогического опыта.
Для успешной реализации поставленных задач предполагается тесное взаимодействие с педагогами.
• доклад на семинаре МКДОУ № 4 «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через бумагопластику» (из опыта работы);
•мастер – класс для педагогов Доу «Папье -маше» ( Матрешки, пиалы);
Слайд 16 Хохлома
Слайд 17 Матрешка и Дымковская барышня
Слайд 18 Национальный уголок
Слайд 19 Новогодние персонажи
Слайд 20.Наши любимые сказочные герои
Слайд 21. Мои работы
Слайд 22 Оформление Доу работами
Результаты развития творческих способностей.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки воспитанника является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, ставить и достигать разные цели, упорно добиваться нужного результата. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.
Полученные мною результаты доказывают, что дети старшего дошкольного возраста способны из бумаги творить чудо. Работы педагогов и детей используются в оформлении выставок детского сада и группы.
Слайд 23 Детям войны посвящается
Слайд 24 Героям танкистам
Слайд 25 Грамоты
Слайд 26 Экологический проект « Бумаге вторую жизнь»
Слайд 27 Грамоты
Заключение Бумага – один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить. Однако используется в учебном процессе она явно недостаточно.
Занятия бумагопластики в дошкольном образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики (папье - маше) имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким. Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку. Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, педагогов способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований. Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей: делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности; обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка; способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности; оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей. Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей.
В итоге нашей деятельности в ДОУ мы поняли, что Папье-маше имеет древнюю историю. Мы должны сохранить это уникальное прикладное творчество в современном мире.
В современном цифровом мире эта нетрадиционная технология немного позабыта, но нам было очень интересно заниматься ручным творчеством, рисовать. Все это обуславливает актуальность исследования техники папье-маше и изготовлением творческих поделок. Своей работой мы доказали, что из папье-маше как из бросового материала можно выполнить оригинальные поделки, персонажи сказок, дидактический материал.
Таким образом, формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию творческих способностей дошкольника.
Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.
Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
На данном этапе работы мы справились с поставленными задачами, но работа в технике папье-маше нами только начата, впереди у нас много разработок, и задумок которые, мы надеемся, станут логическим продолжением нашего проекта !
Благодарю вас за внимание! Творческих успехов!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Презентация включает в себя этапы развития, условия возникновения и успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста....
Театральное искусство как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...
"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам игры"
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.Тво...
"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества нетрадиционными техниками и материалами".
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.Чем выше уровень развития способностей челов...
« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Опыт работы по развитию музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность в различных формах работы (инсценировки, театрализация, музыкальные спектакли, досуги и праздники). Оформлени...
Проект «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Проект по данной теме исследования выявит следующее: дети с интересом будут заниматься, добиваться при этом качественного конечного результата, если воспитатель будет применять разный занимательный ма...
«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
laquo;Музыкальныйфольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». В наше время повсеместно наблюдается процесс оскуде...