Программа по воспитательной работе на 2022-2023 учебный год.
рабочая программа
Программа предназначена для работы с детьми школы-интерната.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vr_2022-2023_uch.g._8_gruppa.docx | 128.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей» г.Сыктывкара;
«Бать-мамтӧм да бать-мам дӧзьӧртӧг кольӧм челядьлы 3 №-а
торъя (коррекционнӧй) школа-интернат» Сыктывкарын Коми Республикаса
канму общеобразовательнӧй учреждение»
Рекомендовано методическим советом Протокол № от Рассмотрено и согласовано педагогическим советом Протокол № от | УТВЕРЖДЕНА: Приказом директора ГОУ РК «Школа-интернат №3» |
ПРОГРАММА
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
на 2022-2023 учебный год
Срок реализации программы: | 1 год |
Составители: | Чеснокова Н.А., Колеватова Т.П. воспитатели ГОУ РК «Школа-интернат №3» 8 группы |
Составлена на основе примерной программы: | Худенко Е.Д. и др. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме – М.: АРК ТН, 2008 – 312 с., Справочник воспитателя (классного руководителя) авт.-сост. Е.М. Матвеева, Волгоград: Учитель, 2013.- 137 с., Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение / авт.-сост. Р.П. Карлина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2016.- 311 с. |
Сыктывкар
2022
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка 1.1. Актуальность программы 1.2. Нормативно-правовые основы разработки и реализации программы 1.3. Принципы реализации программы 1.4. Цель и задачи программы 1.5. Участники программы 1.6. Сроки действия программы 1.7. Отличительные особенности программы 1.8. Направления программы 1.9. Циклограмма воспитательной недели. Виды и формы деятельности |
II. Механизм реализации программы 2.1. Режим дня 2.2. Внеурочная деятельность III. Календарно-тематическое планирование 3.1. Календарно-тематический план на 2022-2023 учебный год |
IV. Система контроля за реализацией программы 4.1. Мониторинг реализации программы 4.2. Ожидаемые результаты V. Приложения 5.1. Анализ воспитательной работы за 2021-2022 учебный год 5.1.1. Психолого-педагогическая характеристика группы за 2021-2022 учебный год 5.1.2. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в группе за 2021-2022 учебный год 5.2. Диагностическая методика «Уровень воспитанности учащихся» (по Н.П. Капустину) (5 - 11 классы) VI. Библиографический список |
- Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с положением о воспитательной программе ГОУ РК «Школа-интернат №3».
Воспитательная работа на 2022-2023 учебный год является составной частью системы воспитательной работы в коррекционной школе и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания. Календарно-тематическое планирование разработано на основе пособий для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычевой, Е.Ю. Селивановой, В.В. Титовой. «Справочник воспитателя (классного руководителя)» автора-составителя Е.М. Матвеевой, «Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение» автора-составителя. Р.П. Карлиной.
- Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена ведущей тенденцией современного образования, заключающейся в переходе к реализации нового закона об образовании, в котором говорится о качественном обновлении содержания воспитательной работы, повышении требований со стороны общества и родителей к воспитанию детей, их социализации, культуры жизни. Мы должны подготовить детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной, продуктивной жизни в современном обществе, научить их обеспечивать свои потребности в соответствии с нормами морали, нравственности и Государственными законами РФ.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания воспитанником того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Данная программа адаптирована для каждодневной воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
- Нормативно-правовые основы разработки и реализации программы
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ ред. От 02.07.2021 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года №28.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ.
- Письмо МО РФ от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса детей в ОУ».
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
- Письмо Минобразования России от 04.09.1997 №48 (ред. от 26.12.2000) «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов».
- Принципы реализации программы
- Принцип деятельностного подхода. Способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
- Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования;
- Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации;
- Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями;
- Принцип открытости - школьники планируют жизнь в группе совместно с воспитателем, внося свои коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
- Принцип гуманности. Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки. Обеспечение гарантий защищённости, создание условий для свободного развития, самореализации самоактуализации;
- Принцип творчества. Новые решения традиционных дел, поиск новых вариантов организации познавательной, спортивной, трудовой, предметно – практической деятельности, изменение ролевой позиции при подготовке дел.
- Принцип индивидуальности. Отражение уникальности, неповторимости человека в сочетании, соединении его индивидуальных, личностных и субъективных проявлений;
- Принцип педагогической поддержки. Помощь каждому ребёнку в личностном самоопределении. Поддержка может быть реализована на основе единства деятельности и гуманных взаимоотношений.
- Цели и задачи программы
Цель: Создать благоприятные условия для развития физического, нравственного, эмоционального потенциала детей, формирования межличностных отношений для сплочения коллектива группы и уважительного отношения к взрослым.
Задачи:
- Сформировать представление об основах позитивного социального поведения, и способности нести ответственность за происходящее в группе;
- Формировать ответственность за свое здоровье и воспитывать потребность в здоровом образе жизни, воспитывать умение сдерживать негативные эмоции;
- Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сверстникам;
- Воспитывать навыки коммуникативного общения в коллективной деятельности как социальной ситуации развития ребенка;
- Развивать чувство коллективизма в общем деловом функционировании, осознание принадлежности к группе;
- Формировать навыки коллективной трудовой деятельности и потребность трудиться самостоятельно;
- Совершенствовать культурно-гигиенические навыки. Развивать интерес к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и самоуважения.
- Участники программы
- Воспитанники ГОУ РК «Школа-интернат №3» г. Сыктывкара от 14 до 17 лет.
- Воспитатели: Чеснокова Наталья Алексеевна, Колеватова Татьяна Петровна.
о---------т--
- Сроки действия программы
Воспитательная программа ГОУ РК «Школа-интернат №3» г. Сыктывкара будет реализована с 01.09.2022 по 31.05.2023 года.
- Отличительные особенности программы
Программа воспитательной работы составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Основные цели и задачи программы реализуются через проведение воспитательных занятий. Направления и формы воспитательной работы были выбраны с учетом способностей и возможностей детей данной группы. Предполагается обязательное чередование форм проведения воспитательных занятий в течение недели.
1.8. Направления программы
Направление | Задачи |
Духовно-нравственное воспитание |
|
Культура здоровья |
|
Трудовое воспитание |
|
Эстетическое воспитание |
|
Гражданско-патриотическое воспитание |
|
Проектная деятельность |
|
Экологическое воспитание |
|
1.9. Циклограмма воспитательной недели
1-11 класс
Дни недели | Форма деятельности |
Понедельник | Творческая мастерская |
Вторник | Информационный вестник |
Среда | Воспитательный час |
Четверг | Занятие-упражнение |
Пятница | Индивидуальная работа |
Суббота | Трудовой десант |
Воскресенье | Минутка безопасности |
Виды и формы деятельности
Форма деятельности | Виды воспитательной работы |
Творческая мастерская |
|
Информационный вестник | |
Воспитательный час | |
Занятие-упражнение | |
Индивидуальная работа | |
Трудовой десант | |
Минутка безопасности |
- Механизм реализации программы
Для эффективной реализации программы нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашли свое место, имел мотивацию к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в мероприятиях.
Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- Удовлетворенность детей и взрослых формами работы;
- Творческое сотрудничество взрослых и детей;
- Активное участие детей и взрослых.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
2.1. Режим дня
Режим дня в школе-интернате на 2022-2023 учебный год
Время | Мероприятия |
07.30 | Подъем |
07.30-07.45 | Водные процедуры |
07.45-08.00 | Зарядка |
08.00-08.15 | Завтрак 1 смена (1,2,3,7 группы) |
08.30-08.45 | Завтрак 2 смена (4,5,6,8 группы) |
09.00-13.00 | Учебный процесс 1-5 классы |
09.00-15.00 | Учебный процесс 6-11 классы |
12.20-12.50 | Обед 1 смена (1-7 классы) |
13.30-14.00 | Обед 2 смена (8-11 классы) |
13.30-15.30 | Тихий час, отдых 1-4 классы |
15.30-17.00 | Внеурочная деятельность (отдельное расписание) |
16.00-16.30 | Полдник |
17.00-18.00 | Самоподготовка, занятие по воспитательной программе |
18.00-18.20 | Ужин 1 смена |
18.30-18.50 | Ужин 2 смена |
19.00-20.00 | Прогулка |
20.00-20.30 | II Ужин |
20.30-20.45 | Вечерний туалет Водные процедуры |
20.45-21.00 | Подготовка ко сну Вечерний огонек |
21.00 | Отбой |
2.2. Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность воспитанников 8 группы на 2022-2023 учебный год
День недели | Время | Режимные моменты | Имя воспитанника |
Понедельник (14.30 – 21.00) | 14.50-15.30 | Занятия по интересам | Вся группа |
15.30-16.20 | Психолог | Гена | |
16.00-16.50 | СБО (Стодольский Н.И.) | Влад | |
16.20-16.40 | Полдник | Вся группа | |
16.45-17.15 | Воспитательный час | Вся группа | |
17.20-18.00 | «Стимул» (Удалова Л.А.) | Катя, Настя, Алёна | |
18.00-18.30 | Самоподготовка | Вся группа | |
18.30-19.00 | Ужин | Вся группа | |
19.00-19.40 | Прогулка | Вся группа | |
19.40-20.00 | Второй ужин | Вся группа | |
20.00-20.20 | Бытовые дела | Вся группа | |
20.20-20.40 | «Вечерний огонёк» | Вся группа | |
20.40-21.00 | Подготовка ко сну | Вся группа | |
Вторник (15.30 – 21.00) | 15.45-16.00 | Полдник | Вся группа |
16.00-16.40 | Спортивный час (Зеленцов С.А.) | Влад | |
16.00-16.50 | Логопед | Гена | |
16.00-16.50 | СБО | Настя, Алёна, Катя, Павел, Юра, Дима | |
17.00-17.30 | Воспитательный час | Вся группа | |
17.30-18.10 | Самоподготовка | Вся группа | |
18.10-18.30 | Ужин | Вся группа | |
18.30-19.20 | Прогулка | Вся группа | |
19.20-19.40 | Второй ужин | Вся группа | |
19.40-20.00 | Бытовые дела | Вся группа | |
20.00-20.20 | Занятия по интересам | Вся группа | |
20.20-20.40 | «Вечерний огонёк» | Вся группа | |
20.40-21.00 | Подготовка ко сну. Отбой | Вся группа | |
Среда (15.30 – 21.00 | 15.30-15.50 | Психолог | Гена |
15.30-16.00 | Воспитательный час | Вся группа | |
16.00-16.20 | Полдник | Вся группа | |
16.20-17.00 | Кружок «Подвижные игры» | Гена | |
16.30-17.30 | Релаксация | Настя, Катя, Алёна, Павел, Юра, Дима, Влад | |
17.30-18.30 | Релаксация | Гена | |
17.30-18.10 | Самоподготовка | Вся группа | |
18.20-18.40 | Ужин | Вся группа | |
18.40-19.20 | Прогулка | Вся группа | |
19.20-19.40 | Второй ужин | Вся группа | |
19.40-20.00 | Бытовые дела | Вся группа | |
20.00-20.20 | Занятия по интересам | Вся группа | |
20.20-20.40 | «Вечерний огонёк» | Вся группа | |
20.40-21.00 | Подготовка ко сну. Отбой | Вся группа | |
Четверг (14.30 – 21.00) | 14.50-15.30 | Классный час (Мартюшева С.К.) | Катя, Алёна, Настя, Юра, Павел, Дима |
14.50-15.30 | Классный час (Вишератина М.А.) | Влад | |
15.30-15.50 | Обществознание | Катя, Алёна, Настя, Юра, Павел, Дима | |
16.00-16.50 | Кружок патриотической направленности | Гена | |
16.00-16.20 | Полдник | Вся группа | |
16.30-17.00 | Воспитательное занятие | Вся группа | |
17.00-17.40 | Самоподготовка | Вся группа | |
17.40-18.00 | Кр. «Финансовая грамотность» | Вся группа | |
18.20-18.40 | Ужин | Вся группа | |
18.40-19.20 | Прогулка | Вся группа | |
19.20-19.40 | Второй ужин | занятие Вся группа | |
19.40-20.00 | Бытовые дела | Вся группа | |
20.00-20.20 | Занятия по интересам | Вся группа | |
20.20-20.40 | «Вечерний огонёк» | Вся группа | |
20.40-21.00 | Подготовка ко сну. Отбой | Вся группа | |
Пятница (15.30 – 21.00) | 14.30-14.50 | Классный час | Гена |
15.40-16.00 | Внеурочная деятельность | Гена | |
16.00-16.20 | Полдник | Вся группа | |
16.30-17.00 | Воспитательное занятие | Вся группа | |
17.20-18.00 | Кр. «Ритм» | Настя, Алёна, Катя | |
18.20-18.40 | Ужин | Вся группа | |
18.40-19.20 | Прогулка | Вся группа | |
19.20-19.40 | Второй ужин | занятие Вся группа | |
19.40-20.00 | Бытовые дела | Вся группа | |
20.00-20.20 | Занятия по интересам | Вся группа | |
20.20-20.40 | «Вечерний огонёк» | Вся группа | |
20.40-21.00 | Подготовка ко сну. Отбой | Вся группа | |
Суббота 8.00 – 21.00 | 9.30 -10.30 | Генеральная уборка | Вся группа |
10.45 -12.00 | Занятия по интересам. Прогулка | Вся группа | |
11.00-13.00 | Волейбол | Настя, Павел, Гена | |
12.30-13.00 | Обед | Вся группа | |
13.00-13.30 | Воспитательное занятие | Вся группа | |
14.00-14.40 | Кр. «Финансовая грамотность» | Вся группа | |
15.00-15.40 | Тренажерный | Вся группа | |
16.00-16.20 | Полдник | Вся группа | |
16.30-17.40 | Просмотр ТВ. Прогулка | Вся группа | |
17.45-18.30 | Дидактические игры | Вся группа | |
18.20-18.40 | Ужин | Вся группа | |
18.40-19.20 | Прогулка | Вся группа | |
19.20-19.40 | Второй ужин | Вся группа | |
19.40-20.00 | Бытовые дела | Вся группа | |
20.00-20.20 | Занятия по интересам | Вся группа | |
20.20-20.40 | «Вечерний огонёк» | Вся группа | |
20.40-21.00 | Подготовка ко сну. Отбой | Вся группа | |
Воскресенье 8.00 – 21.00 | 9.00 -10.30 | Генеральная уборка | Вся группа |
10.45 -12.00 | Занятия по интересам. Прогулка | Вся группа | |
12.30-13.00 | Обед | Вся группа | |
13.00-13.30 | Воспитательное занятие | Вся группа | |
14.00-15.30 | Прогулка | Вся группа | |
16.00-16.20 | Полдник | Вся группа | |
16.30-17.40 | Просмотр ТВ. Прогулка | Вся группа | |
17.45-18.30 | Дидактические игры | Вся группа | |
18.20-18.40 | Ужин | Вся группа | |
18.40-19.20 | Прогулка | Вся группа | |
19.20-19.40 | Второй ужин | Вся группа | |
19.40-20.00 | Бытовые дела | Вся группа | |
20.00-20.20 | Занятия по интересам | Вся группа | |
20.20-20.40 | «Вечерний огонёк» | Вся группа | |
20.40-21.00 | Подготовка ко сну. Отбой | Вся группа |
4.1. Мониторинг реализации программы Мониторинг реализации данной программы представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности воспитания и социализации воспитанников школы-интерната. Для проведения мониторинга используем диагностическую методику «Уровень воспитанности учащихся» (по Н.П. Капустиной) (5 - 11 классы) (см. Приложение 5.2). 4.2. Ожидаемые результаты В ходе реализации данной программы ожидается: Духовно-нравственное воспитание Воспитанники должны знать:
Воспитанники должны уметь:
Спортивно-оздоровительное воспитание Воспитанники должны знать:
Воспитанники должны уметь:
Экологическое воспитание Воспитанники должны знать:
Воспитанники должны уметь:
Гражданско - патриотическое воспитание Воспитанники должны знать:
Воспитанники должны уметь:
Эстетическое воспитание Воспитанники должны знать:
Воспитанники должны уметь:
Проектная деятельность Воспитанники должны знать:
Воспитанники должны уметь:
. - уро V. Приложения 5.1. Анализ воспитательной работы за 2021-2022 учебный год
5.1.1. Психолого-педагогическая характеристика группы за 2021-2022 учебный год
На начало и конец учебного года в группе проживает 8 детей: Данная группа воспитанников сформирована в 01.09.2020 учебном году. В период этого времени менялся состав группы, в сентябре 2021 года убыла 1 воспитанница (Настя К., перевод в 5 группу), и прибыл 1 воспитанник (Гена Г., переведен из 2 группы). Возраст детей от 13 до 16 лет. Дети обучаются в 6 классе (Гена Г.), 7 класс (Алёна Т., Павел Д., Юра А., Настя Н.), 8 класс (Даниил П.), 9 класс (Влад Г.). В данной группе обучаются 5 мальчиков, 3 девочки. В сентябре 2022 года в группу прибыл Дима З.. Из группы выбыл Даниил П. Адаптация воспитанника Геннадия Г. прошла на среднем уровне. Старается выполнять правила группы, режимные моменты не нарушает. Воспитанники группы приняли Гену, были сложности с физиологическими особенностями (метеоризм). На замечания окружающих реакция со стороны Геннадия неадекватная – агрессия, оскорбления, угрозы. Отрицательным примером для Гены является родной брат –Владислав Г. (16 лет). В группе выполняет поручение – ответственный за вынос мусора, проявляет самостоятельность. Трудовые навыки сформированы. Санитарно-гигиенические навыки сформированы на среднем уровне, требуется частичный контроль. Навыки самообслуживания на среднем уровне, умеет складывать одежду, но забывает убрать на место, требуется напоминание и контроль. Таблица 1
Таблица 2
Информация по воспитанникам «группы риска».
Состоит на внутришкольном учёте, 09.09.2021
Все воспитанники с интеллектуальными нарушениями: 7 детей с лёгкой степенью умственной отсталости и 1 ребёнок со средней степенью умственной отсталостью; 1 ребёнок с нарушением зрения, 4 детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, 2 детей обучающиеся по СИПР,1 ребёнок с синдромом Дауна. 2. Особенности поведения и межличностного общения Несмотря на слабое развитие в интеллектуальном плане в группе сформирована познавательная и учебная мотивация. Активно контактируют с окружающим их социумом: с педагогами и сверстниками, одногруппниками. С трудом организуется процесс познания себя и окружающих. Тем не менее воспитанники занимаются в меру своих способностей и возможностей. Активность в межличностном общении проявляют Данил П. и Влад Г. Ведущими видами деятельности в группе является учеба, общение, труд, спорт. Мотивы участия в коллективным формам деятельности группы :получения поощрения, кто больше получит лайков. Негативное отношение проявлял Влад Г., менее ответственный, импульсивный, конфликтный, если у него есть настроение помогал воспитателям, а если нет желания, конфликтовал, нарушал субординацию, проявлял агрессивность. 3. Наличие группировок в группе У воспитанников группы сформированы ценностные ориентации. Большинство детей в целом дистиллированы, много нарушений у Паши Д, Кати А.. В коллективных делах активны, любят постоянного внимания, поощрения и индивидуального взаимодействия. Не все воспитанники в группе прислушиваются к общественному мнению, были сформированы некоторые традиции группы: дни рождения, пятиминутки, участие в различных конкурсах (8 марта,23 февраля, Новый год и .т.д), ежедневные внутригрупповые акции. Отверженных детей в группе нет, лидер Данил П.. Воспитанники все стараются принимать участие в жизни школы-интерната. Активно контактируют с педагогами дополнительного образования. Принимают участие в волонтёрском движении Влад Г, любят спорт Гена Г, занимаются творчеством Алёна Т, Катя А.. Часто возникают проблемы поведенческого характера во время самоподготовки, проявляется безответственное отношение к выполнению домашних заданий или полное игнорирование данного вида деятельности (Влад Г., Катя А). 4. Стадия развития коллектива в группе воспитанников В целом группа открыта к воспитанию, развитию. Присутствуют чувства сопереживания и доброжелательности. Нуждается в поддержке развитии самостоятельности, инициативы, самоуправления. Поведение воспитанников группы имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением. Взаимоотношение мальчиков и девочек не всегда доброжелательны, взаимовыручка может быть только по просьбе воспитателя, так же забота. Во взаимоотношениях с воспитателями любят постоянного внимания, поощрения и индивидуального взаимодействия. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда и не у всех, но большинство может оценить свою работу самостоятельно. В просьбе воспитателя, какого-нибудь действия склонны к упрямству, если ощущают свою правоту. Легко устанавливают связь со сверстниками, общаются между собой по возрастным подгруппам. Воспитанники заинтересованы и активны в совершенствовании группы, с удовольствием вносят предложения по улучшению и сохранению положительного внешнего и внутреннего благоустройства проживания. Учувствуют в ежедневном подведении итогов «лайков». Есть у воспитанников, но не у всех стремление помочь младшим ребятам в разрешении трудностей, возникающий перед ними. 5. Отношение к труду, поручениям Каждый воспитанник выполняет поручение в группе, но не все добросовестно, своевременно относятся к выполнению поручений. Порой проявляют лень в делах Катя А., Паша Д., хитрят, не доводят начатое до конца. Трудовые дела выполняются под контролем взрослых, хорошо выполняют поручения по памятке (устно, перед выполнением проговаривается план действий). Хорошо принимают помощь Настя Н., Гена Г.. Юра А. старается сделать всё сам, но требуется контроль. Даниил П. хорошо реагирует на похвалу, выполнит работу хорошо, если есть настроение. Хорошо, с удовольствием выполняют шефскую помощь воспитанникам младшего возраста. Воспитанники не отказывают помогать взрослым, работающему в школе персоналу наоборот с лёгкостью соглашаются. 6. Вовлеченность и заинтересованность воспитанников во внеурочной деятельности, посещение кружков Таблица 3
Влад Г. участвовал в волонтерском движении. Участие в мероприятиях различного уровня Таблица 4
5.1.2. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в группе за 2021-2022 учебный год Цель: Развитие коллектива группы через формирование системы навыков самоуправления, осознанную деятельность и ситуации выбора. Задачи:
Цель воспитательной работы была направлена на формирование таких качеств личности как: самостоятельность, ответственность, инициативность, умение и желание выполнять общественно-полезную деятельность, умение осознавать себя частью общества. Направления и формы воспитательной работы были выбраны с учетом способностей и возможностей детей данной группы. Духовно-нравственное воспитание. Задачи. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки. Развитие способности нести ответственность за свой выбор. Развитие механизмов эмоционального регулирования поведением. Развитие мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний, потребностей. Результаты работы. Сформировалось представление о нравственных понятиях: доброта, честность, правдивость, ложь, трудолюбие, дисциплинированность, любознательность, уважение. Имеют представление об основных обязанностях и правах, даны представления об основных нормах поведения. Не всегда понимают, следствия своего выбора. Следует продолжить работу в данном направлении. Даны представления о правилах общения, поведения. Воспитанники с удовольствием участвуют в общешкольных мероприятиях, внутри класса. Культура здоровья. Задачи. Формирование основ интимно-личностного поведения. Развитие навыков коллективной творческой деятельности, навыков саморегуляции и самоанализа. Поддержание психического и физического здоровья. Коррекция эмоционального состояния и мыслительных процессов. Коррекция поведения в незнакомых и знакомых ситуациях. Формирование сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. Приобретение навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных условиях, умение оказывать помощь пострадавшим. Формирование стойкого желания ценить здоровье и вести ЗОЖ. Результаты работы. Сформированы основы интимно-личностного поведения. Сформированы навыки личной гигиены. Научились оценивать и частично корректировать своё поведение. Сформированы основные умения по ОБЖ. Даны представления о правилах поведения в незнакомых ситуациях. Большинство воспитанников имеют желание вести ЗОЖ, понимают роль полезных привычек. Воспитанники не имеют привычки к курению. Трудовое воспитание. Задачи. Приобщение воспитанников к труду, привитие чувства уважения к людям рабочих профессий. Развитие потребности трудиться и способности к самосовершенствованию. Формирование основ экономической грамотности. Результаты работы. Воспитанники ежедневно участвовали в трудовых делах группы, научились оценивать результаты совместной работы. Изучили основной алгоритм действий при выполнении трудовых поручений. Стали бережнее относиться к своему и чужому труду. Сформированы представления о понятиях «экономика». «деньги», «бюджет». Эстетическое воспитание. Задачи. Формирование у детей эстетической восприимчивости, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни. Развитие эмоциональной сферы воспитанников, способность проявлять и выражать этетические чувства и переживания. Приобщение воспитанников к общечеловеческому этикету и овладению им. Создание психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности воспитанников. Результаты работы. Участие в акциях разного уровня, способствовало развитию заинтересованности познавать мир эстетики. Воспитанники рисовали, создавали поделки своими руками. Сформированы представления о красоте быта, внешнего вида, красоты природы. Гражданско-патриотическое воспитание. Задачи. Развитие стремления быть ответственным за свои поступки. Изучение познавательных способностей, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферы воспитанника, его окружения, поведения и поступков. Регулирование поведения, поиск путей достижения жизненных целей, предвидение последствий своего выбора. Воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение. Формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности. Имеют представление о правилах школы, хорошо ориентируются в режимных моментах. Результаты работы. Хорошо ориентируются в школе. Имеют представление о правилах этикета при общении с детьми, взрослыми. Сформированы представления о понятиях: герой, доблесть, отвага. совесть, честь. Сформировано представление о Малой родине, Отечестве, Родине. Научились понимать, что за свои поступки, необходимо нести ответственность. Проектная деятельность. Задачи. Развитие навыков самостоятельности. Развитие способности планировать свою деятельность. Формирование умения работать в группе по правилам. Развитие способности оценить результат своей деятельности. Результаты работы. Познакомились с правилами работы в группе. Научились выполнять задания в группе. Пока с трудом оценивают результат совместной работы. Реализация исследовательского проекта «Утюг-помощник человека?!» Экологическое воспитание. Задачи. Развитие элементарных представлений экологической грамотности, экологического поведения. Формирование навыков общения, формирующих отношение ребенка к окружающей среде. Результаты работы. Сформированы представления о правилах поведения в природе. Даны представления о правилах безопасности. Сформировалось желание быть бережливым. В начале учебного года был избран актив группы, командиром был выбран Влад Г., помощником командира Даниил П.. Влад Г. безответственно относился к выполнению своих обязанностей, в группе показал себя не с хорошей стороны, поручения воспитателей во время не выполнял, слабо проявляет инициативу во внеклассных мероприятиях, обращался к воспитанникам нецензурно, не пользовался уважением среди воспитанников. В связи с этим решением коллектива воспитанников было принято решение, поменять командира, единогласно выбрали Даниила П.. Данил ответственно относился к выполнению своих обязанностей, в группе второй год показал себя с хорошей стороны, поручения воспитателей выполняет, проявляет инициативу во внеклассных мероприятиях, пользуется уважением среди воспитанников. Для реализации всех поставленных задач и активизации воспитанников в течение года с детьми была реализована коллективная игра «ЛАЙКИ». Выбраны основные критерии (исходя из проблемных моментов), ежедневно на «Вечернем огоньке», участники игры совместно с воспитателями оценивали, обсуждали, давали советы и рекомендации. Акции: «Чистое слово» (совместно с детьми оценивали умение не нарушать правила чистой речи, общение без использования нецензурных слов). «Моё поведение» (воспитанники оценивали своё поведение в течении дня). «Я и школа» (оценивали поведение в школе, ответственное отношение к получению знаний, уважительной отношение к друг другу и взрослым). «Всё умею, всё могу» (выполнение поручений, закрепленных на учебный год). «Свет, мой зеркальце, скажи…» (оценивали умение следить за внешним видом, быть аккуратными и опрятными.) «Порядок+чистота=уют» (оценивали навыки самообслуживания, порядок в бытовом шкафу, порядок в спальнях, в личных вещах. Данные акции позволяли не только выявлять лидером, но и стимулировали воспитанников на ответственность, способность анализировать себя и других, стремиться к выполнению поручений, быть более самостоятельными, стремится быть здоровым. В течение года дети весьма активно участвовали в жизнедеятельности класса. Ребята проявили свои способности: инициативу, стремление к самостоятельности, активность, любознательность. В этом учебном году педагогами группы (Чесноковой Н.А., Колеватовой Т.П.) был организован и реализован исследовательский проект «Утюг – помощник человека?!». Воспитанники совместно с воспитателями отправились на поиск ответа на вопрос «А нужен ли современному человеку утюг?». На занятиях выработали алгоритм действий, распределили выполнение задач. В ходе работы, воспитанники освоили начальный уровень пользователя программы Word. Самостоятельно и при частичной поддержке воспитателей научились находить необходимую информацию в сетях интернета. Итог работы – это познавательный мультфильм-спектакль «Утюг – помощник человека!». На школьном конкурсе получили грамоту в номинации «Самый информационный проект». Последовательность календарно-тематическое планирования воспитательных занятий выполнялась в системе. По понедельникам проводилась творческая мастерская, воспитанникам очень нравилось, что-то творить своими руками. По вторникам проводился информационный вестник, воспитанники искали информации, фотографии с журналов. По средам проводился воспитательный час, дидактические игры были полезны для воспитанников. По четвергам проводились занятия-упражнения, были моменты когда ребятам было сложно и конечно требовалась помощь, например, игра-упражнение «Кто щедрый, тот в дружбе первый» и т.д.). По пятницам проводилась индивидуальная работа. По субботам проводился трудовой десант, воспитанники ответственно делали генеральную уборку в игровой комнате, каждый воспитанник на пятиминутках по распределению генеральной старался брать на себя поручение которое может выполнить самостоятельно и хорошо. По воскресеньям проводились минутки безопасности. Содержание воспитательских мероприятий в каникулярное время (осенние, зимние, весенние каникул), внеклассных занятий были проведены в различных формах: внеклассное чтение, деловые игры, мини-проекты, творческие мастерские, экскурсии, различные виды бесед (этические, проблемно-диалоговые, анализ ситуаций), интерактивные игры, дидактические игры, практические занятия, часы общения, просмотр фильмов, различные викторины. Для решения проблемных вопросов, формирования сознательного поведения, добросовестного отношения к поручениям большое влияние оказали ежедневные пятиминутки, индивидуальная работа, соревнования по лайкам. Воспитанники активно (на своем уровне и способностям) обсуждали проблемы группы, пытались решать их самостоятельно, индивидуально и критично оценивали результаты своей работы и работу одногруппников. Негативное отношение проявлял Влад Г. менее ответственный, импульсивный, конфликтный, В связи с тем, что он учится в старших классах, а большинство детей младше, воспитанники считались с его мнением и реагировали на замечания. Влад выполнял поручения по настроению, если у него все хорошо, помогает воспитателям, а если нет желания, конфликтует, нарушает субординацию, становиться неуправляемый, агрессивный. Поэтому ежедневно с воспитанником проводилась коррекционная работа: индивидуальная работа, медикаментозное лечение, разбор ситуаций, убеждения, пятиминутки. Так же для проведения занятий, мероприятий по программе по воспитательной работе применяли технологии это исследовательская деятельность, индивидуальный и дифференцированный подход, проектная деятельность. Мониторинг реализации данной программы представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности воспитания и социализации воспитанников школы-интерната. Для проведения мониторинга используем диагностическую методику «Уровень воспитанности учащихся» по Н. П. Капустину (5-11 классы). Все воспитанники старались активно участвовать на занятиях по художественно-эстетическому воспитанию, гражданско-патриотическому воспитанию, спортивно-оздоровительное воспитание так же общешкольных мероприятиях воспитанники участвовали с большим удовольствием. Равнодушных, пассивных ребят не проявлялась. Более эффективно на воспитательское воздействие повлияло беседы и индивидуальная работа, дидактические игры, практические занятия, часы общения, просмотр фильмов, различные викторины. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с воспитанниками, в рамках программы по воспитательной работе. Для профилактики с трудным подростком Влад Г, проводились беседы, индивидуальная работа, коррекционная работа, медикаментозное лечение, разбор ситуаций вместе социальными, медицинскими работниками, заместителем директора по учебной части, организатор по внеурочной деятельности. Таким образом, цель, которая поставлена, достигнута, но работу по созданию благоприятной среды для воспитанников и сплочению детей планируется продолжить в 2022-2023 учебном году. 5.2. Диагностическая методика «Уровень воспитанности учащихся» (по Н.П. Капустину) (5 - 11 классы) Анкета ученика (цы)________ класса _______________группы ФИ воспитанника_____________________________________________ Дата анкетирования_______________________
Бережливость
Дисциплинированность
Ответственное отношение к учебе
Отношение к общественному труду
Коллективизм, чувство товарищества
Доброта и отзывчивость
Честность и справедливость
Простота и скромность
Культурный уровень
Расчет делать по каждому пункту. Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16 Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников). Также оценивают воспитатели. Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
VI. Библиографический список 1. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод.пособие/ З.М.Молчанова, А.А.Тимченко, Т.В.Черникова; Под ред. Т.В.Черниковой, - 2-е изд., стереотипное -М.: Глобус, 2007 2. Микляева А.В. Я - подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии (7 класс). - СПб.: Издательство «Речь», 2003 3. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - 4-е изд., испр. и доп. - М.:Аркти, 2008. - 312 с. (Метод. биб-ка) 4. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС/Т.В.Плахова - Волгоград: Учитель, 2015 5. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. М.: Народное образование, 2001 Серия «Самосовершенствование личности» 6. Сизанов А.Н., Криптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака 5-11 классы. - М.:ВАКО, 2008 7. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение/ авт.-сост. Р.П. Карлина. - Изд 2-е. - Волгоград: Учитель, 2016. - 311 с. 8. Справочник воспитателя (классного руководителя)/ авт.-сост. Е.М. Матвеева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 137 с. 9. Потапов С., Вакса О. Курс выживания для подростков. -М.: АСТ-ПРЕСС, 2001 10. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернат, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. -М.:АРКТИ, 2005 Интернет ресурсы:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы на 2022-2023 учебный год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26105921","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
План учебно-воспитательной работы на 2022-2023 уч.г.
ПЛАНУчебно-воспитательнойработы преподавателя...
ПЛАН воспитательной работы на 2022-2023 учебный год
ПЛАН воспитательной работы на 2022-2023 учебный год...
План воспитательной работы на 2022 - 2023 учебный год.
Организация воспитательной деятельности....
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 2022-2023 учебный год для 5-9 классов
(ООО) (уровень основного общего образования) Модуль «Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни»...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 2022-2023 учебный год для 8А класса Классный руководитель Миришова Кристина Валерьевна Модуль «Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни»
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫна 2022-2023 учебный год для 8А класса Классный руководитель Миришова Кристина ВалерьевнаМодуль «Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый ...
Программа по воспитательной работе за 2022-2023 г.г.
Настоящая программа разработана в соответствии с положением о воспитательной программе ГОУ РК «Школа-интернат №3»....