Рабочие программы
рабочая программа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 б класс (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II), рабочие программы по предметам: "Двигательная активность", "Предметно-практические действия", коррекционному курсу "Дефектологические занятия"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № __ от ___________ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По коррекционному курсу
«Предметно-практические действия»
Классы: 9 б Объём: 68 занятий Учитель: Карманова Ю.В. |
г. Нефтеюганск-2022
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
1.1 | Основные задачи | |
1.2 | Основные направления и формы занятий | |
2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | |
3 | Календарно – тематическое планирование |
- Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
- Основные задачи
Программа предназначена для обучающихся 9 б класса. У детей с умеренной умственной отсталостью. Процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой, но часть обучающихся осваивает основные навыки, необходимые для простой практической работы при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного наблюдения. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями ППК, задачами индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся (см. Таблицу 1);
Таблица 1
- Коррекционно – развивающие задачи для
обучающихся на 2022-2023 учебный год
Класс | Ф.И обучающегося | Учебно-коррекционная | Коррекционно-воспитательная | Коррекционно-развивающая |
1 | ………… | Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. . | Сформировать умения при направляющей помощи педагога выполнять посильные задания от начала до конца | Сформировать умениевступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.). |
2 | …………. | Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями | Сформировать умение выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога | Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около). |
3 | …………… | Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. | Сформировать умение выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога | Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около). |
4 | ……………. | Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. | Сформировать умение выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога | Сформировать умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.). |
1.2. Основные направления и формы занятий.
№ | Раздел | Формы организации коррекционных занятий) | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | «Действия с материалами» | Индивидуальная | Личностные - Осознание себя как ученика Коммуникативные -Обращаться за помощью и принимать помощь-доброжелательно относиться, сопереживать Регулятивные -передвигаться п школе, находить свой класс | Слуховое восприятие -прием «Ответ на вопрос, два вопроса» -игры: «Что упало?» «У кого колокольчик», «Найди игрушку». Зрительное - зрительная гимнастика - игра «Наложенные» изображения Тактильное восприятие -Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). -работа с пластилином -игры с мозаикой |
2 | «Действия с предметами» | Индивидуальная |
Таблица 2
- Планируемые результаты реализации программы (коррекционной работы)
Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.
Название курса | Предметные результаты | Личностные результаты | |
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы | ||
Предметно-практические действия | -освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами. - уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. - уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.; - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога; - уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте; - уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке; - уметь открывать и закрывать емкости для хранения; - уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики; -рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы -выполнять последовательно организованные движения; -играть с кубиками, карандашами, палочками; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу | - освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами -уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом). - уметь захватывать и удерживать предмет; -уметь сминать лист бумаги; - уметь открывать емкости для хранения; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки | - овладеть навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности; |
Ожидаемые результаты: овладеют элементарными действиями с предметами и материалами
3. Календарно-тематическое планирование занятий
1 четверть
Раздел | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Действия с предметами. | 1 | Предметно-манипулятивные действия. | 2 | |
2 | Простые подражательные действия. | 2 | ||
3 | Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная) двумя руками (одной рукой). | 2 | ||
4 | Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. | 2 | ||
Действия с материалами | 5 | Действия с материалами разных поверхностей. | 2 | |
6 | Знакомство с разными видами бумаги. | 2 | ||
7 | Упражнения с бумагой. | 2 | ||
8 | Размазывание материала (краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). | 2 | ||
9 | Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. | 2 |
2 четверть
Раздел | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Действия с предметами. | 1 | Покажи предмет. | 2 | |
2 | Учимся ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). | 2 | ||
3 | Простые постройки из кубиков. | 2 | ||
Действия с материалами | 4 | Работа с сыпучими материалами. | 2 | |
5 | Изготовление сенсорных мешочков из крупы и воздушных шариков. | 2 | ||
6 | Рисование пальчиками | 2 | ||
7 | Рисование ладошками. | 2 |
3 четверть
Раздел | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Действия с предметами. | 1 | Складывание фигур из счетных палочек. | 2 | |
2 | Складывание разрезных картинок. | 2 | ||
3 | Конструктор. Знакомство. | 2 | ||
4 | Мозаика. Знакомство. | 2 | ||
5 | Раскладывание геометрических фигур в нужном порядке. | 2 | ||
Действия с материалами | 6 | Работа с пластилином. | 2 | |
7 | Работа с сыпучими материалами. | 2 | ||
8 | Работа с сыпучими материалами. | 2 | ||
9 | Обобщение изученного материала. | 2 |
4 четверть
Раздел | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Действия с предметами | 1 | Размазывание пластилина по заготовкам | 2 | |
2 | Разложи по форме. | 2 | ||
3 | Игры с кубиками. | 2 | ||
4 | Складывание фигур из кубиков. | 2 | ||
5 | Складывание фигур из кубиков. | 2 | ||
6 | Обобщение материала по разделу: «Действия с предметами» | 2 | ||
Действия с материалами | 7 | Действия с природными материалами. | 2 | |
8 | Обобщение изученного материала. | 2 |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № __ от ___________ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) редакция 2020 года)
Класс: 9 б
Объём: 68 занятий
Учитель: Карманова Ю.В.
г. Нефтеюганск – 2022
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | |
1.1. | Основные задачи | |
1.2. | Основные направления и формы занятий | |
2. | Планируемые результаты | |
3. | Календарно-тематическое планирование |
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Двигательное развитие» разработана на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 9 б класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Основные задачи
Программа предназначена для обучающихся 9 б класса. У детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями ППК, задачами индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся (см. Таблицу 1);
Таблица 1
Коррекционно – развивающие задачи
для обучающихся на 2021 - 2023 учебный год
Класс | Ф.И обучающегося | Учебно-коррекционная | Коррекционно-воспитательная | Коррекционно-развивающая |
1 | …. | Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. . | Сформировать умения при направляющей помощи педагога выполнять посильные задания от начала до конца | Сформировать умениевступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.). |
2 | …. | Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями | Сформировать умение выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога | Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около). |
3 | …. | Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. | Сформировать умение выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога | Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около). |
4 | ……….. | Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. | Сформировать умение выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога | Сформировать умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.). |
- Основные направления и формы занятий
№ п.п | Раздел | Формы организации учебных (коррекционных) занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
Развитие моторных навыков | Индивидуальные Дистанционная* | - Формирование учебного поведения: - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); - умение выполнять инструкции педагога; - умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Формирование умения выполнять задание: - в течение определенного периода времени, - от начала до конца, Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действия и т.д. Включение обучающегося в разные виды деятельности. Создание разных форм мотивации, позволяющих включать в мотивированную деятельность и поддерживать активность. | -Моделирование, анализ ситуации, стимулирование, положительный пример. Упражнения: -сравнить промежуточный результат с эталоном; -выполнить действия по инструкции; -участвовать в коллективно-распределительной деятельности; - Коррекция пространственной ориентировки; -Упражнения на коррекцию двигательных и моторных навыков; - Упражнения на коррекцию зрительной памяти. | |
Кинестетическое развитие | ||||
Общеразвивающие и корригирующие упражнения |
*В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой возможно дистанционное обучение.
- Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы
Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися предметных (коррекционных) личностных результатов, формирует базовые учебные действий (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты | Предметные |
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; - социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | формирование знаний о положительном влиянии физических упражнений на организм, формирование представлений о правильной осанке, о правильном дыхании, формирование знаний о правилах личной гигиены. коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т.д.) коррекция нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировке в пространстве, равновесия и т.д.); устранение недостатков в развитии двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и др.). выполнение комплексов лечебной гимнастики по демонстрации (самостоятельно, с помощью, со значительной помощью) |
- Календарно-тематическое планирование занятий
№ | Тема | Кол – во час | Дата проведения |
I четверть (18 занятий) | |||
Дыхательные упражнения. | 1 | ||
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки. | 1 | ||
Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет. | 1 | ||
Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях | 1 | ||
Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях | 1 | ||
Изменение длительности дыхания. | 1 | ||
Изменение длительности дыхания. | 1 | ||
Дыхание при ходьбе. | 1 | ||
Дыхание при ходьбе. | 1 | ||
Движение руками в исходных положениях. | 1 | ||
| Движение руками в исходных положениях. | 1 | |
Движение предплечий и кистей рук. | 1 | ||
Движение предплечий и кистей рук. | 1 | ||
Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. | 1 | ||
Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. | 1 | ||
Хлопки в ладоши с изменением темпа. | 1 | ||
Хлопки в ладоши с изменением темпа. | 1 | ||
Наклоны головой. | 1 | ||
II четверть (14 занятий) | |||
Наклоны туловищем. | 1 | ||
Наклоны туловищем. | 1 | ||
3 | Сгибание стопы. | 1 | |
4 | Сгибание стопы. | 1 | |
5 | Перекаты с носков на пятки. | 1 | |
6 | Перекаты с носков на пятки. | 1 | |
7 | Приседания | 1 | |
8 | Приседания | 1 | |
9 | Упражнения на равновесие. | 1 | |
10 | Упражнения на равновесие. | 1 | |
11 | Повороты: налево, направо, вверх, вниз. | 1 | |
12 | Повороты: налево, направо, вверх, вниз. | 1 | |
13 | Ходьба ровным шагом | 1 | |
14 | Ходьба по кругу, взявшись за руки. | 1 | |
III четверть (20 занятий) | |||
| Бег: на месте, вправо, влево, назад, вперед. | 1 | |
| Бег: на месте, вправо, влево, назад, вперед. | 1 | |
| Ходьба по кругу, взявшись за руки. | 1 | |
| Ходьба на носках | 1 | |
| Ходьба на носках | 1 | |
Ходьба в медленном и быстром темпе | 1 | ||
Ходьба в медленном и быстром темпе | 1 | ||
| Ходьба по линии | 1 | |
| Ходьба по линии | 1 | |
| Ходьба на носках | 1 | |
| Ходьба на носках | 1 | |
| Захват предметов | 1 | |
| Захват предметов | 1 | |
| Передача предметов | 1 | |
| Передача предметов | 1 | |
| Бросание мячей | 1 | |
| Бросание мячей | 1 | |
| Перекатывание мячей | 1 | |
| Перекатывание мячей | 1 | |
| Перекатывание мячей | 1 | |
IV четверть (16 занятий) | |||
Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) | 1 | ||
Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем | 1 | ||
Ходьба по ровной горизонтальной поверхности | 1 | ||
» Ходьба в медленном и быстром темпе | 1 | ||
Ходьба в медленном и быстром темпе | 1 | ||
Упражнение «Птичка», «Веточка | 1 | ||
Ходьба в медленном и быстром темпе | 1 | ||
Ходьба в медленном и быстром темпе | 1 | ||
«Кошка и мышки». Игра. | 1 | ||
«Волшебный мешочек». Игра. | 1 | ||
Вот так позы». Игра. | 1 | ||
Аист ходит по болоту». Игра. | 1 | ||
Запомни порядок». Игра. | 1 | ||
Третий лишний». Игра. | 1 | ||
«Мышеловка» Игра. | 1 | ||
| Повторение | 1 |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийскогоавтономногоокруга – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ)
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения специалистов Протокол от «___»________202__ г. № ___ | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ______________М.И. Иванова приказ от «___»______202_ г. №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу
«Дефектологические занятия»
Классы: 3-4
Объём: 408 занятий
Учитель-дефектолог:
Карманова Ю.В.
г. Нефтеюганск-2022 г.
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | |
1.1. | Психолого-педагогическая характеристика обучающихся | |
1.2. | Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы | |
1.3. | Создание образовательной среды | |
2. | Содержательный раздел | |
2.1. | Содержание занятий с обучающимися | |
2.2. | Календарно-тематическое планирование |
Нормативное обеспечение программы
Программа составлена в соответствии с Программой коррекционной работы Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья».
Реализация программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".
- нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:
- Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
- правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
- Уставом ОО;
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
- Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;
- Положением о внутренней системе оценки качества образования;
- Положением о формах обучения.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия» составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).
Цель программы:
- осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ начального общего образования, дополнительных образовательных программ.
Задачи программы:
- закрепление знаний, умений и навыков и восполнение пробелов знаний обучающихся по предметам учебного плана.
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
- определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и логопедической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Программа разработана для обучающихся 3-4 классов с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Всего – 4 обучающихся. Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.
Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.
Для данной категории детей характерны:
-четкая видимостью интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий;
-недостаточно развитая речь с аграмматизмами и косноязычием, принимают участие в простых беседах, обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих потребностях, некоторых случаях никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи;
- не резко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи);
- эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);
- разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);
- замедленным темпом психического развития;
- отставанием развития навыков самообслуживания, трудность формирования трудовых навыков.
Исходя из анализа работы за 2017-2018 учебный год определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, на основании которых спланирована коррекционная работа (см. таблицу 1).
Таблица 1
Коррекционно – развивающие задачи для обучающихся
на 2022 - 2023 учебный год
Класс № п/п | Ф.И обучающегося | Учебно – коррекционная | Коррекционно – воспитательная | Коррекционно – развивающая |
3 | ||||
1 | Ислам К. | Сформировать количественные представления от 1 до 5. | Сформировать умение готовиться к уроку до звонка с обучающей помощью учителя. | Сформировать пространственные представления (на, под, за). |
2 | Анастасия Я. | Сформировать количественные представления (от 1 до 5). | Сформировать умение готовиться к уроку до звонка с направляющей помощью учителя. | Сформировать пространственные представления. |
4 | ||||
1 | Артем М. | Формировать количественные представления (от 1 до 5). | Формировать умение работать в малых группах. | Формировать пространственные представления (на, под, за). |
2 | Роман Ч. | Сформировать количественные представления (от 1 до 5). | Сформировать умение соблюдать правила поведения на уроке. | Сформировать временные представления |
В основу программы были положены следующие принципы:
- Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития базовых учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой духовно-нравственного развития.
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).
1.2. Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Программа определяет возможные личностные результаты и базовые учебные действия (см. Таблицу 2.)
Таблица 2.
Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты | БУД |
|
|
- Создание образовательной среды
Особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вызывают необходимость создания специальных условий организации образовательного пространства (см. таблицу 3).
Таблица 3
Сведения о создании условий для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
№ п.п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
|
2.Содержательный раздел
Программа включает направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее. Диагностическое направление работы включает в себя: систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка, выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления.
Основное направления коррекционной работы это:
- коррекция пробелов в знаниях.
Коррекционная направленность программы реализуется с учетом рекомендаций медико-психолого-педагогического консилиума, через деятельностный подход и создание специальных условий для обучающихся. Эффективность коррекционных занятий обеспечивается посредством взаимодействие с учителем, логопедом, психологом, родителями и другими участниками сопровождения.
Занятия проводятся индивидуально. Содержание программы для индивидуальных занятий интегрировано с содержанием учебных предметов русский язык, математика, чтение, развитие устной речи и направлено на расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, на преодоление трудностей в усвоении программного материала по данным предметам. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, развитие устной речи) и соответственно отбираются содержание и методические приемы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции.
Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: предметно-практической, конструктивной, изобразительной, игровой и др. В занятия включены упражнения для формирования личностных характеристик школьников. Предусмотрено использование информационно - коммуникационных технологий, в частности использование тренажеров, компьютерных презентации.
Содержание программы.
Диагностическое обследование.
Коррекция пробелов в знаниях по письму.
Гласные и согласные звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных. Деление слов на слоги. Слово. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос: кто это? что это? Предлоги (на, в, под). Предложение. Графическая запись данных предложений.
Коррекция пробелов в знаниях по математике.
Устная и письменная нумерация в пределах 10-ти. Счет прямой и обратный. Состав чисел. Решение примеров в пределах 10-ти без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания. Сложение и вычитание с нулем. Решение задач на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Понятия «дороже-дешевле», знаки «больше-меньше».
Геометрический материал: Обведение по клеткам геометрических фигур.
Формирование (коррекция) пространственного восприятия и пространственной ориентировки.
Ориентировку «на себе», освоение «схемы собственного тела
Ориентировка в схеме собственного тела и напротив сидящего.
Ориентировка «на внешних» объектах; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых.
Пространственное расположение объектов по отношению к человеку, сидящему напротив.
Определение пространственного расположения предметов и их направления по отношению к самому себе. Отработка понятий «выше», «ниже», «над», «под».
Формирование (коррекция) временных представлений.
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.
2.1. Содержание занятий с обучающимися
№ п/п | Раздел | Формы организации коррекционных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Диагностика | Индивидуальная | Личностные. Осознают себя как ученика. Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки) Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке;, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) в соответствии с индивидуальными возможностями; -умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования); -умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за учебным действием; | Упражнения на умения ориентироваться в задании, |
2. | Развитие и коррекция графических навыков | Индивидуальная | Личностные. Осознают себя как ученика. Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки). Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; Личностные: - принятие социальной роли обучающегося; понимание значения собственного учения; -учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания). | Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа; посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Ориентирование в схеме собственного тела., Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Пальчиковая гимнастика. |
3 | Развитие и коррекция учебных действий учебных действий, посредством изучения программного материала по письму | Индивидуальная | Личностные. Осознают себя как ученика Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки) Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; материалу. Регулятивные: -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания); Познавательные: -использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; | Развитие произвольного зрительного внимания. Развитие зрительного анализа Развитие зрительного синтеза Коррекция зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке. Развитие и коррекция восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов. Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти. Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти Развитие объема кратковременной и оперативной памяти посредством написания зрительных диктантов Совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза Коррекция. фонетико-фонематических представлений. «Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука» |
4 | Развитие и коррекция учебных действий, посредством изучения программного материала по чтению | Индивидуальная | Личностные. Осознают себя как ученика Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки). Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; | Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие смысловой догадки. . Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. Упражнения по развитию голоса. Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста. Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности. Развитие переключения внимания посредством чтения короткого текста и его иллюстрирования. Развитие артикуляционной моторики; Развитие ритма. Развитие слухового внимания и памяти. Постановка логического ударения. Коррекция. фонетико-фонематических представлений. Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение вразбивку) |
5 | Развитие и коррекция учебных действий, посредством изучения программного материала по математике | Индивидуальная | Личностные. Осознают себя как ученика Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки) Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; осознают себя как ученика. | Упражнения на сравнение. классификацию. упражнения на установление причинно-следственных связей. Упражнения на коррекцию временных представлений. Упражнение на коррекцию пространственных представлений. Упражнения на коррекцию и развитие внимания. Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах. Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя |
6 | Итоговая диагностика | Индивидуальная | Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке. . | Упражнения на коррекцию и развитие внимания. |
2.2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во занятий | Дата проведения |
1 | Диагностика. | 1 | |
2 | Диагностика. | 1 | |
3 | Рисование и обводка по трафарету. Раскрашивание. | 1 | |
4 | Соотношение предметов по количеству. Лепка цифры. | 1 | |
5 | Письмо элементов букв (палочек, прямых, с закруглением вверху, внизу). | 1 | |
6 | Конструирование простейших фигур из геометрических кубиков, из мозаики. Вырезание геометрических фигур. | 1 | |
7 | «Угадай, какой формы?» | 1 | |
8 | «Угадай, какого цвета?» | 1 | |
9 | Что больше (меньше)? | 1 | |
10 | Описание предмета по рисунку. | 1 | |
11 | Письмо элементов прописных букв. Прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал. | 1 | |
12 | Лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур. | 1 | |
13 | Чтение слогов. | 1 | |
14 | Письмо элементов прописных букв. Прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал. | 1 | |
15 | Конструирование простейших фигур из геометрических кубиков, из мозаики. Вырезание геометрических фигур. | 1 | |
16 | «Угадай, какого цвета?» | 1 | |
17 | Письмо элементов прописных букв. Прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал. | 1 | |
18 | Описание предмета по рисунку. | 1 |
Тема занятия | Кол-во занятий | Дата проведения | |
2 четверть | |||
1 | Написание элементов букв. Рисование и обводка букв по трафарету. | 1 | |
2 | Лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур. | 1 | |
3 | Написание элементов букв. Рисование и обводка букв по трафарету. | 1 | |
4 | Весна. Ответы на вопросы с опорой на рисунок. | 1 | |
5 | Написание элементов букв. Рисование и обводка букв по трафарету. | 1 | |
6 | Временные представления. | 1 | |
7 | Сравнение чисел. | 1 | |
8 | Написание элементов букв. Рисование и обводка букв по трафарету. | 1 | |
9 | Ответы на вопросы с опорой на рисунок. | 1 | |
10 | Дидактические игры на формирование временных представлений | 1 | |
11 | Геометрические фигуры. | 1 | |
12 | Дидактические игры на формирование пространственных представлений. | 1 | |
13 | Рисование и обводка букв по трафарету. Раскрашивание. | 1 | |
14 | Геометрические фигуры. | 1 |
3 четверть
Тема занятия | Кол-во занятий | Дата проведения | |
1 | Продолжи числовой ряд.
| 1 | |
2 | Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? | 1 | |
3 | Состав числа. | 1 | |
4 | Названия предметов, отвечающих на вопрос что? | 1 | |
5 | Обводка карандашом простых фигур. Закраска и штриховка фигур. | 1 | |
6 | Названия предметов, отвечающих на вопрос кто? | 1 | |
7 | Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник | 1 | |
8 | Ответы на вопросы с опорой на рисунок . | 1 | |
9 | Зима. Зимние забавы. | 1 | |
10 | Ответы на вопросы с опорой на рисунок | 1 | |
11 | Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры. | 1 | |
12 | Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. | 1 | |
13 | Конструирование простейших фигур из геометрических кубиков, из мозаики. Вырезание геометрических фигур. | 1 | |
14 | Различие слов, обозна чающих один или несколько одинаковых предметов. | 1 | |
15 | Рисование прямых и кривых линий, контурами, напоминающими буквы. | 1 | |
16 | Ответы на вопросы с опорой на рисунок. | 1 | |
17 | «Продолжи логический ряд». Рисование и обводка фигур по трафарету. Раскрашивание. | 1 | |
18 | Написание элементов букв. | 1 | |
19 | Ответы на вопросы с опорой на рисунок. | ||
20 | Обобщающее занятие. | 1 |
Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
4 четверть | |||
1 | Написание элементов букв. Рисование и обводка букв по трафарету. | 1 | |
2 | Лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур. | 1 | |
3 | Написание элементов букв. Рисование и обводка букв по трафарету. | 1 | |
4 | Весна. Ответы на вопросы с опорой на рисунок. | 1 | |
5 | Написание элементов букв. Рисование и обводка букв по трафарету. | 1 | |
6 | Временные представления. | 1 | |
7 | Сравнение чисел. | 1 | |
8 | Написание элементов букв. Рисование и обводка букв по трафарету. | 1 | |
9 | Ответы на вопросы с опорой на рисунок. | 1 | |
10 | Дидактические игры на формирование временных представлений | 1 | |
11 | Геометрические фигуры. | 1 | |
12 | Дидактические игры на формирование пространственных представлений. | 1 | |
13 | Рисование и обводка букв по трафарету. Раскрашивание. | 1 | |
1416 | Диагностическое обследование | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...