Рабочие программы
рабочая программа

Муратова Анна Николаевна

Логопедическая рабочая программа для работы с детьми с РАС планируется индивидуально с учетом особенностей поведенческих нарушений такого ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  2. КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
  3. муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа будущего»
  4. 238311, Калининградская область, Гурьевский район, п. Большое Исаково,улица Анны Бариновой, д.1, тел./факс 8-(4012)-51-30-57

Рассмотрена и согласована

На заседании МО учителей___

Протокол № _______________

 от «__» 14.10__2022г

                                                                         

              Введена в действие

              приказом директора

              МБОУ СОШ «Школа будущего».        

              ____________А.В.Голубицкий

         

          приказ №_____ от ________2022

                

Рабочая программа учебного предмета

«Альтернативная коммуникация и логопедия»

1 класс

АООП начального общего образования

обучающихся расстройствами аутистического

спектра

 (Вариант 8.3)

 

Учитель-логопед Муратова А.Н.

 

 

2022-2023 учебный год

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3), на 2022-2023уч. год. 

  Данная программа предназначена для коррекционно-логопедического  сопровождения ученика 1 класса, обучающего по специальной индивидуальной программе развития (СИПР)  для детей  с выраженной интеллектуальной недостаточностью  и множественными нарушениями в развитии. По заключению ЦПМПК   от 16.10.2022 г. ребенок имеет стойкое нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, системное недоразвитие  речи.  

 Цель курса – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

         Задачи:

- сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникациии общения – вербальными и невербальными;

- научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной  речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.

       Общая характеристика коррекционного курса:                                                               

          У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест, графическое изображение)  могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

           Коррекционный курс включает следующие разделы:

  1. Коммуникация:
  1. Коммуникация с использованием вербальных средств
  2. Коммуникация с использованием невербальных средств
  1. Развитие речи  средствами вербальной и невербальной коммуникации:
  1. Импрессивная речь
  2. Экспрессивная речь
  1. Чтение и письмо
  1. Предпосылки к осмысленному чтению и письму

Характеристика коммуникативно-речевых особенностей обучающегося.

    Затруднено   формирование устной и письменной речи, т. к. у ребенка признаки психического расстройства, системное недоразвитие речи в тяжелой степени. В контакт   вступает с трудом.  Инструкции и указания  не всегда выполняет и   не воспринимает их правильно.  

  Импрессивная сторона речи характеризуется грубым недоразвитием  речеслухового восприятия, отсутствием  речевых звуков. Слабо понимает обращенную речь.  Понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует на свое имя, различает по голосу окружающих взрослых.  Не может повторить  звуки речи.    Самостоятельная связная речь отсутствует. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций и жестов.

Место коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»   в Учебном плане.

            Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» тесно связан с учебным предметом « Речь и альтернативная коммуникация» и входит в обязательную часть Учебного плана «Коррекционно-развивающие занятия».  Реализация коррекционного курса « Альтернативная коммуникация» рассчитана   на 66 часов  в год (33 учебные недели),  2 часа в неделю. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка от 20 до 25 минут.

 Ориентировочное распределение  часов по триместрам (без учёта расписания):

I триместр

II триместр

III триместр

Год

20часов

20часа

26  часов

66 часов

Планируемые результаты освоения обучающимся коррекционного курса

«Альтернативная коммуникация»

 

  1. Предметные результаты:
  •  Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.  
  • Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
  • Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения
  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
  • Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв.

2. Личностные результаты:

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
  • Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.       

3. Формирование базовых учебных действий

Формирование базовых учебных действий направлено на развитие у обучающегося готовности к овладению содержанием программы коррекционного курса                                        «Альтернативная коммуникация»  и включает следующие задачи:

  • Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом.
  • Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов;
  • Формирование умения выполнять действия по образцу и по подражанию. 

                                                                                                             

Планируемые результаты освоения обучающимся коррекционного курса

«Альтернативная коммуникация» 

Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в  СИПР.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в  СИПР, и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Показатели  оценки достижений обучающегося  планируемых результатов освоения коррекционного курса:

  • не выполняет задания (-)
  • выполняет задание с помощью педагога (пп)
  •  выполняет задание по последовательной инструкции (вербальной или невербальной) (и)
  •  выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (со)
  • выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)

Содержание коррекционного курса.

п/п

Название темы

Кол-во часов

Планируемый результат

1

Диагностика     речи. 

6

Коммуникация

Средства вербальной коммуникации.

2

3

4

5

6

7

8

Приветствие собеседника

Стимуляция слуховых реакций

Выражение своих желаний

Обращение с просьбой

Выражение согласия (несогласия)

Выражение благодарности

Прощание с собеседником

1

2

1

1

1

1

1

предметные: овладение способностью   понимать цели и задачи учебной деятельности,

личностные: способность управлять своим поведением,  

Средства невербальной коммуникации.

9

10

11

Указание взглядом на объект

Выражение мимикой, жестом приветствие, прощание, согласия, несогласия.

Выражение согласия, несогласия с использованием графического изображения.

2

2

2

предметные: овладение способностью   понимать цели и задачи учебной деятельности,

личностные: способность управлять своим поведением,  

регулятивные: соблюдения правил поведения на занятии,      

Импрессивная речь. Понимание обращенной речи.

12

13

14

15

16

Понимание простых по звуковому составу слов.

Понимание слов, обозначающих предмет.

Понимание слов, обозначающих действие.

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов.

Понимание простых предложений.

4

5

4

4

4

предметные: проявление  интереса  к учебному материалу,

личностные: восприятие    сознательного характера предложенной темы,

регулятивные: умение работать по    правилу  

Экспрессивная речь. Различение звуков речи. 

17

18

19

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний.  

Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов.

Использование графического изображения для обозначения предметов, действий.

4

9

4

предметные: проявление  интереса  к учебному материалу,

личностные: восприятие    сознательного характера предложенной темы,

регулятивные: умение работать по    правилу  

  Чтение и письмо

20

21  

Обводка, штриховка букв.

Элементарные знания о гласных буквах и их написание Соотнесение звука с буквой.

2

4

предметные: проявление  интереса  к учебному материалу,

личностные: восприятие осмысленного, сознательного характера предложенной темы,

22

Тестирование   речи

2

График контроля

п/п

Дата

Тема контрольной работы

1

14.01

Тестирование устной речи.

2

22.05

 Тестирование устной речи.

Учебно-тематический план.

Количество часов в год -66ч.

В неделю-2 ч.

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Занятия

по сообщению новых знаний

Занятия

по формированию навыков

Контрольная,

тестовая

работы

1

Диагностика   речи.

6

2

 Коммуникация

 14

6  

8

 

3

Импрессивная речь

21

7

14

4

Экспрессивная речь  

17

8

9

5

Чтение и письмо

6

2

4

6

Тестирование устной речи

2

2

Итого:

66

23

35

2

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Всего

часов

Дата

Основные виды   деятельности

1-6

Диагностика речи

6

03-19.09

7

Знакомство с ребенком Вызывание ответной       реакции.

1

24.09

Формирование эмоционального контакта с учителем, знакомство с ребенком

8

Стимуляция слуховых реакций. Игра «Дай ручку»

1

26.09

Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными. Действия по подражанию

9

Привлечение внимания к звучащему предмету

1

01.10

Сформировать навык внимательно слушать.

10

Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки»

1

03.10

Работа по - подражанию звукосочетаниям.

11

Общая стимуляция зрения. Игра «Последи за погремушкой

1

15.10

Развитие зрительного внимания, работа детей в коллективе.

12

Перемещение яркого крупного предмета в поле зрения ребёнка

1

17.10

Воспитание потребности в коммуникации

13

Игра «Где мишка?». Эмоциональный контакт

1

22.10

Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов.

14

Стимуляция зрения цветными листами бумаги. Эмоциональный контакт.

1

24.10

Умение действовать по образцу и показу. Развитие зрительного внимания.

15

Стимуляция зрения перио-дически вращающимися листами цветной бумаги. Эмоциональный контакт

1

29.10

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения.

16

Игры «Где звенит?» «Откуда звук?»

1

31.10

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения

17

Игра «Узнай, как звенит погремушка?»

1

07.11

Узнавание предмета по его звучанию. Изображение предмета жестом.

18

Игра «Угадай, как звучит бубен?»

1

10.11

Развитие слухового внимания.

19

Игра «Угадай, как звучит барабан?»

1

12.11

Развитие слухового внимания. Показ предмета по картинке.

20

Различение звучания простейших музыкальных инструментов

1

14.11

Учить различать звучание музыкальных инструментов, изображать их жестами.

21

Игра «Найди, где звучит?»

1

26.11

Развитие слухового внимания в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

22

Игра «Где спряталась погремушка?»

1

28.11

Понимание слов, обозначающих Звучание Окружающих ребёнка предметов

23

Определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

1

03.12

Умение использовать звучание предмета для его распознавания.

24

Игра «Узнай и покажи»

1

05.12

Узнавание предметов окружающей действительности, показ жестом или на картинке.

25

Игра «Кто это?»

1

10.12

Узнавание голосов детей, звучащих игрушек. Показ предметов по картинке, жестом.

26

Восприятие слова «На»

1

12.12

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.

27

Восприятие слова «Дай»

1

17.12

Сформировать навык воспроизведения слоговых компонентов.

28

Восприятие слов «на», «дай».

1

19.12

Использование жестов для передачи слов-действий.

39

Выполнение простых поручений

1

24.12

Развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей, пальцев рук

30

Развитие внимания к слову

1

26.12

Воспроизведение слоговых компонентов в силу своих возможностей

31

Развитие внимания к инструкции.

1

29.12

Учить выполнять инструкцию по образцу, жестам.

32

Нахождение игрушки в пространстве

1

16.01

Учить ориентироваться в пространстве, различать слова «слева», «справа».

33

Манипулирование игрушкой (поворачивание, перекладывание)

1

21.01

Мотивация брать и удерживать крупную игрушку, манипуляции с ней.

34

Уточнение слуховых образов звучащих игрушек

1

23.01

Развитие этических чувств, доброжелательности,  эмоционально – нравственной отзывчивости.

35

Формирование манипуляторных действий с игрушкой совместно со взрослым. Восприятие интонации.

1

28.01

Действия по инструкции, по показу логопеда. Воспроизведение интонации по подражанию.

36

Игровые действия с водой, эмоционально-смысловые комментарии

1

30.01

Действия с водой, учить изображать глаголы жестами, выражать эмоции.

37

Узнавание игрушек по звуку (названиям)

1

04.02

Учить изображению жестами звучащие игрушки

38

Узнавание на ощупь различных   предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).

1

06.02

Учить тактильному восприятию предметов. Игра « Волшебный мешочек».

39

Выбор из двух знакомых игрушек одной. Развитие тактильного восприятия

1

11.02

Сформировать навык сравнения двух знакомых предметов, отличать их по тактильному восприятию

40

Формирование навыков адекватного реагирования на заданную инструкцию

1

13.02

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

41

Выполнение воображаемых действий совместно со взрослым, развитие подражания речевым и неречевым звукам

1

25.02

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

42

Развитие понимания жестов и выразительных движений без инструкции

1

27.02

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях с помощью | жестов.

43

Развитие мимики и жестов.

Жестовое приветствие и прощание.

1

04.03

Формирование эмоционального контакта, учить изображать жестами приветствие и прощание.

44

Произвольное звукоподражание. Игра «Что пропало?» '

1

06.03

Обучение договариваться с другими детьми, с учителем о правилах поведения и общения в процессе игры.

45

Различение холодного и теплого воздуха. Игра «Зайка»

1

11.03

Обучение жестам для изображения холода и тепла.

46

Имитация поз по показу, игра «Зеркало»

1

13.03

Учить подражанию по показу поз логопедом, изображать их жестами.

47

Соотношение звукоподражания с предметной картинкой

1

18.03

Сформировывать навык звукоподражания по предметной картинке.

48

Узнавание и называние действий, изображенных на картинках

1

20.03

Узнавание действий на картинке, показ их по подражанию

49

Выполнение имитационных ручных движений в сочетании со стихотворным текстом

1

25.03

Учить сочетать движения и речь по образцу.

50

Игра «Пузырьки»: предпосылки комбинированного типа дыхания

1

27.03

Развитие речевого дыхания.

51

Игра «Мотыльки»: регулирование силы воздушной струи

1

01.04

Выработка целенаправленной воздушной струи, силы выдоха.

52

Соотношение звукоподражания с предметной картинкой, различение «му», «мяу»

1

03.04

Использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.

53

Звукоподражания «ау», «уа» соотносить с картинкой

1

08.04

Игра «Эхо».

54

Звуки окружающей действительности. Звуки животных

1

10.04

Учить звукоподражаниям животных.

55

Звуки, издаваемые различными предметами (машина, часы, барабан, дудочка, бубен)

1

22.04

Учить различать звуки окружающей действительности, подражать им.

56

Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям: «Ой!», «Ай!», «Ах!»,«Ох!»

1

24.04

Практическое использование восклицательной интонации.

57

Соотнесение реального объекта со звуком, его изображением, названием (фыркает ёж, заводим машину)

1

29.04

Учиться выполнять различные звуки, изображая действия .

58

Напевание строчек из детских песен «Та-та-та, мы везем с собой кота»

1

04.05

Учить звукоподражаниям и действиям под музыку.

59

Развитие мелкой моторики руки «Бабушка печет блины».

1

06.05

Развитие мелкой моторики рук, подготовка к письму элементов букв.

60

Упражнение «Птички пьют из бочонка»

1

08.05

Развитие мелкой моторики рук, подготовка к письму элементов букв.

61

Формирование умения удерживать ручку, карандаш

1

13.05

Формирование умения оставлять графический след на бумаге. Письмо ручками, карандашами.

62

Написание в тетрадях точек, палочек

1

15.05

Работа в тетрадях. Элементарные знания о буквах и написании элементов букв.

63

64

Обводка, штриховка, печатание гласных букв.

2

20.05

22.05

Обведение элементов букв в тетради по шаблонам и рамкам

м

Тестирование устной речи

2

14.01

22.05

Проверка умений.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Программное обеспечение

  »;

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям

Учебный план  на 2018-2019 уч. год;

Годовой календарный учебный график ГБУ ОО «Школа-интернат № 5» на 2018-2019 уч. год.

Необходимым условием успешной  коррекции   является использование различного рода технических средств, наглядных пособий, дидактического материала, методической литературы,  игрушек, слогов, табличек со словами, предложениями  и др.

Демонстрационный материал включает в себя доску школьного  типа, картины-схемы и полоски-схемы звукового состава слов, кассы букв, фишки-карточки,   предметные картинки,   игрушки. Картины-схемы изготавливаются по одному экземпляру для следующих слов-названий: мак, дом, дым, лук, лес, кит, роза, луна, сани, утки, аист, жук, лист, паук, слон, шуба, юла, мишка и т.д.

Раздаточный материал представляет собой картинки-схемы и полоски-схемы звукового состава слов, фишки,   материалы для конструирования букв. Опоры-схемы для обозначения согласных и гласных звуков, места звука в слове, слово, слог, предложение, элементы букв.

    Используются  следующие учебные и методические пособия по обучению произношению:

  1. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  2.   Серия картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  3. Серия картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  4. Нищева Н. Будем говорить правильно. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  5. Нищева Н. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004
  6. Нищева Н. Играйка 1. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
  7. Нищева Н. Играйка 2. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
  8. Нищева Н. Играйка 3. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
  9.  Нищева Н. Играйка 4. — СПб..ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
  10. Нищева Н. Играйка 5. — СПб.ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003

Список литературы.

Дополнительная литература

  1. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. –С-П..2004г.
  2.  Иваненко Ф.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. – М.1984г  
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. –М..2001г.
  4.  Лопатина.Л.В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими  расстройствами.- С-П.2004г.
  5. Парамонова Л.Г. Нарушение речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1997г

 Технические средства обучения.

  • компьютер.

                                      Экранно-звуковые пособия

  • - аудиозаписи;

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.



Предварительный просмотр:

        .

 

 

 

1

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с РАС (ВАРИАНТ 8.2) 1 дополнительного класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с задержкой психического развития.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для 1  (дополнительного) класса составляют:

Цель учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» 

  • Исправление дефектов общего и речевого развития детей с РАС, их познавательной деятельности. Развитие речи, как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Овладение доступными средствам и общения, и коммуникации – вербальными и невербальными.

Задачи:

  • уточнять и обогащать представления о предметах и явлениях действительности;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • учить строить устные связные высказывания;
  • понимать содержание радио и телепередач,  
  • выполнять речевые действия (приветствие, прощание, извинения и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
  •  воспитывать культуру речевого общения.
  • формировать понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в  

 

Общая характеристика учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» с учетом особенностей освоения обучающимися

Введение в АООП для обучающихся с РАС образовательной области «язык и речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых обучающихся. Эта особенность задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений.  

Основные виды работ: беседа. Беседа организуется в процессе   ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта. Кроме того, используются такие методы как: заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок.

Занятия по учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития, познавательной деятельности. В связи с рассмотрением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся, вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов.

Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения, способствуют развитию речи и мышления обучающихся, у них формируется элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представления об окружающем мире. Кроме того, воспитанники получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувственного опыта.

Обучение направлено на развитие способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности, что способствует развития аналитико – синтетической деятельности обучающихся, коррекцию их мышления.

 

 Описание места учебного предмета в учебном плане

 Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 дополнительного класса входит в обязательную часть учебного плана  - предметную область «Язык и речевая практика».

Реализация рабочей программы учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 дополнительного класса рассчитана на 99 часов, (33 учебные недели, по 3 часа в неделю.).

         

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

 

 Основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся программы (вариант 2) является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.  

Освоение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.

Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;  
  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  •    Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;  
  • Формирование уважительного отношения к окружающим;
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющимся и развивающемся мире Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  
  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения; 
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:

  • уметь устанавливать социальный контакт на доступном уровне;
  • уметь обращаться с просьбой;
  • уметь адекватно реагировать на ситуацию;
  • уметь выстраивать диалог доступными способами.

Мониторинг базовых учебных действий

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.  

Для оценки сформированности каждого действия используется система  реально присутствующего опыта деятельности и его уровня.  

  • Деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
  • Деятельность осуществляется по подражанию;
  • Деятельность осуществляется по образцу;
  • Деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
  • Деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
  • Самостоятельная деятельность;
  • Умение исправить допущенные ошибки.   

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные обозначения: 

  • Действие (операция) сформировано – «ДА»;
  • Действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;  Действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО». 

 

Содержание учебного предмета

         Выявление актуального уровня развития речи и коммуникации обучающихся:

-невербальные         средства         коммуникации:         наличие         желания         (намерения)         вступать         в коммуникацию, установление визуального контакта, ориентация на педагога или сверстника, удержание позы во время диалога, соблюдение физической и коммуникативной дистанции, адекватное использование мимики лица;

-понимание и восприятие обращенной речи: показать парные картинки, принести объект из числа других, выполнить инструкцию из одного, двух, трех действий, понимает связь картинки и слова, её обозначающего;

-способность к восприятию графических изображений, к их сравнению и анализу: показать картинки по названию, показать разные картинки, обозначаемые одним словом, сравнить картинки; узнавание букв, цифр. средства коммуникации: вокализы, жесты, слова, повторение слов, предложений.

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.

 Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником.  

Реагирование на собственное имя.  

 Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение благодарности звуком (словом).  

Коммуникация с использованием невербальных средств.

         Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Выражение мимикой согласия         (несогласия),         удовольствия         (неудовольствия);         приветствие         (прощание)         с использованием мимики.  

Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение выражать свои желания. 
  • Умение привлечь внимание мимикой, жестом 
  • Умение обратиться мимикой, жестом с просьбой 
  • Умение обратиться за помощью жестом, мимикой Познавательные:
  • уметь следовать инструкции;
  • уметь прогнозировать свои действия согласно полученной инструкции;
  • уметь считывать информацию с графических изображений, фото, видео, аудио. Коммуникативные:
  • уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;
  • слушать и отвечать на вопросы взрослого;
  • владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Регулятивные: 

  • понимать системы общепринятых правил и требований;
  • уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
  • придерживаться учебному поведению.

 

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь.

 Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование  на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.  

         Понимание слов, обозначающих.

         Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).  

 Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).  

           

Экспрессивная речь.

 Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.  Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама,  папа, дядя и др.).  

         Называние собственного имени.  

         Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).  

 Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,   Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.  

 Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).  

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Понимание простых по звуковому составу слов  
  • Умение назвать свое имя 
  • Умение выбрать графическое изображение предмета. 
  • Умение выбрать графическое изображения действия предмета. 
  • Познавательные:
  • уметь следовать инструкции;
  • уметь прогнозировать свои действия согласно полученной инструкции;
  • уметь считывать информацию с графических изображений, фото, видео, аудио. Коммуникативные:
  • уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;
  • слушать и отвечать на вопросы взрослого;
  • владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Регулятивные: 

  • понимать системы общепринятых правил и требований;
  • уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;  придерживаться учебному поведению.

 

Чтение и письмо Глобальное чтение.

 Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.  

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

 Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание гласных букв (слов).  

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Узнавать гласные буквы  
  • Умение произносить звуки по образцу учителя 
  • Умение выбрать графическое изображение гласных букв. Познавательные:
  • уметь следовать инструкции;
  • уметь прогнозировать свои действия согласно полученной инструкции;
  • уметь считывать информацию с графических изображений, фото, видео, аудио. Коммуникативные:
  • уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;
  • слушать и отвечать на вопросы взрослого;
  • владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Регулятивные: 

  • понимать системы общепринятых правил и требований;
  • уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;придерживаться учебному поведению

 

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Раздел.         Тема

урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности

  1

Наша школа

1

Цели: познакомить обучающихся с классом, друг с другом. Сформировать понятие «Я ученик»  Экскурсия около школы. Наш кабинет. Просмотр мультика «Маша и медведь» «1 сентября-День знаний»

  2

Где мы учимся  

1

Цели: познакомить обучающихся с классом, друг с другом. формировать понятие «Я ученик». Проговариваем свои имена. Подготовиться к организационному мероприятию, походу в столовую. Правила хождения в группе.  

Беседа построенная в виде ответов на вопросы, с хоровым проговариванием ответов, называнием основных помещений в школе.  

Дыхательная гимнастика №1 «Поиграем носиком» Организационный момент: покажи носик. Под сопровождение стихами делаем дыхательную гимнастику

  3

Осенний дождь  

1

Цели: Выявление актуального уровня речевого развития  и коммуникации обучающихся. Определить индивидуальные возможности и способности невербальных и вербальных средств коммуникации обучающихся

Наличие желания вступать в коммуникацию, средства контакта, понимание обращенной речи, восприятие графических изображений.  

Рассмотрение картинок с изображением осени, что видят, возможность рассказать об увиденном, анализ эмоционального выражения.

Рассматриваем картины на тему осень. Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку» Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя. Дыхательное упражнение «Подуй на листок».  

4

Занятия детей летом, осенью.

1

Цели: Выявление актуального уровня речевого развития  и коммуникации обучающихся. Определить индивидуальные возможности и способности невербальных и вербальных средств коммуникации обучающихся

Наличие желания вступать в коммуникацию, средства контакта, понимание обращенной речи, восприятие графических изображений.  

Рассматриваем учебник «развитие речи» анализируем занятие детей летом. Узнавание осени на картинках, выбор картинки:-где нарисована собака, -где дети идут в школу, -где идет дождь Повторение пальчиковой гимнастики «дождь»

5

Погода осенью  

1

Цель урока: Чтение мимических движений

Символические социальные жесты и движения.

Уточнить использование жестов в в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта.                                  

 Выполнение инструкций по жестам, и практических проб: указательный жест.

•  Да.•  Нет.•  Нельзя.•  Дай.•  На.•  Иди сюда.

Сосредоточение и концентрация взгляда на педагоге, перевод взгляда на  другого ученика. Динамическая пауза «Листочки»  

Пальчиковая гимнастика «дождик»

6

Осеннее настроение

1

Уточнить использование жестов в в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. Символические социальные жесты и движения.

Выполнение инструкций по жестам, и практических проб: указательный жест.

•  Да.•  Нет.•  Нельзя.•  Дай.•  На.•  Иди сюда.

Сосредоточение и концентрация взгляда на педагоге, перевод взгляда на  другого ученика.

7

Дары осени

1

Система жестов. 

Символические социальные жесты и движения.

Уточнить использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта.

Выполнение инструкций по жестам, и практических проб.Сосредоточение и концентрация взгляда на педагоге, развитие мимических движений.

8

Дары осени  

1

Символические социальные жесты и движения.

Чтение телесных и мимических движений. Развивать использование жестов в  ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. Упражнения на развитие выразительности телесных движений и мимики лица.

Выполнение инструкций по жестам, и практических проб: Иди к нам.

  • Дай ручку.•  Уходи.•  Сядь. •  Встань, поднимись.•  Привет•  До свидания(пока-пока).•  Спасибо.
  • Мой.•  Хорошо.

9

Волшебный

палец  

1

Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях.

Игра «Волшебный палец». Жесты: «Смотри (указательный палец к глазу). Слушай (указательный палец к уху). Говори (указательный палец ко рту). Другие варианты использования указательного жеста на куклах.

10

Играимпровизация 

1

Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях.

Игра «Волшебный палец». Жесты:

«Смотри» (указательный палец к глазу). «Слушай» (указательный палец к уху). «Говори»

(указательный палец ко рту). Другие варианты использования указательного жеста  на куклах

11

Кукла разговаривает   

1

Развивать использование жестов в ситуативно-деловом общении. Развитие устойчивого зрительного контакта. «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях.

Игра «Волшебный палец». Жесты:

«Смотри» (указательный палец к глазу). «Слушай» (указательный палец к уху). «Говори»

(указательный палец ко рту). Другие варианты использования указательного жеста  на куклах

12

Кукла танцует, пьет, играет, стоит, сидит.  

1

Получить практические навыки в адекватном использование простых бытовых жестов.

Развитие активности и выразительности жестов.  

Упражнения с фотографией, знакомство с пиктограммами («рот», «ноги», «плакать», «есть»), аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок.

Выполнение предметных действий самими обучающимися, демонстрация действий в игре с куклами и игрушками, с опорой на картинки. Жесты:   ложка, кушать.

•  Каша, варить кашу•  Чашка, пить.•  Зубная щётка, чистить зубы.•  Умываться.•Мыть руки. Расческа, Причёсываться.•  Телефон, звонить по телефону.•  Машина, ехать на машине.•  Барабан, играть на барабане.•  Гармошка, играть  удочке.• Колокольчик, звенеть в колокольчик.•  Спать.•  Плакать.•  Поцеловать.•  Упасть.•  Идти.•  Холодно, замёрз.

13

Животные  

1

Передавать характерные черты и свойства присущие определённому субъекту.

Развивать активности и выразительности жестов.

Игры-упражнения с пальцами рук: зайчик, собака, свинка, кошка, курочка, петушок, мышка Движения телом: лошадь, медведь, птичка.

Прослушивание звуков птиц и животных, просмотр картинок.

14

 Как разговаривают животные

1

Передавать характерные черты и свойства присущие определённому субъекту.

Развивать активности и выразительности жестов.

Игры-упражнения с пальцами рук: зайчик, собака, свинка, кошка, курочка, петушок, мышка Движения телом: лошадь, медведь, птичка.

Прослушивание звуков птиц и животных, просмотр картинок.

15

Веселый, грустный клоун

1

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Движения по «тропинкам».

Определение эмоциональных состояний по картинкам, рисункам, пиктограммам: веселье, плач.

Выполнение движений по словесной инструкции и самостоятельно по указательному жесту.

16

Веселый, грустный ребенок  

1

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.  

Игры-имитации движений животных. Определение эмоциональных состояний по картинкам, рисункам, пиктограммам: веселье, плач.

17

Как         двигаются животные  

1

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Определение эмоциональных состояний по картинке, рисункам, пиктограммам: веселье, плач,

спокойствие. Двигательные упражнения «Покажи как …»(кошка прыгает, медведь ходит и т.д.)

18

Собираем грибы  

1

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Проговаривание потешек, стихотворений с движениями рук, ног, туловища, головы.

Определение эмоциональных состояний по картинкам, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие.

 19

Маленькие утята

1

Развивать понимание речи в играх.

Подвижные игры и игры-импровизации. Разминка: танец маленьких утят. Как ходят? Как крякают? Имитационные упражнения.

  20

        Мой         веселый,

звонкий мяч

1

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Определение эмоциональных состояний по картинка, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие.

  21

Веселый паровоз  

1

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Определение эмоциональных состояний по картинка, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие.

22

Мойдодыр

расскажет нам  

1

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Проговаривание потешек, стихотворений с движениями рук, ног, туловища, головы.

Определение эмоциональных состояний по картинка, рисункам, пиктограммам: веселье, плач, спокойствие.

  23

 

Текущий контроль успеваемости за 1 триместр 20212022 уч.год.  

1

Повторение ране изученного материала. Выполнение  контрольной работы.  

24

         Я         желаю,         я

прошу

1

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет»)  

25

Туалетная комната

1

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков.

Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет»)  

26

 

Хочу пить, хочу играть

1

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Развитие понимания речи и проговаривания по образцу речи взрослому.

Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет»)

27

Хочу пить, хочу

1

Развивать активности и выразительности жестов, понимания рисунков. Развитие понимания речи и

играть

проговаривания по образцу речи взрослому.

Желания и просьбы («Хочу играть», «Послушать музыку», «Гулять», «Взять», «Дайте мне» «Хочу пить», «Хочу в туалет»)

28

 

Найди место себе, кукле, животному.  

1

Развивать зрительное восприятие  и внимание.

Игры и упражнения:«Кто спрятался?»«Кто пропал или что пропало?» Лабиринты•  «Кто где живёт?»,•  «Лото»,•  «Найди по контуру»,•  «Найди по силуэту»,•  «Найди место куклам»

29

Найди место себе, кукле, животному.

1

Развивать зрительное восприятие  и внимание.

Игры и упражнения:«Кто спрятался?», «Кто пропал или что пропало?» Лабиринты•  «Кто где живёт?»,•  «Лото»,•  «Найди по контуру»,•  «Найди по силуэту»,•  «Найди место куклам»

30

Кто где живет? 

1

Развивать зрительное восприятие  и внимание.

Игры и упражнения:«Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?»  

Лабиринты•  «Кто где живёт?»,•  «Лото»,•  «Найди по контуру»,•  «Найди по силуэту»,•  «Найди место куклам»

31

Кто пропал, что пропало?

1

Развивать зрительное восприятие  и внимание.

Игры и упражнения: «Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?»  

Лабиринты•  «Кто где живёт?»,•  «Лото»,•  «Найди по контуру»,•  «Найди по силуэту»,•  «Найди место куклам»

32

Кто спрятался?

1

Развивать зрительное восприятие  и внимание.

Игры и упражнения: «Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?»  

Лабиринты•  «Кто где живёт?»,•  «Лото»,•  «Найди по контуру»,•  «Найди по силуэту»,•  «Найди место куклам»

33

        Кто         в         домике

живет

1

Развивать зрительное восприятие  и внимание.

Игры и упражнения: «Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?»  

Лабиринты•  «Кто где живёт?»,•  «Лото»,•  «Найди по контуру», •  «Найди по силуэту»,•  «Найди место куклам»

34

Теремок  

1

Развивать зрительное восприятие  и внимание.

Игры и упражнения: «Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?»  

Лабиринты•  «Кто где живёт?»,•  «Лото»,•  «Найди по контуру»,•  «Найди по силуэту»,•  «Найди место куклам»

35

Лабиринт  

1

Развивать зрительное восприятие  и внимание.

Игры и упражнения: «Кто спрятался?» «Кто пропал или что пропало?»  

Лабиринты•  «Кто где живёт?»,•  «Лото»,•  «Найди по контуру»,•  «Найди по силуэту»,•  «Найди место куклам»

36

парные

        предметы         и

картинки; предмет         и         его изображение  

1

Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение

 Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

37

предмет         и         его изображение  

1

Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение

 Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

38

парные

        предметы         и

картинки

1

Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение

Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

39

предмет         и         его изображение

1

Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение

Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

40

предмет         и         его изображение

1

Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение

Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

41

предмет         и         его изображение

1

Формировать умение подбирать парные предметы и картинки; умение соотносить предмет и его изображение

Игра в лото «Парные картинки». Игра «Найди картинки к игрушкам».

42

цвета

1

Изучение и закрепление наиболее распространённых цветов, Различение полосок бумаги по цвету и расположению. Хоровое проговаривание и называние цветов и расположений полосок с употреблением предлогов.  Раскрашивание предметов по образцу.

43

Контур предмета

1

Работа с цветными полосками, воспроизведение размещенных на образце сочетаний цветов, с индивидуальным проговариванием получившегося результата на основе речевого клише. Обведение  предметов, контуров (рамки Монессори), называние и раскрашивание предметов.

44

штриховка,

        обводка         по

штриховой линии, раскрашивание.

1

Знакомство с видами штриховки. Обводка по штриховой линии, штриховка, раскрашивание. Работа с рамками Монтессори. Штрихование круга, квадрата внутри рамки.

45

 «слово».

1

Презентация «Моя любимая игрушка» с опорой на изображение или саму игрушку. Слушание высказывания товарищей. Извлечение информации. Составление простейших  загадок по алгоритму,

отгадывание загадок полным ответом с использованием речевых клише.

46

предмет, слово.  

1

Рассматривание картины «Сбор урожая».  Беседа по картине. Составление связного описательного рассказа, путем ответов на вопросы по цепочке  с  использованием  речевого клише. Игра на классификацию «Кто в каком домике живет?»

47

Фрукты         и овощи.  

1

Закрепление представлений о фруктах и овощах. Обведение соответствующих контуров. Игра на классификацию «Кто где живет?» на основе классификации овощей и фруктов. Дорисовывание геометрических предметов до узнаваемого целого. Штриховка, раскрашивание. Вписывание круга в квадрат.

48

Учебные принадлежности.  

1

Рассматривание учебных принадлежностей, которые необходимы для работы. Умение слушать. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Игра на классификацию предметов «Кто в каком домике живет?» ( «Овощи», «Фрукты», «Учебные принадлежности», «Одежда»). Хоровое проговаривание названий, с похлопыванием слогового и интонационного деления. Условно –графическое  списывание образцов с доски.

49

Правило

        поведения         в

школе

1

Знакомство с уроком. Беседа о правилах поведения на уроке. Рассматривание картинки с изображением ученика. Сравнивание с учеником школы. Поисковая беседа «Найти сходства и различия». Ответы с использованием речевых клише.  Слушание ответов товарищей.  

50

Учебные принадлежности.

1

Рисование по точкам, обводка по контуру, штриховка получившихся изображений, раскрашивание получившихся предметов с сохранением контура предмета. Игра на классификацию «Кто где живет ?» на основе классификации учебных принадлежностей.

51

Точка, штриховка.

1

Рисование по точкам, обводка по контуру, штриховка получившихся изображений, раскрашивание получившихся предметов с сохранением контура предмета. Соединение предмета и его формы. Пальчиковые гимнастики

52

«Моя семья».  

1

Составление простейшего рассказа из 2-3 предложений о семье с опорой на фотографию. Называние родителей по имени и отчеству. Фронтальный опрос с полным ответом на вопрос «Кто это?» с использованием заученного речевого клише, постоянно напоминаемого учителем.

53

Право-лево

1

Штриховка новыми способами: слева- направо, справа – налево, штриховка с сохранением требуемой формы (отрывисто- елка, плотно – камень и т.д.)

54

 

Право-лево

1

Раскрашивание, штриховка сверху -вниз, слева -направо. Обведение по контуру: круг, овал, квадрат. Дорисовывание геометрических фигур до узнаваемого предмета. Составление описательного рассказа.

55

сверху -вниз, слева -направо.  

1

Раскрашивание, штриховка сверху -вниз, слева -направо. Обведение по контуру: круг, овал, квадрат. Дорисовывание геометрических фигур до узнаваемого предмета. Составление описательного рассказа.

56

предложение.  

1

Знакомство с предложением. Составление предложений из сюжетно –ролевых карточек. Чтение по

сюжетно ролевым карточкам. Сюжетные картинки. Раскладывание, составление связного рассказа.

57

Текущий контроль успеваемости за

2 триместр 20212022 уч.год

1

Повторение изученного материала. Выполнение контрольной работы.

58

        Мое         любимое

занятие  

1

В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд, составление связных высказываний с опорой на сюжетные картинки, путем использования речевого клише. Презентация «Моё хобби».

59

Круг, квадрат

1

Раскрашивание, штриховка сверху -вниз, слева -направо. Обведение по контуру : круг, овал, квадрат. Дорисовывание геометрических фигур до узнаваемого предмета. Составление описательного рассказа.

60

«Сад», понятие о слоге, как части слова.

1

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме по заданной теме с опорой на картинку. Умение слушать высказывание товарищей, извлекать из них информацию.

Прохлопывание слогового и интонационного деления слова.

61

Точка, линия  

1

Рассматривание различных видов орнамента, рисование орнамента из точек и горизонтальных линий. Составление своего орнамента.

62

Наклонные палочки  

1

Работа в тетрадях. Прописывание (рисование) наклонных палочек по точкам. Составление орнамента из палочек и точек.

63

Рабочая строка  

1

Прописывание палочек и точек в рабочей тетради. Рисование орнаментов из палочек и точек на рабочей строке.

64

Различение звуков окружающей

действительност

        и,         понятие

«звук»

1

Прослушивание диска «Звуки природы». Беседа с ответами на вопросы: «Что вы слушали…, чувствовали… представляли..?» Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение слушать и различать звуки. Извлечение необходимой информации из прослушанного. Составление описательного анализа услышанного посредством использования речевого клише.

65

понятие «звук»

1

Прослушивание диска «Звуки природы». Беседа с ответами на вопросы: «Что вы слушали…, чувствовали… представляли..?» Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение слушать и различать звуки. Извлечение необходимой информации из прослушанного. Составление описательного анализа услышанного посредством использования речевого клише.

66

Звуки неречевые и речевые.

1

Прослушивание дисков «Звуки  природы», «Звуки человеческого голоса». Различение речевых и неречевых звуков. Выделение нужного звука. Отчетливое произнесение звуков. Хоровое

проговаривание звуков.  Определение места звука в слове. Рисование звуков пальчиковыми красками.

67

Звуки неречевые и речевые.

1

Прослушивание дисков «Звуки  природы», «Звуки человеческого голоса». Различение речевых и неречевых звуков. Выделение нужного звука. Отчетливое произнесение звуков. Хоровое проговаривание звуков.  Определение места звука в слове. Рисование звуков пальчиковыми красками.

68

Наклонные линии: длинные и короткие

1

Рассматривание палочек на доске, нарисованных учителем. Беседа о сходствах и различиях палочек. Срисовывание с доски, чередующихся между собой палочек. Рисование наклонных палочек в тетради.

69

        Гласный         звук

«а» в начале слова в ударной позиции.

1

Знакомство со звуком «А». Прослушивание слов. Выделение звука. Определение места звука в слове. Отчетливое произнесение. Индивидуальное проговаривание с выделением звука интонационным ударением.

70

звук «а» в начале слова в ударной позиции.

1

Знакомство со звуком «А». Прослушивание слов. Выделение звука. Определение места звука в слове.  Отчетливое произнесение. Индивидуальное проговаривание с выделением звука интонационным ударением.

71

звук «а» в начале слова в ударной позиции.

1

Знакомство со звуком «А». Прослушивание слов. Выделение звука. Определение места звука в слове. Отчетливое произнесение. Индивидуальное проговаривание с выделением звука интонационным ударением.

72

Длинные         и короткие палочки.  

1

Рисование наклонных палочек, длинных и коротких. Рассматривание на доске палочек и крючков, нарисованных учителем. Проблемная беседа, ответы на вопросы, как из палочки получился крючок? Прописывание крючков по точкам в тетради.

73

Письмо элементов букв: крючок         с закруглением внизу.

1

Рассматривание крючков с закруглением к низу. Прописывание по точкам кружочков, наклонных палочек, крючков с закруглением внизу. Письмо элементов букв в прописи.

74

звук         «у»         в начале         слова, понятие: гласные звуки.

1

Знакомство со звуком «у». Прослушивание слов. Выделение звука. Определение места звука в слове.  Отчетливое произнесение. Индивидуальное проговаривание с выделением звука интонационным ударением. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.

75

звук         «у»         в начале слова.  

1

Знакомство со звуком «у». Прослушивание слов. Выделение звука. Определение места звука в слове.  

Отчетливое произнесение. Индивидуальное проговаривание с выделением звука интонационным

ударением. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.

76

звук         «у»         в начале слова.  

1

Знакомство со звуком «у». Прослушивание слов. Выделение звука. Определение места звука в слове.  Отчетливое произнесение. Индивидуальное проговаривание с выделением звука интонационным ударением. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.

77

Письмо элементов букв: крючок         с закруглением вверху.

1

Прописывание крючков, выкладывание крючков нитками на панели, рисование крючков пальчиковыми красками с поворотом вправо и  влево. Письмо элементов букв в прописи.

78

Письмо элементов букв: крючок         с закруглением вверху.

1

Прописывание крючков, выкладывание крючков нитками на панели, рисование крючков пальчиковыми красками с поворотом вправо и  влево. Письмо элементов букв в прописи.

79

 

Гласные звуки «а», «у» в начале слова.

1

Закрепление звука «а», «у». Выделение звука. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком. Рассматривание сюжетных картинок со словами, различающимися одним звуком. Соотнесение образа слова с его звучанием.

80

Гласные звуки «а», «у» в начале слова.

1

Закрепление звука «а», «у». Выделение звука. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком. Рассматривание сюжетных картинок со словами, различающимися одним звуком. Соотнесение образа слова с его звучанием.

81

Элементы букв: крючки, палочки, петля к себе.

1

Прописывание крючков, выкладывание крючков и петель нитками на панели, рисование крючков и петель пальчиковыми красками с поворотом вправо и влево. Выкладывание петель камушками, обрывание бумаги и создание аппликации в форме петли.  

82

Звук         «м»         в начале         слова, понятие: согласный звук.

1

Знакомство со звуком «М». Прослушивание слов, начинающихся и заканчивающихся звуком. Выделение звука в слове. Определение места звука в слове. Отчетливое произнесение. Индивидуальное и хоровое проговаривание слов, проговаривание с выделением звука интонационным ударением. Хоровое разучивание чистоговорки со звуком «М». Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах.  

83

        Звук         «м»         в

1

Знакомство со звуком «М». Прослушивание слов, начинающихся и заканчивающихся звуком.

начале         слова, понятие: согласный звук.

Выделение звука в слове. Определение места звука в слове. Отчетливое произнесение. Индивидуальное и хоровое проговаривание слов, проговаривание с выделением звука интонационным ударением. Хоровое разучивание чистоговорки со звуком «М». Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах.  

84

звук         «м»         в начале слова.  

1

Знакомство со звуком «М». Прослушивание слов, начинающихся и заканчивающихся звуком. Выделение звука в слове. Определение места звука в слове. Отчетливое произнесение. Индивидуальное и хоровое проговаривание слов, проговаривание с выделением звука интонационным ударением. Хоровое разучивание чистоговорки со звуком «М». Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах.  

85

согласный звук.

1

Знакомство со звуком «М». Прослушивание слов, начинающихся и заканчивающихся звуком. Выделение звука в слове. Определение места звука в слове. Отчетливое произнесение. Индивидуальное и хоровое проговаривание слов, проговаривание с выделением звука интонационным ударением. Хоровое разучивание чистоговорки со звуком «М». Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах.  

86

Элементы букв: полуовалов и овалов.

1

Прописывание крючков, выкладывание крючков, петель, полуовалов нитками на панели, лепка крючков и петель пластилином с поворотом вправо и влево, лепка полуовалов. Прописывание полуовалов в тетради по точкам. По карандашным линиям.

87

слово, предложение, слог, звук.

1

Выделение звука. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком, деление слова на слоги. Игра «Услышишь звук – хлопни».

88

Элементы букв: а, у, м.

1

Выкладывание элементов букв из ниток, лепка элементов букв пластилином. Прописывание элементов букв в прописи. Разукрашивание букв, не выходя за контуры.

89

Письмо элементов букв: а, у, м.

1

Выкладывание элементов букв из ниток, лепка элементов букв пластилином. Прописывание элементов букв в прописи. Разукрашивание букв, не выходя за контуры.

90

Сказка «Репка».

1

Разыгрывание сказки с индивидуальными репликами героев, знакомых детям. Составление описания героев с опорой на картинки. Развитие навыков аудирования. Игра: «Угадай, что не так». Артикуляционная гимнастика. Проговаривание различных звуков и слогов. Дыхательная гимнастика. Воспроизведение сюжета знакомых сказок с опорой на иллюстрации

91

 

Письмо элементов букв: а, у, м.

1

Выкладывание элементов букв из ниток, лепка элементов букв пластилином. Прописывание элементов букв в прописи. Разукрашивание букв, не выходя за контуры.

92

Элементы букв, а, у, м.

1

Выкладывание элементов букв из ниток, лепка элементов букв пластилином. Прописывание элементов букв в прописи. Разукрашивание букв, не выходя за контуры.

93

Промежуточный контроль успеваемости за 2021-2022  уч.год.

1

Повторение изученного материала. Выполнение контрольной работы.

94

Моя игрушка

1

Узнавать картинки и слова по теме. Развивать зрительное и слуховое запоминание. Понимать слова.

Удержание взгляда на карточках, запоминание слов, подбор слов  к картинкам.

95

Посуда  

1

Узнавать картинки и слов-подписей  по теме. Развивать зрительное и слуховое запоминание и понимание слов. Игра по удержанию взгляда на субъектах «Посмотри кто живет  на кухне перед тобой, справа, слева.?» Ролевая игра-«Помогаю маме». 

96

Посуда  

1

Узнавать картинки и слов-подписей  по теме. Развивать зрительное и слуховое запоминание и понимание слов. Игра по удержанию взгляда на субъектах  «Посмотри кто живет  на кухне перед тобой, справа, слева.?» Ролевая игра-«Помогаю маме».

97

Цветы дома, на улице  

1

Узнавать картинки и слов-подписей  по теме. Развивать зрительное и слуховое запоминание и понимание слов.

Игры по  прослеживанию взглядом за субъектами беседы. Чтение карточек вместе с  педагогом. Игра «Что подходит?» Ролевая игра- «Мой сад».

98

Цветы дома, на улице

1

Узнавать картинки и слов-подписей по теме. Развивать зрительное и слуховое запоминание и понимание слов.

Игры по  прослеживанию взглядом за субъектами беседы. Чтение карточек вместе с  педагогом. Игра «Что подходит?» Ролевая игра- «Мой сад».

99

Подведение итогов, игровая деятельность.

1

Разыгрывание сказки с индивидуальными репликами героев, знакомых детям. Составление описания героев с опорой на картинки. Развитие навыков аудирования. Игра: «Угадай, что не так». Артикуляционная гимнастика. Проговаривание различных звуков и слогов. Дыхательная гимнастика.

 

Итого:  

99

 

Описание материально – технического обеспечения учебного предмета

Учительский стол.

Учительский стул.

Магнитная доска.

Ученические парты 6

Ученические стулья7

Ноутбук

Дидактический материал.

 

п/п

Наименование  

1

функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: 

2

Таблицы с буквами, животными, растениями

 

Проверочный материал  

п/п

Наименование  

1

печатные задания по программе

Раздаточный материал

п/п

Наименование  

Количество

1

раскладные пирамидки, полоски цветного картона разной длины и ширины 

5

2

геометрическое лото и др. игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики 

5

3

спортивный инвентарь для развития крупной моторики:

шнуровки, мозаики, мячи 

5

Учебно – методическая и справочная литература

п/п

Наименование  

Автор  

Издательство, год издания

Кол – во экземпляров

1

развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIIIвида

Е. Д. Худенко

 

Москва,  «Владос»,  2011 г.

6

2

учебно-методический комплект «комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картинки для развития связанной речи

О.С.Гомзяк

Москва, «гном»,  2010 г

1

3

учебно-методический комплект «комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 1

О.С.Гомзяк

Москва, «гном»,  2010 г.

1

 

20

 

Наглядные пособия

п/п

Наименование  

1

куклы 

2

сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов;  

3

предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы;  

4

игрушки-маркеры — своеобразные знаки пространства — игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит 

Учебно – методическая и справочная литература

п/п

Наименование  

Автор  

Издательство, год издания

Кол – во экземпляров

1

Использование

кинетического песка в работе с дошкольниками

Т.А.Андреенко

«Детство-пресс»,

2018

1

2

Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

С.Е. Большаква

«ТЦ Сфера»,

2018

1

3

Развитие речи и движений у детей 4-7 лет. Игры и упражнения

Т.П.Ермакова

«ТЦ Сфера»,

2018

1

4

100 физкультминуток на логопедических занятиях.

Н.Г.Метельская

«ТЦ Сфера»,

2018

1

5

Речевые игры и упражнения

В.П.Невская

«ТЦ Сфера»,

2018

1

6

Развитие речи у аутичных детей методические разработки и наглядные материалы

Л.Г.Нуриева

«Теревинф»,

2018

1

7

Артикуляционная гимнастика для малышей

Н.В.Рыжова

«ТЦ Сфера»,

2018

1

8

Организация работы с ребенком с аутизмом

Н.Ф.Ригина

«ТЦ Сфера»,

2018

1

9

В мире слов, букв и звуков

Ю.А.Фадеева

«ТЦ Сфера»,

2018

1

10

Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ

С.Ю.Танцюра

«ТЦ Сфера»,

2018

1

11

«Азбука общения» коррекционно- развивающая программа по альтернативной коммуникации

С.Ю.Танцюра

«ТЦ Сфера»,

2018

1

 

 

 

 

21

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...