Речевой фестиваль "Говорим правильно"
методическая разработка

Тимофеева Анна Сергеевна

Разработка мероприятия по коррекционному курсу "Логопедические занятия"., на тему: Речевой фестиваль "Говорим правильно" для обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_festival.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тимофеева А.С.

Учитель – логопед

ГБОУ СО «Тавдинская школа – интернат»

Тема: Речевой фестиваль «Говорим правильно»

Тип: итоговое занятие

Оборудование: эмблемы, ребусы, цепочки слов, цифры 1,2,3, картинки для деления слов на слоги, карточки со скороговорками, две разрезанные предметные картинки. Два черных маркера, слова с недописанными буквами, аудиозапись песни «Буратино», мультимедийное оборудование.

Цель:

1.

*Закрепить приобретенные произносительные навыки, при работе со скороговорками;

*Формировать умение применять имеющиеся знания в речи, при выполнении заданий «ребусы»

2.

*Развивать фонематическое восприятие, в ходе игры «Слоговые обручи»;

*Развивать наблюдательность. При выполнении игры «Сказочные герои»

*Развивать общую моторику, ориентировку в пространстве, навыки самоконтроля, в ходе выполнения, заданий;

3.

*Воспитывать чувство коллективизма, при совместной деятельности;

*Воспитывать смелость, инициативность, умение преодолевать страх перед публичным выступлением.

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание

Оборудование

1. Оргмомент

* Добрый день, дорогие гости.

*Здравствуйте, уважаемые участники фестиваля

*Мы рады вас приветствовать на празднике «говорим правильно»!

* В нашем празднике принимают участие две команды

*Каждая команда узнает свое название, когда разгадает ребусы и расставит буквы

*правильно вы угадали названия своей команды

* приветствуем команду. – «Знайки» и «Умники»

*а наш речевой фестиваль будет оценивать жюри.

2 карточки с ребусами,

Карточки с буквами

Конкурс №1

«Волшебная цепочка»

Задание: Волшебная цепочка»

*На экране написано слово. Прочитайте его.

*С этого слова мы начнем эту игру.

*Нужно назвать слово начинающееся со звука, на который заканчивается предыдущее слово.

*Каждая команда по очереди называет слова,

* А какая команда начнет первой, мы решим с помощью считалки.

Ученик читает считалку:

- кра

кричит ворона. –

Кража!

Караул!

Грабеж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он из кармана!

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробка

И красивую

Коробку!

Экран: слово.

Считалка

Конкурс № 2

«Слоговые обручи»

Задание: «Слоговые обручи»

*В каждом обруче лежат цифры: 1,2,3.

* обе команды встаньте в круг, вокруг обручей.

*Пока звучит музыка, все дети двигаются по кругу.

*Как только музыка останавливается, команда Знайки смотрит на картинку, которую показывает Маша;

 Умники смотрят на А.С,

называет картинку, определяют количество слогов и встают в соответствующий обруч.

*Например: Логопед показывает картинку сороки, сколько слогов в этом слове? В какой нужно будет встать обруч?

Три обруча

Карточки с цифрами

Фонограмма.

Картинки

Конкурс № 3

Скороговорки

Задание: «Скороговорки»

*У каждой команды есть лист с началом скороговорки и конверт, в котором завершение скороговорки.

*Ваша задача собрать скороговорку.

*Вы за 3 минуты должны собрать скороговорки.

*А сейчас проверим правильно ли команды составили скороговорки.

*Члены жюри проверяют, а в это время участники команд сами себя проверят и прочитают правильную скороговорку на экране.

4 конверта со скороговорками

Конкурс № 4

Про кого?»

Задание «Про кого?»

*У командам розданы конверты, в которых находятся стихотворения.

*Прочитайте их

*сейчас начнем соревнования

*На экране будет показана картинка, а вы должны догадаться, какое стихотворение подходит к этой картинке и прочитать его.

1.я модница такая,

Что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блестки,

Любые украшенья.

Но на мою, поверьте,

Великую беду

Наряд мне надевают

Всего лишь раз в году!  (елка)

2. над лесом, горами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг Земли

Эти чудо корабли. (облака)

1.у кого вся спина в точках?

Кто пасется на листочках?

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (божья коровка)

2. забияка и воришка

Носит серое пальтишко,

На лету хватает крошки

И боится только кошки. (воробей)

8 карточек со стихами.

8 картинок на экране.

Конкурс № 5

«Слова спорщики»

Задание «Слова спорщики»

*Вам нужно подобрать к слову пару с противоположным значением.

*У каждой команды есть задания на листках и конверты со словами.

Например: тепло – холодно.

Карточка с заданием.

Конверт со словами.

физминутка

Под музыку в зал вбегает Буратино.

Б: Купите азбуку! Купите азбуку! Ну, пожалуйста!

1. Ну, что ты Буратино! Разве можно азбуку продавать? Азбука – это первая книга для чтения! А ты умеешь читать?

Б: Нет, не умею!

1. А наши ученики дружат с азбукой и умеют читать.

Б: Здорово! А играть вы умеете? Приглашаю детвору на веселую игру!

-Все дети встают в круг.

Б. с логопедом проводит игру «Бывает – не бывает».

Логопед: Если то что скажет Буратино или я бывает, то вы подпрыгиваете, а если не бывает, то приседаете.

Волк бродит по лесу.

Волк на деревне сидит.

 В кастрюле чашка варится.

Лодка по небу плывет.

Девочка рисует дом.

Дом рисует девочку.

Мать приехала на базар.

Рыбка лежит на сковороде.

Ночью радуга играет.

Внук младше дедушки.

Дедушка учиться в школе.

А теперь потанцуем!

Повторяйте за мной  движения.

-Молодцы, ребята!

1.Наши учащиеся умеют не только читать?

Б: Да ну! И писать умеют?

1. Да, вот посмотри, как они выполнят следующие задания.

Музыка,

Костюм буратино,

азбука

Конкурс № 5

«Составь текст»

Задание: «Составь текст»

*Командам необходимо составить текст из деформированных предложений и записать его.

Буратино: вы и вправду все умеете и читать и писать. И мне пора за ум браться, пойду я в школу.

Карточки с текстом.

Конкурс № 6

«Кто как двигается»

 Задание «Кто как двигается»

*По очереди  каждая команда смотрит на экран, называет, кто изображен и как это животное двигается.

На экране названия животных

Конкурс №7

«Отгадай загадку»

«Реши кроссворд»

Задания. «Отгадай загадку»

«Реши кроссворд»

*Каждой команде выдаются кроссворды, *Для того, чтобы решить кроссворд, нужно отгадать загадку и записать отгадку в соответствующую строку.

*С какой буквы  начинаются отгадки в кроссворде.

Листы с кроссвордом

загадки

Итог занятия

*Наш речевой фестиваль подошел к завершению и просим жюри Жюри подводвести  итоги

Материал к разработке

Содержание

* Добрый день, дорогие гости.

*Здравствуйте, уважаемые участники фестиваля

*Мы рады вас приветствовать на празднике «говорим правильно»!

* В нашем празднике принимают участие две команды

*Каждая команда узнает свое название, когда разгадает ребусы и расставит буквы

*правильно вы угадали названия своей команды

* приветствуем команду. – «Знайки» и «Умники»

*а наш речевой фестиваль будет оценивать жюри.

Задание: «Волшебная цепочка»

*На экране написано слово. Прочитайте его.

*С этого слова мы начнем эту игру.

*Нужно назвать слово начинающееся со звука, на который заканчивается предыдущее слово.

*Каждая команда по очереди называет слова,

* А какая команда начнет первой, мы решим с помощью считалки.

Ученик читает считалку:

- кра

кричит ворона. –

Кража!

Караул!

Грабеж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он из кармана!

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробка

И красивую

Коробку!

Задание: «Слоговые обручи»

*В каждом обруче лежат цифры: 1,2,3.

* обе команды встаньте в круг, вокруг обручей.

*Пока звучит музыка, все дети двигаются по кругу.

*Как только музыка останавливается, команда  Знайки смотрят на картинку, которую показывает Маша;Умники смотрят на А.С,

называет картинку, определяют количество слогов и встают в соответствующий обруч.

*Например: Логопед показывает картинку сороки, сколько слогов в этом слове? В какой нужно будет встать обруч?

Задание: «Скороговорки»

*У каждой команды есть лист с началом скороговорки и конверт, в котором завершение скороговорки.

*Ваша задача собрать скороговорку.

*Вы за 3 минуты должны собрать скороговорки.

*А сейчас проверим правильно ли команды составили скороговорки.

*Члены жюри проверяют, а в это время участники команд сами себя проверят и прочитают правильную скороговорку на экране.

Задание «Про кого?»

*У командам розданы конверты, в которых находятся стихотворения.

*Прочитайте их

*сейчас начнем соревнования

*На экране будет показана картинка, а вы должны догадаться, какое стихотворение подходит к этой картинке и прочитать его.

1.я модница такая,

Что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блестки,

Любые украшенья.

Но на мою, поверьте,

Великую беду

Наряд мне надевают

Всего лишь раз в году!  (елка)

2. над лесом, горами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг Земли

Эти чудо корабли. (облака)

1.у кого вся спина в точках?

Кто пасется на листочках?

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (божья коровка)

2. забияка и воришка

Носит серое пальтишко,

На лету хватает крошки

И боится только кошки. (воробей)

Задание «Слова спорщики»

*Вам нужно подобрать к слову пару с противоположным значением.

*У каждой команды есть задания на листках и конверты со словами.

Например: тепло – холодно.

буратино

 Задание «Кто как двигается»

*По очереди  каждая команда смотрит на экран, называет, кто изображен и как это животное двигается.

Задания. «Отгадай загадку» «Реши кроссворд»

*Каждой команде выдаются кроссворды,

*Для того, чтобы решить кроссворд, нужно отгадать загадку и записать отгадку в соответствующую строку.

*С какой буквы  начинаются отгадки в кроссворде.

*Наш речевой фестиваль подошел к завершению и просим жюри Жюри подводвести  итоги

1.

Я модница такая,

Что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блестки,

Любые украшенья.

Но на мою, поверьте,

Великую беду

Наряд мне надевают

Всего лишь раз в году!  

1.

Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг Земли

Эти чудо корабли.

2.

У кого вся спина в точках?

Кто пасется на листочках?

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба?

2.

Забияка и воришка

Носит серое пальтишко,

На лету хватает крошки

И боится только кошки.

З     Н    И

А    Й    К

У    М    Н

И     К    И

   ЗНАЙКИ

 УМНИКИ

ТРУД –

ДОБРО –

ЛАСКОВЫЙ –

УЗКИЙ -

СОЛЕНЫЙ –

РАБОТАТЬ –

ЛОМАТЬ –

СТРОИТЬ –

ЛЕГКИЙ –

СЛАДКИЙ –

ЛЕНЬ                  ЗЛО            ГРУБЫЙ              ШИРОКИЙ        ОТДЫХАТЬ           СТРОИТЬ                 ПОТЕРЯТЬ           ТЯЖЕЛЫЙ                  ГОРЬКИЙ              СЛАДКИЙ

*ШЛА САША ПО ШОССЕ –

*ЖУЖЖИТ НАД –

*ТРИДЦАТЬ ТРИ ВАГОНА-

*ЕСТЬ У ЛЯЛИ КУКЛА ЛЁЛЯ.-

И СОСАЛА СУШКУ

ЖИМОЛОСТЬЮ ЖУК.

В РЯД  ТАРОХТЯТ

ЛЁЛЯ СДЕЛАНА ИЗ ЛЬНА –

ЛЯЛЕ НРАВИТСЯ ОНА.

*КУПИЛИ  КАРАКАТИЦЕ-

*ПЕРЕПЕЛКА ПЕРЕПЕЛЯТ-

*ЧЕТЫРЕ ЧЕРНЕНЬКИХ ЧУМАЗЕНЬКИХ ЧЕРТЕН-КА –

*ДВА ЩЕНКА, ЩЕКА К ЩЕКЕ,-

ЩИПЛЮТ ЩЕТКУ В УГОЛКЕ.

КРУЖЕВНОЕ  ПЛАТЬИЦЕ

ПРЯТАЛА ОТ РЕБЯТ.

ЧЕРТИЛИ ЧЕРНЫМИ ЧЕРНИЛАМИ ЧЕРТЕЖ.

- кра!

Кричит ворона. –

Кража!

Караул!

Грабеж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он из кармана!

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробка

И красивую

Коробку!

- кра!

Кричит ворона. –

Кража!

Караул!

Грабеж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он из кармана!

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробка

И красивую

Коробку!

Под музыку в зал вбегает Буратино.

Б: Купите азбуку! Купите азбуку! Ну, пожалуйста!

1. Ну, что ты Буратино! Разве можно азбуку продавать? Азбука – это первая книга для чтения! А ты умеешь читать?

Б: Нет, не умею!

1. А наши ученики дружат с азбукой и умеют читать.

Б: Здорово! А играть вы умеете? Приглашаю детвору на веселую игру!

-Все дети встают в круг.

Б. с логопедом проводит игру «Бывает – не бывает».

Логопед: Если то что скажет Буратино или я бывает, то вы подпрыгиваете, а если не бывает, то приседаете.

Волк бродит по лесу.

Волк на деревне сидит.

 В кастрюле чашка варится.

Лодка по небу плывет.

Девочка рисует дом.

Дом рисует девочку.

Мать приехала на базар.

Рыбка лежит на сковороде.

Ночью радуга играет.

Внук младше дедушки.

Дедушка учиться в школе.

А теперь потанцуем!

Повторяйте за мной  движения.

-Молодцы, ребята!

1.Наши учащиеся умеют не только читать?

Б: Да ну! И писать умеют?

1. Да, вот посмотри, как они выполнят следующие задания.

Под музыку в зал вбегает Буратино.

Б: Купите азбуку! Купите азбуку! Ну, пожалуйста!

1. Ну, что ты Буратино! Разве можно азбуку продавать? Азбука – это первая книга для чтения! А ты умеешь читать?

Б: Нет, не умею!

1. А наши ученики дружат с азбукой и умеют читать.

Б: Здорово! А играть вы умеете? Приглашаю детвору на веселую игру!

-Все дети встают в круг.

Б. с логопедом проводит игру «Бывает – не бывает».

Логопед: Если то что скажет Буратино или я бывает, то вы подпрыгиваете, а если не бывает, то приседаете.

Волк бродит по лесу.

Волк на деревне сидит.

 В кастрюле чашка варится.

Лодка по небу плывет.

Девочка рисует дом.

Дом рисует девочку.

Мать приехала на базар.

Рыбка лежит на сковороде.

Ночью радуга играет.

Внук младше дедушки.

Дедушка учиться в школе.

А теперь потанцуем!

Повторяйте за мной  движения.

-Молодцы, ребята!

1.Наши учащиеся умеют не только читать?

Б: Да ну! И писать умеют?

1. Да, вот посмотри, как они выполнят следующие задания.

ДЕРЕВЯННЫЕ КОНИ

ПО СНЕГУ СКАЧУТ,

А В СНЕГУ НЕ ПРОВАЛИВАЮТСЯ.

СКАЧЕТ ЗАВИРУШКА,

НЕ РОТ, А ЛОВУШКА.

ПОПАДУТ В ЛОВУШКУ

И КОМАР, И МУШКА.

ХВОСТ ПУШИСТЫЙ,

МЕХ ЗОЛОТИСТЫЙ,

В ЛЕСУ ЖИВЕТ,

В ДЕРЕВНЕ КУР КРАДЁТ.

СИДИТ ДЕД, В ШУБУ ОДЕТ,

КТО ЕГО РАЗДЕВАЕТ,

ТОТ СЛЕЗЫ ПРОЛИВАЕТ.

РЯДОМ С ДВОРНИКОМ ШАГАЮ,

РАЗГРЕБАЮ СНЕГ КРУГОМ.

И РЕБЯТАМ ПОМОГАЮ

ДЕЛАТЬ ГОРУ, СТРОИТЬ ДОМ.

НАД ДОМАМИ У ДОРОЖКИ

ВИСИТ КУСОК ЛЕПЕШКИ.

ДЕРЕВЯННАЯ ДОРОГА,

ВНИЗ ИДЕТ ОНА ОТЛОГО,

ЧТО НИ ШАГ – ТО ОВРАГ.

ПОДАЮТ С ВЕТКИ

ЗОЛОТЫЕ МОНЕТКИ.

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

ХОТЬ И ЗАДРАЛ ОН К ВЕРХУ НОС,

НО ЭТО ВОВСЕ НЕ ВСЕРЬЕЗ.

НИ ПЕРЕД КЕМ ОН НЕ ГОРДИТСЯ,

КТО ПИТЬ ЗАХОЧЕТ – УБЕДИТСЯ.

НА РУКЕ, И НА СТЕНЕ,

И НА БАШНЕ В ВЫШИНЕ

ХОДЯТ, ХОДЯТ РОВНЫМ ХОДОМ

ОТ ВОСХОДА ДО ВОСХОДА.

У НЕЕ ВО РТУ  ПИЛА.

ПОД ВОДОЙ ОНА ЖИЛА.

ВСЕХ ПУГАЛА, ВСЕХ ГЛОТАЛА,

А ТЕПЕРЬ В КОТЕЛ ПОПАЛА.

НА СЕБЕ НОШУ Я ДОМ,

ОТ ЗВЕРЕЙ Я ПРЯЧУСЬ В НЕМ.

ВРОДЕ ЁЖИКА НА ВИД,

НО НЕ ПРОСИТ ПИЩИ.

ПО ОДЕЖДЕ ПРОБЕЖИТ –

И ОДЕЖДА СТАНЕТ ЧИЩЕ.

МАЛЕНЬКИЙ, ГОРЬКИЙ,

ЛУКУ БРАТ.

БЕЗ РУК, БЕЗ НОГ,

НА БРЮХЕ ПОЛЗЕТ.

ЧЕРНЕНЬКО,

ГОРЯЧЕНЬКО,

А ВСЕ ЛЮБЯТ.

Ч

Щ

Ч

Ч

Ч

Ч

Щ

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

в, птенцы, гнезде, сидят_________________________________________________________________

пищат, они, громко_____________________________________________________________________

есть, малыши, хотят____________________________________________________________________

к, мама, ним, летит_____________________________________________________________________

она, маленького, несет, червяка__________________________________________________________

детей, накормить, птичка, своих, спешит________________________________________________________

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

пушистый, накрыл, деревья, снег__________________________________________________________

снегу, много, следов, видно, на._____________________________________________________________

ночью, вот, проскакал, хорек._____________________________________________________________

следы, медвежьи, к, берлоге, ведут________________________________________________________

полянке, оставлены, на, следы, заячьи ______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков

Рекомендации логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков...

Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".

Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...

Г. В. Мокина. Работа с речевыми образцами как средство формирования правильной речи учащихся - инофонов (комментарий к фрагменту урока «Составные именные сказуемые»)

Работа с речевыми образцами, положенная в основу части урока в 8 классе по теме «Составные именные сказуемые», направлена на формирование правильной устной и письменной речи учащихся - инофонов. Много...

Воспитание правильного речевого дыхания у детей с ОНР

Консультация для родителей. Воспитание правильного речевого дыхания у детей с ОНР...

Формирование правильного речевого дыхания.

Консультация для родителей по формированию правильного речевого дыхания и целеноправленного выдоха, у детей с нарушением речи дошкольного возраста....

Дидактические пособия по формированию правильного речевого дыхания.

Предлагаю вашему вниманию некоторые виды пособий  для формирования правильного речевого дыхания. Все пособия изготовлены собственноручно. Деткам очень нравится заниматься с  таким пособием, ...