"Основы правильной речи"
рабочая программа
«Основы правильной речи» - это внеурочный курс для младших школьников, содержание которого связано с учебными программами начальной ступени обучения. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_pravilnoy_rechi.docx | 60.62 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, направленной на реализацию духовно-нравственного развития учащихся.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы правильной речи» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. «Основы правильной речи» - это внеурочный курс для младших школьников, содержание которого связано с учебными программами начальной ступени обучения. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Актуальность внеурочной работы позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов.
В процессе работы школьники увидят «волшебство знакомых слов», смогут понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к языку должно пробуждать стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.
Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся и на сохранение их здоровья.
Курс внеурочной деятельности «Основы правильной речи» в начальной школе направлен на достижение следующих целей: осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателя общей культуры человека.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Основы правильной речи» реализует познавательную и социокультурную цели:
-познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель (изучение русского языка) включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» (с учетом специфики курсов «Знатоки русского языка», «Основы правильной речи»):
- Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; дать им опыт осуществления различных видов деятельности; развивать основы учебной деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки (на основе освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка).
- Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся.
- Способствовать развитию речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- Способствовать овладению учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма.
- Воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию индивидуальности каждого ребенка.
- Создать педагогические условия, обеспечивающие широкий перенос средств, освоенных на уроке, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.
Содержание рабочей программы отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.
II. Общая характеристика содержания курса «Основы правильной речи»
В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы («Путешествия по Стране Слов» (1 кл), «Секреты орфографии» (2кл), «Занимательное словообразование» (3кл), «Занимательная лингвистика» (4кл)) предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Содержание тем курса «Основы правильной речи» интегрируют с кадетским компонентом (включены тексты патриотической тематики, определены темы для развития речи в соответствии с содержанием внеурочных курсов «Я-кадет», «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей», определены упражнения и тексты для изложений, включены авторские тексты А.Митяева, А.Алексеева (серия «Рассказы о войне», «Рассказы о Суворове и Нахимове»), К.Паустовского «Солдатские сказки», а также публицистические статьи о Родине, об Армии и флоте. Также тематика обучающих текстов имеет гражданско-патриотическую направленность.
В программе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной устной и письменной речи.
На проведение курса «Основы правильной речи» в 1 классе отводится -33 часа, во 2-4 классах -34 часа.
- Роль курса «Основы правильной речи» в достижении
планируемых результатов.
Изучение курса внеурочной деятельности направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Изучение программы будет способствовать достижению следующих личностных образовательных результатов:
гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине - России, формирование чувства гордости за свою страну;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к народам, формируемое на основе примеров из художественных произведений;
- о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в искусстве слова;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- любознательность, заинтересованность, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты
В результате коррекционно-развивающей работы у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
- устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования,
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы правильной речи» опирается на результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются следующие:
1) Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) Понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4)Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Планируемые образовательные результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
К концу коррекционного курса ученик усвоит:
- Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. - Антонимы, многозначные слова.
- Системные связи слов.
К концу коррекционного обучения ученик научится:
- Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
- Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
- Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы. - Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
- Составлять текст по вопросам учителя.
- Работать со словарями.
- Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
2-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
К концу коррекционного курса ученик усвоит:
- Правила правописания слов с изученными орфограммами.
- Признаки согласных и гласных звуков.
- Состав слова.
- Признаки родственных слов.
К концу коррекционного курса ученик получит научится:
- Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
- Разбирать слова по составу.
- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- Писать НЕ с глаголами.
- Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
- Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
- Составлять рассказы по картинке.
- Пересказать текст.
3-4-й классы
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
К концу коррекционного курса ученик усвоит:
3 класс
- Правила правописания слов с изученными орфограммами.
- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
- Главные члены предложения.
- Состав слова.
4 класс
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
К концу коррекционного курса ученик научится:
3 класс
- Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
- Разбирать предложения по членам предложения.
- Обозначать на письме интонацию перечисления.
- Разбирать слова по составу.
- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- Писать правильно слова с удвоенными согласными.
- Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
- Определять число, время глаголов.
- Писать НЕ с глаголами.
- Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
- Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
- Составлять рассказы по картинке.
4 класс
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.
III. Календарно-тематическое планирование
1 класс «Путешествия по Стране Слов»
№ | Тема занятия | Количество часов | Содержание |
1,2 | В мире звуков. | 2 | Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Цепочка», «Знаешь сам - расскажи нам». |
3, 4 | В страну слов. Первые встречи. | 2 | Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Запомни слово», «Знаешь сам - расскажи нам». Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». |
5, 6 | К тайнам волшебных слов. | 2 | Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». |
7, 8 | Чудесные превращения слов. | 2 | Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева. |
9, 10 | В гости к Алфавиту. | 2 | Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». |
11, 12 | К тайнам звуков и букв. | 2 | Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». |
13, 14 | В Королевстве ошибок. | 2 | Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. |
15, 16 | В Страну Слогов. | 2 | Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». |
17, 18 | Неожиданная остановка. | 2 | Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. |
19, 20 | Экскурсия в прошлое. | 2 | Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. |
21, 22 | Текст. | 2 | Чтение текста. Отличие предложения от текста. |
23, 24 | Заглавие текста. | 2 | Работа с текстом. Озаглавливание текста. |
25, 26 | Тема текста. | 2 | Работа с текстом. Умение определять тему текста. |
27, 28 | Опорные слова. | 2 | Работа с текстом. Работа с опорными словами. Пересказ. |
29, 30 | План текста. | 2 | Работа с текстом. Составление плана по образцу. |
31, 32 | Рифма | 2 | Работа со словами. Умение составлять рифму. |
33 | Итоговое занятие. | 1 | Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, сказок. |
Итого 33 часа |
2-й класс «Секреты орфографии»
№ | Тема занятия | Количество часов | Содержание |
1, 2 | Как обходились без письма? | 2 | Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». |
3, 4 | Древние письмена. | 2 | Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки». |
5, 6 | Как возникла наша письменность? | 2 | Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». |
7, 8 | Меня зовут Фонема. | 2 | Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». |
9, 10 | Для всех ли фонем есть буквы? | 2 | Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. |
11, 12 | «Ошибкоопасные» места | 2 | «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. |
13, 14 | Тайны фонемы | 2 | Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». |
15, 16 | Опасные согласные | 2 | Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». |
17, 18 | На сцене гласные | 2 | Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! |
19, 20 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 2 | Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. |
21, 22 | Ваши старые знакомые | 2 | Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. |
23, 24 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. |
25, 26 | Непроизносимые согласные | 2 | Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. |
27, 28 | Слова – «родственники» | 2 | Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. |
29, 30 | В гостях у частей слова | 2 | Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Тренировочные упражнения. |
31, 32 | Старые знакомцы | 2 | Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения. |
33, 34 | Игротека речевых игр | 2 | Речевые игры. |
Итого 34 часа |
3 класс «Занимательное словообразование»
№ | Тема занятия | Количество часов | Содержание |
1, 2 | Путешествие в страну Слов. | 2 | Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово» |
3, 4 | Чудесные превращения слов. | 2 | Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка. |
5, 6 | В гостях у слов- родственников. | 2 | Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор слов- родственников. |
7, 8 | Добрые слова. | 2 | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. |
9, 10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 2 | Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. |
11, 12 | Новые слова в русском языке. | 2 | Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». |
13, 14 | Встреча с зарубежными друзьями. | 2 | Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». |
15, 16 | Синонимы в русском языке. | 2 | Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. |
17, 18 | Слова- антонимы. | 2 | Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. |
19, 20 | Слова- омонимы. | 2 | Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». |
21, 22 | Крылатые слова. | 2 | Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». |
23, 24 | В королевстве ошибок. | 2 | Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». |
25, 26 | Искусство красноречия. | 2 | Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. |
27, 28 | Трудные слова. | 2 | Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. |
29, 30 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка). |
31, 32 | Шарады и логогрифы. | 2 | Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. |
33 | Откуда пришли имена. | 1 | Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». |
34 | Занимательное слообразование. | 1 | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. |
Итого 34часа |
4 класс «Занимательная лингвистика»
№ | Тема занятия | Количество часов | Содержание |
1, 2 | Что такое орфоэпия? | 2 | Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. |
3, 4 | Что такое фонография или звукозапись? | 2 | Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. |
5, 6 | Звуки не буквы! | 2 | Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. |
7, 8 | Звучащая строка. | 2 | Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. |
9, 10 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 2 | Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. |
11, 12 | Многозначность слова. | 2 | Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». |
13, 14 | «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 2 | Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. |
15, 16 | Фразеологические обороты. | 2 | Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». |
17, 18 | Словари «чужих» слов. | 2 | Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. |
19, 20 | Слова, придуманные писателями. | 2 | Работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. |
21, 22 | Слова уходящие и слова – новички. | 2 | Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умением правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматривание виды неологизмов и виды архаизмов. |
23, 24 | Словарь языка Пушкина. | 2 | Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем. |
25, 26 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 2 | Знакомство со словарной статьей. «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. |
27, 28 | Словарь- грамотей. | 2 | Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. |
29, 30 | Научная этимология. | 2 | Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем. |
31, 32 | Какие бывают имена? | 2 | Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями. |
33, 34 | Древнерусские имена. | 2 | Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. |
Итого 34 часа |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова ; под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова. – М. : Вентана-Граф, 2021.
- Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. / Под ред. С.В. Иванова Русский язык. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Проект «Начальная школа ХХI века»: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2021.
- Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 3 класс в 2ч М.:, Изд.центр «Вентана-Граф», 2021.
- С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. Русский язык. 4 класс в 2ч М.:, Изд.центр «Вентана-Граф», 2021.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Колонки.
Наглядные пособия
Электронные наглядные пособия:
Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1»
Программно-дидактический комплекс «Логомер 2»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет http://www.metodkabinet.eu
Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Портал «Российское образование http://www.edu.ru
Л.В. Петленко, В.Ю. Романова «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. :Вентана-Граф, 2015. (Начальная школа XXI века).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://education.yandex.ru https://www.yaklass.ru
https://infourok.ru/ https://multiurok.ru/id17652133/ https://nsportal.ru/
http://teremoc.ru/index.php - Мультфильмы, загадки и ребусы.
http://potomy.ru http://elementy.ru/email
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонематический слух-основа правильной речи
Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью о...
Презентация"Ф онематический слух - основа правильной речи"
Уровни развития фонематического слуха....
Презентация"Фонематический слух - основа правильной речи"
Уровни развития фонематического слуха....
Семинар: "Фонематический слух - основа правильной речи"
Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух...
Консультация - практикум для родителей подготовительной группы "Фонематический слух - основа правильной речи"
Родители познакомятся с понятием фонематический слух, с приемами развития фонематического слуха у дошкольников, а так же с играми, способствующими созданию условий для постоянной тренировки фоне...
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи".
Значение работы над фонематическим слухом...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильной речи"
Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение форм работы....