Упражнения на развитие фонематического слуха
методическая разработка
Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx | 53.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие фонематического слуха
Фонематический слух имеет большое значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа и т.п.).
Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.
Ребенок в 4-6 лет должен уметь:
Выделять звук в звуковом ряду (4-5 лет).
Выделять слог и слово в ряду слогов и слов (4-5 лет).
Выделять начальный гласный звук в слове (4-5 лет).
Подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука (4-5 лет).
Различать фонетически сходные слова по их лексическому значению (4-5 лет).
Дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости
(к 5 годам).
Выделять согласный звук в конце слова (5-6 лет).
Дифференцировать свистящие и шипящие звуки (5-6 лет).
Делить слово на слоги, определять количество слогов в слове (5-6 лет).
Определять наличие заданного звука в слове (5-6 лет).
Определять место звука в слове (к 6 годам).
Определять количество слов в предложении, учитывая наличие «коротких»
слов-предлогов (5-6 лет) и др.
Предложенные ниже игры используются для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-7 лет. В этом возрасте дети уже могут произносить практически все звуки, ведь их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков. Но проблема развития фонематического слуха остаётся актуальной. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
Самое главное – постоянно делать акцент (спрашивать: «А что это может быть?», «Чем может оказаться?») и перенаправлять внимание ребёнка на окружающее шумы, звуки, звоны, скрипы и т.д. Т.е. акцент на окружающую действительность.
Наша цель: звук – неотъемлемая часть жизни ребёнка!
Результат → привычка обращать внимание на звук; фокусироваться, сосредотачиваться на нём.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
Наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла);
после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).
Уровень 0.
Узнавание неречевых звуков
1. Игра "Угадай, что звучало"
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
2. Игра "Шумящие мешочки"
Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
3. Игра "Волшебная палочка"
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
4. Игра "Жмурки"
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
5. Игра "Похлопаем"
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Различение звуков речи по тембру, силе и высоте
1. Игра "Узнай свой голос"
Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
2. Игра "Громко-тихо"
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
3. Игра "Три медведя"
Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Различение сходных по звучанию слов
1. Игра "Слушай и выбирай"
Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
2. Игра "Верно-неверно"
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Различение слогов
1. Игра "Похлопаем"
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
2. Игра "Что лишнее?"
Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Различение звуков
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
1. Игра "Похлопаем"
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Наблюдая за деятельностью детей обращайте внимание на следующие показатели:
- умение детей слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их;
- умение различать звуки в словах, слогах и в рядах звуков;
- отработать навык различение на слух фонем по акустическим особенностям (в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких и т.п.);
- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры).
Таким образом, для того чтобы результат работы по формированию фонематического слуха был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа носила не эпизодический, а системный (постоянный), комплексный характер.
Уровень 1.
1. «Ушки - слушки»
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
Ведущий показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
2. «Кто сказал «Мяу?»»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Ведущий включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.
3. «Кто стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Ведущий включает аудиозапись со звуками улицы.
Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).
4. «Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Дети стоят с закрытыми глазами. Ведущий с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
5. Пальчиковая игра «Гроза»
Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.
Ведущий читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.
Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).
6. Послушай и назови нужное слово.
Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.
Ведущий читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.
Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.
7. Шутки-минутки
Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора.
Ведущий читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.
8. Тихо – громко говори.
Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.
Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).
Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».
Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.
Уровень 2.
К семи годам у детей должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому следим за тем, чтобы дети чётко и правильно произносили слова изолированно (обговаривая отдельно каждое трудно даваемое слово), потом во фразах и предложениях.
Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук. Сначала ребёнок знакомился с понятием «звук», а теперь учится его применять, находить, видоизменять и играть с ним.
1. Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Ведущий произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
2. Назови первый звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
3. Отвечай – не торопясь.
Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.
Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
Найди в группе (комнате) предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)
P.s. – в дальнейшем можно играть в похожую игру с ребёнком, имеющую общую тему «Города», «Звери-животные», «Имена» и т.д., тем самым дополнительно расширяя его кругозор.
4. Исправь Незнайкины ошибки.
Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:
Какой первый (последний) звук в слове собака?
Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
Сколько слогов в слове кошка (корова)?
Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.
5. Паучок.
Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.
Ведущий читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.
На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.
Проверим, как вы можете делить слова на слоги.
Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.
6. Поймай слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Ведущий: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
7. Разбросай слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Ведущий предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
8. Короткие и длинные слова.
Логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
9. Придумать слова на заданный звук.
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
10. Определить место звука в слове.
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .
Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
11. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.
Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].
Пример:
-Как тебя зовут?
-Ира.
-А фамилия?
-Иванова.
-Откуда ты приехала?
-Из Иркутска
-Что там растёт?
-Инжир.
12. Будь внимателен.
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).
Групповые игровые упражнения (проверочный этап)
1. Крестики – нолики.
Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.
Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если ведущий произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
А
Х | О | Х |
Х | Х | Х |
О | Х | О |
Похожая игра «Поймай звук»
Игра на выделение звука на фоне слова.
Задание: дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [c] - “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).
2. Красный-белый.
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры: педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают синий.
3. Поймай рыбку.
Цель: нахождение звуков в названиях предметов по картинке.
Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Описание игры: дети по очереди вылавливает удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие ли отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, в середине или конце слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
4. Кто больше слов придумывает.
Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: мяч, фанты.
Описание игры: педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образую круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказано кем-либо, Фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.
5. Кто внимательнее.
Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: картинки на определенный звук.
Описание игры: дети сидят за столами. Педагог говорит: «сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенный мною словах. Кто угадает, тот поднимает руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, сумка, стакан, слон, скамейка. Дети говорят: "с". Педагог: «Правильно, все эти слова начинаются на со звука с». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком. Игру можно усложнить.
6. Будь внимателен.
Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, куриц, автобус.
Описание игры: Обращаясь к детям, Педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, в середине и в конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).
7. Отстукивание слогов.
Цель: обучение слоговому анализу слов
Оборудование: барабан, бубен.
Описание игры: Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
8. Угадай слово.
Цель: составление слов с определенным количеством слогов
Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.
9. Слова-перевертыши.
Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова
Описание игры: один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.
Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
10. Охотники.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: ведущий предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия знакомства со звуками. Особенно полезна она на фронтальном занятии, т.к. позволяет ведущему видеть реакцию всех детей, и исключает подсматривание детей друг за другом.
11. Игра со звуками.
1) Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А (Е,О,Л,В и т.д). Назови слова, которые заканчиваются на звук А (К,Н,Г). Назови слова, в которых звук А (Д,В,И) в середине слова.
2) Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш…)Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)
12. Найди картинки.
1) Ребенок отбирает из набора картинки на заданный звук или несколько звуков. Звук может стоять в начале слова, в конце, в середине.
2) Нахождение звука в названиях предметов по сюжетной картине. Выигрывает тот, кто больше найдет предметов. Сюжетные картины могут подбираться в соответствии с лексической темой.
3) Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает картинки например со звуком Л, другая со звуком Р. Один игрок может взять одну картинку. Когда все дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и называют картинки, выделяя голосом свой звук. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее соберет картинки.
13. Волшебники.
Задание: "Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит - кот.
Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
14. Самое короткое слово.
Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова. Строитель, каменщик, дом, стекольщик.
15. Исправь ошибки.
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска (киска).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это (билета).
Сели в ложку и айда!
Покатили вдоль пруда (лодку).
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (дочками).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки (мишке).
Встало солнце, уходит прочь
Темная длинная дочь (ночь).
Фруктов в корзине не счесть:
Яблоки, груши, бараны есть (бананы).
В реке живет мак,
Его не поймаю никак (рак).
Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку (ложку).
На пароходе повар – док
Приготовил вкусный сок (кок).
Очень ласковый был
Он хозяйку лизнул в лоб (кот).
Рогатый дол
По дороге шел (вол).
Школьник кончил строчку
И поставил бочку (точку).
Тащил мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
У печки с удочкой сижу
От рыбы глаз я не свожу (речки).
Русская красавица
Своей козою славится (косой).
Усатый кит сидит на печке,
Выбрав теплое местечко (кот).
На поляне лесной
Вырос зуб молодой (дуб).
Под березами, где тень
Притаился старый день (пень).
16. Корзиночки.
Игры на выделение звука на фоне слова.
На наборном полотне выставляются предметные картинки фруктов или овощей, ягод, грибов, цветов, продуктов и т.п.(в соответствии с лексической темой). Дети раскладывают картинки по корзинкам: в синею, если заданный звук звучит твердо, в зеленую, если звук мягкий, в красную, если заданного звука в слове нет. Можно распределить картинки по первому или последнему звуку в слове – твердый, мягкий, гласный.
17. Телеграф.
Цель: обучение слоговому анализу слов.
«Сейчас мы поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете их по телеграфу передавать в другой город». Слова произносятся по слогам, сопровождаются хлопками. Затем дети сами придумывают слова, которые надо передавать по телеграфу. «А сейчас я вам передам слова по телеграфу - отстучу, не называя их. А вы должны придумать, какие это могут быть слова». Дети придумывают слова с заданным количеством слогов.
18. Волк и зайцы.
Один ребенок — «волк», остальные — «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети (« зайцы ») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках — спокойно играют, при усилении громкости — настораживаются (останавливаются), при громких звуках — разбегаются.
19. Тишина.
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать (нарисовать), что они услышали.
20. Один — два.
Ведущий договаривается с двумя детьми о том, что на один сигнал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигнала — два ребёнка. После этого дети садятся спиной к ведущему и встают по условленному сигналу.
21. Круг.
Дети образуют круг. Одному из детей завязывают глаза и ставят его в центре круга. Остальным вручают различные звучащие игрушки. По знаку логопеда кто-либо из детей приводит в звучание свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами идет по направлению звука и дотрагивается до звучащей игрушки. Затем эти дети меняются местами.
22. Иди за звуком.
Один ребенок становится в центре кабинета, ему завязывают глаза. Несколько детей — в разных местах кабинета, в руках у них разнообразные звучащие игрушки (затем можно использовать одинаковые игрушки). По знаку логопеда один из детей озвучивает свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами начинает движение в направлении услышанного звука, но в это время звучание прекращается и слышится звук, произведенный игрушкой другого ребенка (также по сигналу логопеда). Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться в сторону следующего источника и т.д. Затем на середину круга приглашается другой ребенок.
23. Лишний слог.
Ведущий произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.
24. Магазин.
Игры на выделение звука на фоне слова.
Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.
25. Живая азбука.
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
Игры, используемые для решения поставленных проблем, можно разделить на несколько групп:
1) Игры на развитие слухового внимания: «Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы», «Жмурки с колокольчиком», «Морзянка» и т.д.
2) Игры на развитие фонематического восприятия: «Найди себе пару», «В слове есть звуки?», «Шутки-минутки», «Звуковое домино», «Слова длинные и короткие», «Шутки - минутки», «Цепочка слов», «Рифмовки-перепутанки», «Повтори скороговороку», «Слова длинные и короткие», «Скажи как я» и т.д.
3) Игры на развитие фонематического слуха: «Поймай звук», «Определи звук в слове», «Какой последний звук?», «Путаница», «Эхо», «Какой последний звук?», «Лишнее слово», «Слушай и выбирай» и т.д.
Данные игры способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Вашему вниманию предлагается система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, ...
Упражнения для развития фонематического слуха у младших школьников
Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи, как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам рече...
КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на развитие фонематического слуха
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г.Сергие...
Развитие фонематического слуха у детей в играх и игровых упражнениях
В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термин для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематическое восприятие. Фонематический...
Консультация для педагогов "Игры и упражнения для развития фонематического слуха, речи и звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР"
Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построен...
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ.
Дошкольное детство — важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно- биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что опреде...
Упражнения для развития фонематического слуха, для расширения лексического запаса (1-4 класс)
Упражнения для развития фонематического слуха, для расширения лексического запаса (1-4 класс)...