Письмо
статья

Рудакова Регина

Письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_analiza_oshibok.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематические

ошибки

Ошибки анализа и синтеза

Нарушения лексико- грамматической стороны речи

диспраксии

Оптические

ошибки

ошибки на правила правописания

Кинетические ошибки

Каллиграфичес

кие трудности

Пройденные

правила

Не пройденные

правила

1

2

3

4

5

6

7

8

- замены букв, обознача-

ющих близкие по  акус –

тическим  и  артикуляци-

онным  признакам:

- звонкие – глухие:

- свистящие – шипящие;

- твёрдые – мягкие;

- соноры;

- косноязычие;

- расщепление аффрикат

- не выделение границ

предложения (начало

предложения с  малень

кой буквы);

- слитное написание

слов в предложении;

- слитное написание предлогов со словами;

- раздельное  написа-

ние приставок;

- пропуски, вставки, перестановки букв, сло-

гов

- согласование в роде,

числе, падеже;

- ошибки на замену

предлогов, приставок;

- неточное их исполь-

зование;

- ошибки на согласова

ние слов в предложе-

нии, согласование су-

ществительных с при-

лагательными, глаго-

лами;

потеря мел-

ких деталей

букв:

 п - р,

ш – щ,

ш – и,

л – м;

потеря со-

единений;

добавление

лишнего эле

мента

-буквы разно-

го размера

(БРР);

- разный на-

клон букв (РНБ);

- угловатые

буквы;

- высокий тонус;

- тремор руки

(дрожащие

буквы);

- «бусинки» -

сильно  нажи-

мает на ручку

- обводки, ис-

правления –

это может быть показа-

телем тревож

ности;

- затруднения в переключе-

нии  с 1 про-

граммы на другую;

Нужны кон-

сультации нев

ролога.

Учителю – сни

жение нагруз-

ки.

 

в – д

б – д

п – и

т –ш

зеркальность

говорят о не –

достаточности произвольнос-

ти письма

Фонематические

ошибки

Ошибки анализа и синтеза

Лексико-грамматическая сторона речи

диспраксии

Оптические

ошибки

ошибки на правила правописания

Кинетические ошибки

 Трудности каллиграфии

Пройденные

правила

Не пройденные

правила

1

2

3

4

5

6

7

8

                                                                    Ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия.

Эти ошибки вызваны трудностью дифференциации звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность ведёт в заменам и смешениям звуков. В письменной речи в этом случае наблюдается смешение букв.

   По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно:

  • Лабиализованные гласные:  рочей (ручей),  тюплый (тёплый);
  • Звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции (за исключением оглушения звонких и озвончения глухих по правилам орфоэпии): деди (дети), ситит (сидит), кослик (козлик), долко (долго);
  • Свистящие и шипящие согласные: шиски (шишки), зелезо (железо);
  • Сонорные согласные;
  • Аффрикаты (смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов): чапля (цапля), утитель (учитель), пцицы (птицы), куриса (курица);

Смешение букв, когда пишущий выделил в составе слова определённый звук, но выбрал несоответствующую букву, может быть вызвано также нестойкостью соотнесения звука и буквы, когда ещё не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы.

Ошибки, связанные с нарушением звукового анализа и синтеза

         В звуковом анализе слова выделяются в простые и сложные формы: узнавание звука  среди других звуков, выделение звука из слова в начальной позиции и полный звуковой анализ слова. Простые формы анализа в норме формируются спонтанно ещё в дошкольном возрасте, а сложные – в процессе обучения грамоте. Затруднения при звуковом и слоговом анализе проявляются у детей на письме в виде таких специфических ошибок, как пропуск, вставка или перестановка букв и слогов.

       Если ребёнок не выделяет всех звуков в составе слова, то имеют место пропуски букв (снки – санки, сёзы – слёзы)

       При пропуске нескольких букв может искажаться структура слова (девча – девочка)

       Часто в процессе проговаривания при письме ребёнок «слышит» дополнительные гласные и их вставляет в слово (театор -театр,  Александар – Александр).

       Если же ребёнок затрудняется в анализе последовательности звуков в слове, то в его письменных работах появляются перестановки букв и слогов: корвом – ковром, ласкогово – ласкового, а также пропуски букв.

        При этом часто искажается слоговая структура слова: леот – лето,билн – блин.

    Я привела лишь несколько примеров. Но у всех этих ошибок один источник – фонетико-фонематическое недоразвитие речи, т.е. нарушение восприятия, анализа и синтеза звуков речи и несоотнесение звука и соответствующей буквы.

Ошибки, связанные с нарушением  лексико – грамматической стороны  речи

          Следующий тип ошибок обычно называют аграмматизмами. Все они вызваны нарушением лексико-грамматического сроя речи. Иногда уже по устной речи ребёнка, изобилующей неправильными употреблениями форм слов, неточными подборами слов по значению, нарушениями согласования слов, учитель поймёт сразу, каких ошибок можно ожидать в письменных работах этого ученика.  Но часто лексико-грамматические ошибки в устной речи не слишком заметны, зато проявляются в трудном для ребёнка процессе овладения письменной речью.

Ошибки, связанные с нарушением индивидуализации слов или, мы говорим нарушением дискретностности речевого потока

Большие трудности в начальное обучение грамоте вносит несовпадение норм орфоэпии и орфографии. В устной речи слова произносятся слитно, на одном выдохе, а в письменной речи отделяются друг от друга. Если ребёнок не может уловить и вычленить в потоке устойчивые речевые единицы, то возникает ошибка в виде слитного написания смежных слов или раздельного написания частей слова.

Ошибки словообразования

Часто у детей с недостаточным речевым развитием

  • Нарушается функция словообразования (при подборе проверочных слов):

Кот – котик

Шаг – шагик

Хвост белки – бельчачий;

  • Нет осознания обобщённого значения морфем:

Пожарник заливает пожар.

Башня выглянула хмуро.

Ошибки, вызванные нарушением связи слов в словосочетаниях и предложениях.

Школьники с недостаточным уровнем языкового обобщения не вполне хорошо умеют уловить различные признаки разных частей речи. Что ведёт к их неправильному употреблению в речи, нарушению согласования сообщений из слов. Большую роль здесь играет также недостаточный объём кратковременной памяти, в которой удерживаются исходные элементы сообщения. Всё это приводит к появлению таких специфических ошибок:

     Жёлтая солнце

     Скоро облетит деревья

     Мы пели с огромным радостью и т.д.

Все рассмотренные ошибки связаны с недостаточным развитием устной речи ребёнка. Но нарушения письменной речи – это одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, кроме речевого развития, и ряд важных неречевых функций, особенно двигательные функции руки и слухомоторную координацию. Задержка или искажённое развитие этих функций также приводят к возникновению специфических ошибок в письменной речи младших школьников.

Смешение букв по кинетическому сходству

            Кинетическое сходство имеют следующие буквы русского языка: а-о, п-т, л-м, х-ж, Г-Р, н-ю, П-Т, и-ш, л-я.

Смешение букв по кинетическому сходству очень часто встречается у учеников начальных классов. Важную, к сожалению, отрицательную роль играет в этом неправомерное методическое требование безотрывного письма с самых первых недель обучения. Графических упражнений для отработки поэлементного написания букв предлагается очень мало, и времени, отведённого для этих упражнений, явно недостаточно. У детей не вырабатывается умение остановиться до совершения ошибки, поправиться в процессе письма. С переходом на стадию связного письма убыстряется темп и увеличивается объём письменных работ, что соответственно вызывает рост количества смешений букв.  И хотя подобные ошибки не вызваны нарушение произношения или незнанием правил орфографии, их нельзя рассматривать как безобидные «описки»

             Смешение букв по кинетическому сходству ослабляет и без того ещё не прочные у младших школьников связи между звуком и буквой. При этом возможно сильное ухудшение чтения, в том числе и печатного текста, когда ученик при чтении смешивает буквы.

Вообще все перечисленные выше нарушения устной речи, недостатки развития зрительно-моторных представлений в равной степени проявляются в ошибках как при письме, так и при  чтении. Чтение и письмо, как составляющие письменной речи, используют один динамический стереотип слова, формирующийся из акустических раздражений. И если при письме происходит преобразование временной последовательности звуков в пространственную последовательность графических знаков, то чтение – обратный процесс преобразования знаков в звуки. Поэтому и ошибки, допускаемые учениками при чтении, аналогичны ошибкам в письменных работах и вызываются аналогичными нарушениями речевых и неречевых функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"

В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

учебный проект « Письмо. История письма. Виды писем».

Аннотация учебного проекта « Письмо. История письма. Виды писем».Учебный проект «Письмо. История письма.  Виды писем « проводится в рамках элективного курса при прохождении темы «Деловые бу...

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....