Письмо
статья
Предварительный просмотр:
Фонематические ошибки | Ошибки анализа и синтеза | Нарушения лексико- грамматической стороны речи | диспраксии | Оптические ошибки | ошибки на правила правописания | ||
Кинетические ошибки | Каллиграфичес кие трудности | Пройденные правила | Не пройденные правила | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- замены букв, обознача- ющих близкие по акус – тическим и артикуляци- онным признакам: - звонкие – глухие: - свистящие – шипящие; - твёрдые – мягкие; - соноры; - косноязычие; - расщепление аффрикат | - не выделение границ предложения (начало предложения с малень кой буквы); - слитное написание слов в предложении; - слитное написание предлогов со словами; - раздельное написа- ние приставок; - пропуски, вставки, перестановки букв, сло- гов | - согласование в роде, числе, падеже; - ошибки на замену предлогов, приставок; - неточное их исполь- зование; - ошибки на согласова ние слов в предложе- нии, согласование су- ществительных с при- лагательными, глаго- лами; | потеря мел- ких деталей букв: п - р, ш – щ, ш – и, л – м; потеря со- единений; добавление лишнего эле мента | -буквы разно- го размера (БРР); - разный на- клон букв (РНБ); - угловатые буквы; - высокий тонус; - тремор руки (дрожащие буквы); - «бусинки» - сильно нажи- мает на ручку - обводки, ис- правления – это может быть показа- телем тревож ности; - затруднения в переключе- нии с 1 про- граммы на другую; Нужны кон- сультации нев ролога. Учителю – сни жение нагруз- ки.
| в – д б – д п – и т –ш зеркальность | говорят о не – достаточности произвольнос- ти письма | |
Фонематические ошибки | Ошибки анализа и синтеза | Лексико-грамматическая сторона речи | диспраксии | Оптические ошибки | ошибки на правила правописания | ||
Кинетические ошибки | Трудности каллиграфии | Пройденные правила | Не пройденные правила | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия.
Эти ошибки вызваны трудностью дифференциации звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность ведёт в заменам и смешениям звуков. В письменной речи в этом случае наблюдается смешение букв.
По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно:
- Лабиализованные гласные: рочей (ручей), тюплый (тёплый);
- Звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции (за исключением оглушения звонких и озвончения глухих по правилам орфоэпии): деди (дети), ситит (сидит), кослик (козлик), долко (долго);
- Свистящие и шипящие согласные: шиски (шишки), зелезо (железо);
- Сонорные согласные;
- Аффрикаты (смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов): чапля (цапля), утитель (учитель), пцицы (птицы), куриса (курица);
Смешение букв, когда пишущий выделил в составе слова определённый звук, но выбрал несоответствующую букву, может быть вызвано также нестойкостью соотнесения звука и буквы, когда ещё не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы.
Ошибки, связанные с нарушением звукового анализа и синтеза
В звуковом анализе слова выделяются в простые и сложные формы: узнавание звука среди других звуков, выделение звука из слова в начальной позиции и полный звуковой анализ слова. Простые формы анализа в норме формируются спонтанно ещё в дошкольном возрасте, а сложные – в процессе обучения грамоте. Затруднения при звуковом и слоговом анализе проявляются у детей на письме в виде таких специфических ошибок, как пропуск, вставка или перестановка букв и слогов.
Если ребёнок не выделяет всех звуков в составе слова, то имеют место пропуски букв (снки – санки, сёзы – слёзы)
При пропуске нескольких букв может искажаться структура слова (девча – девочка)
Часто в процессе проговаривания при письме ребёнок «слышит» дополнительные гласные и их вставляет в слово (театор -театр, Александар – Александр).
Если же ребёнок затрудняется в анализе последовательности звуков в слове, то в его письменных работах появляются перестановки букв и слогов: корвом – ковром, ласкогово – ласкового, а также пропуски букв.
При этом часто искажается слоговая структура слова: леот – лето,билн – блин.
Я привела лишь несколько примеров. Но у всех этих ошибок один источник – фонетико-фонематическое недоразвитие речи, т.е. нарушение восприятия, анализа и синтеза звуков речи и несоотнесение звука и соответствующей буквы.
Ошибки, связанные с нарушением лексико – грамматической стороны речи
Следующий тип ошибок обычно называют аграмматизмами. Все они вызваны нарушением лексико-грамматического сроя речи. Иногда уже по устной речи ребёнка, изобилующей неправильными употреблениями форм слов, неточными подборами слов по значению, нарушениями согласования слов, учитель поймёт сразу, каких ошибок можно ожидать в письменных работах этого ученика. Но часто лексико-грамматические ошибки в устной речи не слишком заметны, зато проявляются в трудном для ребёнка процессе овладения письменной речью.
Ошибки, связанные с нарушением индивидуализации слов или, мы говорим нарушением дискретностности речевого потока
Большие трудности в начальное обучение грамоте вносит несовпадение норм орфоэпии и орфографии. В устной речи слова произносятся слитно, на одном выдохе, а в письменной речи отделяются друг от друга. Если ребёнок не может уловить и вычленить в потоке устойчивые речевые единицы, то возникает ошибка в виде слитного написания смежных слов или раздельного написания частей слова.
Ошибки словообразования
Часто у детей с недостаточным речевым развитием
- Нарушается функция словообразования (при подборе проверочных слов):
Кот – котик
Шаг – шагик
Хвост белки – бельчачий;
- Нет осознания обобщённого значения морфем:
Пожарник заливает пожар.
Башня выглянула хмуро.
Ошибки, вызванные нарушением связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Школьники с недостаточным уровнем языкового обобщения не вполне хорошо умеют уловить различные признаки разных частей речи. Что ведёт к их неправильному употреблению в речи, нарушению согласования сообщений из слов. Большую роль здесь играет также недостаточный объём кратковременной памяти, в которой удерживаются исходные элементы сообщения. Всё это приводит к появлению таких специфических ошибок:
Жёлтая солнце
Скоро облетит деревья
Мы пели с огромным радостью и т.д.
Все рассмотренные ошибки связаны с недостаточным развитием устной речи ребёнка. Но нарушения письменной речи – это одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, кроме речевого развития, и ряд важных неречевых функций, особенно двигательные функции руки и слухомоторную координацию. Задержка или искажённое развитие этих функций также приводят к возникновению специфических ошибок в письменной речи младших школьников.
Смешение букв по кинетическому сходству
Кинетическое сходство имеют следующие буквы русского языка: а-о, п-т, л-м, х-ж, Г-Р, н-ю, П-Т, и-ш, л-я.
Смешение букв по кинетическому сходству очень часто встречается у учеников начальных классов. Важную, к сожалению, отрицательную роль играет в этом неправомерное методическое требование безотрывного письма с самых первых недель обучения. Графических упражнений для отработки поэлементного написания букв предлагается очень мало, и времени, отведённого для этих упражнений, явно недостаточно. У детей не вырабатывается умение остановиться до совершения ошибки, поправиться в процессе письма. С переходом на стадию связного письма убыстряется темп и увеличивается объём письменных работ, что соответственно вызывает рост количества смешений букв. И хотя подобные ошибки не вызваны нарушение произношения или незнанием правил орфографии, их нельзя рассматривать как безобидные «описки»
Смешение букв по кинетическому сходству ослабляет и без того ещё не прочные у младших школьников связи между звуком и буквой. При этом возможно сильное ухудшение чтения, в том числе и печатного текста, когда ученик при чтении смешивает буквы.
Вообще все перечисленные выше нарушения устной речи, недостатки развития зрительно-моторных представлений в равной степени проявляются в ошибках как при письме, так и при чтении. Чтение и письмо, как составляющие письменной речи, используют один динамический стереотип слова, формирующийся из акустических раздражений. И если при письме происходит преобразование временной последовательности звуков в пространственную последовательность графических знаков, то чтение – обратный процесс преобразования знаков в звуки. Поэтому и ошибки, допускаемые учениками при чтении, аналогичны ошибкам в письменных работах и вызываются аналогичными нарушениями речевых и неречевых функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"
В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...
Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....
Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"
Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...
Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)
Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....
Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"
Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....
учебный проект « Письмо. История письма. Виды писем».
Аннотация учебного проекта « Письмо. История письма. Виды писем».Учебный проект «Письмо. История письма. Виды писем « проводится в рамках элективного курса при прохождении темы «Деловые бу...
Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями эпистолярного жанра....