На пути к школе
материал

Гатина Гульгуна Газалеевна

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_puti_k_shkole.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«На пути к школе»

Форма проведения: круглый стол.

Участники: заведующий МБДОУ,

                           учителя начальных классов,

                           мед. сестра,

                           родители первоклассников,

                           родители дошкольников,

                           воспитатели,

                           учитель- логопед.

Цели: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе.

План проведения.

  1. А вам пора в школу?
  2. Итоги комплексного обследования.
  3. Результаты анкетирования «Психологическая и социальная готовность к школе»
  4. «Играя- обучаем»- показ эпизодов занятий.
  5. Организационные вопросы.
  6. Выставка дидактических пособий.
  7. Подведение итогов собрания.

Вступительное слово.

Современная школа предъявляет к ребенку повышенные требования: придя в первый класс, ребенок должен уметь  считать, решать простые задачи, писать графические диктанты, хорошо излагать свои мысли.

    Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: «Что значит «ребенок готов к школе?». К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребенка в школу раннего развития или занимаются с ним дома по программе первого класса. Безусловно, подготовка нужна, но ее недостаточно для успешного обучения в школе- правильнее  развивать познавательную активность будущего ученика.

   Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются  реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т. д.

Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно- волевых качеств, самостоятельности. Считаем эти направления ведущими, т.к. наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

     Поэтому цель подготовки к школе- формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача педагогов и родителей - помочь ребенку.

Второй этап проведения круглого стола.

Ведущий.

      Какие трудности были у детей в начале учебного года?

(не старается на уроках…)

-Причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию. Ребенок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, настойчивость. Нравственно- волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание следует уделять ей в старшем дошкольном возрасте.

     Конечно, переход из детского сада в школу- важный этап в жизни детей.

Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых - учение.

ведущий.  Спросим родителей будущих первоклассников: как они раскрывают эту перспективу перед детьми?

(ответы родителей)

Ведущий. 

    Хорошо, если родители готовят детей к тому, что учеба- это большой труд. Но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Вот пойдешь в школу - там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет»

-Для ребенка учеба- праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у мамы и папы».

- Как формировать у ребенка нравственно- волевые качества?

-Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение.

Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.

Ведущий.

 Уважаемые родители первоклассников, нам было бы интересно узнать, какие еще трудности возникли у ваших детей в первые дни посещения школы?

 

Родители первоклассников

-В самые первые дни тяжело было поднимать по утрам.

- Моему сыну было трудно влиться в новый коллектив.

- Когда дети переодеваются на физкультуру, им никто не помогает завязывать шнурки на кроссовках.

- « не хочу идти в школу»,- сказал мой сын.

- Мой сын стал неряшлив.

-Ребенок не ходит в школьный туалет- нет мыла и полотенец.

Ведущий.

Аккуратный внешний вид школьника, порядок в его учебных принадлежностях улучшают его общее самочувствие, что отражается на успеваемости. Аккуратность же во многом зависит от самостоятельности. Дети, у которых нет элементарных навыков самообслуживания, теряются без помощи взрослого. Причина - чрезмерная опека со стороны взрослых.

Родители будущих первоклассников:

-Каковы основные требования к детям, родителям в школе?

 -Что купить первокласснику?

-Нужно ли сидеть с ребенком за уроками!

-По каким программам ведется обучение. Чем они отличаются друг от друга?

- О чем будут спрашивать ребенка при поступлении в школу?

Ответы школьных специалистов

 третий этап круглого стола.

-Анализ итогов комплексной диагностики.

Четвертый этап круглого стола.

Показ элементов занятий.

Д.И. «Семейка слов»- образование родственных слов.

Д.И. « Найди место звука»- звуковой анализ.

Д.И. « Кто, чем питается?»

Составление описательного рассказа по мнемотаблице.

Пятый этап круглого стола.

-организационные вопросы,

-решение родительского собрания

Ведущий.

 Уважаемые  родители будущих первоклассников, первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но вы можете облегчить их, если своевременно позаботитесь о воспитании у детей нравственно-волевых качеств. Понаблюдайте за своим ребенком. Достаточно ли сформированы у него эти качества?

    Желаем вам, уважаемые родители и педагоги, терпения, творчества!

( В конце собрания используется прием «Рисунок дня». Родители выражают свое отношение к собранию).

Предварительная работа

Проведение анкетирования родителей  дошкольников: «Готовность ребенка к началу школьного обучения»

Приглашение на собрание гостей: заведующую, старшего воспитателя, учителей начальных классов, мед. сестры, психолога, школьного учителя- логопеда, родителей первоклассников, дошкольников и т. д.

Организация выставки методической литературы и дидактических игр по теме собрания.

Оформление компонентов готовности ребенка к школе.

Анкета «Готовность ребенка к началу школьного обучения»

1.Психологическая и социальная готовность к школе

       1.1 Желание учиться в школе (соответствующий уровень  здесь и далее обводится кружочком)

         а) ребенок хочет идти в школу;

         б) особого желания идти в школу пока нет;

         в) идти в школу не хочет.

       1.2 Учебная мотивация:

          а) осознает важность и необходимость учения;

          б) собственные цели учения не осознаются;

          в) целей учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.

       1.3 Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

          а) достаточно легко вступает в контакт;

          б) контакт и общение затруднены;

           в) плохо вступает в контакт.

       1.3 Организованность поведения:

         а) поведение организованное;

         б) поведение недостаточно организованное;

         в) поведение не организованное.

2.Развитие познавательной деятельности

2.1 Кругозор:

    а) представления о мире достаточно развернуты и конкретны; может рассказать о стране, о городе, о животных, растениях, временах года;

    б) представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;

    в) кругозор ограничен; знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

2.2 Развитие речи

   а) речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;

   б) ребенок затрудняется в поисках слов, встречаются отдельные аграмматизмы;  

 в) слова приходится «вытягивать», ответы односложные, в речи много ошибок.

2.3 Развитие познавательной активности, самостоятельности:

   а) ребенок познавателен, активен, самостоятелен;

   б) ребенок недостаточно активен и самостоятелен, круг интересов узок;

в) уровень активности и самостоятельности низкий, любознательности не проявляет.

2.4 Сформированность интеллектуальных умений

(анализ, синтез, сравнение, установление закономерностей)

 а) правильно выполняет задания;

 б) задания выполняет с помощью взрослого;

 в) выполняет задания с организующей, направляющей помощью взрослого; может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания;

 г) при выполнение заданий требуется обучающая помощь, самостоятельный перенос не осуществляется.

2.5 Произвольная деятельность

  а) удерживает цель деятельности, доводит дело до конца;

  б) удерживает цель деятельности, но в процессе деятельности часто отвлекается;

  в) деятельность хаотична, непродуманна

Общая оценка уровня развития:

  а) выше среднего,

  б) средний;                                           в) низкий;                              г) очень низки.

Родительское собрание

«Семья на пороге школьной жизни ребенка…»

Форма проведения: встреча.

Участники: заведующий Д\С, старший воспитатель, родители, учитель- логопед, воспитатели, дети.

Цель: построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке к школе.

Предварительная работа:

-комплексная диагностика уровня развития детей,

-анкетирование родителей «Определение готовности ребенка к школе»

- оформление выставки литературы и дидактических пособий, игр по подготовке детей к школе,

- выбор частей занятий для показа родителям.

             «Приступая к учению ребенка, надобно иметь в виду, что дитя независимо от учения развивается с каждым днем и развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего дитяти приносят более перемены в его душевном и телесном организме, чем потом целый год в возрасте от 10 до 15 лет» . (К. Ушинский)

Ведущий. Наша встреча носит название « Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка». В чем видится каждому из вас проблема дискуссии на данную тему.

(высказывания родителей)

 

1. А сейчас мы бы хотели познакомить вас с итогами обследования.

2. Родители обсуждают полученные результаты, совместно с педагогами намечают цели и задачи на второе полугодие.

3. Показ открытого занятия.

4. Анализ занятия.

5. Обзор пособий, игр по подготовке детей к школе.

      В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с веселыми задачами, головоломками, прописи.

На выполнение каждого задания давайте ребенку определенное время, научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправить.

-Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?

-Не более 20-30 мин. Если вы видите, что ребенок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребенку заниматься самостоятельно.

-Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?

-Предлагайте ребенку небольшой объем занятий- не более 5 мин. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребенка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребенка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.

- Если ребенок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли ограничивать?

- если ребенок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учебу как привлекательную деятельность- строгих границ для занятий ставит не стоит. Старайтесь переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, предлагайте разобрать ситуации, если:

      *он кого-то обидит;

      * его кто-то обидит;

      * у него что-то заболит;

      * он потеряет какую-то вещь;

      * он не поймет, как выполнить задание, и т. д.

Подведение итогов родительского собрания.

 Дома вам следует продолжать готовить ребенка к школе, но не перегружая его.

« В заключение можно использовать прием « Тройная оценка» Раздаются листы бумаги, разделенные на три части.

В первой части будет отмечаться все то,что участникам понравилось на родительском собрании.

Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы.

В третьей части будут перечислены предложения по дальнейшей эффективности родительских собраний.

Полученные ответы, можно обсудить со всей группой родителей.

Анкета

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Уважаемые мамы и папы!

    Как определить, готов ли ваш ребенок к школе интеллектуально и эмоционально? Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты:

  1. Способен ли ваш ребенок следовать инструкции, полученной от взрослого?

Да.      Нет.    Иногда.

  1. Способен ли ребенок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 20-25 мин?

Да.      Нет.      Иногда.

  1. Способен ли ребенок знакомиться и общаться с другими детьми?

Да.       Нет.      Иногда.

     4. Способен ли он уступать, избегать конфликта?

   Да.      Нет.      Иногда.

5.Чему вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему? ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Умеет ли ребенок читать?                                 Да.      Нет.    

7.Умеет ли писать?                                            Да.      Нет.      

8. Умеет ли решать простые задачи?               Да.      Нет.  

9. Может ли составить рассказ по картине?    Да.      Нет.

10. Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку?       Да.        Нет.

11. С радостью ли пойдет  ребенок в школу?________________________

_______________________________________________________________  

     12. Готов ли, по вашему мнению, ваш ребенок к школе?                          Почему?___________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

    13. Что вас больше всего беспокоит в вопросе подготовки ребенка к школе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

                 

Родительское собрание

«Мы - читающая семья?»

Форма проведения: конкурс.

Участники: заведующий Д\С, старший воспитатель, родители, учитель-логопед, воспитатели, дети подготовительной к школе группы, библиотекарь.

Цель: содействовать любви к чтению у старших дошкольников и их родителей.

Предварительная работа.

  1. Беседа с детьми.
  2. Анкетирование родителей
  3. Приглашение библиотекаря.
  4. Подготовка заданий для конкурса.
  5. Составление и оформление памятки для родителей.
  6. Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.

План проведения

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Выступление библиотекаря.
  3. Конкурс « Мы - читающая семья».
  4. Подведение итогов. Принятие решения.

                                            «Чтобы воспитать, тут нужны

беспрерывный      дневной и ночной

труд, вечное чтение». (А.П. Чехов)

1.Ведущий. Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о чтении, о книгах, о народном фольклоре….

Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Библиотекарь.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т.к. неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь- то отдохнут. А ведь это неверно. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное  с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна  ребенку  ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!

Ведущий.

Подведем итоги анкетирования…..

бесед с детьми……….

2. Конкурс «Мы – читающая семья».

Ведущий. А сегодня мы предлагаем вам , дорогие родители и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Мы – читающая семья».

(Звучит песня 2Маленькая страна».)

Пока звучит песня, вам нужно выбрать жетоны т объединиться в группы. Каждая группа занимает свое место за игровыми столами и получает табличку с названием своей команды. А пока представляю жюри……

К нам пришел- не хмурь лица.

Будь веселым до конца.

ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь!

Не стесняйся, не ломайся,

Всем законам подчиняйся!

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они! Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки!

(Ведущий объявляет программу конкурса)

Литературная викторина

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто, герои этой сказки? (Три медведя)

Летела стрела и попала в болото,

а в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, простившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

(Царевна-лягушка).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды из болота,

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит

Это….(доктор Айболит)

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился …..(колобок).

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка).

Кто говорил такие волшебные млова6

«По щучьему велению, по моему хотенью.

Сивка- бурка, вещий каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой!» (Емеля).

Аукцион пословиц о книге и чтении

Ведущий. Наш русский народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. А т.к. лучший подарок- книга, на нашем аукционе разыгрывается вот эта книга. Итак, кто последним назовет пословицу о книге, чтении, тот и победит.

Конкурс для родителей «Продолжи стихотворение»

Лешенька, Лешенька,

Сделай одолжение…

(Выучи, Алешенька,

Таблицу умножения)       А. Барто

Глубокоуважаемый!

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый!

Глубокоуважатый!...

(Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?»)     С.Я. Маршак

У меня зазвонил телефон…..

(Кто говорит?

- Слон…)                          К. И. Чуковский

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал…

(Дело было к вечером,

Делать было нечего.)       С. Михалков

Конкурс «Кто здесь был и что забыл?»

Каждая команда получает по две вещи (или картинки) и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений.

  1. Телефон («Телефон» К.И.Чуковского).
  2. Мыло, полотенце («Мойдодыр» К.И.Чуковского).
  3. Письмо («Почта» С.Маршака).
  4. Мячик («Игрушки» А.Барто).
  5. Туфелька(«Золушка» Ш.Перро).
  6. Сапог («Кот в сапогах» Ш.Перро).
  7. Красная шапочка («Красная шапочка» Ш.Перро).
  8. Горошина («Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсена).

Поэтический турнир

1.Команды получают задание- сочинить по данным рифмам стихотворные строчки:

* читают- листают;

* библиотека-дискотека;

2. Выразительно прочитать стихотворение (по выбору дети или родители)

Семейное чтение скороговорок

Участники конкурса соревнуются в семейном чтении скороговорок.

Подведение итогов конкурса

Жюри подводит итоги конкурса. Дети и взрослые исполняют под фонограмму песню «Маленькая страна». Председатель жюри награждает команду- победительницу и всех участников конкурса памятными призами и дипломами.

Дети:    Котенок вырастает кошкой,

             Такой же, как все на свете,

             Птенец превратится в птицу,

             Такой же, как все на свете.

             А дети читают,

             А  дети мечтают,

             И даже их мамы и папы

             Не знают,

             Кем станут,

             Кем вырастут дети.

Ведущий. Уважаемые родители и дети!

                  Закончен конкурс! Он у нас

                  Рассчитан на один лишь час,

                  Но, вы читающий народ,

                  Любите книгу каждый год!

3.Решение родительского собрания

проект.

  1. Учитывая важную роль родителей в привитии  детям любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.
  2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.
  3. Включить в круг семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.
  4. Систематически посещать библиотеку.
  5. Объявить конкурс на лучшего чтеца. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

Беседа с детьми по вопросам

1.Что ты больше любишь?

    а) читать сам;

    б) слушать чтение взрослых.

2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

    а) хвалят тебя;

    б) ничего не говорят.

3. Читают ли в вашей семье книги вслух?

    а) читают;

    б) не читают.

4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал(а).

    а) да______________________________________________

    б) нет

Анкетирование родителей

  1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

а) читать сам;

б) слушать чтение взрослых.

     2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

          а) хвалите его;

          б) ничего не говорите.

    3. Принято ли в вашей семье читать вслух?

          а) да;

          б) нет.

    4.Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

          а) безусловно, да_____________________________________________

          б) наверное, нет

Памятка для родителей

1.Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 мин. в день.

2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы,                                          

    проветрите     комнату.

3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

4.Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов,

    рассматривайте иллюстрации.

5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового

    ребенок узнал.

6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному

    отрывку из книги или выучить его наизусть.

7 .Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную

    литературу из серии «Читаем сами».

Родительское собрание

« Ах, эти маленькие слова»

(употребление предлогов в речи)

Цели:

1.Познакомить родителей с приемами развития речи.

2.Показать уровень развития речи у детей на примере проводимых игр

3.Дать практические рекомендации родителям по развитию речи детей.

Форма проведения: круглый стол с игровыми моментами.

Участники: воспитатели, родители, дети, учитель- логопед.

Предварительная работа: советы и рекомендации для родителей (памятки);

выставка методической литературы «В помощь родителям», подготовка вместе с детьми пригласительных билетов для родителей.

Повестка собрания:

  1. Смысловая значимость «маленьких слов» (предлогов)-выступление учителя-логопеда.
  2. демонстрация развивающих игр для детей (как закреплять навыки дома).
  3. Вопросы и ответы, полезные советы и рекомендации.
  4. Итоги работы за второй период обучения.

 

Ход собрания

1.Выступление учителя-логопеда.

Смысловая значимость «маленьких слов»(предлогов)

Дети, страдающие речевыми нарушениями, не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому в устной и письменной речи они либо пропускают предлоги, либо соединяют их с последующим словом.

         Основными задачами изучения этой темы, таким образом, будут:

-сформировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов;

- сформировать представление о предлоге как об отдельном слове;

- сформировать грамматическое значение предлога;

- преодолеть аграмматизмы как в импрессивной, так и экспрессивной речи.

          Работа начинается с предлогов, имеющих пространственное значение.

          «Маленькие слова»- так называют предлоги в дошкольном возрасте, они помогают понять, где находится предмет, поэтому без них нельзя обойтись. Без маленьких слов не получается предложение. Каждое маленькое слово имеет свое значение , и их нельзя путать. Например, слово «на» обозначает, что предмет лежит сверху, на поверхности чего-либо. А маленькое слово «под» обозначает, что предмет находится внизу, под поверхностью чего-либо.

         Рекомендуется начинать работу с предлогов «на, В». Как показала практика, семантическое значение этих предлогов детям знакомо, следовательно, им будет легче осознать грамматическое значение предлогов. На первом году обучения отрабатываются следующие предлоги: на, в, под, за, над, около, без, из, у, к, по, с, со, от. На втором году обучения отрабатываются предлоги: через, между, возле, перед, из-под, из-за- и закрепляются предлоги, изученные на первом году обучения.

         При формировании представления о предлоге как отдельном слове широко используются схемы предложения.

2.Демонстрация развивающих игр для детей (как закреплять навыки дома).

Игра «Прятки»

          У детей на столах картинки с изображением предметов, за которыми может спрятаться ребенок, играя в прятки ( сарай, куст, скамейка, стол, дерево, забор, машина, шкаф, дом, гараж, коляска, шалаш и др.).

           - Представьте, как вы летом играете в прятки, и расскажите, за что вы прячетесь и откуда потом выходите.

          Таким образом, каждый ребенок составляет по два предложения с предлогами «за» и «из-за».

                     Физкультминутка

Игра «Скажи наоборот».

          Педагог называет предмет, куда можно спрятаться, и бросает ребенку мяч. Ребенок, бросая мяч обратно, называет противоположное направление - откуда можно выйти.

      Например6 за угол - из-за угла, за машину –из-за машины и т.д.

 Игра «Составь предложение».

       У детей на столах предметные картинки, изображающие субъектов действий: насекомых, животных, птиц, людей. Педагог предлагает детям составить предложения с предлогом «из-за»

    Игра с мячом «Скажи наоборот».

       Воспитатель объясняет, что будет называть места, куда можно спрятаться, зайти, а нужно назвать противоположное направление - откуда можно выйти; затем бросает родителям по очереди мяч, произнося словосочетание: за угол, за ворота, за гараж, за шалаш, за коляску, за баню, за машину, за забор, за будку и т. д.

  Игра «Кто это, где живет?».

   Педагог одну за другой показывает детям картинки и спрашивает: «Кто это?»- «Собака».- «Где живет собака?» - «Собака живет в конуре».- «Где живет белка? – «Белка живет в дупле». И т.д.

3.Вопросы и ответы, полезные советы и рекомендации.

      Проводится круглый стол, на котором родители, воспитатель и учитель- логопед обмениваются мнениями и опытом по вопросам развития речи у детей.

4.Итоги работы за второй период обучения.

Рекомендации для родителей

(памятка)

Над смысловым значением предлогов можно работать следующим образом:

  1. Перемещать различные предметы в пространстве.

  1. Определять расположение предмета, изображенного на картинке.

  1. По- разному располагать изображение одного предмета относительно другого предмета на плоскости.

  1. Узнавать и употреблять предлог в устной речи без зрительной опоры.

  1. Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления предлогов в соответствии с контекстом высказывания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели

Педсовет теоретический,августовский. Старт  работы  педколлектива над  методической проблемой школы....

Методические рекомендации по разработке и использованию маршрута движения школьника «Мой безопасный путь в школу».

     1. Маршрут движения школьника «Мой безопасный путь в школу»-это документ, в котором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в школу и ...

Путь одной школы

Школу, где есть управленческие принципы, всегда легко обнаружить по наличию «открытого пространства» в ней. Входишь – и легко дышится, дети даже балуются  по-особенному: шутя, с улыбками, не скры...

Безопасность детей на пути в школу и из школы

Глава 4  учитывает  ответственность  взрослых  за  обеспечение  безопасности  детей, затрагивает  серьезную  социальную  проблему  гибели  и...

Безопасный путь в школу.

формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность...

Занятие на тему "Наш путь в школу"

Занятие для детей среднего школьного возраста. Цели занятия : закрепление знаний учащихся о названиях улиц родного города; знаний правил поведения пешеходов; умения учащихся применять полученные знани...

Статья "Инновации - путь развития школы"

В статье даются размышления автора о значении инноваций, обеспечивающих развитие школы...