Рабочая программа по предмету "Обществоведение" 10 - 12
рабочая программа

Разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021_obshchestvovedenie_10_-_12_.docx67.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
  4. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета.
  6. Критерии и нормы оценки достижения, планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
  7. Учебно-календарный план
  8. Календарно - тематическое планирование.

8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

9) Приложения к программе.

9.1) Календарно – тематическое планирование.

9.2) Контрольно – измерительные материалы.

9.3) Методические материалы.

  1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                            

        Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной общеобразовательной  программы обучающихся с умственной отсталостью;  программно — методического обеспечения для 10 — 12 классов с углубленной трудовой подготовкой  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях под редакцией А.М. Щербаковой  Н.М.Платоновой. (Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006 год).

 Главная цель курса  – создание условий для социальной адаптации учащихся с интеллектуальным недоразвитием путем повышения их правовой и этической грамотности как основы интеграции в современном обществе; формирование нравственного и правового сознания развивающейся личности обучающихся  с интеллектуальными нарушениями, умения реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

  Выделяются следующие задачи  курса::

  • Знакомство с Основным Законом государства – Конституцией Российской Федерации.
  • Формирование ведущих понятий предмета: мораль, право, государство, гражданин, закон, правопорядок и тд.
  • Формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденность в необходимости соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона.
  • Формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе.
  • Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
  • Формирование представлений о мерах ответственности за совершенное правонарушение.
  • Формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость»  др.
  • Формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России.
  • Воспитание познавательного интереса к предмету.
  • Воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности.
  • Коррекция и развитие познавательных психических процессов.

2. Общая характеристика учебного предмета

Предмет  «Обществознание» в школе играет важную роль в правовом воспитании обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, формировании гражданственности и патриотизма, чувства долга и ответственности за свое поведение в обществе, овладении ЗУНами, коррекционном  воздействие изучаемого материала на личность ребенка.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальным недоразвитием; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально – возрастных потребностей умственно отсталых детей и включает следующие разделы:

  • Государство, право, мораль.
  • Элементы теории государства и права.
  • Право. Конституция Российской Федерации.
  • Права и обязанности граждан России.
  • Основы трудового права
  • Основы гражданского права
  • Основы семейного права
  • Социальные права и свободы
  • Право на образование
  • Основы уголовного права.
  • Основы административного права.

Особыми задачами обучения в 10 классе является:

  • Формирование ведущих понятий: мораль, право, гражданин, закон, правопорядок.
  • Знакомство обучающихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права.
  • Формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость»  др.
  • Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
  • Знакомство с основным законом государства – Конституцией РФ.

Материал программы представлен следующими разделами:

  • Наша Родина - Россия.
  • Мораль, право, государство

В 11 классе программа направлена:

  • Формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденность в необходимости соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона.
  • Знакомство с  отраслями трудового права, семейного, административного, уголовного, правом на образование.
  • Формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России.

Материал программы представлен следующими разделами:

  • Право и государство
  • Права и обязанности граждан России
  • Основы трудового права
  • Основы гражданского права
  • Основы семейного права
  • Социальные права и свободы

В 12 классе программа направлена:

  • Формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденность в необходимости соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона.
  • Формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе.
  • Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
  • Формирование представлений о мерах ответственности за совершенное правонарушение.

Материал программы представлен следующими разделами:

  • Политические права и свободы
  • Право на образование
  • Права и обязанности граждан России
  • Основы трудового права
  • Основы административного и уголовного права

При проведении уроков используются методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, ;
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация, ;
  • Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.
  • Проблемный;
  • Частично-поисковый;
  • Исследовательский;

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок);
  • Комбинированный урок.

При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные работы.

Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. При выставлении итоговой оценки учитывается  уровень знаний учащихся. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, тестовых и самостоятельных работ.

На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: физкультминутки, динамическая смена поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.

3.  Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Обществознание»  относится к образовательной области «Человек и общество», рассчитан  на 3 года обучения. Программа каждого года обучения рассчитана на 34 часа, с учетом проведения уроков 1 раза в неделю.

Программа предусматривает следующее количество часов в год:

10 класс – 1час – 34 учебных недели – всего 34 часа

11 класс – 1час – 34 учебных недели – всего 34 часа

12 класс – 1час – 34 учебных недели – всего 34 часа

4.Планируемые  результаты освоения учебного предмета  

Личностные результаты

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Минимальный уровень:

  • знание названия страны, в которой мы живем;
  • названий государственных символов России;
  • представление о том, что поведение человека в обществе регулируют определенные правила (нормы) и законы;
  • знание названия основного закона страны, по которому мы живем;
  • знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
  • написание некоторых деловых бумаг (с помощью педагога), заполнение стандартных бланков.

Достаточный уровень:

  • знание некоторых понятий (мораль, право, государство, Конституция, гражданин);
  • представление о правонарушениях и видах правовой ответственности;
  • представление о законодательной, исполнительной и судебной власти РФ;
  • знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
  • знание основных изученных терминов и их определения;
  • написание заявлений, расписок, просьб, ходатайств;
  • оформление стандартных бланков;
  • знание названий и назначения правовых организаций, в которые следует обращаться для решения практических жизненных задач;
  • поиск информации в разных источниках.

Класс

Обучающиеся должны уметь:

Обучающиеся должны знать:

10 класс

  • Кто такой  гражданин
  • Основные символы государства
  • Что такое мораль, нравственность
  • Общечеловеческие ценности
  • Что такое право
  • Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка.
  • Сходства и различия норм права и норм  морали
  • Что такое государство
  • Признаки государства

11 класс

  • Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
  • Оформлять стандартные бланки.
  • Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения
  • Правильно оформлять просьбу в органы законодательной,  исполнительной власти.
  • Что такое гражданство
  • Основные конституционные  права и обязанности  граждан
  • Виды правовой ответственности
  • Что собой представляет законодательная, исполнительная власть Российской Федерации
  • Основы права
  • Основные кодексы страны
  • Отрасли права
  • Виды наказаний

12 класс

  • Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
  • Оформлять стандартные бланки.
  • Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения
  • Правильно оформлять просьбу в органы законодательной исполнительной власти.
  • Основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации
  • Основы административного и уголовного права
  • Виды правовой ответственности
  • Что собой представляет  судебная власть Российской Федерации
  • Основные кодексы страны

Базовые учебные действия:

Личностные:

  • выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных ситуаций;
  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
  • знание основных моральных норм;
  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России;
  • освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
  • решать моральные дилеммы, в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов.

 Регулятивные:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного                     конфликта) и преодолению препятствий.
  • составлять план и последовательность своих действий.
  • уметь оценить степень успешности своей деятельности.

Познавательные:

  • самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
  • определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных задач; ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.
  • постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; задавать вопросы;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
  • выявлять причины и следствия простых явлений.
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и Интернет-ресурсы, СМИ).

Коммуникативные:

  • аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
  • использовать знаково-символические средства;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и сделать соответствующие выводы.
  • учиться отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

5.   Содержание учебного предмета

Раздел

Количество часов

Содержание тем учебного предмета

Реализация РК

10  класс

1

Введение

4 часа

Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. Наша Родина – Россия. Государственные символы Российской Федерации. История создания и изменения.

«Мой край» , «Символы Челябинской области и города Магнитогорска»

2

Мораль, право, государство

18 часов

Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль правил в жизни общества. Что такое мораль, нравственность? Функции морали в жизни человека и общества. Понятия добра и зла. Общечеловеческие ценности. Моральные требования и поведение людей. Правила вежливости. Что такое право? Роль права в жизни общества и государства. Конституция Российской Федерации – главный правовой документ в нашем государстве. Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка (прокуратура, суд, полиция и др.)  Сходства и различия нор права и норм морали. Повторительно-обобщающий урок по теме «Мораль и право». Тест. Что такое государство? Признаки, отличающие государство от других общественных образований. Право и закон. Источники права. Как принимаются законы в Российском государстве. Система российского права. Конвенция о правах ребенка.

«Правила для учащихся нашей школы»

«Устав школы»

«Ценности моей семьи»

«Законодательное собрание Челябинской области и города Магнитогорска»

3

Конституция Российской Федерации

4 часа

Конституция Российской Федерации – основной закон России. Из истории принятия конституции. Структура и содержание разделов Конституции Российской Федерации. Определение Конституцией формы Российского государства. Президент Российской Федерации – глава государства.

«Глава города Магнитогорска»

4

Права и обязанности граждан

8 часов

Гражданство Российской Федерации. Ответственность государства перед гражданами. Права и свободы граждан. Основы трудового права. Труд несовершеннолетних. Роль семьи в жизни человека и общества. Права и обязанности детей. Декларация прав детей. Права и обязанности детей. Декларация прав детей. Повторительно-обобщающий урок по теме «Что такое право». Тест.

«Центр занятости города Магнитогорска»

«Моя семья»

«Труд несовершеннолетних города Магнитогорска»

«Мои права и обязанности»

«Образовательные учреждения города Магнитогорска»

11 класс

Мораль, право, государство

18 часов

Социальные нормы - правила поведения людей в обществе.  Моральная ответственность. Жизнь – самая большая ценность. Нормы права (юридические норы). Нравственная основа права. Норма права как элемент права; структура правовых норм, их виды. Ценность современного права. Взаимосвязь государства и права. Законодательная власть. Российское законодательство. Источники российского права.  Источники российского права. Правоотношения. Государственное право. Административное право. Гражданское право. Семейное право. Трудовое право. Уголовное право, уголовно-процессуальное право. Российское законодательства и международное право. Всеобщая декларация прав человека, цели ее принятия.

«Мои права, как гражданина РФ» «Законодательное собрание Челябинской области и города Магнитогорска»

«Гражданские права и обязанности жителей города Магнитогорска»  «Я имею право на труд»

Конституция Российской Федерации

3 часа

Федеративное устройство государства. Организация власти в Российской Федерации. Местное самоуправление.

«Власть Челябинской области и города Магнитогорска»

Права и обязанности граждан

13 часов

Основные конституционные права граждан России. Труд и трудовые отношения. Дисциплина труда. Виды наказаний за нарушения в работе. Собственность и имущественные отношения. Регулирование законом. Правовое регулирование семейных отношений. Права и обязанности супругов. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право человека на доступ к культурным ценностям. Виды правонарушений (преступления, проступки) юридическая ответственность за правонарушения. Административное правонарушение и административная ответственность. Принципы назначения наказания. Ответственность несовершеннолетних. Повторительно-обобщающий урок по теме «Права и обязанности граждан России». Тест.

«Трудовые права жителей города Магнитогорска»

«Культурные центры города Магнитогорска»

«Взаимоотношения в моей семье»

«Правоохранительные органы города Магнитогорска»

«Ответственность несовершеннолетних города Магнитогорска»

12 класс

Мораль, право, государство

3 часа

Основные социальные нормы (запреты, обычаи, мораль, право этикет) Право - одно из самых ценных приобретений человечества. Российское законодательство. Система права.

«Я имею право…»

Конституция Российской Федерации

5 часов

Разделение властей. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации.  Избирательная система.  Повторительно-обобщающий урок по теме «Российское законодательство». Тест.

«Судебные органы города Магнитогорска»

«Избирательная система Челябинской области и города Магнитогорска»

Права и обязанности граждан

26 часов

Основные обязанности граждан. Трудовой кодекс Российской Федерации. Дисциплина труда. Виды наказаний за нарушения в работе. Трудовой договор. Трудовая книжка. Охрана права собственности граждан.  Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права и обязанности родителей. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.  Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. Федеральный закон об образовании Российской Федерации. Повторительно – обобщающий урок по теме «Права и свободы граждан России» Тест. Виды правонарушений, юридическая ответственность за правонарушения. Преступление и уголовное наказание. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Преступления против несовершеннолетних. Опасность вовлечения подростков в преступную среду. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Прокуратура. Правосудие. Суд и его назначение. Конституционный суд.

«Я обязан…»

«Права и обязанности граждан г. Магнитогорска как собственников».

«Распределение обязанностей в моей семье»  «Медицинские центры города Магнитогорска «Социальные центры Города Магнитогорска» «Религиозные конфессии города Магнитогорска»

Образовательные учреждения города Магнитогорска»

«Правоохранительные органы города Магнитогорска»

6. Учебно – календарный план

10 класс

Раздел

Количество часов

Контрольно – измерительный материал

БУД

1

Введение

4 часа

Индивидуальный и фронтальный опрос

Регулятивные:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать  средства достижения цели.

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Выявлять причины и следствия простых явлений.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные:

Учиться отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные:

Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей поступки. Учиться разрешать моральные противоречия.

2

Мораль, право, государство

18 часов

Индивидуальный и фронтальный опрос

Тест «Мораль и право»

3

Конституция Российской Федерации

4 часа

Фронтальный опрос

4

Права и обязанности граждан

8 часов

Индивидуальный и фронтальный опрос

Тест «Что такое право»

11  класс

1

Мораль, право, государство

18 часов

Фронтальный и индивидуальный опрос

Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: Определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных задач. Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.

Отбирать для решения жизненных задач необходимые источники

информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и Интернет-ресурсы, СМИ). Пытаться представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Коммуникативные

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные:

Оценивать жизненные ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

2

Конституция Российской Федерации

3 часа

Фронтальный и индивидуальный опрос

3

Права и обязанности граждан

13 часов

Фронтальный и индивидуальный опрос

Тест « Права и обязанности граждан России»

12 класс

1

Мораль, право, государство

3 часа

Фронтальный и индивидуальный опрос

Регулятивные:

Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Составлять план и последовательность своих действий.

Уметь оценить степень успешности

своей деятельности.

Познавательные:

Определять план выполнения заданий

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем,

графиков и на их  основе делать анализ и выводы.

Коммуникативные:

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные:

Учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества).

Решать моральные дилеммы, в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов.

2

Конституция Российской Федерации

5 частей

Фронтальный и индивидуальный опрос

Тест «Российское законодательство»

3

Права и обязанности граждан

26 часов

Фронтальный и индивидуальный опрос

Тест «Права и свободы граждан России»

Тест «Преступление и уголовная ответственность»

7. Критерии и нормы оценки достижения,  планируемых  результатов освоения программы учебного предмета

Оценка личностных результатов предполагает  оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных результатов проводится  с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Устный ответ:

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

- обнаруживает понимание материала;

-самостоятельно формулирует ответы;

-допускает единичные ошибки и сам исправляет

-обнаруживает понимание материала;

-самостоятельно формулирует ответы;

-допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки);

-допускает ошибки в речи (1-2 ошибки);

-обнаруживает знание и понимание основных положений темы;

-излагает материал недостаточно полно и последовательно;

-допускает ряд ошибок в речи;

-затрудняется самостоятельно подтвердить пример;

-нуждается в постоянной помощи учителя;

-обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала;

-допускает ошибки в формулировке ответа, искажает его смысл;

-делает грубые ошибки;

-не использует помощь учителя;

  1. Учебно-методический комплекс.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой (Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 год, автор курса – В.М. Мозговой)

Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М.Щербаковой, Н.М.Платоновой. (Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006 год).

 Учебники:

1. Я.В.Соколов Граждановедение. Учебное пособие для учащихся (5, 6, 7 классов) их родителей и учителей. – М.: НВЦ «Гражданин», 1997 г.  

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А.  обществознание: Учебник для (5, 6, 7, 8) класса. – 8-е изд.- М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2007.

3. Я. В. Соколов, А.С. Прутченков  Граждановедение: Учебное пособие для учащихся  9 классов, их родителей и учителей. – 4-е изд. – М.: НВЦ «Гражданин», 1999.

Рабочие тетради:

4.5. Дахлер А. Б. Граждановедение. (5,6,7) класс: Рабочая тетрадь к учебнику Я.В.Соколова «Граждановедение». – 4-е изд., стереотип. – М.: «Дрофа», 2002.  .

5. И.С.Хромов. Рабочая тетрадь по обществознанию. (5, 6, 7, 8) класс. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2007. -  

  Дополнительная литература для учащихся:

1. Конституция Российской Федерации.- М.: ООО «ТК Велби», 2002г. – 32 с.

2. Алексеев Ю.А.,  Зуев Н.М., Ковалёв В.С. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: Триада – фарм, 2002.-64 с.:58 ил.

3. Полный сборник кодексов Российской Федерации. Под ред. Ю.Н.Власова. – М.. 1999. – 758 с.

4. Советский энциклопедический словарь. Научно – редакционный совет: А.М.Прохоров, М.С.Гиляров, Е.М.Жуков и др. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 1600 с.

5. Словарь русского языка в  четырёх томах (1,2,3,4 том). Под ред. Л.А.Кожинова. – Рос.изд. иностр. и национ. словарей.- М.. 1961 г.

6. Я познаю мир: Детская энциклопедия.: История. Сост. Н.В. Чудакова, А.В.Громов; Под общ. Ред. А.В.Кадрашук, А.М. Кузнецова.-М.: Издательство АСТ, 1998. – 512 с.

Дополнительная литература для учителя:

7. А.Ф.Никитин. Право  и политика.: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.- 191 с.: ил.

8. Человек и общество. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под. Ред Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 1998 г.

9. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. – 4-е изд. М:»Гражданин», 1999 г.

10. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 8 классов, их родителей и учителей. – 4-е изд. М:»Гражданин», 1999 г.

Интернет – ресурсы:

Региональная коллекция ЦОР

Электронные информационные источники

9. Приложения

9.1. Календарно – тематическое планирование  

 

10 класс

п.п

Название темы урока  

Кол.

час.

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности

Коррекционная работа

1 четверть. ( 8 часов)

Введение

1.

Кто такой гражданин?

 

1

гражданин

Оценка поступков, составление рассказа,  примеры основных нравственных и правовых понятий, норм и правил.

Оценка поступков, перенос вывода на реальные события

2.

Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции.

1

Гражданская позиция

Составление рассказа «Я гражданин своей страны»

Оценка поступков, перенос вывода на реальные события

3.

Наша Родина – Россия. РК

 

1

 

страна

Россия

гражданская позиция

Составление рассказа, перечислить ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

Коррекция внимания, нравственных норм

4.

Государственные символы Российской Федерации. История. РК.

1

 

гимн

флаг

герб

Составление описательного рассказа, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Коррекция и развитие связной устной речи.

Мораль,  право, государство

5.

Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль правил в жизни общества.

1

 

общество

правило

Составление схемы «Роль правил в обществе», поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция мыслительных операций, диалогичной речи.

6.

Что такое мораль, нравственность? Функции морали в жизни человека и общества.

1

функции

Составление схемы, выбирать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция устной и письменной речи.

7.

Понятия добра и зла.

1

добро

Ответы на вопросы, оформление выводов, примеры основных нравственных и правовых понятий, норм и правил.

Понятия добра и зла.

8.

Общечеловеческие ценности.

1

ценности

Составление схемы «Ценности человека 21 века»

Коррекция личности, воспитание нравственных норм.

2 четверть (8 часов)

9.

Моральные требования и поведение людей.

1

 

мораль

Моральные требования и поведение людей. РК выбирать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

10.

Правила вежливости.

1

вежливость

Составление памятки «Правила вежливости», проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция личности, воспитание нравственных норм.

11.

Что такое право?

1

правила

Ответы на вопросы по тексту, оценка реальных социальных ситуаций.

Коррекция устной и письменной речи.

12.

Роль права в жизни общества  и государства.

1

общество

государство

Подбор ситуаций, работа со статьями, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция социального поведения, мыслительной деятельности.

13.

Конституция Российской Федерации – главный правовой документ в нашем государстве.

1

закон

Конституция

Работа со статьями Конституции, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция памяти, развитие связной устной и письменной речи.

14.

Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка. РК

1

правопорядок

Мини – сочинение на тему: «Жизнь - самая большая ценность», выбирать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Формирование гражданской позиции, коррекция монологической речи.

15.

Сходства и различия норм права и норм морали.

1

право

мораль

Составление сравнительной характеристики, проанализировать реальные социальные ситуации

Коррекция устной речи

16.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мораль и право». Тест.

1

изученный словарь

Работа с тестом

Коррекция долговременной памяти, внимания.

3 четверть. (10 часов )

17.

Что такое государство?

1

государство

Отвечают на вопросы теста.

Коррекция долговременной памяти, внимания.

18.

Признаки, отличающие государство от других общественных образований.

1

общественные образования

Составление рассказа по схеме: «Признаки государства», поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция устной речи через систему вопросов: ответь на вопрос.

19.

Право и закон.

 

1

Конституция

закон

право

статьи

Составление рассказа на тему: «Мои права», проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция мыслительных операций

20.

Источники права.

 

1

права

статьи

Ответы на вопросы по статьям, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция диалогичной речи.

21.

Как принимаются законы в Российском государстве. Система российского права. РК

1

Закон

конституция

Ответы на вопросы по тексту, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция долговременной памяти, внимания.

22.

Конвенция о правах ребенка.

1

 

конвенция

Составление рассказа: «Права ребенка», оценка реальных социальных ситуаций.

Формирование гражданской позиции.

Конституция Российской Федерации

23.

Конституция Российской Федерации – основной закон России. Из истории принятия конституции.

1

Конституция

закон

Ответы на вопросы

Рассказ об истории принятия конституции.

Формирование гражданской позиции

24.

Структура и содержание разделов Конституции Российской Федерации.

1

статья

раздел

Ответы на вопрос, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция мыслительной деятельности.

25.

Определение Конституцией формы Российского государства.

1

Конституция

федерация

закон

Составление характеристики, наблюдение и оценка явлений и событий.

Коррекция устной и письменной речи

26.

Президент Российской Федерации – глава государства.

1

президент

Рассказ по плану.

Воспитание нравственных норм

4 четверть (8 часов)

Права и обязанности граждан России

27.

Гражданство Российской Федерации. Ответственность государства перед гражданами.

1

гражданство

Ответы на вопросы по тексту, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция устной и письменной речи.

28.

Права и свободы граждан.

1

права

свободы

Конституция

Ответы на вопросы по тексту, примеры нравственных и правовых понятий, норм и правил.

Коррекция социального поведения, мыслительной деятельности

29.

Основы трудового права.

1

Трудовой кодекс

Конституция

Работа со статьями Конституции, проанализировать реальные социальные ситуации

Коррекция социального поведения, мыслительной деятельности.

30.

Труд несовершеннолетних. РК.

1

закон

Конституция

Составление рассказа «Я имею право на труд», подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция памяти, развитие связной устной

31.

Роль семьи в жизни человека и общества. РК.

1

семья

Составление рассказа «Моя семья»

Коррекция памяти, развитие связной устной и письменной речи.

32.

Права и обязанности детей. Декларация прав детей.

1

обязанности

Декларация

Отвечают на вопросы текста, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция долговременной памяти, развитие усидчивости.

33.

Система образования в Российской Федерации. РК

1

образование

Конституция

Работа с текстом, проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция долговременной памяти, внимания.

34.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Что такое право». Тест.

1

Изученный словарь

Отвечают на вопросы теста.

Коррекция долговременной памяти, внимания.

 11 класс

п.п

Название темы  урока  

Кол.

час.

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности

Коррекционная  работа

1 четверть (8 часов)

Мораль, право, государство

1.

Социальные нормы – правила поведение людей в обществе.

1

 

мораль

Составление памятки, поиск и извлечение нужной информации.

Формирование гражданской позиции.

2.

Моральная ответственность.

1

ответственность

Составление рассказа на тему: «Моя ответственность в школе и дома», примеры нравственных и правовых понятий, норм и правил.

Коррекция личности, воспитание нравственных норм.

3.

Жизнь – самая большая ценность.

1

ценность

Ответы на вопросы текста, проанализировать реальные социальные ситуации

Коррекция устной речи

4.

Нормы права (юридические норы)

1

нормы права

Составление рассказа по схеме, примеры правовых понятий, норм.

Коррекция устной речи через систему вопросов.

5.

Нравственная основа права.

1

право

государство

Ответы на вопросы, выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция устной речи.

6.

Норма права как элемент права; структура правовых норм, их виды.

1

общественные образования

Составление рассказа, выбирать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция устной речи через систему вопросов: ответь на вопрос.

7.

Ценность современного права.

 

1

ценность

Составление рассказа на тему: «Мои права».

Коррекция мыслительных операций

8.

Взаимосвязь государства и права.

 

1

права

статьи

Ответы на вопросы по статьям, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Коррекция диалогичной речи.

2 четверть (8 часов)

9.

Законодательная власть. Российское законодательство. РК.

1

власть

законодательство

Ответ на вопросы, Разгадывание кроссворда

Коррекция гражданской позиции

10.

Источники российского права.

1

Составление рассказа по схеме, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

Коррекция устной речи

11.

Правоотношения.  

1

правоотношения

Ответы на вопросы, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция гражданской позиции

12.

Государственное  право.

1

государственное

право,

Работа по составлению устного рассказа по плану, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция личности,

Воспитание нравственных норм.

13.

Административное право

административное право

Работа с текстом, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция личности,

Воспитание нравственных норм.

14.

Гражданское право. РК

1

Конвенция

гражданин

Составление рассказа: «Права ребёнка», проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность)

15.

Семейное право.

1

семья

кодекс

Ответы на вопросы, примеры правовых понятий, наблюдение и оценка явлений и событий.

Коррекция гражданской позиции.

16.

Трудовое право. РК

1

трудовой кодекс

Составление диалога: «Мое право на труд»

Коррекция социального поведения.

3четверть (10 часов)

17.

Уголовное право, уголовно-процессуальное право.

1

уголовный кодекс

процесс

Отвечают на вопросы теста, выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция долговременной памяти ( анализ, вывод).

19.

Российское законодательство и международное право. Всеобщая декларация прав  человека, цели её принятия

1

международное право

декларация

Ответы на вопросы, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция социального поведения

Конституция Российской Федерации (2 часа)

20.

Организация власти в Российской Федерации.

1

Власть страны

Ступени власти

Ответы на вопросы, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

Формирование гражданской позиции

21.

Местное самоуправление. РК

1

власть самоуправление

Составление рассказа «Организация власти в городе Магнитогорске»

Коррекция монологической речи, следование инструкции.

Права и обязанности граждан России (13 часов)

22.

Основные конституционные права граждан России

1.

Конституционные права

Составление рассказа «Мои права как гражданина», подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Формирование гражданской позиции

23.

Труд и трудовые отношения.

Трудовой кодекс

Работа  с текстом, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Формирование гражданской позиции

24.

Дисциплина труда.

1

дисциплина

права и обязанности

Работа с тестом, решение практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

Коррекция долговременной памяти, внимания.

25.

Виды наказаний за нарушения в работе.

1

взыскания замечания

увольнение

Работа с текстом. Разбор ситуаций, проанализировать реальные социальные ситуации.

Формирование гражданской позиции

26.

Собственность и имущественные отношения. Регулирование законом.

1

собственность

имущество Гражданский Кодекс

Разбор ситуаций, поиск и извлечение нужной информации.

Формирование гражданской позиции

4 четверть. (8 часов)

27.

Правовое регулирование семейных отношений. Права и обязанности супругов. РК. 

1

семейные отношения

Составление рассказа  «Моя семья»,

Коррекция памяти, монологической речи.

28.

Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно – правовых отношений.

1

жилище

Работа со статьёй по плану, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция социального поведения.

29.

Право человека на доступ  к культурным ценностям. РК

1

культурные ценности

Работа с текстом,  поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция социального поведения.

30.

Виды правонарушений (преступления, проступки) юридическая ответственность за правонарушения

1

преступление

проступок

Рассказ по плану, выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Воспитание нравственных норм

31.

Административное правонарушение и административная ответственность.

1

административное правонарушение

ответственность

Работа по тексту подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция социального поведения.

32.

Принципы назначения наказания. РК

1

наказание

Составление диалога, проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция диалогический речи.

33.

Ответственность несовершеннолетних. РК.

1

ответственность

учет

ОДН

Составление рассказа «Я совершил проступок», выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция долговременной памяти, внимания, речи

34.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Права и обязанности граждан России».  Тест.

1

изученный словарь

Работа с тестом

Коррекция долговременной памяти, внимания.

12 класс

п.п

Тема урока  

Кол.

час.

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности

Коррекционная

работа

1 четверть. (8 часов)

Мораль, право, государство

1.

Основные социальные нормы (запреты, обычаи, мораль, право этикет) 

1

 

запреты, обычаи, мораль, право этикет

Работа с текстом, проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция социального поведения,

2.

Право- одно из самых ценных приобретений человечества. РК

1

ценность

Составление рассказа, знание нравственных и правовых понятий.

Коррекция эмоционально – волевой сферы, речи.

3.

Российское законодательство. Система права.

 

1

законодательство право

Составление рассказа «Мои права», наблюдение и оценка явлений и событий.

Коррекция социального поведения

Конституция Российской Федерации

4.

Разделение властей. Законодательная власть Российской Федерации.

 

1

закон конституция

Составление схемы Законодательная власть», поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция социального поведения.

5.

Исполнительная власть Российской Федерации.

 

1

исполнительная власть

Составление схемы «Исполнительная власть»

Коррекция социального поведения

6.

Судебная власть Российской Федерации. РК.

1

Уголовный кодекс

суд судья

адвокат

прокурор

Составление схемы «Судебная власть», подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Воспитание патриотизма, нравственных норм.

7.

Избирательная система. РК

1

избирательное право, выборы

Составление схемы «Избирательная система», поиск и извлечение нужной информации.

Воспитание патриотизма, нравственных норм.

8.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российское законодательство». Тест.

1

изученный словарь

Работа с тестом.

Коррекция долговременной памяти, внимания.

2 четверть. ( 8 часов)

Права и обязанности граждан России

9.

Основные обязанности граждан. РК

 

1

Обязанность

Конституция

Составление рассказа: «Мои обязанности», выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция социального поведения

10.

Трудовой кодекс Российской Федерации.

1

Трудовой кодекс

Составление диалога, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция личности, оценка поступков.

11.

Дисциплина труда. Виды наказаний за нарушения в работе.

1

дисциплина

Составление диалога, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

Коррекция личности и  нравственных норм.

12.

Трудовой договор. 

1

договор

права

обязанности

срочный бессрочный

Составление диалога

«На приеме у работодателя»,

Коррекция  памяти, социального поведения.

13.

Трудовая книжка.

 

1

трудовая книжка

Ответы на вопросы, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция мыслительных операций                                        

14.

Охрана права собственности граждан. РК

1

жилое помещение

Составление рассказа, оценка реальных социальных ситуаций.

Коррекция норм морали и социального поведения

15.

Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство РК

1

этика

быт

Составление диалога, решение практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

Коррекция социального поведения

16.

Права и обязанности родителей.

1

родительский долг

ответственность

Составление рассказа «Мы родители»,

Саморегуляция, оценка поступков.

3 четверть. (10 часов)

17.

Право на медицинское обслуживание. РК

1

медицинское учреждения (больницы, поликлиники, центры)

Рассказ по плану, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Коррекция внимания, памяти

18.

Право на социальное обеспечение. РК

1

социальное учреждения

Ответы на вопросы, проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция  социального поведения

19.

Право человека на духовную свободу. 

1

 

духовная свобода

Ответы на вопросы, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

Коррекция социального поведения

20.

Право на свободу убеждений.

1

убеждение

Составление рассказа, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция социального поведения

21.

Религиозные верования и их место в современном мире. РК. 

1

религия

Составление рассказа «Вера человека»

Коррекция социального поведения

22.

Свобода совести.

 

1

совесть

Ответы на вопросы, решение практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

Коррекция социального поведения.

23.

Федеральный закон об образовании Российской Федерации.

1

федеральный закон

Закон об Образовании

Работа с тексом,  перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу)

Воспитание  нравственных норм.

24

Повторительно – обобщающий урок по теме «Права и свободы граждан России»

1

Изученный словарь

Работа с тестом, поиск и извлечение нужной информации

Коррекция долговременной памяти, внимания.

25.

26.

Виды правонарушений, юридическая ответственность за правонарушения. 

2

правонарушения преступления проступки

Составление схемы «Правонарушения», выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция социального поведения

4 четверть

27.

Преступление и уголовное наказание.

1

уголовное наказание

Составление диалога, подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Воспитание нравственных норм.

28.

Ответственность за соучастие и участие в преступлении.

 

1

адвокат

суд судья

обвинитель

Составление диалога «В суде», оценка реальных  ситуаций.

Коррекция мыслительных операций                                        

29.

Преступления против несовершеннолетних.

1

несовершеннолетние

Составление схемы, выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция мыслительной деятельности

30.

Опасность вовлечения подростков в преступную среду.

1

подросток преступная среда преступление

проступок

Мини – рассказ: «Опасности для подростков», проанализировать реальные социальные ситуации.

Коррекция норм морали и социального поведения

31.

Правоохранительные органы в Российской Федерации. Прокуратура. РК.

1

прокуратура

Составление схемы «Правоохранительные органы города Магнитогорска», подкрепление изученных статей конкретными примерами;

Воспитание нравственных норм.

32

Правосудие. Суд и его назначение. Конституционный суд. РК

1

правосудие

Составление рассказа по плану, поиск и извлечение нужной информации.

Коррекция  социального поведения, монологической речи.

33.

Органы внутренних дел, их роль в защите граждан и охране правопорядка РК.

1

ОВД

Составление схемы «ОВД города Магнитогорска», выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним;

Коррекция внимания, памяти

34.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Преступления и уголовная ответственность».  Тест.

1

изученный словарь

Работа с тестом

Коррекция долговременной памяти, внимания.

9.2.  Контрольно-измерительные материалы.

Пояснительная записка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...