Рабочая программа по предмету "Обществоведение" 10 - 12
рабочая программа
Разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021_obshchestvovedenie_10_-_12_.docx | 67.05 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Критерии и нормы оценки достижения, планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
- Учебно-календарный план
- Календарно - тематическое планирование.
8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
9) Приложения к программе.
9.1) Календарно – тематическое планирование.
9.2) Контрольно – измерительные материалы.
9.3) Методические материалы.
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью; программно — методического обеспечения для 10 — 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях под редакцией А.М. Щербаковой Н.М.Платоновой. (Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006 год).
Главная цель курса – создание условий для социальной адаптации учащихся с интеллектуальным недоразвитием путем повышения их правовой и этической грамотности как основы интеграции в современном обществе; формирование нравственного и правового сознания развивающейся личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, умения реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Выделяются следующие задачи курса::
- Знакомство с Основным Законом государства – Конституцией Российской Федерации.
- Формирование ведущих понятий предмета: мораль, право, государство, гражданин, закон, правопорядок и тд.
- Формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденность в необходимости соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона.
- Формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе.
- Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
- Формирование представлений о мерах ответственности за совершенное правонарушение.
- Формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость» др.
- Формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России.
- Воспитание познавательного интереса к предмету.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности.
- Коррекция и развитие познавательных психических процессов.
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Обществознание» в школе играет важную роль в правовом воспитании обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, формировании гражданственности и патриотизма, чувства долга и ответственности за свое поведение в обществе, овладении ЗУНами, коррекционном воздействие изучаемого материала на личность ребенка.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальным недоразвитием; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально – возрастных потребностей умственно отсталых детей и включает следующие разделы:
- Государство, право, мораль.
- Элементы теории государства и права.
- Право. Конституция Российской Федерации.
- Права и обязанности граждан России.
- Основы трудового права
- Основы гражданского права
- Основы семейного права
- Социальные права и свободы
- Право на образование
- Основы уголовного права.
- Основы административного права.
Особыми задачами обучения в 10 классе является:
- Формирование ведущих понятий: мораль, право, гражданин, закон, правопорядок.
- Знакомство обучающихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права.
- Формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость» др.
- Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
- Знакомство с основным законом государства – Конституцией РФ.
Материал программы представлен следующими разделами:
- Наша Родина - Россия.
- Мораль, право, государство
В 11 классе программа направлена:
- Формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденность в необходимости соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона.
- Знакомство с отраслями трудового права, семейного, административного, уголовного, правом на образование.
- Формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России.
Материал программы представлен следующими разделами:
- Право и государство
- Права и обязанности граждан России
- Основы трудового права
- Основы гражданского права
- Основы семейного права
- Социальные права и свободы
В 12 классе программа направлена:
- Формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденность в необходимости соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона.
- Формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе.
- Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
- Формирование представлений о мерах ответственности за совершенное правонарушение.
Материал программы представлен следующими разделами:
- Политические права и свободы
- Право на образование
- Права и обязанности граждан России
- Основы трудового права
- Основы административного и уголовного права
При проведении уроков используются методы:
- Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, ;
- Наглядные - наблюдение, демонстрация, ;
- Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.
- Проблемный;
- Частично-поисковый;
- Исследовательский;
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок);
- Комбинированный урок.
При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные работы.
Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. При выставлении итоговой оценки учитывается уровень знаний учащихся. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, тестовых и самостоятельных работ.
На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.
С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: физкультминутки, динамическая смена поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Обществознание» относится к образовательной области «Человек и общество», рассчитан на 3 года обучения. Программа каждого года обучения рассчитана на 34 часа, с учетом проведения уроков 1 раза в неделю.
Программа предусматривает следующее количество часов в год:
10 класс – 1час – 34 учебных недели – всего 34 часа
11 класс – 1час – 34 учебных недели – всего 34 часа
12 класс – 1час – 34 учебных недели – всего 34 часа
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Минимальный уровень:
- знание названия страны, в которой мы живем;
- названий государственных символов России;
- представление о том, что поведение человека в обществе регулируют определенные правила (нормы) и законы;
- знание названия основного закона страны, по которому мы живем;
- знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
- написание некоторых деловых бумаг (с помощью педагога), заполнение стандартных бланков.
Достаточный уровень:
- знание некоторых понятий (мораль, право, государство, Конституция, гражданин);
- представление о правонарушениях и видах правовой ответственности;
- представление о законодательной, исполнительной и судебной власти РФ;
- знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
- знание основных изученных терминов и их определения;
- написание заявлений, расписок, просьб, ходатайств;
- оформление стандартных бланков;
- знание названий и назначения правовых организаций, в которые следует обращаться для решения практических жизненных задач;
- поиск информации в разных источниках.
Класс | Обучающиеся должны уметь: | Обучающиеся должны знать: |
10 класс |
| |
11 класс |
|
|
12 класс |
|
|
Базовые учебные действия:
Личностные:
- выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных ситуаций;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
- знание основных моральных норм;
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России;
- освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
- решать моральные дилеммы, в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
- составлять план и последовательность своих действий.
- уметь оценить степень успешности своей деятельности.
Познавательные:
- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
- определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных задач; ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.
- постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; задавать вопросы;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- выявлять причины и следствия простых явлений.
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и Интернет-ресурсы, СМИ).
Коммуникативные:
- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- использовать знаково-символические средства;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и сделать соответствующие выводы.
- учиться отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
5. Содержание учебного предмета
Раздел | Количество часов | Содержание тем учебного предмета | Реализация РК | |
10 класс | ||||
1 | Введение | 4 часа | Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. Наша Родина – Россия. Государственные символы Российской Федерации. История создания и изменения. | «Мой край» , «Символы Челябинской области и города Магнитогорска» |
2 | Мораль, право, государство | 18 часов | Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль правил в жизни общества. Что такое мораль, нравственность? Функции морали в жизни человека и общества. Понятия добра и зла. Общечеловеческие ценности. Моральные требования и поведение людей. Правила вежливости. Что такое право? Роль права в жизни общества и государства. Конституция Российской Федерации – главный правовой документ в нашем государстве. Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка (прокуратура, суд, полиция и др.) Сходства и различия нор права и норм морали. Повторительно-обобщающий урок по теме «Мораль и право». Тест. Что такое государство? Признаки, отличающие государство от других общественных образований. Право и закон. Источники права. Как принимаются законы в Российском государстве. Система российского права. Конвенция о правах ребенка. | «Правила для учащихся нашей школы» «Устав школы» «Ценности моей семьи» «Законодательное собрание Челябинской области и города Магнитогорска» |
3 | Конституция Российской Федерации | 4 часа | Конституция Российской Федерации – основной закон России. Из истории принятия конституции. Структура и содержание разделов Конституции Российской Федерации. Определение Конституцией формы Российского государства. Президент Российской Федерации – глава государства. | «Глава города Магнитогорска» |
4 | Права и обязанности граждан | 8 часов | Гражданство Российской Федерации. Ответственность государства перед гражданами. Права и свободы граждан. Основы трудового права. Труд несовершеннолетних. Роль семьи в жизни человека и общества. Права и обязанности детей. Декларация прав детей. Права и обязанности детей. Декларация прав детей. Повторительно-обобщающий урок по теме «Что такое право». Тест. | «Центр занятости города Магнитогорска» «Моя семья» «Труд несовершеннолетних города Магнитогорска» «Мои права и обязанности» «Образовательные учреждения города Магнитогорска» |
11 класс | ||||
Мораль, право, государство | 18 часов | Социальные нормы - правила поведения людей в обществе. Моральная ответственность. Жизнь – самая большая ценность. Нормы права (юридические норы). Нравственная основа права. Норма права как элемент права; структура правовых норм, их виды. Ценность современного права. Взаимосвязь государства и права. Законодательная власть. Российское законодательство. Источники российского права. Источники российского права. Правоотношения. Государственное право. Административное право. Гражданское право. Семейное право. Трудовое право. Уголовное право, уголовно-процессуальное право. Российское законодательства и международное право. Всеобщая декларация прав человека, цели ее принятия. | «Мои права, как гражданина РФ» «Законодательное собрание Челябинской области и города Магнитогорска» «Гражданские права и обязанности жителей города Магнитогорска» «Я имею право на труд» | |
Конституция Российской Федерации | 3 часа | Федеративное устройство государства. Организация власти в Российской Федерации. Местное самоуправление. | «Власть Челябинской области и города Магнитогорска» | |
Права и обязанности граждан | 13 часов | Основные конституционные права граждан России. Труд и трудовые отношения. Дисциплина труда. Виды наказаний за нарушения в работе. Собственность и имущественные отношения. Регулирование законом. Правовое регулирование семейных отношений. Права и обязанности супругов. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право человека на доступ к культурным ценностям. Виды правонарушений (преступления, проступки) юридическая ответственность за правонарушения. Административное правонарушение и административная ответственность. Принципы назначения наказания. Ответственность несовершеннолетних. Повторительно-обобщающий урок по теме «Права и обязанности граждан России». Тест. | «Трудовые права жителей города Магнитогорска» «Культурные центры города Магнитогорска» «Взаимоотношения в моей семье» «Правоохранительные органы города Магнитогорска» «Ответственность несовершеннолетних города Магнитогорска» | |
12 класс | ||||
Мораль, право, государство | 3 часа | Основные социальные нормы (запреты, обычаи, мораль, право этикет) Право - одно из самых ценных приобретений человечества. Российское законодательство. Система права. | «Я имею право…» | |
Конституция Российской Федерации | 5 часов | Разделение властей. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Избирательная система. Повторительно-обобщающий урок по теме «Российское законодательство». Тест. | «Судебные органы города Магнитогорска» «Избирательная система Челябинской области и города Магнитогорска» | |
Права и обязанности граждан | 26 часов | Основные обязанности граждан. Трудовой кодекс Российской Федерации. Дисциплина труда. Виды наказаний за нарушения в работе. Трудовой договор. Трудовая книжка. Охрана права собственности граждан. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права и обязанности родителей. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. Федеральный закон об образовании Российской Федерации. Повторительно – обобщающий урок по теме «Права и свободы граждан России» Тест. Виды правонарушений, юридическая ответственность за правонарушения. Преступление и уголовное наказание. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Преступления против несовершеннолетних. Опасность вовлечения подростков в преступную среду. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Прокуратура. Правосудие. Суд и его назначение. Конституционный суд. | «Я обязан…» «Права и обязанности граждан г. Магнитогорска как собственников». «Распределение обязанностей в моей семье» «Медицинские центры города Магнитогорска «Социальные центры Города Магнитогорска» «Религиозные конфессии города Магнитогорска» Образовательные учреждения города Магнитогорска» «Правоохранительные органы города Магнитогорска» |
6. Учебно – календарный план
10 класс | ||||
№ | Раздел | Количество часов | Контрольно – измерительный материал | БУД |
1 | Введение | 4 часа | Индивидуальный и фронтальный опрос | Регулятивные: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать средства достижения цели. Познавательные: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные: Учиться отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Личностные: Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей поступки. Учиться разрешать моральные противоречия. |
2 | Мораль, право, государство | 18 часов | Индивидуальный и фронтальный опрос Тест «Мораль и право» | |
3 | Конституция Российской Федерации | 4 часа | Фронтальный опрос | |
4 | Права и обязанности граждан | 8 часов | Индивидуальный и фронтальный опрос Тест «Что такое право» | |
11 класс | ||||
1 | Мораль, право, государство | 18 часов | Фронтальный и индивидуальный опрос | Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: Определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных задач. Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов. Отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и Интернет-ресурсы, СМИ). Пытаться представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Коммуникативные Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Личностные: Оценивать жизненные ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. |
2 | Конституция Российской Федерации | 3 часа | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
3 | Права и обязанности граждан | 13 часов | Фронтальный и индивидуальный опрос Тест « Права и обязанности граждан России» | |
12 класс | ||||
1 | Мораль, право, государство | 3 часа | Фронтальный и индивидуальный опрос | Регулятивные: Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Составлять план и последовательность своих действий. Уметь оценить степень успешности своей деятельности. Познавательные: Определять план выполнения заданий Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков и на их основе делать анализ и выводы. Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Личностные: Учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества). Решать моральные дилеммы, в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов. |
2 | Конституция Российской Федерации | 5 частей | Фронтальный и индивидуальный опрос Тест «Российское законодательство» | |
3 | Права и обязанности граждан | 26 часов | Фронтальный и индивидуальный опрос Тест «Права и свободы граждан России» Тест «Преступление и уголовная ответственность» |
7. Критерии и нормы оценки достижения, планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Устный ответ:
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
- обнаруживает понимание материала; -самостоятельно формулирует ответы; -допускает единичные ошибки и сам исправляет | -обнаруживает понимание материала; -самостоятельно формулирует ответы; -допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки); -допускает ошибки в речи (1-2 ошибки); | -обнаруживает знание и понимание основных положений темы; -излагает материал недостаточно полно и последовательно; -допускает ряд ошибок в речи; -затрудняется самостоятельно подтвердить пример; -нуждается в постоянной помощи учителя; | -обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; -допускает ошибки в формулировке ответа, искажает его смысл; -делает грубые ошибки; -не использует помощь учителя; |
- Учебно-методический комплекс.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой (Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 год, автор курса – В.М. Мозговой)
Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М.Щербаковой, Н.М.Платоновой. (Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006 год).
Учебники:
1. Я.В.Соколов Граждановедение. Учебное пособие для учащихся (5, 6, 7 классов) их родителей и учителей. – М.: НВЦ «Гражданин», 1997 г.
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. обществознание: Учебник для (5, 6, 7, 8) класса. – 8-е изд.- М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2007.
3. Я. В. Соколов, А.С. Прутченков Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. – 4-е изд. – М.: НВЦ «Гражданин», 1999.
Рабочие тетради:
4.5. Дахлер А. Б. Граждановедение. (5,6,7) класс: Рабочая тетрадь к учебнику Я.В.Соколова «Граждановедение». – 4-е изд., стереотип. – М.: «Дрофа», 2002. .
5. И.С.Хромов. Рабочая тетрадь по обществознанию. (5, 6, 7, 8) класс. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2007. -
Дополнительная литература для учащихся:
1. Конституция Российской Федерации.- М.: ООО «ТК Велби», 2002г. – 32 с.
2. Алексеев Ю.А., Зуев Н.М., Ковалёв В.С. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: Триада – фарм, 2002.-64 с.:58 ил.
3. Полный сборник кодексов Российской Федерации. Под ред. Ю.Н.Власова. – М.. 1999. – 758 с.
4. Советский энциклопедический словарь. Научно – редакционный совет: А.М.Прохоров, М.С.Гиляров, Е.М.Жуков и др. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 1600 с.
5. Словарь русского языка в четырёх томах (1,2,3,4 том). Под ред. Л.А.Кожинова. – Рос.изд. иностр. и национ. словарей.- М.. 1961 г.
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия.: История. Сост. Н.В. Чудакова, А.В.Громов; Под общ. Ред. А.В.Кадрашук, А.М. Кузнецова.-М.: Издательство АСТ, 1998. – 512 с.
Дополнительная литература для учителя:
7. А.Ф.Никитин. Право и политика.: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.- 191 с.: ил.
8. Человек и общество. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под. Ред Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 1998 г.
9. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. – 4-е изд. М:»Гражданин», 1999 г.
10. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 8 классов, их родителей и учителей. – 4-е изд. М:»Гражданин», 1999 г.
Интернет – ресурсы:
Региональная коллекция ЦОР
Электронные информационные источники
9. Приложения
9.1. Календарно – тематическое планирование
10 класс
№ п.п | Название темы урока | Кол. час. | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности | Коррекционная работа | |||
1 четверть. ( 8 часов) | |||||||||
Введение | |||||||||
1. | Кто такой гражданин?
| 1 | гражданин | Оценка поступков, составление рассказа, примеры основных нравственных и правовых понятий, норм и правил. | Оценка поступков, перенос вывода на реальные события | ||||
2. | Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. | 1 | Гражданская позиция | Составление рассказа «Я гражданин своей страны» | Оценка поступков, перенос вывода на реальные события | ||||
3. | Наша Родина – Россия. РК
| 1 |
| страна Россия гражданская позиция | Составление рассказа, перечислить ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; | Коррекция внимания, нравственных норм | |||
4. | Государственные символы Российской Федерации. История. РК. | 1 |
| гимн флаг герб | Составление описательного рассказа, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу). | Коррекция и развитие связной устной речи. | |||
Мораль, право, государство | |||||||||
5. | Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль правил в жизни общества. | 1 |
| общество правило | Составление схемы «Роль правил в обществе», поиск и извлечение нужной информации. | Коррекция мыслительных операций, диалогичной речи. | |||
6. | Что такое мораль, нравственность? Функции морали в жизни человека и общества. | 1 | функции | Составление схемы, выбирать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним; | Коррекция устной и письменной речи. | ||||
7. | Понятия добра и зла. | 1 | добро | Ответы на вопросы, оформление выводов, примеры основных нравственных и правовых понятий, норм и правил. | Понятия добра и зла. | ||||
8. | Общечеловеческие ценности. | 1 | ценности | Составление схемы «Ценности человека 21 века» | Коррекция личности, воспитание нравственных норм. | ||||
2 четверть (8 часов) | |||||||||
9. | Моральные требования и поведение людей. | 1 |
| мораль | Моральные требования и поведение людей. РК выбирать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним; | ||||
10. | Правила вежливости. | 1 | вежливость | Составление памятки «Правила вежливости», проанализировать реальные социальные ситуации. | Коррекция личности, воспитание нравственных норм. | ||||
11. | Что такое право? | 1 | правила | Ответы на вопросы по тексту, оценка реальных социальных ситуаций. | Коррекция устной и письменной речи. | ||||
12. | Роль права в жизни общества и государства. | 1 | общество государство | Подбор ситуаций, работа со статьями, поиск и извлечение нужной информации. | Коррекция социального поведения, мыслительной деятельности. | ||||
13. | Конституция Российской Федерации – главный правовой документ в нашем государстве. | 1 | закон Конституция | Работа со статьями Конституции, подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Коррекция памяти, развитие связной устной и письменной речи. | ||||
14. | Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка. РК | 1 | правопорядок | Мини – сочинение на тему: «Жизнь - самая большая ценность», выбирать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним; | Формирование гражданской позиции, коррекция монологической речи. | ||||
15. | Сходства и различия норм права и норм морали. | 1 | право мораль | Составление сравнительной характеристики, проанализировать реальные социальные ситуации | Коррекция устной речи | ||||
16. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Мораль и право». Тест. | 1 | изученный словарь | Работа с тестом | Коррекция долговременной памяти, внимания. | ||||
3 четверть. (10 часов ) | |||||||||
17. | Что такое государство? | 1 | государство | Отвечают на вопросы теста. | Коррекция долговременной памяти, внимания. | ||||
18. | Признаки, отличающие государство от других общественных образований. | 1 | общественные образования | Составление рассказа по схеме: «Признаки государства», поиск и извлечение нужной информации. | Коррекция устной речи через систему вопросов: ответь на вопрос. | ||||
19. | Право и закон.
| 1 | Конституция закон право статьи | Составление рассказа на тему: «Мои права», проанализировать реальные социальные ситуации. | Коррекция мыслительных операций | ||||
20. | Источники права.
| 1 | права статьи | Ответы на вопросы по статьям, подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Коррекция диалогичной речи. | ||||
21. | Как принимаются законы в Российском государстве. Система российского права. РК | 1 | Закон конституция | Ответы на вопросы по тексту, поиск и извлечение нужной информации. | Коррекция долговременной памяти, внимания. | ||||
22. | Конвенция о правах ребенка. | 1 |
| конвенция | Составление рассказа: «Права ребенка», оценка реальных социальных ситуаций. | Формирование гражданской позиции. | |||
Конституция Российской Федерации | |||||||||
23. | Конституция Российской Федерации – основной закон России. Из истории принятия конституции. | 1 | Конституция закон | Ответы на вопросы Рассказ об истории принятия конституции. | Формирование гражданской позиции | ||||
24. | Структура и содержание разделов Конституции Российской Федерации. | 1 | статья раздел | Ответы на вопрос, подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Коррекция мыслительной деятельности. | ||||
25. | Определение Конституцией формы Российского государства. | 1 | Конституция федерация закон | Составление характеристики, наблюдение и оценка явлений и событий. | Коррекция устной и письменной речи | ||||
26. | Президент Российской Федерации – глава государства. | 1 | президент | Рассказ по плану. | Воспитание нравственных норм | ||||
4 четверть (8 часов) | |||||||||
Права и обязанности граждан России | |||||||||
27. | Гражданство Российской Федерации. Ответственность государства перед гражданами. | 1 | гражданство | Ответы на вопросы по тексту, поиск и извлечение нужной информации. | Коррекция устной и письменной речи. | ||||
28. | Права и свободы граждан. | 1 | права свободы Конституция | Ответы на вопросы по тексту, примеры нравственных и правовых понятий, норм и правил. | Коррекция социального поведения, мыслительной деятельности | ||||
29. | Основы трудового права. | 1 | Трудовой кодекс Конституция | Работа со статьями Конституции, проанализировать реальные социальные ситуации | Коррекция социального поведения, мыслительной деятельности. | ||||
30. | Труд несовершеннолетних. РК. | 1 | закон Конституция | Составление рассказа «Я имею право на труд», подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Коррекция памяти, развитие связной устной | ||||
31. | Роль семьи в жизни человека и общества. РК. | 1 | семья | Составление рассказа «Моя семья» | Коррекция памяти, развитие связной устной и письменной речи. | ||||
32. | Права и обязанности детей. Декларация прав детей. | 1 | обязанности Декларация | Отвечают на вопросы текста, подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Коррекция долговременной памяти, развитие усидчивости. | ||||
33. | Система образования в Российской Федерации. РК | 1 | образование Конституция | Работа с текстом, проанализировать реальные социальные ситуации. | Коррекция долговременной памяти, внимания. | ||||
34. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Что такое право». Тест. | 1 | Изученный словарь | Отвечают на вопросы теста. | Коррекция долговременной памяти, внимания. |
11 класс
№ п.п | Название темы урока | Кол. час. | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности | Коррекционная работа | |
1 четверть (8 часов) | |||||||
Мораль, право, государство | |||||||
1. | Социальные нормы – правила поведение людей в обществе. | 1 |
| мораль | Составление памятки, поиск и извлечение нужной информации. | Формирование гражданской позиции. | |
2. | Моральная ответственность. | 1 | ответственность | Составление рассказа на тему: «Моя ответственность в школе и дома», примеры нравственных и правовых понятий, норм и правил. | Коррекция личности, воспитание нравственных норм. | ||
3. | Жизнь – самая большая ценность. | 1 | ценность | Ответы на вопросы текста, проанализировать реальные социальные ситуации | Коррекция устной речи | ||
4. | Нормы права (юридические норы) | 1 | нормы права | Составление рассказа по схеме, примеры правовых понятий, норм. | Коррекция устной речи через систему вопросов. | ||
5. | Нравственная основа права. | 1 | право государство | Ответы на вопросы, выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним; | Коррекция устной речи. | ||
6. | Норма права как элемент права; структура правовых норм, их виды. | 1 | общественные образования | Составление рассказа, выбирать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним; | Коррекция устной речи через систему вопросов: ответь на вопрос. | ||
7. | Ценность современного права.
| 1 | ценность | Составление рассказа на тему: «Мои права». | Коррекция мыслительных операций | ||
8. | Взаимосвязь государства и права.
| 1 | права статьи | Ответы на вопросы по статьям, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу). | Коррекция диалогичной речи. | ||
2 четверть (8 часов) | |||||||
9. | Законодательная власть. Российское законодательство. РК. | 1 | власть законодательство | Ответ на вопросы, Разгадывание кроссворда | Коррекция гражданской позиции | ||
10. | Источники российского права. | 1 | Составление рассказа по схеме, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; | Коррекция устной речи | |||
11. | Правоотношения. | 1 | правоотношения | Ответы на вопросы, подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Коррекция гражданской позиции | ||
12. | Государственное право. | 1 | государственное право, | Работа по составлению устного рассказа по плану, поиск и извлечение нужной информации. | Коррекция личности, Воспитание нравственных норм. | ||
13. | Административное право | административное право | Работа с текстом, подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Коррекция личности, Воспитание нравственных норм. | |||
14. | Гражданское право. РК | 1 | Конвенция гражданин | Составление рассказа: «Права ребёнка», проанализировать реальные социальные ситуации. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | ||
15. | Семейное право. | 1 | семья кодекс | Ответы на вопросы, примеры правовых понятий, наблюдение и оценка явлений и событий. | Коррекция гражданской позиции. | ||
16. | Трудовое право. РК | 1 | трудовой кодекс | Составление диалога: «Мое право на труд» | Коррекция социального поведения. | ||
3четверть (10 часов) | |||||||
17. | Уголовное право, уголовно-процессуальное право. | 1 | уголовный кодекс процесс | Отвечают на вопросы теста, выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним; | Коррекция долговременной памяти ( анализ, вывод). | ||
19. | Российское законодательство и международное право. Всеобщая декларация прав человека, цели её принятия | 1 | международное право декларация | Ответы на вопросы, поиск и извлечение нужной информации. | Коррекция социального поведения | ||
Конституция Российской Федерации (2 часа) | |||||||
20. | Организация власти в Российской Федерации. | 1 | Власть страны Ступени власти | Ответы на вопросы, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; | Формирование гражданской позиции | ||
21. | Местное самоуправление. РК | 1 | власть самоуправление | Составление рассказа «Организация власти в городе Магнитогорске» | Коррекция монологической речи, следование инструкции. | ||
Права и обязанности граждан России (13 часов) | |||||||
22. | Основные конституционные права граждан России | 1. | Конституционные права | Составление рассказа «Мои права как гражданина», подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Формирование гражданской позиции | ||
23. | Труд и трудовые отношения. | Трудовой кодекс | Работа с текстом, подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Формирование гражданской позиции | |||
24. | Дисциплина труда. | 1 | дисциплина права и обязанности | Работа с тестом, решение практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; | Коррекция долговременной памяти, внимания. | ||
25. | Виды наказаний за нарушения в работе. | 1 | взыскания замечания увольнение | Работа с текстом. Разбор ситуаций, проанализировать реальные социальные ситуации. | Формирование гражданской позиции | ||
26. | Собственность и имущественные отношения. Регулирование законом. | 1 | собственность имущество Гражданский Кодекс | Разбор ситуаций, поиск и извлечение нужной информации. | Формирование гражданской позиции | ||
4 четверть. (8 часов) | |||||||
27. | Правовое регулирование семейных отношений. Права и обязанности супругов. РК. | 1 | семейные отношения | Составление рассказа «Моя семья», | Коррекция памяти, монологической речи. | ||
28. | Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно – правовых отношений. | 1 | жилище | Работа со статьёй по плану, подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Коррекция социального поведения. | ||
29. | Право человека на доступ к культурным ценностям. РК | 1 | культурные ценности | Работа с текстом, поиск и извлечение нужной информации. | Коррекция социального поведения. | ||
30. | Виды правонарушений (преступления, проступки) юридическая ответственность за правонарушения | 1 | преступление проступок | Рассказ по плану, выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним; | Воспитание нравственных норм | ||
31. | Административное правонарушение и административная ответственность. | 1 | административное правонарушение ответственность | Работа по тексту подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Коррекция социального поведения. | ||
32. | Принципы назначения наказания. РК | 1 | наказание | Составление диалога, проанализировать реальные социальные ситуации. | Коррекция диалогический речи. | ||
33. | Ответственность несовершеннолетних. РК. | 1 | ответственность учет ОДН | Составление рассказа «Я совершил проступок», выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним; | Коррекция долговременной памяти, внимания, речи | ||
34. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Права и обязанности граждан России». Тест. | 1 | изученный словарь | Работа с тестом | Коррекция долговременной памяти, внимания. |
12 класс
№ п.п | Тема урока | Кол. час. | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности | Коррекционная работа |
1 четверть. (8 часов) | ||||||
Мораль, право, государство | ||||||
1. | Основные социальные нормы (запреты, обычаи, мораль, право этикет) | 1 |
| запреты, обычаи, мораль, право этикет | Работа с текстом, проанализировать реальные социальные ситуации. | Коррекция социального поведения, |
2. | Право- одно из самых ценных приобретений человечества. РК | 1 | ценность | Составление рассказа, знание нравственных и правовых понятий. | Коррекция эмоционально – волевой сферы, речи. | |
3. | Российское законодательство. Система права.
| 1 | законодательство право | Составление рассказа «Мои права», наблюдение и оценка явлений и событий. | Коррекция социального поведения | |
Конституция Российской Федерации | ||||||
4. | Разделение властей. Законодательная власть Российской Федерации.
| 1 | закон конституция | Составление схемы Законодательная власть», поиск и извлечение нужной информации. | Коррекция социального поведения. | |
5. | Исполнительная власть Российской Федерации.
| 1 | исполнительная власть | Составление схемы «Исполнительная власть» | Коррекция социального поведения | |
6. | Судебная власть Российской Федерации. РК. | 1 | Уголовный кодекс суд судья адвокат прокурор | Составление схемы «Судебная власть», подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Воспитание патриотизма, нравственных норм. | |
7. | Избирательная система. РК | 1 | избирательное право, выборы | Составление схемы «Избирательная система», поиск и извлечение нужной информации. | Воспитание патриотизма, нравственных норм. | |
8. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Российское законодательство». Тест. | 1 | изученный словарь | Работа с тестом. | Коррекция долговременной памяти, внимания. | |
2 четверть. ( 8 часов) | ||||||
Права и обязанности граждан России | ||||||
9. | Основные обязанности граждан. РК
| 1 | Обязанность Конституция | Составление рассказа: «Мои обязанности», выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним; | Коррекция социального поведения | |
10. | Трудовой кодекс Российской Федерации. | 1 | Трудовой кодекс | Составление диалога, подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Коррекция личности, оценка поступков. | |
11. | Дисциплина труда. Виды наказаний за нарушения в работе. | 1 | дисциплина | Составление диалога, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; | Коррекция личности и нравственных норм. | |
12. | Трудовой договор. | 1 | договор права обязанности срочный бессрочный | Составление диалога «На приеме у работодателя», | Коррекция памяти, социального поведения. | |
13. | Трудовая книжка.
| 1 | трудовая книжка | Ответы на вопросы, поиск и извлечение нужной информации. | Коррекция мыслительных операций | |
14. | Охрана права собственности граждан. РК | 1 | жилое помещение | Составление рассказа, оценка реальных социальных ситуаций. | Коррекция норм морали и социального поведения | |
15. | Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство РК | 1 | этика быт | Составление диалога, решение практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; | Коррекция социального поведения | |
16. | Права и обязанности родителей. | 1 | родительский долг ответственность | Составление рассказа «Мы родители», | Саморегуляция, оценка поступков. | |
3 четверть. (10 часов) | ||||||
17. | Право на медицинское обслуживание. РК | 1 | медицинское учреждения (больницы, поликлиники, центры) | Рассказ по плану, подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Коррекция внимания, памяти | |
18. | Право на социальное обеспечение. РК | 1 | социальное учреждения | Ответы на вопросы, проанализировать реальные социальные ситуации. | Коррекция социального поведения | |
19. | Право человека на духовную свободу. | 1 |
| духовная свобода | Ответы на вопросы, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; | Коррекция социального поведения |
20. | Право на свободу убеждений. | 1 | убеждение | Составление рассказа, поиск и извлечение нужной информации. | Коррекция социального поведения | |
21. | Религиозные верования и их место в современном мире. РК. | 1 | религия | Составление рассказа «Вера человека» | Коррекция социального поведения | |
22. | Свобода совести.
| 1 | совесть | Ответы на вопросы, решение практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; | Коррекция социального поведения. | |
23. | Федеральный закон об образовании Российской Федерации. | 1 | федеральный закон Закон об Образовании | Работа с тексом, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу) | Воспитание нравственных норм. | |
24 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Права и свободы граждан России» | 1 | Изученный словарь | Работа с тестом, поиск и извлечение нужной информации | Коррекция долговременной памяти, внимания. | |
25. 26. | Виды правонарушений, юридическая ответственность за правонарушения. | 2 | правонарушения преступления проступки | Составление схемы «Правонарушения», выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним; | Коррекция социального поведения | |
4 четверть | ||||||
27. | Преступление и уголовное наказание. | 1 | уголовное наказание | Составление диалога, подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Воспитание нравственных норм. | |
28. | Ответственность за соучастие и участие в преступлении.
| 1 | адвокат суд судья обвинитель | Составление диалога «В суде», оценка реальных ситуаций. | Коррекция мыслительных операций | |
29. | Преступления против несовершеннолетних. | 1 | несовершеннолетние | Составление схемы, выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним; | Коррекция мыслительной деятельности | |
30. | Опасность вовлечения подростков в преступную среду. | 1 | подросток преступная среда преступление проступок | Мини – рассказ: «Опасности для подростков», проанализировать реальные социальные ситуации. | Коррекция норм морали и социального поведения | |
31. | Правоохранительные органы в Российской Федерации. Прокуратура. РК. | 1 | прокуратура | Составление схемы «Правоохранительные органы города Магнитогорска», подкрепление изученных статей конкретными примерами; | Воспитание нравственных норм. | |
32 | Правосудие. Суд и его назначение. Конституционный суд. РК | 1 | правосудие | Составление рассказа по плану, поиск и извлечение нужной информации. | Коррекция социального поведения, монологической речи. | |
33. | Органы внутренних дел, их роль в защите граждан и охране правопорядка РК. | 1 | ОВД | Составление схемы «ОВД города Магнитогорска», выбрать адекватные модели поведения свойственных несовершеннолетним; | Коррекция внимания, памяти | |
34. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Преступления и уголовная ответственность». Тест. | 1 | изученный словарь | Работа с тестом | Коррекция долговременной памяти, внимания. |
9.2. Контрольно-измерительные материалы.
Пояснительная записка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...