Конспект урока "Антонимы"
план-конспект урока

Валиахметова Татьяна Георгиевна

Конспект урока по родному русскому языку и литературе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "Антонимы"55.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет: Родной русский язык.

Тема урока: Антонимы

Цель: создать условия для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать развитию умения осуществлять подбор антонимов, использовать антонимы в речи.

Задачи:

1. Познакомить детей с термином «антоним», учить самостоятельно подбирать антонимы.

2. Развивать умения сравнивать, классифицировать, анализировать, на основе наблюдений делать выводы, работать самостоятельно и коллективно.

3. Воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: открытие новых знаний. Форма проведения: очная.

Планируемые результаты

1.        Личностные: навык сотрудничества со сверстниками;

2.        Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

3.        Предметные: учащиеся научатся находить антонимы и пользоваться в речи; понимать роль антонимов в речи как средства выразительности.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, планшеты, карточки с заданиями.

План урока

  1. Организационный момент. Этап мотивации.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Открытие нового знания.
  5. Первичное закрепление.
  6. Этап включения в систему знаний и повторения.
  7. Дифференцированное домашнее задание.
  8. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.
  9. Оценивание.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Цель:

 создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс, положительного эмоционального настроя.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

- Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?

- Какие учебные навыки нам нужны, чтобы урок стал интересным, познавательным?

- В конце урока мы вернемся к нашим ответам.

- Начать урок хочу со слов Г. Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

- Как вы думаете, почему Г. Паустовский называет русский язык «волшебным»?

Ответы: Познавательным, интересным, содержательным, полезным.

Ответы: Внимательность, активность, умение работать в группе.

Ответы: Наш язык содержит много тайн, интересных слов.

Актуализация знаний

- Вспомним,  какое волшебство узнали на прошлом уроке.

- Прочитайте слова на слайде.

дом

домик

домище

- В чём различие между словами?

- Что общего?

-Как называются эти слова?

- Приведите примеры синонимов.

Для чего нужны синонимы?

- Синонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию.

- Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.

- Если сегодня на уроке будем трудиться и работать дружно и активно, то откроем еще одно волшебство.

Ответы: Слова произносятся и пишутся по- разному.

Слова близкие по –значению.

Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение.

Синонимы нужны, чтобы сделать нашу речь выразительной.

Постановка учебной задачи

Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания, подготовить учеников к работе, восприятию нового материала.

Прочитайте пословицу.

Труд- кормит, а лень- портит.

- Как вы понимаете пословицу?

- Найдите в пословице слова, противоположные по - смыслу.

- Прочитайте.

Труд- лень.

- Наш язык богат и разнообразен. В нашем языке есть слова, которые имеют противоположное значение.

- Как вы думаете, о чём  сегодня будем говорить на уроке?

- Какие задачи поставим перед собой?

Выяснить…

Узнать…

Научиться…

- Слова противоположные по значению – антонимы.

Тема урока: Антонимы.

Сегодня на уроке:

- Узнаем, какие слова называются антонимами,  для чего нужны слова- антонимы. Научимся подбирать слова, противоположные по значению.

- Запишите в тетрадях дату, тему урока.

Читают пословицу. 

Ответы: Если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей, сделает что-то полезное, если не будет трудиться, то ничего не добьется.

Ответы: труд, лень.

Ответы: О словах противоположных по значению.

Ответы: Выяснить, как называются слова противоположные по значению

Узнать: Зачем нужны слова противоположные по значению?

Научиться подбирать слова, противоположные по смыслу.

Открытие нового знания

Решение проблемы

Цель:

получение новых знаний, развитие умения

решать учебно-познавательные задачи.

- Чтобы ответить поставленные вопросы предлагаю вам  разделиться на группы.

Игра «Доскажи словечко».

- Я буду читать стихотворение, а вы должны вставить подходящие по смыслу слова.

Скажу я слово: «Высоко!»

А ты ответишь: «Низко!»

Скажу я слово: «Далеко!»

А ты ответишь: «Близко!»

Скажу тебе я слово: «Трус!»

Ответишь ты «Храбрец!»

Теперь «Начало» я скажу,

Ну, отвечай: «Конец!»

- Назовите пары слов, противоположных по значению. Проверим, какая группа запомнила больше слов.

- Получите задание.  Внимательно прочитайте. Работайте дружно.

1 задание

1. Найди пару. Работа в группах.   

На карточках написаны слова, подберите к ним антонимы. Соедините стрелкой.

Задания для 1 группы.

день

враг

друг

ночь

правда

ложь

Задания для 2 группы.

грустный

низкий

высокий

старый

новый

радостный

- Прочитайте слова парами.

- Какой частью речи являются эти слова?

- В чём различие между вашими словами?

- Похожи они по смыслу или нет?

Вывод:

- Что мы узнали об антонимах?

- Какие трудности испытала ваша команда при выполнении задания?

2 задание

2. Подберите антоним к словам: железо, мел.

- Какой вывод можем сделать?

Вывод: Не все слова могут иметь антонимы.

3. Ответим на вопрос:  Для чего нужны антонимы? Работа в группах.

- Для этого предлагаю каждой команде вставить недостающие слова и восстановить пословицы.

1 группа

 Ученье – свет, а не ученье (тьма).

 Знай больше, а говори (меньше).

 В учебе корень горек, зато плод ее (сладок).

 2 группа

Не бойся врага умного, бойся друга (глупого).

 Лучшая вещь новая, лучший друг (старый).

 Мир строит, а война (разрушает).

Запишите пословицы и подчеркните антонимы.

- Для чего используются антонимы в пословицах?

 4. Ребята, прочитайте словосочетания, подберите к ним антонимы.

1 группа

Тихий звук-….звук

Тихий ветер-…ветер

2 группа

Тихий шаг-…шаг

(На доске карточки со словами: громкий, быстрый, дальний, сильный, тёплый)

- Ребята, обратите внимание, что к одному и тому же слову «тихий» можно подобрать разные антонимы. Объясните, почему?

Вывод: Выбор антонима зависит от предмета, о котором идёт речь.

- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы?

- Действительно, антонимы и синонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.

5. Знакомство со «Словарём антонимов русского языка».

- Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.

“Словарь антонимов” М.Р.Львова.

 Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как он выглядит.

Вывод: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением.

Работа в группах.

Самооценка

Ответы: Слова одной части речи, отвечают на один и тот же вопрос. Слова отличаются произношением и написанием, противоположные по значению.

Самооценивание

Ответы: Не все слова могут иметь антонимы.

Работа в группах.

Ответы: Чтобы сделать речь точной, выразительной.

Ответы:

Тихий звук- громкий звук.

Тихий ветер- сильный ветер.

Тихий шаг- громкий шаг.

Сообщение ученика

Физминутка

Игра «Наоборот»

Наклонили голову назад, а теперь – вперед

Повернули голову налево, а потом – направо

Руки вниз, руки вверх

Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и вперед.

Сделали шаг вперед, шаг назад.

Выдохнули воздух, вдохнули. Ну-ка еще раз.

Очень шумно сели.

Выполнение упражнений на внимательность

Первичное закрепление 

Цель: Организовать усвоение детьми нового материала, нового способа действий.

  1. Найди слова-антонимы,  запиши:

гость                         разлука

друг                          ложь

встреча           хозяин

близкий                   старый

новый                     далёкий

  1. Индивидуальная работа. Выполнение заданий онлайн на платформе Учи.ру.

1 задание

Соедини пары слов

храбрый

мороз

добрый

трусливый

день

злой

жара

ночь

2 задание.

 Перед вами 2 клоуна

ГРУСТНЫЙ   ВЕСЕЛЫЙ

Выбери правильный ответ

Эти слова пишутся:

- по-разному

- одинаково

Эти слова …

- разных частей речи

- одной части речи

Значения этих слов:

-противоположные

- близкие

- Найди антоним к словам:

быстрый

большой

медленный

пятнистый

большой

маленький

длинный

добрый

3 задание. Сделай вывод.

Антонимы – это слова

противоположные по значению

близкие по значению

Антонимы принадлежат

одной части речи

разным частям речи

4 задание.  Найди пару антонимов.

Грустный клоун громко плачет,

А веселый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить-

Хочет реву рассмешить.

Петя чай пил ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот вишневый,

Был бы, как Степан здоровый.

Работа в группах.

Индивидуальная работа на ноутбуках на платформе Учи.ру https://uchi.ru/teachers/stats/main

Самопроверка

Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного.

  1. Завершите пословицу так, чтобы во второй части появился антоним.

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать… (сегодня).

Знай больше, говори… (меньше)

  1. Распредели пары слов

Антонимы:             Синонимы:

Старый - новый.

Новый - свежий.

Плохой - хороший.

Смелый - храбрый.

Бежать - мчаться.

Зима - лето.

Работа в тетрадях

Дифференцированное домашнее задание

Цель этапа:

сообщение о дифферен

цированном задании,

комментирование его

выполнения

Достаточный уровень:

  1. Подбери антоним к выделенному слову:

Ученье свет, а неученье:…. (огонь, глушь, тьма, тишина, пламя).

Радость не вечна, -…бесконечна. (Веселье, печаль, удача, работа, жизнь).

На смелого собака лает, а …кусает. (Веселого, ленивого, трусливого, умного, вкусного).

  1. Замени слова антонимами:

Низкий, сердитый, старый.

Минимальный уровень:

Спиши, подчеркни антонимы.

Лето собирает, а зима поедает.

День да ночь - сутки прочь.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Рефлексия

Цель этапа:

соотнесение целей, по-

ставленных в начале

урока, с достигнутым

результатом, само-

оценка результатов

деятельности своей и всего класса

  1. Подведение итогов.

- Чему мы научились?

- Для чего нужны антонимы?

2. Рефлексия

Закончи предложения:

- Сегодня я узнал….

- Научился….

- Каким получился урок?

- Как вы работали на уроке?

Спасибо всем, кто сегодня помог сделать наш урок интересным.

Ответы: Выделять антонимы в речи, подбирать слова, противоположные по значению.

Ответы: Познавательным, интересным, содержательным, полезным.

Ответы: дружно, активно.

Оценивание

Оцените свою работу на уроке. Поднимите карточку с условным обозначением.

! – всё было отлично, задания выполнял без затруднения.

+ - испытывал затруднение при выполнении некоторых заданий.

- - не мог самостоятельно выполнить ни одного задания.

? – затрудняюсь в оценивании.

Самооценка.

Контрольно-измерительные материалы

  1. Выбери правильный ответ

Антонимы пишутся:

- по-разному

- одинаково

Антонимы слова …

- разных частей речи

- одной части речи

Значения этих слов:

-противоположные

- близкие

  1. Выбери правильный ответ

Антонимы – это слова

противоположные по значению

близкие по значению

Антонимы принадлежат

одной части речи

разным частям речи

  1. Что такое антонимы? Отметь правильный ответ:

- слова, близкие по значению;

- слова, противоположные по значению;
- слова, имеющие одинаковое звучание, но различное значение.

  1. Подбери антоним к слову «друг»
  • приятель
  • враг
  • товарищ

  1. Подберите антоним к слову "правда"
  • лживый
  • истина
  • ложь

  1. Подберите антоним к слову "разрешать". 
  • закрывать
  • запрещать
  • позволять
  1.  Найди слова-антонимы,  соедини стрелками:

гость                        разлука

друг                        ложь

встреч                хозяин        

близкий                старый

новый                далёкий

  1. Найди антоним к словам:

быстрый

большой

медленный

пятнистый

большой

маленький

длинный

добрый

  1. Завершите пословицу так, чтобы во второй части появился антоним.

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать… (сегодня).

Знай больше, говори… (меньше).

Корень учения горек, а плод… (сладок).

  1.  Подбери антоним к выделенному слову:

Ученье свет, а неученье:…. (огонь, глушь, тьма, тишина, пламя).

Радость не вечна, -…бесконечна. (Веселье, печаль, удача, работа, жизнь).

На смелого собака лает, а …кусает. (Веселого, ленивого, трусливого, умного, вкусного).

  1.  Вычеркни лишнее слово, которое не является антонимом.

День, сутки, ночь.

Друг, враг, война.

Веселый, смелый, грустный.

Смелый, храбрец, трусливый.

  1.  Найди пару антонимов.

Грустный клоун громко плачет,

А веселый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить-

Хочет реву рассмешить.

Петя чай пил ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот вишневый,

Был бы, как Степан здоровый.

  1. Замените прилагательные антонимами:

свежий ветер -

свежая рубашка -

свежий хлеб –

  1. Запиши антонимы

холод - _____________

грустный - ______________

богатый - ______________

умный - ________________.

  1. Составь пары существительных, противоположных по значению.

Встреча, гость, конец, ночь, разлука, хозяин, ложь, восход, правда, закат, день, начало.

  1.  Дополни подходящими по смыслу антонимами.

Скажу я слово “ДАЛЕКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ВЫСОКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТОЛОК”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТЕРЯЛ”,
И скажешь ты: “…”

  1. Игра  «Плюс-Минус»

Прочитай предложения. Найди правильные и неправильные ответы. Ставь «+» и «-».

Куст высокий, а дерево низкое.

Камень лёгкий, а  пух тяжёлый.

Днём светло, а ночью темно.

В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через переднюю.

Весёлые люди плачут, а грустные смеются.

Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно.

Река узкая, а ручей широкий.

Дедушка молодой, а внук старый.

Работать тяжело, а отдыхать легко.

Неделя начинается  воскресеньем, а заканчивается понедельником.

  1. Найдите в тексте антонимы. Выпишите их парами.

    И днем и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом;
    Идёт направо – песнь заводит,
    Налево – сказку говорит. (А.С.Пушкин)
    Какое над нами небо –
    высокое или низкое?
    Какое над нами небо –
    далёкое или близкое? (С.Баруздин)

  1.  Замени глаголы в предложении на противоположные по смыслу глаголы-антонимы. Запиши новые предложения.

    - Надень пальто и шапку.
    - Застегни пуговицы.
    - Аккуратно завяжи шарф.

  1.  Распредели пары слов по группам

Антонимы:             Синонимы:

Старый - новый.

Новый - свежий.

Плохой - хороший.

Смелый - храбрый.

Бежать - мчаться.

Зима - лето.

Источники информации:

  1. Русский родной язык. 2 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций/ [О.М. Александрова и др.]. -  М.: Просвещение, 2019.-144 с.
  2. Сайт онлайн-платформы Учи.ру для обучающихся https://uchi.ru/teachers/stats/main

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...