Конспект урока "Антонимы"
план-конспект урока
Конспект урока по родному русскому языку и литературе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Антонимы" | 55.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: Родной русский язык.
Тема урока: Антонимы
Цель: создать условия для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать развитию умения осуществлять подбор антонимов, использовать антонимы в речи.
Задачи:
1. Познакомить детей с термином «антоним», учить самостоятельно подбирать антонимы.
2. Развивать умения сравнивать, классифицировать, анализировать, на основе наблюдений делать выводы, работать самостоятельно и коллективно.
3. Воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: открытие новых знаний. Форма проведения: очная.
Планируемые результаты
1. Личностные: навык сотрудничества со сверстниками;
2. Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
3. Предметные: учащиеся научатся находить антонимы и пользоваться в речи; понимать роль антонимов в речи как средства выразительности.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, планшеты, карточки с заданиями.
План урока
- Организационный момент. Этап мотивации.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Открытие нового знания.
- Первичное закрепление.
- Этап включения в систему знаний и повторения.
- Дифференцированное домашнее задание.
- Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.
- Оценивание.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс, положительного эмоционального настроя. | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! - Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? - Какие учебные навыки нам нужны, чтобы урок стал интересным, познавательным? - В конце урока мы вернемся к нашим ответам. - Начать урок хочу со слов Г. Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». - Как вы думаете, почему Г. Паустовский называет русский язык «волшебным»? | Ответы: Познавательным, интересным, содержательным, полезным. Ответы: Внимательность, активность, умение работать в группе. Ответы: Наш язык содержит много тайн, интересных слов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | - Вспомним, какое волшебство узнали на прошлом уроке. - Прочитайте слова на слайде. дом домик домище - В чём различие между словами? - Что общего? -Как называются эти слова? - Приведите примеры синонимов. Для чего нужны синонимы? - Синонимы делают нашу речь яркой, выразительной. - На прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. - Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. - Если сегодня на уроке будем трудиться и работать дружно и активно, то откроем еще одно волшебство. | Ответы: Слова произносятся и пишутся по- разному. Слова близкие по –значению. Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Синонимы нужны, чтобы сделать нашу речь выразительной. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания, подготовить учеников к работе, восприятию нового материала. | Прочитайте пословицу. Труд- кормит, а лень- портит. - Как вы понимаете пословицу? - Найдите в пословице слова, противоположные по - смыслу. - Прочитайте. Труд- лень. - Наш язык богат и разнообразен. В нашем языке есть слова, которые имеют противоположное значение. - Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке? - Какие задачи поставим перед собой? Выяснить… Узнать… Научиться… - Слова противоположные по значению – антонимы. Тема урока: Антонимы. Сегодня на уроке: - Узнаем, какие слова называются антонимами, для чего нужны слова- антонимы. Научимся подбирать слова, противоположные по значению. - Запишите в тетрадях дату, тему урока. | Читают пословицу. Ответы: Если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей, сделает что-то полезное, если не будет трудиться, то ничего не добьется. Ответы: труд, лень. Ответы: О словах противоположных по значению. Ответы: Выяснить, как называются слова противоположные по значению Узнать: Зачем нужны слова противоположные по значению? Научиться подбирать слова, противоположные по смыслу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания Решение проблемы Цель: получение новых знаний, развитие умения решать учебно-познавательные задачи. | - Чтобы ответить поставленные вопросы предлагаю вам разделиться на группы. Игра «Доскажи словечко». - Я буду читать стихотворение, а вы должны вставить подходящие по смыслу слова. Скажу я слово: «Высоко!» А ты ответишь: «Низко!» Скажу я слово: «Далеко!» А ты ответишь: «Близко!» Скажу тебе я слово: «Трус!» Ответишь ты «Храбрец!» Теперь «Начало» я скажу, Ну, отвечай: «Конец!» - Назовите пары слов, противоположных по значению. Проверим, какая группа запомнила больше слов. - Получите задание. Внимательно прочитайте. Работайте дружно. 1 задание 1. Найди пару. Работа в группах. На карточках написаны слова, подберите к ним антонимы. Соедините стрелкой. Задания для 1 группы.
Задания для 2 группы.
- Прочитайте слова парами. - Какой частью речи являются эти слова? - В чём различие между вашими словами? - Похожи они по смыслу или нет? Вывод: - Что мы узнали об антонимах? - Какие трудности испытала ваша команда при выполнении задания? 2 задание 2. Подберите антоним к словам: железо, мел. - Какой вывод можем сделать? Вывод: Не все слова могут иметь антонимы. 3. Ответим на вопрос: Для чего нужны антонимы? Работа в группах. - Для этого предлагаю каждой команде вставить недостающие слова и восстановить пословицы. 1 группа Ученье – свет, а не ученье (тьма). Знай больше, а говори (меньше). В учебе корень горек, зато плод ее (сладок). 2 группа Не бойся врага умного, бойся друга (глупого). Лучшая вещь новая, лучший друг (старый). Мир строит, а война (разрушает). Запишите пословицы и подчеркните антонимы. - Для чего используются антонимы в пословицах? 4. Ребята, прочитайте словосочетания, подберите к ним антонимы. 1 группа Тихий звук-….звук Тихий ветер-…ветер 2 группа Тихий шаг-…шаг (На доске карточки со словами: громкий, быстрый, дальний, сильный, тёплый) - Ребята, обратите внимание, что к одному и тому же слову «тихий» можно подобрать разные антонимы. Объясните, почему? Вывод: Выбор антонима зависит от предмета, о котором идёт речь. - Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы? - Действительно, антонимы и синонимы делают нашу речь более яркой и выразительной. 5. Знакомство со «Словарём антонимов русского языка». - Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов. “Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как он выглядит. Вывод: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением. | Работа в группах. Самооценка Ответы: Слова одной части речи, отвечают на один и тот же вопрос. Слова отличаются произношением и написанием, противоположные по значению. Самооценивание Ответы: Не все слова могут иметь антонимы. Работа в группах. Ответы: Чтобы сделать речь точной, выразительной. Ответы: Тихий звук- громкий звук. Тихий ветер- сильный ветер. Тихий шаг- громкий шаг. Сообщение ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка | Игра «Наоборот» Наклонили голову назад, а теперь – вперед Повернули голову налево, а потом – направо Руки вниз, руки вверх Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и вперед. Сделали шаг вперед, шаг назад. Выдохнули воздух, вдохнули. Ну-ка еще раз. Очень шумно сели. | Выполнение упражнений на внимательность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление Цель: Организовать усвоение детьми нового материала, нового способа действий. |
гость разлука друг ложь встреча хозяин близкий старый новый далёкий
1 задание Соедини пары слов
2 задание. Перед вами 2 клоуна ГРУСТНЫЙ ВЕСЕЛЫЙ Выбери правильный ответ
- Найди антоним к словам:
3 задание. Сделай вывод.
4 задание. Найди пару антонимов. Грустный клоун громко плачет, А веселый клоун скачет, Хочет подвиг совершить- Хочет реву рассмешить. Петя чай пил ледяной И теперь лежит больной. Если б пил компот вишневый, Был бы, как Степан здоровый. | Работа в группах. Индивидуальная работа на ноутбуках на платформе Учи.ру https://uchi.ru/teachers/stats/main Самопроверка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап включения в систему знаний и повторения Цель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного. |
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать… (сегодня). Знай больше, говори… (меньше)
Антонимы: Синонимы: Старый - новый. Новый - свежий. Плохой - хороший. Смелый - храбрый. Бежать - мчаться. Зима - лето. | Работа в тетрадях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференцированное домашнее задание Цель этапа: сообщение о дифферен цированном задании, комментирование его выполнения | Достаточный уровень:
Ученье свет, а неученье:…. (огонь, глушь, тьма, тишина, пламя). Радость не вечна, -…бесконечна. (Веселье, печаль, удача, работа, жизнь). На смелого собака лает, а …кусает. (Веселого, ленивого, трусливого, умного, вкусного).
Низкий, сердитый, старый. Минимальный уровень: Спиши, подчеркни антонимы. Лето собирает, а зима поедает. День да ночь - сутки прочь. На смелого собака лает, а трусливого кусает. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия Цель этапа: соотнесение целей, по- ставленных в начале урока, с достигнутым результатом, само- оценка результатов деятельности своей и всего класса |
- Чему мы научились? - Для чего нужны антонимы? 2. Рефлексия Закончи предложения: - Сегодня я узнал…. - Научился…. - Каким получился урок? - Как вы работали на уроке? Спасибо всем, кто сегодня помог сделать наш урок интересным. | Ответы: Выделять антонимы в речи, подбирать слова, противоположные по значению. Ответы: Познавательным, интересным, содержательным, полезным. Ответы: дружно, активно. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценивание | Оцените свою работу на уроке. Поднимите карточку с условным обозначением. ! – всё было отлично, задания выполнял без затруднения. + - испытывал затруднение при выполнении некоторых заданий. - - не мог самостоятельно выполнить ни одного задания. ? – затрудняюсь в оценивании. | Самооценка. |
Контрольно-измерительные материалы
- Выбери правильный ответ
Антонимы пишутся: | |||
- по-разному | - одинаково |
Антонимы слова … | |||
- разных частей речи | - одной части речи |
Значения этих слов: | |||
-противоположные | - близкие |
- Выбери правильный ответ
Антонимы – это слова | |||
противоположные по значению | близкие по значению |
Антонимы принадлежат | |||
одной части речи | разным частям речи |
- Что такое антонимы? Отметь правильный ответ:
- слова, близкие по значению;
- слова, противоположные по значению;
- слова, имеющие одинаковое звучание, но различное значение.
- Подбери антоним к слову «друг»
- приятель
- враг
- товарищ
- Подберите антоним к слову "правда"
- лживый
- истина
- ложь
- Подберите антоним к слову "разрешать".
- закрывать
- запрещать
- позволять
- Найди слова-антонимы, соедини стрелками:
гость разлука
друг ложь
встреч хозяин
близкий старый
новый далёкий
- Найди антоним к словам:
быстрый | ||||
большой | медленный | пятнистый |
большой | ||||
маленький | длинный | добрый |
- Завершите пословицу так, чтобы во второй части появился антоним.
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать… (сегодня).
Знай больше, говори… (меньше).
Корень учения горек, а плод… (сладок).
- Подбери антоним к выделенному слову:
Ученье свет, а неученье:…. (огонь, глушь, тьма, тишина, пламя).
Радость не вечна, -…бесконечна. (Веселье, печаль, удача, работа, жизнь).
На смелого собака лает, а …кусает. (Веселого, ленивого, трусливого, умного, вкусного).
- Вычеркни лишнее слово, которое не является антонимом.
День, сутки, ночь.
Друг, враг, война.
Веселый, смелый, грустный.
Смелый, храбрец, трусливый.
- Найди пару антонимов.
Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить-
Хочет реву рассмешить.
Петя чай пил ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот вишневый,
Был бы, как Степан здоровый.
- Замените прилагательные антонимами:
свежий ветер -
свежая рубашка -
свежий хлеб –
- Запиши антонимы
холод - _____________
грустный - ______________
богатый - ______________
умный - ________________.
- Составь пары существительных, противоположных по значению.
Встреча, гость, конец, ночь, разлука, хозяин, ложь, восход, правда, закат, день, начало.
- Дополни подходящими по смыслу антонимами.
Скажу я слово “ДАЛЕКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ВЫСОКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТОЛОК”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТЕРЯЛ”,
И скажешь ты: “…”
- Игра «Плюс-Минус»
Прочитай предложения. Найди правильные и неправильные ответы. Ставь «+» и «-».
Куст высокий, а дерево низкое. | |
Камень лёгкий, а пух тяжёлый. | |
Днём светло, а ночью темно. | |
В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через переднюю. | |
Весёлые люди плачут, а грустные смеются. | |
Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно. | |
Река узкая, а ручей широкий. | |
Дедушка молодой, а внук старый. | |
Работать тяжело, а отдыхать легко. | |
Неделя начинается воскресеньем, а заканчивается понедельником. |
- Найдите в тексте антонимы. Выпишите их парами.
И днем и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит. (А.С.Пушкин)
Какое над нами небо –
высокое или низкое?
Какое над нами небо –
далёкое или близкое? (С.Баруздин)
- Замени глаголы в предложении на противоположные по смыслу глаголы-антонимы. Запиши новые предложения.
- Надень пальто и шапку.
- Застегни пуговицы.
- Аккуратно завяжи шарф.
- Распредели пары слов по группам
Антонимы: Синонимы:
Старый - новый.
Новый - свежий.
Плохой - хороший.
Смелый - храбрый.
Бежать - мчаться.
Зима - лето.
Источники информации:
- Русский родной язык. 2 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций/ [О.М. Александрова и др.]. - М.: Просвещение, 2019.-144 с.
- Сайт онлайн-платформы Учи.ру для обучающихся https://uchi.ru/teachers/stats/main
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...