Алкогольная зависимость и здоровье
методическая разработка (9 класс)
Познавательное занятие для воспитанников с ОВЗ 16-17 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alkogolnaya_zavisimost_i_zdorove.docx | 39.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Благовещенская общеобразовательная школа-интернат
Познавательное занятие
«Алкогольная зависимость и здоровье»
Подготовила и провела:
Камышникова Наталья Владимировна,
Воспитатель
2021-2022 учебный год
Познавательное занятие «Алкогольная зависимость и здоровье»
Цели:
- формирование осознанного негативного отношения к алкоголю;
- воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье;
- коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.
Ход:
- Организационный момент. Слайд 1 - пустой
- Добрый день, ребята. Сегодня наше очередное занятие. На нем присутствуют гости, обратите внимание. И я предлагаю вам игру «Назови хорошее качество»
Цель: создание доброжелательной, непринужденной обстановки.
- Учащимся предлагается назвать на первую букву своего имени качество, которое нравится в человеке.
- А чтобы узнать тему нашего занятия, нужно разгадать шифровку.
Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза:
1 9 8 12 3 12 9 16 11 1 17 6 1 2 7 14 7 10 12 14 15 16 7
6 4 12 13 12 2 16 5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
А | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | Р | С | Т | Ь | Я |
- Введение в тему.
- Итак, наше сегодняшнее занятие называется ««Алкогольная зависимость и здоровье» Сл 2 - название
- Как вы помните, в начале занятия ы поздоровались друг с другом. При встрече люди обычно желают друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического и духовного благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. Один из показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия.
- Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье? (атмосфера, образ жизни, привычки, бытовые условия и т.д.) у каждого человека есть привычки. Они бывают полезными и вредными. Какие полезные привычки вы знаете? ( Ответы детей: занятие спортом, соблюдение режима дня и др.)
- Какие вредные привычки вы знаете?
- А почему они вредные? Правильно, потому что они оказывают негативное, пагубное влияние на организм человека. Могут нанести непоправимый вред здоровью.
- Итак, мы сегодня поговорим об алкоголе – об одной из вредных привычек и о его влиянии на здоровье человека.
III. Основная часть. Сл 3 - пустой
- Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание полезных привычек дело долгое и кропотливое, вредные же привычки, как сорняк очень легко пускают корни. Лишь стоит дать им небольшую поблажку. Среди самых опасных привычек, которые способны разрушить здоровье человека – дружба с алкоголем.
Алкоголь называют «похитителем рассудка» (разума) Об опьяняющих свойствах спиртных напитков узнали за 8 тысяч лет до нашей эры, когда люди изготавливали спиртные напитки из меда, винограда. Пшеницы. Слово «алкоголь» означает одурманивающий.
- На территории России при Екатерине II водка стала основным средством обогащения царской казны. Екатерина II говорила: «Пьяным народом легче управлять» Сл 4 - Екатерина
И все же на Руси раньше пьянство считалось грехом и позором, и не поощрялось никогда. Даже был введен орден «За пьянство». Сл 5 Пластина ошейником весом около 4 кг. Эту награду заядлый выпивоха должен был носить на шее длительное время. Сл 6 - пустой
- Почему же люди употребляют алкогольные напитки? Что относится к ним? (ответы детей) Факторов очень много. И хотя никто не рождается алкоголиком, наследственные и генетические факторы могут оказаться решающими. Более трети всех алкоголиков – жертвы генетической и наследственной предрасположенности.
Поднимая бокал с шампанским, выпивая рюмку водки, в организм вводится алкоголь. Алкоголь воздействует на человека следующим образом: сначала возбуждает, поднимает настроение, а затем разрушает. Он очень опасен, превращает человека в безрассудное существо. Сл.7 –
А сейчас, ребята, предлагаю вам упражнение «Пословица рассыпалась» Сл 8
- У вас на столах разрезанные пословицы. Необходимо сложить рассыпавшуюся пословицу, а затем прочитать ее.
- Кто может объяснить значение своей пословицы?
Сл 9 – пустой Пьянство и алкоголизм у нас в России за последние годы обострились. Известно, что в наше время значительно расширился перечень поводов к употреблению спиртного. Шотландский поэт Роберт Бернс высмеивал поводы к пьянству такими словами:
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье.
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство без причин.
- Есть люди, употребляющие спиртные напитки: на работе, а также вовлекающие в компании для распития подростков.
Пьянство и алкоголизм распространились не только среди мужчин, но и среди женщин, подростков и юношей.
Особенно опасен алкоголь для растущего организма, т.е. в детском и подростковом возрасте. Как вы думаете, чем он опасен? (ответы детей: пагубно действует на мозг и т.д.) Такую ошибку очень трудно и почти невозможно исправить, поэтому ее лучше не делать.
Алкоголь опасен для детей, ведь масса тела намного меньше, чем взрослых. Поэтому даже глоток алкоголя может повлечь у ребенка тяжелое отравление.
В последнее время средства массовой информации начали бить тревогу, молодое поколение помешалось на пиве.
Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, мозг, сердце.
В современной медицине есть такое понятие, как «пивной» алкоголизм. И наиболее распространен он в молодежной среде. Это только на первый взгляд пиво – совершенно безобидный напиток. Некоторые полагают, что существует большая разница между крепкими спиртными напитками, например, виски и джином – и пивом или вином, они считают, что действие последних более слабое. Чудовищное заблуждение, одна красивенькая холодненькая баночка пива, бокал вина и рюмка водки содержат одинаковое количество алкоголя и одинаково пагубно влияют на организм человека. Сл 10
Степень опьянения зависит от твоих габаритов (вес, рост человека), количества алкоголя, от количества пищи в желудке. Как водится, употребление алкоголя сопровождается похмельем, симптомы которого – головная боль, тошнота. Чрезвычайная жажда и нежелание находиться среди шума и яркого света. Сл 11
Что же все-таки является причиной употребления алкоголя? Что заставляет людей пить? (ответы детей)
Сл 12 Зеленый змий – это отвратительное пресмыкающееся избирает себе в жертвы не всех подряд. Есть у него любимчики, которых он прибирает под зеленое крыло в-первую очередь: он кружит над школьными подъездами, высматривает и выискивает, как правило, молодого человека в возрасте 14-15 лет. Не желающего учиться.
Как и подобает пресмыкающемуся, змий тут же сбрасывает свою зеленую кожу и прикидывается добрым другом. «У тебя неприятности, - говорит он, - я тебя согрею. Отведай, и ты из робкого ребенка, станешь смелым»
И хотя морщиться весь организм, выворачивается порой наизнанку, но пробуют и глотают, затем попадают к змею в зависимость. И вот уже идут во всю ширину его болтливые, развязанные, крикливые пленники – поклонники змия. Брошены школа, пролиты слезы родителей.
- Итак, причиной того, что люди употребляют спиртные напитки, являются:
- Желание подростка попробовать новое, казаться взрослее.
- Проблемы, трудные жизненные ситуации.
- Праздники и несчастья в жизни человека.
Алкоголь наркотическое вещество, временно способное вызывать веселье, чем он и привлек к себе внимание во всем мире. Еще академик Павлов доказал, что алкоголь не возбуждает, а наоборот, вызывает торможение клеток коры головного мозга, активность центров мозга, ответственных за поведение и ориентацию, подавляется. Страдает зрительный и слуховой центры. Постепенно человек деградирует.
Сл 13 физминутка «Ассоциации со словом алкоголь»
- Ребята, поработали хорошо, а теперь немного отдохнем. Вышли из-за парт. Вам необходимо, передавая мяч, назвать ассоциации, связанные со словом алкоголь, например, вредная привычка, опьянение, болезнь, плохая память, деградация, вред здоровью и т.п.
На что же влияет пагубно алкоголь? Сл 14
Сердце и сосудистая система: Подавляется работа сердца, учащается пульс, по сосудам проходит больше крови, они не справляются с нагрузкой. Высок риск развития инфаркта.
Сл 15 Желудочно-кишечный тракт – страдает вся пищеварительная система, хронический гастрит, панкреатит, язва желудка – вот заболевания пьющих людей.
Сл 16 – пустой Будущий ребенок. Если родители употребляют алкоголь, даже совсем немного, ребенок может родиться умственно отсталым, с дефектами внешности. От матери токсические вещества переходят к ребенку, когда он находится в утробе матери, отравляя его организм.
Сл 17 Печень Токсические вещества разрушают клетки печени. На их месте появляются рубцы. Когда печень не способна выполнять свои функции, наступает отравление организма.
Сл 18 – пустой Дети, употребляющие спиртные напитки с раннего возраста, кроме эпилепсии, страдают и другими болезнями нервной системы, поэтому они становятся раздражительными, часто жалуются на головные боли, беспокойно спят, плохо учатся в школе. Алкоголь вызывает значительную задержку роста и развития, дети чаще болеют инфекционными болезнями.
Известен случай с ребенком, который с семимесячного возраста был приучен к алкогольным напиткам. Родители давали ему по нескольку раз в день столовую ложку водки, разведенной в сахарной воде для того, чтобы успокоить приступы болей в животе. Дошло до того, что на втором году жизни маленький алкоголик без водки не мог заснуть ни днем, ни ночью. Он кричал , пока не получал своей порции алкоголя. Ребенок рос ограниченным, равнодушным ко всему. Постепенно у него пропал аппетит. В четыре года несчастный ребенок – алкоголик погиб. Причиной смерти явилось заболевание печени, вызванное алкоголем.
Даже неоднократное сильное опьянение или разовое употребление спиртного может быть причиной развития у детей тяжелого заболевания эпилепсии. Десятилетнего мальчика на семейном торжестве «уговорили» выпить красного вина. Через час мальчик с криком упал со стула, и потерял сознание на несколько часов. Ночью у мальчика начались судороги, и только утром он пришел в себя. Однако через некоторое время судороги повторились, а затем каждые 9-10 дней мальчик бился в тяжелом эпилептическом припадке. Данный пример еще раз напоминает, что самым уязвимым местом в детском организме, по которому жестко «бьет» алкоголь, является ЦНС и головной мозг. Сл 19-1
- У большинства больных алкоголизмом нарушается работа почек. Сл 19-2
- Наблюдаются самые разнообразные психические отклонения – галюцинации, онемение, судороги мышц.
- Хроническое употребление алкоголя приводит к ослаблению и истощению мышц.
Сл 20 Белая горячка – самая тяжелая форма алкогольной интоксикации. Для нее характерны галлюцинации, помрачнение сознания и дезориентация, при этом отмечается дрожь, возбуждение, учащенный пульс, высокое кровяное давление и лихорадка.
Сл 21 – пустой Специалисты считают, что пьянство действительно повлияло на среднюю продолжительность жизни. Если до 70-х годов прошлого столетия этот показатель у нас прогрессивно возрастал, то и последующие годы он остановился на одном уровне – 68 лет.
Поскольку мы живем в высокоиндустриальном обществе, где у людей беспрепятственный доступ к машинам и механизмам, есть возможность влиять на жизни других людей, эффект пристрастия к алкоголю становится куда мощнее, чем в прежние времена. Пьяница, в собственной квартире, может повредить лишь самому себе, в худшем случае – сломать какую-то мебель, в то время как пьяный водитель способен нанести весьма серьезный ущерб довольно многим. Слайд 22 – аварии Бытовые пьяницы и наркоманы, предающиеся любимым занятиям на работе, стали представлять серьезную проблему для общества. Сл 23 – пустой Ты будешь чувствовать себя абсолютно спокойным в зубоврачебном кресле, наблюдая за приближением покачивающегося и икающего врача? А пьяный вдребезги водитель школьного автобуса? Или хирург, употребляющий спирт перед операцией?
- Конечно, неспокойно. Потому что будешь бояться получить повреждения, увечья.
Для подтверждения пагубного действия алкоголя на живые организмы проведем эксперименты:
- Кусочки хлеба положим в в спирт, в воду. Там, где спирт хлеб спекается в комочки.
- Белок куриного яйца поместим в спирт, в воду. В спирте белок подвергается денатурации. В воде белок растворяется
- Стать алкоголиком просто. Можно заболеть сразу после первой попытки, а лечиться потом много лет. Такой вредной привычки лишиться нелегко, поэтому лучше ее не приобретать.
- Какие слова надо сказать, если вам предлагают алкогольные напитки?
- Какой ответ вам больше нравиться и почему? Сл 24
- Вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь от его употребления.
- У меня сегодня тренировка, это может повлиять на спортивные результаты.
- Сейчас я должен идти. меня ждут родители.
- Спасибо, с удовольствием попробую.
В завершениие нашего занятия, давайте составим памятку «Мои аргумеиты против алкоголя» Сл 25 -1
Памятка
- Алкоголь разрушает организм.
- Алкоголь причина неизлечимых болезней.
- Алкоголь снижает работоспособность, ухудшает память, внимание
- Алкоголь превращает человека в безрассудное существо.
- Алкоголь улучшает настроение.
- Алкоголь ухудшает настроение.
- В состоянии алкогольного опьянения совершаются преступления, аварии.
- Алкоголь помогает расслабиться.
- Я предлагаю вам составить памятку «Мои аргументы против алкоголя» Для этого вам по очереди необходимо подойти к моему столу и взять листок с надписью, прочитать его вслух. Подходит ли это высказывание к нашей памятке?
- Итак, составляем памятку. Сл 25-2
IV. Итог. Сл.26 - пустой
- Как видите, ребята, каково влияние алкоголя на организм человека: останавливает его на полпути, тормозит его развитие, наносит большой вред здоровью. Здоровье, утраченное вследствие неразумных, вредных привычек, очень трудно восстанавливается, а нередко утрачивается навсегда.
- Наше занятие подошло к концу.
- О чем шла речь на сегодняшнем занятии?
- Какие главные угрозы здоровью человека вы бы выделили?
(разрушает организм, ухудшает память, внимание, мышление, совершаются –аварии, преступления в состоянии алкогольного опьянения)
- Как противостоять этой вредной привычке? (никогда не пробовать, не употреблять алкоголь, уметь сказать нет, отказаться, когда тебе предлагают попробовать)
- Я уверена в том, что каждый из вас может принять правильное решение, и сможет сказать: «Нет!» такой вредной привычке, как алкоголизм. Сл 27
Самоанализ познавательного занятия «Алкогольная зависимость и здоровье»
Воспитательский час «Алкогольная зависимость и здоровье» проведен в соответствии с календарным планированием по направлению программы воспитания – охрана здоровья и физическое развитие. При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей и группы по возможностям обучения. Форма проведения – познавательное занятие. Оно связано с предыдущими занятиями, проведенными в 7-8 классах. Его основные цели:
- формирование осознанного негативного отношения к алкоголю;
- воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье;
- коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.
При разработке занятий опиралась на принципы: мотивации, продуктивной информации, развития и коррекции высших психических функций.
Структура воспитательского часа включает следующие этапы: организационный момент, введение в тему, основную и заключительные части, каждый из которых имеет свою задачу.
Коррекционная направленность занятия выразилась:
- во включении в занятие специально разработанных упражнений и игр по коррекции высших психических функций;
- в отборе и комбинировании методов и приемов проведения занятия таким образом, что осуществлялась смена видов деятельности – это способствовало повышению работоспособности у воспитанников;
- в активном использовании наглядности (карточки, слайды), что способствовало более лёгкому усвоению предложенного материала;
- во включении вопросно-ответной формы беседы.
Для снятия усталости, повышения эмоционального настроя использовалась двигательная пауза - игра. В ходе занятия давала чёткие инструкции, побуждающие к деятельности, осуществляла дозированную помощь детям.
По моему мнению, занятие удалось. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час " Алкоголь и алкогольная зависимость
презентация видеоролик и методическая разработка по теме...
Алкоголь и алкогольная зависимость
картины + материал для изучения...
Классный час по профилактике алкогольной зависимости
Предлагаю проведение классного часа, направленного на профилактику алкогольной зависимости с использованием метода социального взаимодействия.Данная педагогическая технология основывается ...
Три стадии алкогольной зависимости
информация для стенда...
Классный час по теме: "Алкогольная зависимость"
Классный час по теме "Алкогольная зависемость" для аудиторных работ...
Занятие "Алкоголь и алкогольная зависимость"
Цель:1.Привлечь внимание учащихся к проблемам употребления алкоголя.2.Оказать помощь подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, ...
Презентация к занятию "Алкоголь и алкогольная зависимость".
Презентация к занятию...