"Широкая Масленица"
план-конспект занятия (5 класс)
Различные задания на развитие языкового анализа и синеза у обучающихся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 73.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
143334 Московская область, Наро-Фоминский район, д.Вышегород , д.3,4 тел.(496)-346-81-37 |
Коррекционно-развивающее занятие
«Широкая масленица»
Провела:
учитель-логопед Прилипко Юлия Сергеевна
Наро-Фоминский городской округ
д. Вышегород
2020 год
Цель: развитие языкового анализа и синтеза обучающихся.
Задачи:
- Образовательные:
- совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры;
- формирование представлений о культуре своей страны;
- формирование представлений о народных обычаях и обрядах;
- познакомить с обрядовыми играми и забавами.
- Коррекционные:
- развитие фонематических процессов;
- совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными;
- совершенствование словообразования;
- уточнение, расширение и активизация словаря;
- развитие самостоятельности, самоконтроля.
- Воспитательные:
- совершенствование у детей навыков общения друг с другом;
- воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
- воспитание уважения к обрядам старины.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Определение темы и цели занятия.
Логопед: Сегодня мы поговорим о старинном русском народном празднике. Его называли самым весёлым и разгульным, потому что продолжался он целую неделю. С этим праздником зиму провожают и весну встречают.
Вы догадались, о каком празднике я говорю?
(Ответы детей)
Логопед: Посмотрите на доску. Допишите недостающие элементы букв и узнаете, о ком празднике идет речь.
(Учащиеся называют буквы, дописывают их, составляют из них слово МАСЛЕНИЦА)
Масленица – это проводы зимы и встреча весны.
Логопед: Масленица - это долгожданное прощание с зимой и весёлая встреча весны и праздновался этот праздник целую неделю.
По ходу занятия мы будем составлять масленичный календарь, в котором отметим, как называется каждый из дней масленичной недели и чем занимались в каждый из дней. И, конечно же, каждое задание, которое вы будете выполнять, поможет вам сделать шаг к грамотному письму и чтению.
2.Основная часть занятия
1) Рядоговорение
Логопед: Назовите по порядку дни недели.
(Ответы детей)
Логопед: Возьмите карточки с названием дней недели и расположите их на доске по порядку друг под другом.
(Учащиеся прикрепляют карточки на доску)
2) Звукобуквенный анализ и синтез
Логопед: А сейчас я предлагаю вам узнать, как называется первый день Масленицы.
Я назову слово, а вы выделите из него второй звук, обозначьте его буквой, запишите буквы через запятую в рабочий лист.
Слова: Творог, осина, утро, арбуз, лето, учитель, ландыш
- ВСТРЕЧА – первый день масленицы.
Логопед: Прочитайте слово, которое получилось из букв, запишите его в рабочем листе. Какое правило нужно помнить, чтобы написать слово правильно?
Учащиеся: Ча - ща пиши с буквой А.
Понедельник - Встреча Масленицы. К первому дню Масленицы сооружались горки, качели, делали чучело масленицы и ходили с ним, оповещали о том, что наступил праздник масленицы.
Логопед: К этому дню сооружались горки, качели, ледяные фигурки, делали чучело масленицы и ходили с ним, оповещали о том, что наступил праздник масленицы. В этот день начинали печь блины.
(ПРИКРЕПЛЯЕМ НА ДОСКУ НАЗВАНИЕ ВСТРЕЧА)
3) Образование существительных суффиксальным способом
Логопед: А как по-разному можно назвать блин?
Добавьте к корню «блин» подходящее продолжение, чтобы получилось слово.
(У каждого на парте карточка с корнем БЛИН и отдельные карточки с продолжением слова, содержащие суффиксы ЕЦ,УШЕК, ИЩЕ, УШКО,НИЦА, ЧИК,ОК, ЁНОК, ОЧЕК)
Учащиеся читают слова, которые у них получились: блинчик, блиночек, блинок, блинец, блинище. Обсуждаются неправильные варианты.
4) Слоговой анализ и синтез
Логопед: А хотите узнать, как называется второй день Масленицы? Тогда выполните следующее задание. По первому слогу из слов нужно составить слово.
На экране картинки: заяц, игрушки, рыбы, шины.
Логопед: Назовите слово. «Прохлопайте» его. Назовите первый слог. Запишите в рабочих листах первые слоги из каждого слова. Какое слово у вас получилось?
ЗАИГРЫШИ
- Какое правило нужно помнить, чтобы написать слово правильно?
Учащиеся: Жи - ши пиши с буквой И.
– По названию дня предположите, чем занимались люди во второй день масленицы.
(Ответы детей)
Вторник – ЗАИГРЫШИ. На второй день Масленицы устраивали различные игры. Люди катались на санях, коньках, ледянках.
Логопед: На второй день Масленицы устраивали различные игры. Люди катались на санях, коньках, ледянках. Закрывали лица смешными масками. И, конечно же, угощались блинами.
(ПРИКРЕПЛЯЮТ НА ДОСКУ СЛОВО ЗАИГРЫШИ)
А блины пекли из разной муки. А из чего муку делали?
(Ответы детей)
5) Образование относительных прилагательных от существительных. (Упражнение с мячом)
Логопед: Я назову зерно, из которого муку делали, а вы скажите, какая мука получилась.
Логопед Учащиеся
мука из пшеницы пшеничная мука
мука из овса овсяная мука
мука из кукурузы кукурузная мука
мука из ржи ржаная мука
мука из гречи гречневая мука
мука из ячменя ячменная мука
6) Слоговой синтез
Логопед: Название третьего дня составьте из слогов.
Среда – ЛАКОМКА.
Логопед: О чём говорит вам название третьего дня? Как понимаете слово ЛАКОМКА?
Среда – ЛАКОМКА. В этот день начинался пир на весь мир. В домах угощались и угощали блинами и прочими яствами.
Логопед: В этот день приглашали в гости друг друга, готовили много вкусной еды, а хозяйки действовали по поговорке: "Что есть в печи - все на стол мечи". И, конечно же, лакомились блинами.
А с чем ели блины?
7) Звукобуквенный анализ и синтез
Логопед: На карточках - "блинах" записаны зашифрованные слова, обозначающие название продуктов, с которыми подавали блины. Выполните задания и расшифруйте слова.
1 карточка. Вычеркни все гласные, обозначающие мягкость согласных. Из оставшихся букв прочитай слово.
ЮТЕЯВИОЁРОГЕ (творог)
2 карточка. Вычеркни все шипящие согласные. Из оставшихся букв прочитай слово.
СШМЕЧТАЩНЖА (сметана)
3 карточка. Вычеркни буквы, не обозначающие звуков. Из оставшихся букв составь слово, начинающееся с гласной.
АКЪИРЬ (икра)
4 карточка. Вычеркни все согласные, обозначающие глухие звуки. Из оставшихся букв прочитай слово.
ВФАТРКЕПНСЬЕ (варенье)
5 карточка. Вычеркни все гласные, обозначающие твёрдость согласных. Из оставшихся букв составь слово.
ДАУМЫЁО (мёд)
6 карточка. Разгадай ребус.
ма , (масло)
8) Составление предложения по схеме.
Логопед: Составьте предложения, называя блины по-разному, по схеме:
У меня ЧТО? КАКОЙ? С ЧЕМ?
При затруднении предлагается выбрать подходящую карточку с прилагательным.
Учащиеся составляют предложения:
У меня блин пышный с маслом.
У меня блинок вкусный с мёдом.
У меня блинчик сладкий с вареньем.
У меня блинище огромный со сметаной.
У меня блинец румяный с творогом
У меня блиночек маленький с икрой.
9) Звуковой синтез .
Логопед: А сейчас немного отдохните, закройте глаза. Я подойду к каждому из вас, потрогаю за плечо и назову звук, запомните каждый свой звук.
А теперь назовите их в том порядке, в котором я их называла. Соберите слово из звуков.
- РАЗГУЛ.
Логопед: Разгул - четвёртый день Масленицы. Как вы понимаете это слово?
Четверг - Разгул. В этот день наступал настоящий разгул: возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости, снежные бои.
(ПРИКРЕПЛЯЕМ НА ДОСКУ СЛОВА РАЗГУЛ)
Логопед В четверг наступает настоящий разгул: возят чучело на колесе, устраивались соревнования, кулачные бои, конные бега, петушиные бои, снежные крепости. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.
9) «Нарисуй»
Инструкция:
- нарисовать обеими руками одновременно блин
- внутри блина одновременно обеими руками написать слово «масленица»
- провести глазами по кругу блина 3 раза по часовой стрелке и против часовой стрелки
- провести глазами по буквам слова «масленица»
Логопед: Блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна, поэтому и пекли так много блинов.
Логопед: У нас остались три карточки с названиями масленичных дней ПРОЩЁНЫЙ, ГОСТЕВОЙ, ПРОВОДЫ. Послушайте о пятом дне и определите его название.
В пятницу приглашали гостей на блины, близких родственников. Собравшись вместе, говорили о погоде на масленичной неделе, предсказывали, какой будет урожай.
Выберите название пятого дня.
Пятница - ГОСТЕВОЙ ДЕНЬ. В этот день приглашали на блины родственников.
10) Игра «Собери пословицы» ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Инструкция: собери пословицы и поговорки из частей, «потерявших» друг друга. Для этого к каждому началу пословицы или поговорки из левого столбика подбери окончание из правого столбика.
- Масленицу провожаем, блинком угостись
- Не всё коту Масленица, в блинах поваляться
- Блинцы, блинчики, блины, все целуются
- Блин не сноп – как колёса у Весны
- На горах покататься, будет и Великий пост
- На Масленой повеселись, на вилы не наколешь
- Блин не клин- света солнца ожидаем
- В прощеный день, как на Пасху, брюхо не расколет
- Масленицу провожаем, света солнца ожидаем
- Не всё коту Масленица, будет и Великий пост
- Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны
- Блин не сноп – на вилы не наколешь
- На горах покататься, в блинах поваляться
- На Масленой повеселись, блинком угостись
- Блин не клин - брюхо не расколет
- В прощеный день, как на Пасху, все целуются
Логопед: Шестой день, суббота
Куклу Масленицы проводили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых, все шутили, пели песни, плясали.
Суббота – ПРОВОДЫ
11) Дифференцированные задания:
1 карточка. Вставь пропущенные буквы т или д .
Куклу Масленицы _олпа ряженых прово_ила из _еревни в поле.
2 карточка. Вставь пропущенные буквы п или б .
На _лины _риглашали родственников.
3 карточка. Вставь пропущенные буквы и или у .
Устраивал_ снежные и к_лачные бои. Наст_пал настоящ_й разг_л.
4 карточка. Вставь пропущенные буквы г или к .
Сооружали _ор_и, _ачели, делали чучело Масленицы, начинали печь блины.
5 карточка. Вставь, где нужно Ь .
Играли в весёлые игры, каталис_ на сан_ках, кон_ках. Ходили в смешных мас_ках.
6 карточка. Найди слова, в которых пропущены буквы. Исправь ошибки.
Начиналя пир на весь мир. Хозяки готовил разные вкусноти .
Логопед: Ваши тексты мы поместим сейчас в календарь, но сначала определите, о каком дне идёт речь:
Сжигали чучело Масленицы, просили друг у друга прощения. (ПРОЩЁНЫЙ)
Учащиеся - О воскресенье. Дети крепят на доску название.
3. Итог занятия.
Читаем, что получилось на доске, вспоминая каждый день Масленицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- концерт по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)
Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...
Презентация к уроку- концерту по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)
Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...
Широкая Масленица
Сценарий праздника проводов зимы "Широкая Масленица" с презентацией для 7-8 классов....
общешкольный праздник «Широкая масленица» Скоморошичьи забавы
Изучение и возрождение интереса и уважения к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.Создание праздничного настроения, привлечение детей к активному участию в п...
Сценарий "Широкая масленица"
Сценарий праздника "Широкая масленица" проводился как внеклассное мероприятие....
презентация к празднику "Широкая масленица"
презентация разделена на 2 части из-за большого обЪёма....
презентация (ч 2, продолжение) к празднику "Широкая масленица"
презентация украсит проведение праздника...