Мультимедийный урок в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями.
статья

Беркович Анна Олеговна

Материал статьи раскрывает возможности мультимедийного урока с использованием ИКТ в обучении и воспитании детей, имеющих интеллектуальные нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multimediynyy_urok_dlya_ushinskogo_statya.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ  УРОК  В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Аннотация: материал статьи раскрывает возможности мультимедийного урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании детей, имеющих интеллектуальные нарушения

Ключевые слова: коррекционная школа, мультимедийный урок, информационные технологии, учащиеся с интеллектуальными нарушениями.

        Учащиеся с интеллектуальными нарушениями обучаются в специальных (коррекционных) школах (классах) VIII вида, где обучение ведется по специальным программам на основе АООП. Основными задачами специального образования  являются интеллектуальное развитие детей, осуществляемое через формирование познавательной деятельности, формирование положительных качеств личности,  правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.

        Из-за интеллектуальных нарушений у учащихся наблюдается низкая учебная мотивация, овладение знаниями и умениями не является для таких детей целью. В этой связи необходимо изменить роль ученика на уроке таким образом, чтобы превратить его из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса. Это достигается путем использования специальных методов, приемов и средств обучения, учитывающих особенности их психического развития.

        Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках мультимедийных средств обучения, что  дает возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить возможности восприятия им учебного материала. Цель их использования - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Такой урок называют мультимедийным. Мультимедийный урок построен на основе мультимедийной технологии. Это урок, на котором применяется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой. Мультимедийные средства – интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими образами, текстом, речевым и звуковым сопровождением. Степень  и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного урока, т.е мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения.

        Содержание урока как мини-технологии подразумевает наличие «полного пакета»: мультимедийную презентацию; подробное сценарное описание, детализирующее постановку и пути решения учебных задач, описание технологических приёмов; вариативность урока в зависимости от поставленных учебных задач; сопутствующий уроку дидактический раздаточный материал; контрольно-измерительные материалы, помогающие отследить результативность занятия.

        Следовательно, при разработке мультимедийного урока учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для учеников учебные цели должны превратиться в понятные учебные задачи, где присутствуют глаголы, предполагающие законченность учебного действия: назови, напиши, перечисли, выдели, покажи, выбери, сравни и т.д.

        Мультимедийный  урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Мультимедийный  урок предназначен для изучения нового материала, предъявления новой информации; закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков; повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков; обобщения, систематизации знаний.

        Работа обучающихся в классе на мультимедийном уроке может быть организована следующим образом:
            • фронтально - просмотр мультимедийных презентаций, видео фрагментов;

        • индивидуально - выполнение практических работ;

        • малыми группами - выполнение общего учебного задания.

        Преобладают три основных способа использования мультимедийных технологий: иллюстративный: иллюстрирует рассказ учителя, может  быть использован при опросе или обобщении; схематичный: в основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем; интерактивный: сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов.

        На мультимедийном уроке обязательно присутствует презентация. Презентация для урока может сквозной – это презентация, которая используется на протяжении всего урока, и несквозной – презентация, которая используется на каком-то этапе урока.

Наиболее эффективно использование презентаций на следующих этапах урока:

- объяснение нового материала;

- закрепление ЗУН (презентация используется в качестве тренажера по определенной теме школьного курса).

        Другой вариант использования интерактивных средств обучения – электронный учебник. Учитель  может использовать в качестве учебно-методического сопровождения как различные электронные издания на СD, DVD – носителях, так и образовательные Интернет – ресурсы,  мультимедийные средства ЦОР.

        Использование мультимедийных уроков  в учебном процессе предполагает, что учитель умеет: обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке; создавать слайды по учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint, демонстрировать презентацию на уроке;

использовать готовые программные продукты; организовать работу с электронным учебником на уроке; применять учебные программные средства; осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; организовывать работу с обучающимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; работать на уроке с материалами сайтов; разрабатывать тесты, используя готовые программы - оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Преимущества мультимедийного урока.

1. Прежде всего, повышается интерес учащихся к обучению. Психологи давно отметили, что современные дети информационного общества, - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация.

2. Учителю удается добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимедиа. Мы можем не просто использовать наглядность, но использовать анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемый учебный материал стал более доступным, чтобы учебный процесс проходил в более комфортных для ученика условиях.

3. Увеличивается плотность урока. Это достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Заранее подготовленная информация с хорошим дизайном может появиться в нужный момент в самом удобном для учителя и учеников режиме.

4. Сэкономленное время используется для увеличения объема предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала.

5. Открываются новые возможности для управления учебным процессом. Учитель может быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, обеспечить разноуровневые задания ученикам, постоянно следить за учебной ситуацией. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме. Диалог учителя с классом, визуальный контакт не прекращается ни на секунду.

6. Более эффективно обеспечивается интерактивность обучения. Управляемое развитие школьников становится вполне досягаемой целью.

7. Мультимедийный урок позволяет использовать новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.

8. Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятий. Достаточно хорошо овладеть соответствующими программами.

9. Возможность тиражирования мультимедийного урока. Дома дети могут повторить пройденный материал не только по учебнику, но и используя мультимедийное сопровождение, сделанное учителем.

10.Учитель может организовать повторный просмотр материалов урока в индивидуальном режиме, учитывая способности каждого ученика. Это влияет на качество обучения в целом.

Мультимедийный урок в коррекционной школе.

        Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития. Грамотная коррекционная работа позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения. Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках разнообразных наглядных пособий, которые являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. Поэтому мультимедийный урок можно рассматривать как способ повышения эффективности учебного процесса в условиях коррекционной школы.

        Форма организации обучения в коррекционной работе имеет свою специфику. Так, преобладают три основных способа (или подхода) преподнесения информации для детей с интеллектуальными нарушениями: иллюстративный (традиционный), схематичный, мультимедийный. Иллюстративный: подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. Схематичный: в основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами. Мультимедийный: наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. И документы, и визуальный ряд должны быть яркими, создавать определенный образ эпохи, должны отличаться определенной „символичностью“. Но самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. В таком сочетании он способен вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.

        На мультимедийном  уроке интерактивные средства с компьютерной поддержкой (ИКТ) выполняют несколько ролей:

- заменяют записи на доске (тема урока, план, домашнее задание, определение и т.д.);

- предъявляют наглядность (фото, документы, карты, репродукции картин и т.п.);

- осуществляют контроль (первичный, закрепление, проверка домашнего задания в виде тестов и др.)

- дополняют учебник; - и т.д.

        Анализируя опыт применения мультимедийных технологий в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями, можно отметить, что они способствуют достижению следующих результатов:

- учащиеся быстрее усваивают такие понятия, как «цвет», «форма», «величина», «число», «множество» и другие,  благодаря наглядности изучаемого материала;

- у детей улучшается ориентировка в пространстве и на плоскости, в движении и в статике;

- память и внимание тренируются эффективнее;

- словарный запас пополняется активнее;

- навыки чтения и письма осваиваются значительно быстрее;

- развивается координация движений глаз и рук;

- воспитывается сосредоточенность и целеустремленность;

- развивается воображение, образное мышление, формируются творческие способности.

        Детям важно снизить стресс, сократить количество отрицательных эмоций, которые они испытывают из-за плохого усвоения школьного материала. Использование ИКТ позволяет им не бояться допустить ошибку, так как компьютер дает возможность ее вовремя исправить, может давать подсказки. При выполнении заданий с электронным помощником дети могут сразу получить обратную связь, одобрение при правильном выполнении задания и поддержку при возможных ошибках, почувствовать свою успешность, увидеть результат своей работы.  Это способствует развитию познавательной активности учащихся, повышению мотивации к учебной деятельности.

        Для компьютерной поддержки на уроках в коррекционных школах могут использоваться:

- компьютерные азбуки, буквари, интерактивные сказки для обучения чтению;

-  компьютерные тренажеры для обучения работе по вводу текста;

- геометрические конструкторы, раскраски, лабиринты, мозаики для уроков математики;

- компьютерные карты и топографические схемы для уроков географии и родного края;

- интерактивные энциклопедии и учебники по различным предметам;

- различные логические игры на компьютере, кроссворды, игры на развитие мышления, памяти, внимания, математических, творческих  и других навыков.

        Важно в учебной деятельности применять такой метод обучения, как творческие проекты. Проектная деятельность позволяет максимально учитывать интересы и склонности ребенка, его возможности и способности. Учащиеся могут сами выбрать тему проекта, самостоятельно подобрать материал, обработать и оформить его при помощи современных ИКТ. Для этого в коррекционной школе необходимо обучать детей использованию фотоаппарата, видеокамеры, сканера, принтера или МФУ, компьютера и интернета. В результате формируются такие важные качества, как самостоятельность, развиваются коммуникативные способности и навыки критического мышления, повышается информационная культура личности. Школьники учатся обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и учителю, работать в команде, участвовать в дискуссиях, выступать на публике.

        Таким образом, мультимедийный урок с использованием интерактивных технологий позволяет учителю более рационально использовать время при подготовке к уроку и его проведению, эффективно организовывать индивидуальную и групповую работу учащихся, способствует повышению познавательного интереса к предмету, росту интенсивности обучения, обеспечению индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Всё это положительно влияет на успеваемость учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, помогает формированию у них навыков самостоятельной деятельности, создает ситуацию успеха для школьников. Современная компьютерная техника и мультимедийные технологии способствуют росту интереса к изучаемому предмету, повышают мотивацию к учебной деятельности, стимулируют творческую активность учащихся, что приводит к повышению эффективности обучения.

Мультимедийная презентация к уроку: правила создания и типичные ошибки.

        Презентация к уроку имеет два равноправных предназначения. Первое — облегчение процесса усвоения материала учеником, создание у него целостного образа изучаемого на уроке предмета или явления. Это достигается с помощью подачи
информации в различном виде (текст, рисунки, фотографии, схемы, карты, графики, диаграммы, чертежи, анимация, видео - аудиоматериалы).  Второе — облегчение процесса подачи материала для учителя. Вместо долгого объяснения явления можно показать его фотографию, вместо рисования чертежа или решения примера на доске можно показать процесс рисования и решения на слайдах. Кроме того, однажды подготовленную презентацию можно использовать в нескольких параллельных классах, а также в течение нескольких лет преподавания. Таким образом, облегчение процесса подачи и усвоения информации — основа любой презентации. Однако процесс создания презентации может занять очень много времени: до нескольких дней. Для облегчения и ускорения процесса создания презентации предлагаем типовые правила подготовки презентации к разным этапам мультимедийного урока.
1. Организационный момент. При проведении организационного момента презентация используется, в основном, для оглашения темы урока. Тема урока должна быть размещена на отдельном слайде, написана крупным шрифтом. Рекомендуется разместить под темой
иллюстрацию, характеризующую тему урока.

2. Проверка домашнего задания. В процессе проверки домашнего задания можно использовать один–два слайда презентации с вопросами, на которые требуется ответить ученику. Для проверки знания географической номенклатуры следует использовать соответствующую карту, размещенную на отдельном слайде

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. В процессе актуализации знаний необходимо повторить усвоенные знания ученика, которые являются необходимыми для
изучения данной темы. Например, для изучения природных зон Африки необходимо знать растительный и животный мир на всем материке. Можно поместить соответствующую таблицу или схему на слайде презентации и предложить заполнить её устно.

4. Мотивация учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности — один из самых важных этапов урока. Мотивировать любую деятельность ученика можно при помощи разнообразных иллюстраций или фактов, которые помогут заинтересовать ученика и подтолкнуть его к учебной и познавательной деятельности. Обычно используют материал, который привлекает большое внимание ученика и иллюстрирует значение данной темы для дальнейшей его деятельности.

5. Усвоение нового материала. На этапе изучения нового материала вы можете разместить на слайдах презентации самую разнообразную информацию, которая поможет вам в проведении урока, а детям — в запоминании новой информации. Следует выносить основные термины, тезисы, факты, схемы, картинки, фотографии, карты. Всё это позволяет ученикам легче усваивать новый материал. Слайды, которые вы готовите для пояснения нового материала, являются самыми важными, поэтому необходимо очень
внимательно подойти к вопросу их создания и оформления. Текст на слайдах на этапе изучения материала урока носит подчиненный характер, помогающий учителю усилить
смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Для старших классов можно помещать тезисный план урока. В таком случае главное — не переусердствовать, не загромоздить экран текстом. Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует представленный текст, или усиливает слайдом
устную информацию.

6. Закрепление нового материала. Для закрепления изученного материала можно использовать слайды с вопросами, пустыми схемами, заданиями и терминами, задачи и упражнения.

7. Итоги урока. Для подведения итогов урока обычно достаточно одного слайда, на котором основные выводы представлены списком или же в виде схемы или таблицы.

8. Домашнее задание. Для оглашения домашнего задания необходимо использовать один слайд, на котором можно поместить всё задание по пунктам, чтобы ученики имели возможность его записать.


        Рассмотрев правила того, как следует делать презентацию к уроку, полезно также показать типичные ошибки при создании презентаций.

Ошибка 1. В презентацию не нужно включать информацию о целях, задачах и типе урока. Она не нужна ни детям, ни коллегам на открытом уроке.

Ошибка 2. Не стоит перегружать слайды текстом. Если нет необходимости, то и текста на слайдах вообще должно быть поменьше. Большое количество текста вызывает раздражение у слушателя.

Ошибка 3. На слайды не нужно выносить слова учителя. «Вычисли, проверь, определи, докажи, соедини, отгадай» - инструкцию может дать учитель устно, если презентация предназначена для работы в классе. Исключение — тренажеры, тесты, игры для индивидуальной работы, где ребенок должен сам прочитать задание и выполнить его без помощи учителя.

Ошибка 4. Слишком пестрый фон со множеством объектов очень сложен для восприятия детьми. Они будут вынуждены напрягать зрение, пытаясь выделить объекты на слайде. В такой ситуации, если замысел требует рисованного фона, а заменить на менее пестрый нет возможности, можно сделать его менее ярким. Например, можно наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупрозрачным и установив порядок «На задний план». Нужно стараться ограничивать себя в использовании ярких, пестрых фонов, особенно если для материала, с которым нужно работать на уроке, вообще не нужен
такой фон. Лишние рисунки только отвлекают от изучаемого материала и напрягают зрение детей

Ошибка 5. Для текста нужно стараться всегда использовать контрастные цвета. Если вы на светло-зеленом фоне напишите зелёный текст, то дети затратят огромное количество усилий для его прочтения, и в результате в конце презентации у них появится усталость, а впечатление о самой презентации будет негативным. Нужно помнить, что при демонстрации на интерактивной доске контрастность презентации снижается. Чаще всего это вызвано недостаточным затемнением кабинета или же просто невозможностью его затемнения из-за необходимости ведения записей в тетради учениками (вы не можете сделать кабинет очень тёмным, если на уроке предусмотрена работа с учебником или тетрадью).

Ошибка 6. Не стоит устанавливать ко всем объектам интересные анимационные эффекты — выскакивание, вылет, ветер, бумеранг и так далее. Использование анимации затягивает урок и отнимает время (например, на использование анимации падающих букв для названия темы урока уходит в три раза больше времени, чем на простой её показ и чтение). Также анимация очень отвлекает детей и мешает концентрироваться на главном. Поэтому, если анимирование объекта не имеет какой-то серьезной цели, например письмо от героя с эффектом «пишущей машинки» или появление картинки, ответа, то
использовать их не нужно. Не рекомендуется анимировать и заголовки на слайдах при их смене. Иначе при смене слайда появляется сначала чистый слайд, а потом выползает название, или, еще хуже, надо щелкать мышкой, чтобы его увидеть. Это забирает время и воспринимается крайне плохо. Это также относится и к эффектам смены слайда, и к звуковым эффектам.

Ошибка 7. Оформление шаблона не должно мешать объектам на слайде, рисунки и текст никак не должны соприкасаться с элементами оформления шаблона. Вывод: использование готовых шаблонов оформления слайда должно быть оправданным и
осторожным. Лучше всего размещать объекты на однотонном фоне, иногда его можно сделать градиентным из двух оттенков цвета.

Ошибка 8. Очень плохо на слайде воспринимается разный иллюстративный ряд. Не рекомендуется использовать на одном слайде графические файлы разного формата, например, одновременно фотографии и рисунки. Однако это допускается и
рекомендуется делать, если вы хотите отобразить разные аспекты одного и того же объекта, например демонстрировать схему предмета или явления и тут же показать его фотографию, как объект выглядит в природе.

Ошибка 9. При создании презентации нужно помнить, что показывать её вы будете в классе, и не все дети будут сидеть близко к экрану. Нужно учитывать, что сидящим далеко будет хуже видно некоторые объекты на экране, а значит, опять же возникнет сильное напряжение для зрения. Старайтесь не размещать на слайде слишком много мелкого текста и мелких рисунков. Минимальный размер шрифта для презентации — 28й. Чем крупнее шрифт и объекты на слайде, тем лучше.

Ошибка 10. Размытое, растянутое изображение очень напрягает зрение. Поэтому для презентации необходимо выбирать изображения с подходящими размерами и разрешением, чтобы их не приходилось растягивать, нарушая четкость и пропорции.

Ошибка 11. Разный размер иллюстраций на слайде подсознательно может вызвать эффект ранжирования. Нужно стараться подбирать рисунки одинакового размера, иначе те, которые явно крупнее остальных, первыми привлекут внимание, а остальные будут восприняты второстепенными и могут остаться незамеченными.

Список литературы:

1.        Глумова Н.И. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида как средство повышения познавательных способностей обучающихся // Вестник Марийского государственного университета. - 2011. - №7. – С.149-151.

2.        Нарзулаев С. Б., Петухов Н. А., Ковтун Н.В. Педагогические условия использования информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // МНКО. - 2011. - №1. - С.157-160.

3.        Нарзулаев С.Б., Ковтун Н. В. Использование информационных технологий в коррекционных школах 8 вида // Вестник ТГПУ. - 2008. - №3. – С.55-57.

4.        Шамова Н.В. Развитие познавательной деятельности учащихся коррекционных школ VIII вида на основе использования информационных технологий и компьютерных продуктов на уроках трудового обучения, социально-бытовой ориентировки и изобразительного искусства // Вестник Марийского государственного университета. - 2011. - №7. - С.153-156.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью

Особенности развития, обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках по окружающему миру для детей с интеллектуальными нарушениями"

Уроки по окружающему миру (как природному, так и социальному) - широкое поле для применения здоровьесберегающих технологий. Здесь и двигательное подражание животным, и звукоподражание, и изобраз...