Актуальные вопросы организации инклюзивного образования в Оренбургской области
статья
Аннотация. В статье выделены некоторые вопросы, проблемы развития инклюзивного образования в Оренбургской области, выявленные в результате анкетирования различных категорий участников образовательного процесса.
Ключевые слова: инклюзивное образование, школа, ограниченные возможности здоровья, мониторинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hasanova_statya_na_mezhd_konf.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Хасанова Диля Маликовна
Патутина Анна Александровна
Учителя-логопеды ГКОУ «Школа-интернат №3» г. Оренбурга
xdm11@mail.ru
Актуальные вопросы организации инклюзивного образования
в Оренбургской области
Аннотация. В статье выделены некоторые вопросы, проблемы развития инклюзивного образования в Оренбургской области, выявленные в результате анкетирования различных категорий участников образовательного процесса.
Ключевые слова: инклюзивное образование, школа, ограниченные возможности здоровья, мониторинг.
Инклюзивное образование обеспечивает реализацию доступности образования для всех категорий детей с ОВЗ. Основополагающим является адаптация современной системы образования к различным потребностям детей с особыми образовательными потребностями. Под особыми образовательными потребностями в данном случае подразумевается комплекс потребностей, возникающих в связи с индивидуальным психофизическим развитием, включающим в себя ограничение возможностей освоения образовательных и общеобразовательных программ, а также ограничение формирования и развития навыков жизненной компетенции личности (социального адаптирования) [1].
Процесс распространения инклюзивного образования в России на данный момент сталкивается с рядом проблем, связанных как с трудностями организации инклюзии в рамках самих образовательных учреждений, так и с препятствиями социального характера.
Право на совместное обучение детей с нормальным развитием и с особыми образовательными потребностями закреплено в п. 27 ст. 2 федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [3], а также в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [2]. Стандарт был введен по приказу Министерства науки и высшего образования в 2014 году, стал отправной точкой внедрения инклюзивного образования в России.
Инклюзивное образование неравномерно развивается в регионах, это зависит от большого количества факторов. С целью определения мнения различных категорий участников образовательного процесса по поводу проблем развития инклюзивного образования в Оренбургской области, была составлена анкета для педагогов всех общеобразовательных организаций области.
Респондентами выступили 4663 человека: учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, учителя-предметники, учителя начальных классов, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, педагоги-библиотекари, педагоги-организаторы, старшие вожатые, директора, заместители директоров.
В анкете содержалось 18 вопросов различного характера. 42,5 % опрошенных имеют педагогический стаж работы с детьми с ОВЗ 5 лет и более, 25,6% респондентов – 2-5 лет, 23,3 % педагогов – 0-2 года. 8,5 % участников опроса опыта работы с учащимися с ОВЗ не имеют. В Таблице 1 размещены данные об осведомленности педагогов в теоретических знаниях инклюзивного образования.
Таблица 1. Осведомленность педагогов в теоретических знаниях
Имею представления | Имею ограниченные представления | Не имею представлений | |
Уровень знаний об индивидуальных особенностях детей с ОВЗ | 66, 4 % | 31,4 % | 2,2 % |
Уровень знаний и представлений об инклюзивном образовании | 54, 8 % | 42,4 % | 2,8 % |
Почти половина опрошенных (47,8 %) в профессиональной деятельности часто взаимодействует с педагогом-психологом, 34,7 % – с социальным педагогом, 14,3 % – с учителем-логопедом, 3,2 % – с учителем-дефектологом. Лишь 18,7 % опрошенных часто взаимодействуют со специалистами в рамках психолого-педагогического консилиума. Чуть больше трети респондентов (39,2 %) взаимодействовали 1-2 раза. Большинство респондентов (42,1 %) указали на то, что не взаимодействовали со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.
Оценивая свою готовность к взаимодействию со специалистами психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, педагоги в большинстве случаев выразили полную готовность (63,1 %). 33,2 % согласились на частичное взаимодействие, 3,7 % не считают это необходимым.
Опыт обучения детей с ОВЗ у опрошенных проходит в разной форме: 54,4 % педагогов имеют опыт инклюзивного обучения в образовательных организациях, 35,2 % проводят обучение на дому, 7,2 % работают в специализированных классах для детей с ОВЗ, 3,1 % – в классах коррекционных школ.
В таблице 2 проранжированы направления работы, которые вызывают наибольшие затруднения у педагогов.
Таблица 2. Направления работы, вызывающие затруднения
коррекционно-развивающее | 28.1 % |
диагностико–аналитическое | 20,9 % |
научно-методическое | 18,7 % |
учебно-воспитательное | 14,8 % |
консультативно-просветительское | 9,5 % |
организационное | 7,9 % |
Среди часто встречающихся проблем в профессиональной деятельности, педагоги выделили три главные: низкий интерес со стороны родителей к совместной работе – 13.3 %, трудности при разработке программ индивидуального сопровождения детей с ОВЗ – 10.1 %, недостаточное знание новых законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность – 9 %. Выделяя проблему разработки, адаптации образовательных программ для обучения детей с ОВЗ, 53 % опрошенных указывают, что не готовы участвовать в разработке таких программ, 24,4 % готовы приступить к этому, 22,7 % – не готовы.
Педагоги также выделили проблемы из собственного опыта: недостаточное взаимодействие в работе педагогического коллектива, отсутствие у детей интереса к учебе, неполноценное оснащение кабинетов для занятий, трудности осуществления индивидуального подхода к детям с ОВЗ в рамках инклюзивного класса.
Половина опрошенных (51,1 %) знакома со специализированными технологиями, подходами и методами обучения детей с ОВЗ и, соответственно, 48,9 % не имеют о них представлений. Лишь 11,2 % педагогов готовы поделиться этими знаниями. 3,9 % респондентов готовы выступить с темой докладов.
Опрос показал, что 52,4 % респондентов хотели бы повысить квалификацию на семинарах или краткосрочных тематических курсах, 26,1% опрошенных готовы повысить квалификацию на специальных курсах, а 21,5% не видят в этом необходимости. В качестве источников информации для повышения квалификации в области образования детей с ОВЗ педагоги выбрали Интернет, курсы повышения квалификации и лекции, семинары и мероприятия на базе образовательных организаций. В последние годы стали очень популярны мастер-классы в дистанционном формате, различные практико-ориентированные семинары также вызывают интерес у опрошенных, а методические разработки как классический вариант пользуются меньшим спросом.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
- Уровень знаний и представлений об индивидуальных особенностях детей с ОВЗ и, в целом, об инклюзивном образовании удовлетворительный.
- У педагогов есть стремление работать в междисциплинарной команде.
- Часто встречающиеся проблемы в профессиональной деятельности: низкий интерес со стороны родителей к совместной работе, недостаточное знание новых законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность.
- Разработка образовательных программ для обучения детей с ОВЗ является одним из самых сложных моментов в работе, и далеко не все педагоги готовы приступить к этому и научить других.
- Половина респондентов хотела бы повысить квалификацию на базе различных организаций и в вариативной форме.
Список использованной литературы
- Огольцова Е. Г. Развитие инклюзивного образования в России // Молодой ученый. 2017. № 50. С. 249
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 N 1598: в ред. от 03.08.2018// Правовая система Консультант Плюс: сайт.-URL: http://www.consultant.ru/
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ: в ред. от 03.08.2018// Правовая система Консультант Плюс: сайт.-URL: http://www.consultant.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие предметных компетенций на занятиях театральной студии "Вдохновение" - Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». (2013 г.)
Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования» [[{"type":"media","view_mode":"medi...
доклад «Актуальные вопросы формирования УМК по предметам образовательной области учебного плана «Технология»,
В условиях реализации «Концепции модернизации Российского образования» обновление содержания образования по технологии характеризуется несколькими явными тенденциями....
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
Организация инклюзивного образования на уроках математики в среднем профессиональном образовании
В данной статье рассмотрены вопросы организации работы с детьми-инвалидами и лицвми с ОВЗ. Описаны принципы работы,приведены практические задания для повышения уровня познавательной деятельности...
Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках
ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...
Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС
Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС...