Актуальные вопросы организации инклюзивного образования в Оренбургской области
статья

Хасанова Диля Маликовна

Аннотация. В статье выделены некоторые вопросы, проблемы развития инклюзивного образования в Оренбургской области, выявленные в результате анкетирования различных категорий участников образовательного процесса.

Ключевые слова: инклюзивное образование, школа, ограниченные возможности здоровья, мониторинг.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hasanova_statya_na_mezhd_konf.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Хасанова Диля Маликовна

Патутина Анна Александровна

Учителя-логопеды ГКОУ «Школа-интернат №3» г. Оренбурга

xdm11@mail.ru

Актуальные вопросы организации инклюзивного образования

в Оренбургской области

Аннотация. В статье выделены некоторые вопросы, проблемы развития инклюзивного образования в Оренбургской области, выявленные в результате анкетирования различных категорий участников образовательного процесса.

Ключевые слова: инклюзивное образование, школа, ограниченные возможности здоровья, мониторинг.

Инклюзивное образование обеспечивает реализацию доступности образования для всех категорий детей с ОВЗ. Основополагающим является адаптация современной системы образования к различным потребностям детей с особыми образовательными потребностями. Под особыми образовательными потребностями в данном случае подразумевается комплекс потребностей, возникающих в связи с индивидуальным психофизическим развитием, включающим в себя ограничение возможностей освоения образовательных и общеобразовательных программ, а также ограничение формирования и развития навыков жизненной компетенции личности (социального адаптирования) [1].

Процесс распространения инклюзивного образования в России на данный момент сталкивается с рядом проблем, связанных как с трудностями организации инклюзии в рамках самих образовательных учреждений, так и с препятствиями социального характера.

Право на совместное обучение детей с нормальным развитием и с особыми образовательными потребностями закреплено в п. 27 ст. 2 федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [3], а также в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [2]. Стандарт был введен по приказу Министерства науки и высшего образования в 2014 году, стал отправной точкой внедрения инклюзивного образования в России.

Инклюзивное образование неравномерно развивается в регионах, это зависит от большого количества факторов. С целью определения мнения различных категорий участников образовательного процесса по поводу проблем развития инклюзивного образования в Оренбургской области, была составлена анкета для педагогов всех общеобразовательных организаций области.

Респондентами выступили 4663 человека: учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, учителя-предметники, учителя начальных классов, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, педагоги-библиотекари, педагоги-организаторы, старшие вожатые, директора, заместители директоров.

В анкете содержалось 18 вопросов различного характера. 42,5 % опрошенных имеют педагогический стаж работы с детьми с ОВЗ 5 лет и более, 25,6% респондентов – 2-5 лет, 23,3 % педагогов – 0-2 года. 8,5 % участников опроса опыта работы с учащимися с ОВЗ не имеют. В Таблице 1 размещены данные об осведомленности педагогов в теоретических знаниях инклюзивного образования.

Таблица 1. Осведомленность педагогов в теоретических знаниях

Имею представления

Имею ограниченные представления

Не имею представлений

Уровень знаний об индивидуальных особенностях детей с ОВЗ

66, 4 %

31,4 %

2,2 %

Уровень знаний и представлений об инклюзивном образовании

54, 8 %

42,4 %

2,8 %

Почти половина опрошенных (47,8 %) в профессиональной деятельности часто взаимодействует с педагогом-психологом, 34,7 %  с социальным педагогом, 14,3 %  с учителем-логопедом, 3,2 %  с учителем-дефектологом. Лишь 18,7 % опрошенных часто взаимодействуют со специалистами в рамках психолого-педагогического консилиума. Чуть больше трети респондентов (39,2 %)  взаимодействовали 1-2 раза. Большинство респондентов (42,1 %) указали на то, что не взаимодействовали со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.

Оценивая свою готовность к взаимодействию со специалистами психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, педагоги в большинстве случаев выразили полную готовность (63,1 %). 33,2 % согласились на частичное взаимодействие, 3,7 % не считают это необходимым.

Опыт обучения детей с ОВЗ у опрошенных проходит в разной форме: 54,4 % педагогов имеют опыт инклюзивного обучения в образовательных организациях, 35,2 % проводят обучение на дому, 7,2 % работают в специализированных классах для детей с ОВЗ, 3,1 %  в классах коррекционных школ.

В таблице 2 проранжированы направления работы, которые вызывают наибольшие затруднения у педагогов.

Таблица 2. Направления работы, вызывающие затруднения

коррекционно-развивающее

28.1 %

диагностико–аналитическое

20,9 %

научно-методическое

18,7 %

учебно-воспитательное

14,8 %

консультативно-просветительское

9,5 %

организационное

7,9 %

Среди часто встречающихся проблем в профессиональной деятельности, педагоги выделили три главные: низкий интерес со стороны родителей к совместной работе  13.3 %, трудности при разработке программ индивидуального сопровождения детей с ОВЗ  10.1 %, недостаточное знание новых законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность  9 %. Выделяя проблему разработки, адаптации образовательных программ для обучения детей с ОВЗ, 53 % опрошенных указывают, что не готовы участвовать в разработке таких программ, 24,4 % готовы приступить к этому, 22,7 % не готовы.

Педагоги также выделили проблемы из собственного опыта: недостаточное взаимодействие в работе педагогического коллектива, отсутствие у детей интереса к учебе, неполноценное оснащение кабинетов для занятий, трудности осуществления индивидуального подхода к детям с ОВЗ в рамках инклюзивного класса.

Половина опрошенных (51,1 %) знакома со специализированными технологиями, подходами и методами обучения детей с ОВЗ и, соответственно, 48,9 % не имеют о них представлений. Лишь 11,2 % педагогов готовы поделиться этими знаниями. 3,9 % респондентов готовы выступить с темой докладов.

Опрос показал, что 52,4 % респондентов хотели бы повысить квалификацию на семинарах или краткосрочных тематических курсах, 26,1% опрошенных готовы повысить квалификацию на специальных курсах, а 21,5% не видят в этом необходимости. В качестве источников информации для повышения квалификации в области образования детей с ОВЗ педагоги выбрали Интернет, курсы повышения квалификации и лекции, семинары и мероприятия на базе образовательных организаций. В последние годы стали очень популярны мастер-классы в дистанционном формате, различные практико-ориентированные семинары также вызывают интерес у опрошенных, а методические разработки как классический вариант пользуются меньшим спросом.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

  1. Уровень знаний и представлений об индивидуальных особенностях детей с ОВЗ и, в целом, об инклюзивном образовании удовлетворительный.
  2. У педагогов есть стремление работать в междисциплинарной команде.
  3. Часто встречающиеся проблемы в профессиональной деятельности: низкий интерес со стороны родителей к совместной работе, недостаточное знание новых законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность.
  4. Разработка образовательных программ для обучения детей с ОВЗ является одним из самых сложных моментов в работе, и далеко не все педагоги готовы приступить к этому и научить других.
  5. Половина респондентов хотела бы повысить квалификацию на базе различных организаций и в вариативной форме.

Список использованной литературы

  1. Огольцова Е. Г. Развитие инклюзивного образования в России // Молодой ученый. 2017. № 50. С. 249
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 N 1598: в ред. от 03.08.2018// Правовая система Консультант Плюс: сайт.-URL: http://www.consultant.ru/ 
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ: в ред. от 03.08.2018// Правовая система Консультант Плюс: сайт.-URL: http://www.consultant.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие предметных компетенций на занятиях театральной студии "Вдохновение" - Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». (2013 г.)

Cборник с материалами  XVI Международной научно-практической конференции  «Актуальные вопросы модернизации российского образования»  [[{"type":"media","view_mode":"medi...

доклад «Актуальные вопросы формирования УМК по предметам образовательной области учебного плана «Технология»,

В условиях реализации «Концепции модернизации Российского образования» обновление содержания образования по технологии характеризуется несколькими явными тенденциями....

Организация инклюзивного образования на уроках математики в среднем профессиональном образовании

В данной статье рассмотрены вопросы организации работы с детьми-инвалидами и лицвми с ОВЗ. Описаны принципы работы,приведены практические задания для  повышения уровня познавательной деятельности...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...

Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС

Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС...