«Играй.Пиши.Читай»
рабочая программа

Мусс Мария Александровна

Курс внеурочной деятельности на базе ШИБЦ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._programma_vn._d._igray._pishi._chitay._1_klass.docx331.21 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Маша\Desktop\сканы доков моих\ПРОГА ИГРАЙ, ПИШИ, ЧИТАЙ.jpg1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс внеурочной деятельности «Играй.Пиши.Читай» несет в себе не только коррекционную направленность, а также способствует развитию познавательных способностей и коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения на базе школьного информационно-библиотечного центра (ШИБЦ).

 Согласно требованиям ФГОС, организация внеурочной деятельности учащихся стала обязательной и неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе. ШИБЦ является площадкой для организации такой деятельности. В XXI веке современный ученик отдает предпочтение «эсэмэсочному» общению через разнообразные мессенджеры, где, можно не задумываясь писать (т.к. есть функция исправления), а иногда и диктовать умной игрушке, чтоб она напечатала за тебя текст сообщения. В таком виртуальном мире очень остро стоит проблема в низкой мотивации речи, бедности словарного запаса, недостатка развития просодики и развития красивой грамотной речи. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Игра может выступать как средство социализации ученика. Такие логопедические (коррекционные) занятия – не только игра, это особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод стимулирования развития фонетического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза, внимания к морфологическому составу слова и сочетанию его в предложении, обогащения словаря детей, преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов, развития связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи. Умение употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи.

Данная программа позволяет учащимся на базе библиотечного информационного центра познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.  

Цель программы

Расширить, углубить и закрепить знания у младших школьников по русскому языку, с использованием занимательного грамматического материала на базе ШИБЦ.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Данная программа предназначена для логопедической работы с учащимися 1 класса, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).

Формой реализации внеурочной деятельности является развивающий курс, который относится к обще интеллектуальному направлению.

Развивающий курс реализуется в рамках учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 66 часов в год для 1 класса (занятия проводятся 2 раза в неделю).

Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность на базе ШИБЦ.

Работа строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований.

Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.

Основные направления работы

В курсе внеурочной деятельности «Играй.Пиши.Читай» реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения: 
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звукобуквенный анализ слов.

В процессе изучения курса закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе   лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии Обучающиеся получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

В процессе изучения курса внеурочной деятельности происходит развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению; - навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности.

   Формируются полноценные учебные умения:

  • планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развивается и совершенствуется коммуникативная готовность к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

Формируются коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
  • применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
  • обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
  • пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
  • развернутый отчет о последовательности выполнении учебной работы, подведение итогов занятия.

3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами курса внеурочной деятельности «Играй. Пиши. Читай»   в условиях реализации ФГОС являются:

В результате изучения курса, пользуясь литературой школьного библиотечного центра, обучающиеся на ступени начального общего образования научатся: осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у детей начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами курса внеурочной деятельности «Играй. Пиши. Читай»   в условиях реализации ФГОС являются:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
  • пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
  • предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться с одноклассниками  совместно с учителем о правилах
  • поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Играй. Пиши. Читай»:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
  • заинтересованность в развитии своих способностей;
  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
  • способность добывать новую информацию из различных источников;
  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

4. Содержание курса

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу внеурочной деятельности.

Программа «Играй. Пиши. Читай», на базе ШИБЦ, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения данной програмы содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Введение в курс

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова».

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням».

Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

В стране «Слов»

Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”. Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

Слово одно, а значений — несколько. (О многозначных словах). Слова – тезки. (Омонимы). Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). Слова с противоположным значением. (Антонимы). Словарное богатство родного языка. 

Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” — Ударение. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Звуки  и буквы  

Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.

Гласные  звуки и буквы  

Узнавание гласных звуков среди других.

Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. 

Буквы мягкий знак и твердый знак  

Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

Согласные звуки и буквы  

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются .

В гостях у частей речи

Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

Предложение  

Игры  «Предложение – слово», «Составляем предложение», «Украшаем предложение». Беседа о пользе знаков препинания. Игра «Где поставим запятую?» Игры с предложениями. Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

Предлоги

Беседа о значении  предлогов. Игры с предлогами. Много ли на свете предлогов. Нахождение предлогов в предложении, составление предложений с предлогами.

Развитие связной речи

Беседа о красоте и разнообразии языковых средств. Составление плана рассказа. Игра «Украшаем наш рассказ» Конкурс «Чей рассказ длиннее?»

Резервный час

5. Тематическое планирование реализации программы курса внеурочной деятельности «Играй. Пиши. Читай»

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

на базе информационного библиотечного центра школы  

Дата

проведения

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Количество часов

Корректи-ровка

План

Факт

План

Факт

Введение в курс

4

В мире безмолвия и неведомых звуков.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Знать историю возникновения письменности. Беседа о тайнах рисуночного письма. Первые родственники алфавита.

 

1

Удивительные невидимки звуки

1

В страну Говорящих Скал. 

1

Вглубь веков на машине времени.

1

В стране «Слов»

16

В страну слов. Первые встречи.

Читать пословицы и поговорки и объяснять их смысл. Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка.

Находить слова, близкие по значению.

Распознавать омонимы. Составлять предложения со словами омонимами. Занимательные игры со словами – синонимами и словами – антонимами. Работа со словообразовательным словарём. Находить слова, употреблённые в прямом и переносном смысле. Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Воспроизводить алфавит.

1

К несметным сокровищам Страны Слов.

1

Чудеса в Стране Слов.  Ударение.

1

Ударение.

1

Многозначные слова.

1

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.  Омонимы.

1

О словах-двойниках.  Омофоны.

1

Найдем друзей.  Слова – друзья синонимы.

1

Слова – спорщики. Антонимы.

1

Синонимы и антонимы.

1

К словам – родственникам. Почему их так назвали?    

1

Слова-родственники

1

Экскурсия в прошлое.  Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.

1

Полёт в будущее.    Неологизмы.

Объяснять значение фразеологизмов.

Составлять предложения с фразеологизмами. Фразеологические обороты речи. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

Соотносить звук и соответствующую ему букву.

Моделировать звуковой состав слова. Развивать образного мышления, зрительного и слухового восприятия.

1

«Крылатые выражения».

1

Игры со словами.

1

Звуки и буквы

4

Русская азбука.

Работа с алфавитом. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.  Соотносить звук и соответствующую ему букву. Моделировать звуковой состав слова. Отличаем звук от буквы. Переводить слово звучащее в слово написанное. Осуществлять контроль своих действий при обозначении звуков буквами при письме. Освоение знаний о звуках, знаково-символической системе. Работать с орфографическим словарём.

1

К тайнам звуков и букв.  

1

1

Озорные красавицы буквы.

1

Гласные звуки и буквы

6

Весёлые буквы гласные.

Осмысление особенностей звуков и их свойств. Работа с безударными гласными.

Занимательные игры с буквами. Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Произносить слова с делением на слоги.

Работать с орфоэпическим словарём.

1

Гласные поссорились (ударение).

1

Заколдованные буквы.

1

1

Чудесные превращения слов.

1

В Страну Слогов.   Деление слов на слоги.

1

Буквы мягкий знак и твердый знак

2

Фокусник  Ь.

Ь - функция смягчения.

Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь). Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость (мягкость) согласного звука.

1

Грамматическая сказка о разделительных ь и ъ.

1

Согласные звуки и буквы

6

Грамматическая сказка.

Сказка об удвоенных согласных «Замок Эль-Эль». Парные согласные. Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости-твёрдости (без терминологии). Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.  Работа с правилом Жи-ши, ча-ща, чу-щу.Распознавать условные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных. Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами е, ё, ю, я). Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ( с –з, ш – ж, з – ж, р – л, ц – ч и т.д.). Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь). Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость (мягкость) согласного звука.

1

Как поссорились шипящие?

1

Ваши старые знакомые.

1

Интересные согласные

1

В Королевстве Ошибок.

1

1

Части речи

8

Слова, обозначающие предмет.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Использование в речи. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Учимся дифференцировать слова.

1

Слова, обозначающие предмет.  

1

Слова, обозначающие действие предмета.

1

Слова, обозначающие действие предмета.

1

Слова-предметы и слова-действия.

1

Слова, обозначающие признаки предмета.

1

Такие разные слова.

Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки.

1

1

Предложение

6

Предложение – слово

Дифференциация понятий предложение – слово.

Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения. Составляем простое двусоставное нераспространенное предложение. Составляем распространенное простое двусоставное предложение определением. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Наблюдать, анализировать, устанавливать, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого. Сравнивать и практически различать предложения и группы слов, не составляющие предложения.

1

Составляем предложение.

1

Украшаем предложение.

1

1

О пользе знаков препинания.

1

Игры с предложениями.

Формирование умения строить предложение, устанавливать связь между словами и предложениями.

1

Предлоги

8

Удивительные маленькие слова.

Знакомство с предлогами.

Узнавать служебные части речи в устной и письменной речи.

Понять значимость предлогов в речи.

Правильно употреблять их в речи .

1

Знакомство с предлогами в, на.

1

Знакомство с предлогами к, от.

1

Знакомство с предлогами в – из , на – с (со)

1

Знакомство с предлогами около (у), из-за.

1

Знакомство с предлогами над, под, по.

1

Составление предложений с предлогами.

1

Игры с предлогами

1

Развитие связной речи

6

Составляем – рассказываем  

Составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, из личного опыта.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова, пользуясь алгоритмом проверки написания. Повторение правил.

1

Представляем – составляем – рассказываем

1

Сказочники

1

«Узелки на память».

1

1

Как много мы узнали.

1

Итоговое занятие.

Резервный час.

 

 

Всего  

68

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

Признаки гласных и согласных звуков.

Буквы русского алфавита.

Родственные слова.  

Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов.

Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

Делить слова на слоги.  

Подбирать родственные слова.

Объединять слова в группы.

Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.

Составлять текст по вопросам учителя.  

Работать со словарями.

Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности


Реализация данной программы обеспечена следующим материально-техническим комплексом:

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Технические средства обучения:

персональный компьютер

1

Экранно-звуковые пособия:

Презентации для выполнения упражнений

Тесты для диагностики

Парты ученические

Стулья ученические

4

8

Реализация данной программы обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Печатные пособия

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  7. Козырева Л.М. Как образуются слова. – Ярославль, Академия развития, 2001.
  8. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. – Ярославль, Академия развития, 2001.
  9. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль, Академия развития, 2003.
  10. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. – Ярославль, Академия развития, 2003.
  11. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. – Ярославль, Академия развития, 2001.
  12. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – Ярославль, Академия развития, 2003.
  13. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. – Ярославль, Академия развития, 2001.
  14. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся.  / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М : Просвещение, 2013. - 96 с.
  15. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2015. - 224 с.
  16. Внеурочная деятельность П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. - М. : Просвещение, 2015. - 127 с.
  17. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2015. – 177
  18. Полякова А.В.  Превращения слов М.: Просвещение, 1991г.
  19. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка.  Современная версия. М.: Эксмо; Форум, 2007г.
  20. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: Эксмо, 2009г.
  21. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.: Астрель: АСТ, 2006г.
  22. Полякова А.В.  Превращения слов М.: Просвещение, 1991г.
  23. Ашукина М.Г.  Крылатые слова. Литературные цитаты, образные выражения. М.: Художественная литература, 1966г.
  24. Ушакова Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
  25. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1991г.
  26. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М.: Просвещение, 2005г.
  27. Филипченко М.П. Пословицы, поговорки, загадки народов России. Ростовн/Д: Феникс, 2013г.
  28. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 2006г.
  29. Львов М.Р. – Школьный словарь антонимов русского языка. М.: Просвещение, 2006г.
  30. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.: Просвещение, 2006г.
  31. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в художественной речи. Тропы. Стихотворение. М.: Просвещение, 2005г.
  32. Иванов В.В. Смолицкая Г.П. Школьный словарь иностранных слов. М.: Просвещение, 2006г.
  33. Бондаренко А.А. Справочник по русскому языку: Пособие для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2001г.

Информационно-коммуникационные средства

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

  1. http://www.fonema.ru/index.php 
  2. http://logopediya.com/ 
  3. http://www.logoped.ru/ 
  1. http://www.logolife.ru 
  2. http://festival.1september.ru /
  3. http://logopedia.by/ 
  4. http://zanimatika.narod.ru/index.htm 
  5. http://logopedy.ru/portal/ 
  6. http://www.pedlib.ru 
  7. http://www.solnet.ee/ 
  1. http://www.logoped.org 
  2. http://www.dyslexia-dysgraphia.ru/ 
  3. http://nsportal.ru 
  4. http://www.boltun-spb.ru/ 
  5. http://www.ilogoped.ru/ 
  6. http://logomag.ru 
  7. http://www.kindergorod.ru 
  8. http://www.logoped-sfera.ru/ 
  9. http://logokons.ru/ 
  10. http://logoportal.ru

        

Программа может быть дополнена, изменена по ходу работы над ней.