Кто занимался изучением межполушарного взаимодействия
учебно-методический материал

Бармина Наталья Владимировна

В данном материале представлены основные работы известных ученых, которые занимались изучением межполушарного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кто занимался изучением

межполушарного взаимодействия?

Первый значительный трактат психиатра А. Вигана(1844г.) «О природе двойственности мозга» можно считать началом теоретических размышлений в области межполушарного обеспечения психической деятельности человека. Он считал человека существом двойственным, «сделанным из двух совершенных половин». Проблема парности рассматривалась еще вне идеи асимметрии функций, поскольку каждое из полушарий считалось полноценным мозгом. Ключ к успешной деятельности человека заключается в обеспечении синхронности их активности.

Большой вклад в исследование функционального неравенства полушарий

внесли работы американских нейропсихологов R.W. Sperry (Сперри) (1968), M.S. Gazzaniga (1972) (Газзанига) и других ученых, которые показали, что в результате перерезки мозолистого тела у больных правое и левое полушария выполняют независимые и специфические функции.

В 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном была разработана программа нейрогимнастики “Гимнастика Мозга”. Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность. Сам доктор Деннисон до 9 лет практически не разговаривал. Позже он заметил непосредственную связь специфических двигательных упражнений на развитие своего организма и посвятил этой методике всю жизнь. На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, ЗРР, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям. Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система – образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения. В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

Вопрос об использовании нейропсихологических и психофизиологических знаний в деятельности в образовании впервые был поставлен отечественными нейропсихологами А. Р. Лурия и Л. С. Цветковой в 60-х годах прошлого столетия. Э.Г. Симерницкая (в 80-х гг., психолог, специалист в области нейропсихологии, ученица Лурия,) в своих работах показала, что функциональная неравнозначность полушарий проявляется уже на самых ранних ступенях онтогенеза. Поражения левого и правого полушарий приводят к различным расстройствам высших психических функций.

 В 90-х годах Т. П. Хризман выделила научное направление — нейропедагогику,  учитывающую возрастную динамику психофизиологических особенностей детей в учебном процессе.

В ходе практических экспериментов, ученые Н.А. Бернштейн (теория уровней построения движений), А.Р. Лурия (теория СДЛ ВНД), Л.С. Цветкова, М.М. Кольцова, Л.В. Фомина (принципы нейропсихологии детского возраста), Ф. Бильгоу, П. Денисон и др., пришли к утверждению, что успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг межполушарного взаимодействия

Мною разработана презентация на тему "Тренинг межполушарного взаимодействия", в которой представлены упражнения на развитие взаимодействия между левым и правым полушариями головного мозга....

Развитие межполушарного взаимодействия

      Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межпо...

Развитие межполушарного взаимодействия

В статье представлены комплексы кинезиологических упражнений, которые могут с успехом использоваться на логопедических занятиях ...

Влияние движения на развитие межполушарного взаимодействия

Занимаясь с детьми хореографией на протяжении долгих лет, стала замечать, что в последнее время увеличилось число детей с нарушениями моторики. Меня заинтересовали причины происходящего,  возможн...

Упражнения для улучшения межполушарного взаимодействия.

Дополнительный материал для урока "Определение профиля функциональной ассиметрии"...