Рабочая программа
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа написана для 7 классса "особый ребенок", с учетом интеллектуальных возможностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7b.docx | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 46
Калининского района Санкт – Петербурга
«Центр Реабилитации и Милосердия»
Рассмотрено Педагогическим советом ГБОУ школы № 46 «Центр РиМ» протокол №______от _______________ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ №46 «Центр РиМ» _______________________ Шибанова Е.А. Приказ № _______ от _______________ г. |
Рабочая программа по предмету
«Графика и письмо»
для 7Б класса
2 вариант
Учитель: Дроздова Л.В.
г. Санкт-Петербург
2021 -2022 уч. год
Пояснительная записка
Программа «Графика и письмо» составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
I уровень
- Правильно сидеть во время письма (индивидуально, с учетом двигательного статуса).
- Правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски.
- Рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении.
- Штриховать изображения простых предметов.
- Штриховать контур изучаемой буквы совместно с педагогом.
- Обводить букву пальцем по контуру совместно с педагогом.
II уровень.
- Печатать буквы на песке, крупе.
- Составлять буквы из палочек, полосок, проволоки.
- Ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать изображения, ориентируясь на заданные линии.
- Изображать графически буквы, слоги, сигнальные слова по трафарету, по обводке, по образцу (печатный вариант).
III уровень.
- Составлять слова из изученных слоговых структур.
- Дополнять слог до слова.
- Писать буквы, слова
- Писать (копировать) словосочетания
- Знать режим работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля.
- Писать рукописным шрифтом слоги, слова, короткие предложения, списывать с печатного варианта.
- Писать (копировать) Имя и Фамилию.
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо»(7 класс) в соответствие с учебным планом на 2021-2022 год рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год).
Содержание программы
Первое полугодие.
Упражнения для развития тонкой моторики рук.
Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции.
Пальчиковая гимнастика. Закрепление навыков самомассажа рук с использованием различных массажеров: специальных и импровизированных.
Практические упражнения с бытовыми предметами, водой и сыпучими материалами: пересыпание, переливание, перекладывание, закрепление прищепок, шитье деревянными и пластмассовыми иголками и т.п.
«Рисуночное письмо».
Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона.
Обводка по контурам изображений овощей и фруктов, штриховка рисунков прямыми, косыми линиями.
Наклеивание контурных изображений букв и цифр на листе бумаги, на два листа- цифр и букв.
Жестово-образные игры.
Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: спокойствие, злость.
«Письменные упражнения».
«Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П, Б, Т, Д (размер букв-трафарета 3 см).
Знакомство с письмом букв по контуру линиям (точкам).
«Письмо» букв по принципу «свободного письма». Индивидуальные упражнения в тетради.
Второе полугодие.
Упражнения для развития тонкой моторики рук.
Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции.
Пальчиковая гимнастика.
Упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Развитие двигательных стереотипов и графических способностей (штриховка, дорисовка, графические ряды)
«Рисуночное письмо».
Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона.
Выполнение различных узоров в круге и в полоске на основе образца и самостоятельно.
Обучение переносить симметричные узоры с одной стороны листа на другую.
Рисование разнообразных форм, расположенных в определенном ритмическом порядке; круги, точки, линии, завитки.
Жестово-образные игры.
Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: спокойствие, злость, радость, печаль, удивление, страх.
«Письменные упражнения»
«Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку.
«Письмо» стрелок по точкам и пунктирным линиям.
«Письмо» букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П, Д, Т, Б, П по трафарету в тетради.
«Письмо» букв по принципу «свободного письма».
Учебно-методическое обеспечение: учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методическое пособие, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, раздаточный материал, презентации по темам, опорные листы по уровням, демонстрационный материал. На диагностику и тестирование учащихся отводится 6 часа: 2 часа на первой учебной неделе с целью диагностики, 2 часа в конце второй четверти с целью промежуточного тестирования и 2 часа в конце четвертой четверти с целью контрольного тестирования.
Учебно-методическое обеспечение: учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методическое пособие, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, раздаточный материал, презентации по темам, опорные листы по уровням, демонстрационный материал.
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: Пособие для учителя.- СПб.: СОЮЗ, 2004.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребёнок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.- М.: ДРОФА, 2007.
- Музыкальная гимнастика для пальчиков/ Сост. М. Ковалевская, худ. А.Веселов.- СПб.: Союз художников, 2007.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М.: Эксто-Пресс, 2001.
- Хилтунен Е.А. Звук и буква: Первая тетрадь для свободного письма.- М.: Генезис, 2006.
- Хилтунен Е.А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М.Монтессори.- М.: Генезис, 2009.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Графика и письмо»
7Б класс (3 часа в неделю)
1 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Информационно методическое обеспечение и оборудование | Дата проведения |
Раздел программы: Диагностика | ||||
Диагностика, контрольные задания | 1 | Диагностические материалы | 01.09.21 | |
Диагностика, контрольные задания | 1 | Диагностические материалы | 02.09.21 | |
Раздел программы: Упражнения для развития тонкой моторики рук | ||||
Упражнения на развитие моторики рук. | 1 | 07.09.21 | ||
Упражнения на развитие моторики рук. | 1 | 08.09.21 | ||
Штриховка цветными карандашами | 1 | Опорные листы | 09.09.21 | |
Штриховка цветными карандашами | 1 | Опорные листы | 14.09.21 | |
Дорисовка и обводка цветными ручками | 1 | Набор ручек, тетрадь | 15.09.21 | |
Дорисовка и обводка цветными ручками | 1 | Набор ручек, тетрадь | 16.09.21 | |
Упражнения на развитие артикуляционной моторики. | 1 | Музыкальное сопровождение | 21.09.21 | |
Упражнения на развитие артикуляционной моторики. | 1 | Музыкальное сопровождение | 22.09.21 | |
Пальчиковая гимнастика. | 1 | Картотека пальчиковых игр, музыкальное сопровождение. | 23.09.21 | |
Пальчиковая гимнастика. | 1 | Картотека пальчиковых игр, музыкальное сопровождение. | 28.09.21 | |
Пальчиковая гимнастика. | 1 | Картотека пальчиковых игр, музыкальное сопровождение. | 29.09.21 | |
Раздел программы: «Рисуночное письмо». | ||||
Упражнения с трафаретами | 1 | Трафареты | 30.09.21 | |
Упражнения с трафаретами | 1 | Трафареты | 05.10.21 | |
Обводка по контурам изображений овощей | 1 | Трафареты | 06.10.21 | |
Обводка по контурам изображений овощей | 1 | Трафареты | 07.10.21 | |
Обводка по контурам изображений фруктов | 1 | Трафареты | 12.10.21 | |
Штриховка овощей и фруктов | Опорные листы | 13.10.21 | ||
Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги | 1 | Контуры цифр и букв | 14.10.21 | |
Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги | 1 | Контуры цифр и букв | 19.10.21 | |
Обводка (дорисовка) березы | 1 | Контуры цифр и букв | 20.10.21 | |
Раздел программы: Жестово-образные игры. | ||||
Игры-пантомимы на выражение эмоционального состояния | 1 | Музыкальное сопровождение | 21.10.21 | |
Игры-пантомимы на выражение эмоционального состояния | 1 | Музыкальное сопровождение |
2 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Информационно методическое обеспечение и оборудование | Дата проведения |
Раздел программы: Жестово-образные игры. | ||||
Игры-пантомимы на выражение эмоционального состояния: удивление, страх | 1 | Музыкальное сопровождение | 4.11.21 | |
Раздел программы: «Письменные упражнения». | ||||
«Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы | 1 | Трафареты букв | 09.11.21 | |
«Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы | 1 | Трафареты букв | 10.11.21 | |
«Письмо» по трафарету букв П, Б, М, Т, Д, Н | 1 | Трафареты букв | 11.11.21 | |
«Письмо» по трафарету букв П, Б, М, Т, Д, Н | 1 | Трафареты букв | 16.11.21 | |
«Письмо» по трафарету букв П, Б, М, Т, Д, Н | 1 | Трафареты букв | 17.11.21 | |
Знакомство с письмом букв по контурным линиям | 1 | Опорные листы | 18.11.21 | |
Знакомство с письмом букв по контурным линиям | 1 | Опорные листы | 23.11.21 | |
Знакомство с письмом букв по точкам | 1 | Опорные листы | 24.11.21 | |
Знакомство с письмом букв по точкам | 1 | Опорные листы | 25.11.21 | |
Знакомство с письмом букв по точкам | 1 | Опорные листы | 30.11.21 | |
«Письмо» линий карандашом под музыку | 1 | Тетради в клетку и линейку | 01.12.21 | |
«Письмо» линий карандашом под музыку | 1 | Тетради в клетку и линейку | 02.12.21 | |
«Письмо» линий ручкой | 1 | Тетради в клетку и линейку | 07.12.21 | |
«Письмо» линий ручкой | 1 | Тетради в клетку и линейку | 08.12.21 | |
Письмо букв по принципу «свободного письма» | 1 | Лист А4 | 09.12.21 | |
Письмо букв по принципу «свободного письма» | 1 | Лист А4 | 14.12.21 | |
Письмо букв по принципу «свободного письма» | Лист А4 | 15.12.21 | ||
«Письмо» точек, линий пальцем на манке под ритмичные удары | 1 | Музыкальное сопровождение | 16.12.21 | |
«Письмо» точек, линий пальцем на манке под ритмичные удары | 1 | Музыкальное сопровождение | 21.12.21 | |
«Письмо» вертикальных прямых линий на листе бумаги под хлопки учителя | 1 | Учебные принадлежности | 22.12.21 | |
«Письмо» вертикальных прямых линий на листе бумаги под хлопки учителя | 1 | Учебные принадлежности | ||
Раздел программы: Диагностика | ||||
Диагностика, контрольные задания | 1 | Диагностические материалы | 23.12.21 | |
Диагностика, контрольные задания | 1 | Диагностические материалы | 28.12.21 |
3 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Информационно методическое обеспечение и оборудование | Дата проведения |
Раздел программы: Упражнения для развития тонкой моторики рук. | ||||
Упражнения на развитие моторики рук | 1 | Крупа, резиночки, пуговицы | 11.01.22 | |
Упражнения на развитие моторики рук | 1 | Крупа, резиночки, пуговицы | 12.01.22 | |
Упражнения на развитие артикуляционной моторики | 1 | Музыкальное сопровождение, карточки | 13.01.22 | |
Упражнения на развитие артикуляционной моторики. | 1 | Музыкальное сопровождение, карточки | 18.01.22 | |
Упражнения на развитие артикуляционной моторики | 1 | Музыкальное сопровождение, карточки | 19.01.22 | |
Пальчиковая гимнастика. | 1 | Музыкальное сопровождение, карточки | 20.01.22 | |
Пальчиковая гимнастика. | 1 | Массажные мячи | 25.01.22 | |
Самомассаж рук | 1 | Массажные мячи | 26.01.22 | |
Раздел программы: «Рисуночное письмо». | ||||
Упражнения с внутренними и внешними трафаретами | 1 | Трафареты | 27.01.22 | |
Упражнения с внутренними и внешними трафаретами | 1 | Трафареты | 01.02.22 | |
Упражнения с внутренними и внешними трафаретами | 1 | Трафареты | 02.02.22 | |
Выполнение узоров в круге | 1 | Учебные принадлежности | 03.02.22 | |
Выполнение узоров в круге | 1 | Учебные принадлежности | 08.02.22 | |
Выполнение узоров в полоске | 1 | Учебные принадлежности | 09.02.22 | |
Выполнение узоров в полоске | 1 | Учебные принадлежности | 10.02.22 | |
Обучение переносить симметричные узоры с одной стороны листа на другую. | 1 | Учебные принадлежности | 15.02.22 | |
Обучение переносить симметричные узоры с одной стороны листа на другую. | 1 | Учебные принадлежности | 16.02.22 | |
Рисование разнообразных форм в ритмическом порядке | 1 | Учебные принадлежности | 17.02.22 | |
Рисование разнообразных форм в ритмическом порядке | 1 | Учебные принадлежности | 22.02.22 | |
Аппликация геометрических форм в ритмическом порядке | 1 | Учебные принадлежности | 24.02.22 | |
Аппликация геометрических форм в ритмическом порядке | 1 | Учебные принадлежности | 01.03.22 | |
Рисование городского дома и дорисовывание окон на этажах | 1 | Учебные принадлежности | 02.03.22 | |
Рисование городского дома и дорисовывание окон на этажах | 1 | Учебные принадлежности | 03.03.22 | |
Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги | 1 | Контуры букв и цифр | 09.03.22 | |
Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги | 1 | Контуры букв и цифр | 10.03.22 | |
Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги | 1 | Контуры букв и цифр | 15.03.22 | |
Раздел программы: Жестово-образные игры. | ||||
Игры-пантомимы «Мои эмоции» | 1 | 16.03.22 | ||
Игры-пантомимы «Мои эмоции» | 1 | 17.03.22 | ||
Игры-пантомимы «дорисуй эмоции» | 1 | Опорные листы | 22.03.22 | |
Игры-пантомимы «дорисуй эмоции» | 1 | Опорные листы | 23.03.22 |
4 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Информационно методическое обеспечение и оборудование | Дата проведения |
Раздел программы: «Письменные упражнения». | ||||
«Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н (размер букв-трафарета 1-3 см) | 1 | Трафареты букв | 05.04.22 | |
«Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н (размер букв-трафарета 1-3 см). | 1 | Трафареты букв | 06.04.22 | |
«Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н (размер букв-трафарета 1-3 см). | 1 | Трафареты букв | 07.04.22 | |
«Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н (размер букв-трафарета 1-3 см). | 1 | Трафареты букв | 12.04.22 | |
Письмо букв и слов по контурным ориентирам | 1 | Тетради в клетку и линейку | 13.04.22 | |
Письмо букв и слов по контурным ориентирам. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 14.04.22 | |
Письмо букв и слов по контурным ориентирам. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 19.04.22 | |
Письмо букв и слов по контурным ориентирам. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 20.04.22 | |
«Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 21.04.22 | |
«Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку | 1 | Тетради в клетку и линейку | 26.04.22 | |
«Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 27.04.22 | |
«Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 28.04.22 | |
Соотнесение школьных принадлежностей с пиктограммами | 1 | Пиктограммы школьных принадлежностей | 03.05.22 | |
Соотнесение школьных принадлежностей с пиктограммами | 1 | Пиктограммы школьных принадлежностей | 04.05.22 | |
Соотнесение школьных принадлежностей с пиктограммами | 1 | Пиктограммы школьных принадлежностей | 05.05.22 | |
Письмо букв и цифр по трафаретам в тетради, на двух листах (цифры и буквы) | 1 | Трафареты букв и цифр | 10.05.22 | |
Письмо букв и цифр по трафаретам в тетради, на двух листах (цифры и буквы) | 1 | Трафареты букв и цифр | 11.05.22 | |
Письмо букв по принципу «Свободного письма» | 1 | Лист А4 | 12.05.22 | |
Письмо букв по принципу «Свободного письма» | 1 | Лист А4 | 17.05.22 | |
Письмо букв по принципу «Свободного письма». | 1 | Лист А4 | 18.05.22 | |
Коллективная аппликация по сюжету сказок | 1 | Иллюстрации, раздаточный материал. | 19.05.22 | |
Рисование городского дома и дорисовывание окон на этажах | 1 | Иллюстрации, раздаточный материал. | ||
Раздел программы: Диагностика. | ||||
Диагностика, контрольные задания | 1 | Диагностические материалы. | 24.05.22 | |
Диагностика, контрольные задания. | 1 | Диагностические материалы. | 25.05.22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...