Консультация для родителей «Проблемы в поведении ребенка с ОВЗ».
консультация

        Развитие ребенка с ограниченными возможностями раннего возраста подчиняется тем же основным закономерностям, которые характерны для развития обычного ребенка. Но болезнь вносит свои коррективы, и кроме конкретных проявлений того или иного недуга, нарушается ещё и собственно развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Проблемы в поведении ребенка с ОВЗ».

        Развитие ребенка с ограниченными возможностями раннего возраста подчиняется тем же основным закономерностям, которые характерны для развития обычного ребенка. Но болезнь вносит свои коррективы, и кроме конкретных проявлений того или иного недуга, нарушается ещё и собственно развитие.

Отклонения в развитии малыша касаются всех сторон жизнедеятельности: двигательной сферы, познавательной сферы, речевых функций, памяти, внимания, проявления эмоций. У детей раннего возраста с ограниченными возможностями эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному:

 В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, рассредоточены, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. В результате быстрого утомления возникает двигательное беспокойство, агрессивность. В игре пытаются схватить все игрушки и тут же их бросить, характерны разрушительные действия. У некоторых детей отмечается базовое недоверие к окружающим людям, невротические реакции, наличие страхов.

Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, плаксивость, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.

Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у «особых» детей часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.
Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ограниченными возможностями. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Особенности поведения детей с ограниченными возможностями.

Поведение – это деятельность, осуществляющая связь организма с окружающей средой. В норме – это определенным образом организованная деятельность. При патологии, интеллектуальной недоразвитости мы имеем дело с нарушенным поведением, принимающим самые разнообразные формы.

Поведение «особых» детей отличается от общепринятых норм. И главная особенность этого поведения проявляется в том, что малыш с ограниченными возможностями не всегда адекватно воспринимает те требования, которые предъявляют ему окружающие люди. У него медленно нарабатываются сами алгоритмы поведения в тех или иных ситуациях. Да ещё он не всегда может выбрать правильную стратегию действия. В результате он не может достичь желаемого, чувствует себя неуверенно, а в итоге демонстрирует агрессивное и деструктивное поведение, которое может быть направленно как во внешний мир, так и на самого себя.

Мы остановим внимание на некоторых проблемах нарушения поведения, которые носят такой характер, что не позволяют осуществлять целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие на ребенка. Первоочередной становится задача устранения деструктивных форм поведения и освоение ребенком новых навыков поведения.

Наиболее характерными чертами деструктивного поведения, с которыми сталкиваются родители детей-инвалидов являются следующие:

  1. поведение, приносящее вред самому себе (кусание собственных рук, удары по голове, постоянное желание взять в рот предметы и т. д.);
  2. агрессивное поведение (биение, оплевывание, кусание, бросание предметов);
  3. прерывание осуществляемой деятельности (импульсивное хватание и бросание предметов, крики, вскакивания из-за стола, дурашливость);
  4. постоянное взятие в рот предметов или бесконечное повторение вопросов;
  5. дефицит поведения: неконтролированное поведение, недостаток спонтанности, нежелание физического контакта, краткая продолжительность внимания и неспособность допускать изменения привычек.

Все перечисленные расстройства поведения требуют осторожного отношения к себе, особенно на этапе своего возникновения. Неправильная реакция близких, которые естественно пытаются устранить нежелательный способ поведения малыша, часто лишь его усиливает и закрепляет или приводит к появлению новых «странностей» ребенка.

Мы решили предложить ряд оптимальных советов, которые уже доказали свою состоятельность на практике. Однако ни один из них не будет стопроцентно подходить к Вашему малышу. Почему? Эти советы родились из опыта общения с другими детьми, имеющими перечисленные нами нарушения. А мы прекрасно знаем, что каждый ребенок – это индивидуальность, со своей спецификой. Поэтому воспринимайте эти рекомендации как возможное направление помощи Вашему ребенку и поддержки.

Коррекция деструктивного поведения

Практически любое деструктивное поведение — это способ сообщить взрослым о своем состоянии, желаниях, настроениях. И нет смысла сердиться на такого ребенка. Он просто не умеет реагировать по-другому. Как ему помочь?

Во-первых, относиться участливо, спокойно к его реакциям. Не надо повышать голоса, переживать, сердиться. Напротив, надо показать, что Вы принимаете его сигнал, знаете, что ребенок хочет этим сказать, но Вам это не очень нравится, и Вы хотите научить ребенка по-другому сообщать Вам о его настроениях.

Во-вторых, запаситесь терпением, которое потребуется на протяжении достаточно длительного времени (от 1,5 месяцев – до 4-5-ти месяцев), за это время Вы многократно будете пресекать нежелательное поведение, стараясь сделать так, чтобы ребенок погасил импульс неадекватной реакции.

В-третьих, продумайте способы и формы поощрения ребенка, когда он начнет отказываться от деструктивных форм поведения. Поощрять его надо с самых первых шагов, с помощью жестов, голоса, мимики. Очень важно использовать разнообразный словарь, лексику. Музыка новых слов, озвученных шепотом или наоборот громко, протяжно-напевно или ритмично-четко нередко способствует переключению внимания ребенка.

В-четвертых, старайтесь удалить тот предмет, объект, по которому бьет, или бьется ребенок. Например, наклоните стул так, чтобы ребенок не доставал головой до стола, держите стул в наклоненном положении. Отодвиньте стул от стены, чтобы ребенок не смог головой биться о стенку. При кусании своих рук предвосхищайте этот акт, опуская руки вниз и тут же вводя новый сигнал: «Смотри, вверху у меня конфета. Держи руки внизу. Покачай головой…»

Вот, пожалуй, и все те рекомендации, которые могут носить обобщенный характер. Во всем остальном – это индивидуальный подход на основе поиска оптимальных способов нейтрализации нарушенных форм поведения. Для работы с конкретными случаями деструктивного поведения  рекоменду. родителям прочитать книгу Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватерс «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей».

Учитель-дефектолог Некрылова М.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Проблема: не могу запомнить словарные слова!"

Данная консультация содержит следующую информацию для родителей и учителей:алгоритм запоминания словарных слов;способы, облегчающие запоминания словарных слов;способы запоминания и проверки словарных ...

Консультация для родителей «Проблемы адаптации ребенка к ДОУ»

Консультация для родителей «Проблемы адаптации ребенка к ДОУ»...

Консультация для родителей "Проблемы подросткового возраста"

Описание основных проблем подросткового возраста, пути их решения...

Консультация для родителей "Проблемы подросткового возраста"

Типичные   проблемы   подросткового возраста...

Консультация для родителей. Проблема мусора. Мы можем ее решить.

Консультация для родителей. Проблема мусора. Мы можем ее решить....

Консультация для родителей "Агрессивное поведение ребенка: что делать?"

Консультация для родителей детей младшего подросткового возраста....

Консультация для родителей "Как корректировать поведение ребенка"

Способы реагирования на нежелательное поведение ребенка...