Методическая разработка занятия в ГПД "Конек - Горбунок"
методическая разработка
Занятие разработано для обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konek-gorbunok.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конёк-горбунок»
Методическая разработка занятия по сказке П. Ершова в ГПД для обучающихся 1-4 классов
Цель: воспитание гуманных чувств у обучающихся начальных классов на примере анализа сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»
Задачи:
- Познакомить учащихся с творчеством и биографией П.П.Ершова;
- Совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление;
- Воспитывать чувство товарищества, дружбы; любовь к добру, к красоте; патриотизма.
Оборудование:
портрет П.П.Ершова
детские рисунки и иллюстрации к сказкам
фрагмент заставки к сказке «Приходите в гости к нам»
таблицы:
выставка книг «П.П.Ершова»
Ход урока
(Звучит заставка «Приходите в гости к нам»)
Педагог: ребята, вы любите сказки?
Я приглашаю вас в путешествие по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».
Кто же автор этой замечательной сказки? Пётр Павлович Ершов.
Петр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года. Семья жила тогда в селе Безруково, близ города Ишим.
Одно несчастье за другим преследовало дружную семью родителей будущего писателя: дети рождались слабыми, болезненными, умирали, не дожив до крещения. Вначале родителям казалось, что и Петр появился на свет только за тем, чтобы умереть.
На втором году жизни родители решили испробовать обряд, неизвестно откуда пришедший в Сибирь. Назывался этот обряд "Продажа сына"
А делалось это так:
К открытому окну подходил нищий. Ему протягивали ребенка:
- Купи!
- А сколько возьмешь?
- Грош.
Нищий брал ребенка, некоторое время держал в руках, затем уходил, забыв взять ребеночка. Вместе с ребенком покупал бродяжка и все его болезни.
В 1824 году Петра и его брата Николая отдали учиться в Тобольскую гимназию. В то время город Тобольск был столицей Сибири, а Тобольская гимназия - одним из лучших учебных заведений Сибири. Учёба давалась Петру довольно легко. В Тобольске Петр не только учился, здесь он стал собирать русские сказки, пословицы и поговорки, а в 1830 году с отличием закончил гимназию.
Отец, Павел Алексеевич Ершов, очень хотел, чтобы сыновья получили достойное образование. Именно поэтому он добился своего перевода в Петербург, чтобы Пётр и Николай смогли продолжить своё обучение. И в 1831 году братья Ершовы поступили в Петербургский университет.
Еще в детстве Ершов слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал.
Он очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов – царя, бояр, купцов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.
А когда Петр Павлович учился в Петербургском университете, он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились.
И он тут же задумал написать своего «Конька горбунка» – весёлую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке - горбунке. Многое взял Ершов для «Конька - горбунка» из старинных народных сказок.
Сказка очень понравилась читателям.
Кроме нее П.П. Ершов написал несколько стихотворений, поэму, рассказов и пьес, которые, к сожалению, не принесли автору такой славы, как «Конек-горбунок».
Сказка «Конек-горбунок» - литературная, т.к. у нее есть автор, мы же должны ответить на вопрос: «Почему литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной?»
Давайте вспомним, чем отличается русская народная сказка от литературной?
Отличия:
1. Автор-народ.
1. Автор конкретное лицо (он творец).
2. Существует в устной форме.
2. Создаётся в письменной форме.
З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).
3. Внесение изменений не допускается.
4. Время создания определить невозможно.
4. Время создания сказки известно.
В чем же проявились фольклорные особенности сказки «Конек-Горбунок»?
Язык
Язык, которым написан «Конёк-горбунок» ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.
Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.
Задание: объяснить значение устаревших слов. На экране в презентации поочерёдно появляются слайды со словами, ученики объясняют значение этих слов.
Спальник – придворный чин
бабка - игральная кость
зело – сильно
басурманин – иноземец
каурка – лошадь рыжей масти
лубки – яркие картинки
седмица – неделя
острог – тюрьма
шабалки – шабаш, конец
льзя – можно
рядиться – торговаться, договариваться
малахай – длинная, широкая одежда без пояса
Композиция.
Сказка построена также, как и русские народные сказки. У неё есть зачин, концовка, троекратные повторы (состоит из 3-х частей, три брата, три коня, три котла, три десятка кораблей, три путешествия)
Главного героя Ершова называют Иваном, как и в большинстве русских народных сказкок.
– Вспомните, какими были герои Иваны в русских народных сказках.(Добрые, честные, смелые, справедливые)
– А какими качествами наделил своего главного героя П.Ершов? Перечислите качества.
– Давайте обратимся к тексту сказки, чтобы подтвердить свои мысли.
Обращение к тексту сказки, подтверждение предположений учеников.
Физминутка
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!
Главный герой, как и герой в народной сказке, выходит победителем над злом.
Какие же герои олицетворяют зло в сказке «Конек-горбунок»? Братья (жадность), Царь (глупость), Спальник (зависть)
Давайте проследим, как раскрывается каждый из них в поступках?
Вам предложен список черт, из которых нужно выбрать черты, присущие данному герою. Выводы подтверждаются строками из текста.
Какими в сказке показаны братья? (трусливые, лживые, завистливые, жадные)
Какие слова вы выбрали, чтобы охарактеризовать спальника? (зависть, злость, коварство, хитрость).
Именно зависть, злоба побуждает спальника совершать неблаговидные поступки: клеветать, шпионить, воровать.
Каким показан в сказке царь? (жестоким, завистливым, злым)
Есть ли собратья у этих героев в русских народных сказках?
(«Сивка-Бурка»: братья, «Хаврошечка»: мачеха и дочери и др.)
Всегда ли в сказках герой в одиночку справляется с трудностями? (Есть помощники)
Вспомните русские народные сказки и приведите примеры (с опорой на иллюстрации) (Сивка-бурка, «Гуси-лебеди»: печка, яблоня, речка; «Хаврошечка»: корова…)
А кто помогает герою в сказке Ершова? (Конёк-горбунок)
(Описание Конька-Горбунка).
Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. .
Конек-Горбунок рассудительный, мудрый, сострадательный товарищ Иванушки.
Они удивительно похожи: Иван-то дурак, самый младший, не совсем полноценный с общепринятой точки зрения. И Конек-Горбунок "уродец" («Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами да с аршинными ушами…) он тоже третий, младший.
Конек-Горбунок оказывается и волшебным помощником Ивана.
Подтверждение строками из текста сказки.
Концовку сказки Ершов построил в соответствии с традициями народной сказки: в конце повествования герой перерождается и становится счастливым, и умным по-настоящему.
Вывод:
Мы с вами сделали сравнительный анализ литературной сказки и поняли, что автор в своем произведении использовал элементы русских народных сказок. Поэтому ее называют русской сказкой, от этого она любима и читаема многими поколениями. Поэтому ее называют народной.
Чему учит нас сказка П.П.Ершова?
Сказка Ершова учит нас, что надо избавляться от таких качеств, как зависть, злоба, жадность, лживость, если хочешь быть хорошим человеком. Достоинством этой литературной сказки является и то, что отрицательные качества воплощены не в каких-нибудь фантастических существах, а в простых людях и в царе. Поэтому сказка такая живая.
Эта сказка учит настоящей дружбе. Почему она и сейчас нравится читателям? (За приключения, за верность, смелость и дружбу Ивана и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем сказку, людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценили такие качества, как смелость, настойчивость, верность, доброта, честность. В сказке выражена житейская мудрость).
Как относится автор к своим отрицательным героям?
(Смеётся над ними)
Смех – это хорошее определение авторского отношения к персонажу.
А над Иваном автор смеётся? (Не смеётся, а подшучивает.)
Подтверждение строками из текста сказки.
Через 22 года после первой публикации «Конька-горбунка», в 1856 году, Петр Павлович Ершов писал: “Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь! Заслышав похвалу себе от таких талантливых людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнев, и проскакав за это время всю долготу и широту Русской земли, он очень мало думает о нападках господствующей школы и тешит люд честной, старых и малых,.. и будет тешить их пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т.е. до скончания века”. Так и получилось: мы с подлинным удовольствием читаем про «конька ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами» , про незадачливого Иванушку, глупого царя и Царь-девицу…
Надеюсь, волшебный мир сказки Ершова не оставил равнодушным и вас, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте...
Методическая разработка занятия на тему "Конек-горбунок"
Занятие рассчитано на обучающихся 1-4 классов....